Иван III Великий. Политическая деятельность объединителя русских земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 21:57, доклад

Краткое описание

Однако окончательное объединение русских земель и княжеств в могучую державу требовало целого ряда жёстких мер, кровавых войн, в которых одному из соперников надлежало сокрушить силы всех остальных. В не меньшей степени необходимы были внутренние преобразования; в государственной системе каждого из перечисленныхцентров продолжали сохраняться полузависимые удельные княжества, а такжегорода и учреждения, имевшие заметную автономию. Их полное подчинениецентральной власти обеспечивало тому, кто первый сумеет это сделать, крепкиетылы в борьбе с соседями и увеличение собственной военной мощи.

Содержание работы

1. Детство Ивана III и восхождение на престол 2
2. Внешняя политика 4
2.1 Политика объединения Руси 4
2.2 Освобождение от власти Орды 6
2.3 Русско-литовская война 1487–1494 8
2.4 Русско-крымский союз 9
2.5Войны с Ливонией и Швецией 11
2.6Русско-литовская война 1500–1503 12
3. Внутренняя политика 14
3.1 Интеграция присоединённых земель 14
3.2Введение Судебника 16
4. Церковная политика 17
5. Кончина великого князя 19
6. Итоги царствования 20
Список использованной литературы 21

Содержимое работы - 1 файл

Ваня.docx

— 72.15 Кб (Скачать файл)
    1. Внутренняя политика

3.1 Интеграция присоединённых  земель

 

После присоединения в 1471 году Ярославского княжества на его  территории начинается достаточно жёсткая  унификация с общемосковскими порядками. Специально назначенный посланец великого князя поверстал на московскую службу ярославских князей и бояр, отняв  у них часть земель. Схожие процессы происходили и в перешедшем под  контроль Москвы Ростове. Здесь также  наблюдался процесс поверстания местной элиты (как князей, так и бояр) на службу великому князю, причём ростовские князья сохранили в своих руках значительно меньшие по сравнению с ярославскими князьями вотчины. Ряд владений был приобретён как великим князем, так и московской знатью.

Присоединение Тверского  княжества в 1485 году и его интеграция в Российское государство произошло  достаточно мягко. Оно было фактически превращено в одно из удельных княжеств; Иван Иванович был поставлен «на великом княжении на тверском». При княжиче Иване был оставлен московский наместник Василий Образец-Добрынский. Тверь сохранила многие атрибуты самостоятельности: княжескими землями управлял особый Тверской дворец; хотя некоторые тверские бояре и князья и были переведены в Москву, новый тверской князь управлял княжеством при помощи тверской же боярской думы. Удельные князья, поддержавшие Ивана III, даже получили новые вотчины которые, кстати, вскоре были у них вновь отобраны. В 1490 году, после смерти Ивана Ивановича, Тверь на некоторый срок перешла к княжичу Василию, а в 1497 году была у него отнята. К началу XVI века, после переходов из рук в руки, тверской двор окончательно слился с московским, а некоторые тверские бояре перешли в московскую думу.

Интерес представляет также  интеграция в общегосударственную  структуру Белозерского княжества. После его перехода в 1486 году под  власть Москвы, в марте 1488 года была обнародована Белозерская уставная грамота. Среди прочего, она устанавливала  нормы кормлений представителей власти, а также регламентировала судопроизводство.

Наиболее глубокий характер носили перемены, постигшие главный камень преткновения в деле объединения русских земель – Новгородскую землю. Отличия общественного строя Новгородского государства от московских порядков носили куда более глубокий характер, нежели в прочих новоприсоединённых землях. В основе вечевых порядков лежало богатство новгородской боярско-купеческой аристократии, владевшей обширными вотчинами; огромными землями также располагала новгородская церковь. В ходе переговоров о сдаче города великому князю московская сторона дала ряд гарантий, в частности, было обещано не выселять новгородцев за пределы новгородской земли, московскую территорию и не конфисковать имущество.

