Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:59, контрольная работа
Задание № 1: Проанализируйте наиболее существенные изменения, произошедшие в уголовном законодательстве в период хрущевской «оттепели».
Задание № 2.
Согласно ст. 52 главы 1 «Форма заключения брака» Кодекса законов об Актах гражданского состояния, Брачном, Семейном и Опекунском праве (22 Октября 1918 г. №76-77. Отдел первый) брак, совершенный по религиозным обрядам после 20 декабря 1917 г., не имеет силы зарегистрированных браков в Отделе записей актов совершения состояния.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность «Юриспруденция»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: История отечественного государства и права
Вариант № 9
Выполнил:
студент 1 курса
1 семестр
Нусс Ирина Юрьевна
Тюмень, 2011
Задание № 1: Проанализируйте наиболее существенные изменения, произошедшие в уголовном законодательстве в период хрущевской «оттепели».
В конце 50х годов началась новая кодификация советского законодательства. Поскольку в СССР действовала партийно-государственная система и КПСС являлся ее ядром, сформулированные на партийных съездах политические выводы явились идеологическими постулатами, положенными в основу последующей правотворческой деятельности. Было предложено привести все законодательство в соответствие программным установкам КПСС.
В период хрущевской «оттепели» были кодифицированы три отрасли права: гражданское, уголовное и процессуальное. Если говорить об юридической технике, то новая кодификация законодательства шла намного сложнее, труднее и медленнее, чем в 1922-1926гг., однако медлительность в подготовке текстов во многом компенсировалась их качеством. Кодексы готовились на базе достижений советской юридической науки и обобщения юридической практики советского государства. Кодификация проводилась на двух уровнях – союзном и республиканском. На союзном уровне принимались Основы законодательства Союза ССР и союзных республик, а на республиканском – соответствующие кодексы.
В 1958г. были приняты Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Основы заменили действовавшие с 1924 года Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик. В октябре 1960 года Верховный Совет РСФСР принял Уголовный кодекс РСФСР, заменивший УК 1926 года.
На принятии Основ уголовного законодательства Союза ССР 1958 года, а затем УК РСФСР 1960 года не могли не сказаться идеологические постулаты КПСС о полной и окончательной победе социализма в СССР и миф о скором построении коммунистического общества в нашей стране. Программа КПСС исходила из того, что «рост материальной обеспеченности, культурного уровня и сознательности трудящихся создает все условия для того, чтобы искоренить преступность и в конечном счете заменить меры уголовного наказания мерами общественного воздействия и воспитания. В условиях социализма каждый выбившийся из трудовой колеи человек может вернуться к полезной деятельности» (КПСС в резолюциях…Изд. 8е. Т.8. С.277). То есть программа КПСС исходила из возможности скорого искоренения преступности вообще и отказа в связи с этим от мер уголовного воздействия и замены его мерами общественного воздействия и воспитания.
Поэтому особенностью Основ уголовного законодательства Союза ССР 1958 года и Уголовного кодекса РСФСР 1960 года являлось юридическое закрепление тенденции к сужению и смягчению уголовной ответственности за деяния, не представлявшие большой опасности для общества и государства. Более гуманным стало уголовное наказание. Была расширена сфера применения исправительно-воспитательных мер, в том числе условного осуждения