А Новгород ожидала «чистка» неведомых масштабов. Сразу после падения города были произведены аресты. Была взята под стражу непримиримая противница Московского государства Марфа Борецкая, огромные владения семьи Борецких перешли в руки казны; схожая участь постигла ряд других вождей пролитовской партии Новгорода. Помимо этого, был конфискован ряд земель, принадлежавших новгородской церкви. В последующие годы аресты были продолжены: так, в январе 1480 года под стражу был взят архиепископ Феофил; в 1481 году попали в опалу недавно принятые на государеву службу бояре Василий Казимир, его брат Яков Коробов, Михаил Берденев и Лука Фёдоров. В 1483—1484 годах последовала новая волна арестов бояр по обвинению в государственной измене, в 1486 году из города было выселено пятьдесят семей. И, наконец, в 1487 году было принято решение о выселении из города всей землевладельческо-торговой аристократии и конфискации её вотчин. Зимой 1487—1488 года из города было выселено около 7 000 человек — бояр и «житьих людей». В следующем году из Новгорода было выселено ещё более тысячи купцов и «житьих людей». Их вотчины были конфискованы в казну, откуда частично были розданы в поместья московским детям боярским, частично переданы в собственность московским боярам, а частично составили владения великого князя. Таким образом, место знатных новгородских вотчинников заняли московские переселенцы, владевшие землёй уже на основе поместной системы; простой народ переселение знати не затронуло. Параллельно с конфискациями вотчин была проведена перепись земель, подведшая итог земельной реформы. В 1489 году таким же образом была выселена часть населения Хлынова (Вятки).

Борьба с господством старой землевладельческо-торговой аристократии Новгорода проходила одновременно с ломкой старого государственного управления. Власть перешла в руки наместников, назначавшихся великим князем, и ведавших как военными, так и судебно-административными делами. Потерял значительную часть своей власти и новгородский архиепископ.

    1. Введение Судебника

Объединение прежде раздробленных  русских земель в единое государство  настоятельно требовало помимо политического  единства создать также единство правовой системы. В сентябре 1497 года в действие был введён Судебник —  единый законодательный кодекс.

Относительно того, кто  мог быть составителем Судебника, точных данных нет. Господствовавшее в течение  долгого времени мнение о том, что его автором был Владимир Гусев (восходящее к Карамзину), в  современной историографии рассматривается  как следствие ошибочной интерпретации  испорченного летописного текста. По мнению Я. С. Лурье и Л. В. Черепнина, здесь мы имеем дело со смешением  в тексте двух разных известий —  о введении Судебника и о казни  Гусева.

Круг вопросов, отражённых в этом первом за долгое время обобщающем законодательном акте, весьма широк: это и установление единых для  всей страны норм судопроизводства, и  нормы уголовного права, и установления гражданского права. Одной из наиболее важных статей Судебника стала статья 57 — «О христьянском отказе», вводившая единый для всего Российского государства срок перехода крестьян от одного землевладельца к другому — за неделю до и неделей после Юрьева дня (осеннего) (26 ноября). Значительную часть текста памятника занимали статьи о юридическом статусе холопов.

Создание в 1497 году общерусского Судебника стало важным событием в истории законодательства России. Стоит отметить, что подобного  единого кодекса не существовало даже в некоторых государствах Европы (в частности, в Англии и во Франции).

    1. Церковная политика

Чрезвычайно важной частью внутренней политики Ивана III были его  отношения с церковью. Основными  событиями, характеризующими церковные  дела во время его правления, можно  назвать, во-первых, появление двух церковно-политических течений, по-разному  относившихся к существовавшей на тот  момент практике церковной жизни, и, во-вторых, появление, развитие и разгром  так называемой «ереси жидовствующих». При этом необходимо отметить, что на внутрицерковную борьбу неоднократно оказывали влияние как противоречия внутри великокняжеской семьи, так и внешние факторы. Помимо этого, определённую сложность в дела церкви вносила состоявшаяся в 1439 году Флорентийская уния и попытки Католической церкви вынудить Православную церковь к её признанию.

В русской церкви зародились и получили некоторое распространение два течения, по-разному относившиеся к вопросу о церковной собственности. Последователи Нила Сорского, получившие наименование «нестяжателей», выступали за добровольный отказ церкви от богатств и переход к более бедной и аскетичной жизни. Их оппоненты, получившие наименование «иосифлян» («осифлян», по имени Иосифа Волоцкого), напротив, отстаивали право церкви на богатство (в частности, на земли). Вместе с тем, иосифляне выступали за соблюдение монастырских уставов, бедность и трудолюбие каждого монаха в отдельности.

В 1484 году Иван III назначил новгородским епископом своего давнего сторонника Геннадия Гонзова. Вскоре новоназначенный епископ забил тревогу: по его мнению, в Новгороде появилась и широко распространилась ересь (получившая в исторической литературе название «ересь жидовствующих»). Геннадий начал активную борьбу против неё, привлекая даже опыт католической инквизиции, однако здесь он натолкнулся на непредвиденные обстоятельства: некоторые из предполагаемых еретиков пользовались покровительством великого князя. Так, в частности, немалым влиянием на государственные дела обладал Фёдор Курицын; места священников в Успенском и Архангельском соборах занимали ещё двое еретиков — Денис и Алексей; с еретиками была связана жена наследника престола Ивана Ивановича — Елена Волошанка. Попытки Геннадия на основании показаний арестованных в Новгороде еретиков добиться ареста московских сторонников ереси не дали результата; Иван III не склонен был придавать делу о ереси большого значения. Тем не менее, Геннадию удалось привлечь на свою сторону ряд церковных иерархов; помимо прочих, его активно поддержал Иосиф Волоцкий.

В мае 1489 года умер митрополит Геронтий. Старшим иерархом церкви стал архиепископ Геннадий, что сразу усилило позиции сторонников искоренения ереси. К тому же, 7 марта 1490 года умер наследник престола княжич Иван Иванович, женой которого была покровительница еретиков Елена Стефановна, в результате чего выросло влияние приверженцев ревнительницы ортодоксального православия Софьи Палеолог и княжича Василия. Тем не менее, 26 сентября 1490 года новым митрополитом стал недруг архиепископа Геннадия, Зосима, а 17 октября был собран церковный собор.

Результатом собора стало  осуждение ереси. Ряд видных еретиков был арестован; некоторые попали в заключение (их содержали в очень  суровых условиях, ставших для  многих смертельными), некоторые были выданы Геннадию и показательно провезены  по Новгороду. Одна из новгородских летописей  упоминает и более жестокие расправы: сожжения еретиков «на Духовском поле». Вместе с тем, некоторые сторонники ереси не были арестованы: так, не понёс наказания Фёдор Курицын.

Собор 1490 года не привёл к  полному уничтожению ереси, однако серьёзно ослабил позиции её сторонников.

В августе-начале сентября 1503 года был созван новый церковный  собор. В его ходе были приняты  важные решения, значительно менявшие повседневную церковную практику: в  частности, были полностью отменены пошлины за поставление на церковные должности. Это решение, видимо, нашло поддержку среди нестяжателей. Кроме того, подобная практика неоднократно подвергалась критике со стороны еретиков. Тем не менее, был принят также ряд мер, предложенных и активно поддерживавшихся иосифлянами. После подписания соборного приговора (Иван III скрепил его собственной печатью, что подчёркивало важность нововведений) собор шёл к своему логическому завершению; из столицы даже успел уехать вызванный неотложными делами Иосиф Волоцкий. Однако неожиданно Нилом Сорским на обсуждение был поставлен вопрос о том, достойно ли монастырям владеть вотчинами. В ходе разгоревшейся дискуссии нестяжателям и иосифлянам не удалось прийти к единому мнению. В конечном итоге, попытка нестяжателей убедить иерархов церкви в своей правоте провалилась, несмотря на явную симпатию великого князя идее секуляризации земель.

Собор 1503 года, занятый прежде всего внутрицерковными проблемами, не решил окончательно вопрос о ереси; вместе с тем, к этому времени положение еретиков на княжеском дворе было как никогда шатким. После ареста в 1502 году их покровительницы Елены Волошанки и провозглашения Василия Ивановича, сына поборницы православия Софьи Палеолог, наследником, сторонники ереси в значительной степени утратили влияние при дворе. Более того, и сам Иван наконец прислушался к мнению духовенства; Иосиф Волоцкий в дошедшем до нас послании к духовнику Ивана III упоминает даже о покаянии великого князя и обещании наказать еретиков. В 1504 году в Москве был созван новый церковный собор, осудивший видных деятелей ереси на смерть. 27 декабря 1504 года в Москве были сожжены главные еретики; казни прошли также в Новгороде. Столь жестокая расправа вызвала неоднозначную реакцию, в том числе и среди духовенства; Иосиф Волоцкий был вынужден выступить со специальным посланием, подчёркивавшим законность произошедших казней.

    1. Кончина великого князя

Летом 1503 года Иван III серьёзно заболел. Незадолго до этого (7 апреля 1503 года) умерла его жена — Софья  Палеолог. Оставив дела, великий  князь отправился в поездку по монастырям, начав с Троице-Сергиевого. Однако его состояние продолжало ухудшаться: он ослеп на один глаз; наступил частичный паралич одной руки и одной ноги. 27 октября 1505 года великий князь Иван III скончался. По сообщению В. Н. Татищева (впрочем, неясно, насколько достоверному), великий князь, призвав перед смертью к своей постели духовника и митрополита, тем не менее, отказался постричься в монахи. Похоронен великий князь был в Архангельском соборе Московского Кремля.

    1. Итоги царствования

Главным итогом правления  Ивана III стало объединение вокруг Москвы бо́льшей части русских земель. В состав России вошли: Новгородская земля, долгое время бывшее соперником Московского княжества Тверское княжество, а также Ярославское, Ростовское, и частично Рязанское княжества. Остались независимы лишь Псковское и Рязанское княжества, однако и они не были полностью самостоятельны. После успешных войн с Великим княжеством Литовским в состав Московского государства вошли Новгород-Северский, Чернигов, Брянск и ещё ряд городов (составлявших до войны около трети территории Великого княжества Литовского); умирая, Иван III передал своему преемнику в несколько раз бо́льшие земли, чем принял сам. Кроме того, именно при великом князе Иване III Российское государство становится полностью независимым: в результате «стояния на Угре» власть ордынского хана над Русью, длившаяся с 1243 года, полностью прекращается.

Годы правления Ивана III также ознаменовались успехами во внутренней политике. В ходе проведённых  реформ был принят свод законов страны — «Судебник» 1497 года. В это же время закладываются основы приказной  системы управления, а также появляется поместная система. Были продолжены централизация страны и ликвидация раздробленности; правительство вело достаточно жёсткую борьбу с сепаратизмом удельных князей. Эпоха правления  Ивана III стала временем культурного  подъёма. Возведение новых зданий (в  частности, московского Успенского собора), расцвет летописания, появление  новых идей — всё это свидетельствует  о значительных успехах в области  культуры.

 

 

Список использованной литературы

    1. Алексеев Ю.Г. Походы русских войск при Иване III. — СПб.: СПбУ, 2009;
    2. Ключевский В.О. Курс русской истории;
    3. Карамзин Н.М. История государства Российского. – М.: Изд-во Эксмо, 2003;
    4. Скрынников Р.Г. Иван III. — М., 2006;
    5. [Биографический указатель]. URL: http://www.hrono.ru/biograf/bio_i/ivan3vas.php (дата обращения: 14.09.13г.)

Информация о работе Иван III Великий. Политическая деятельность объединителя русских земель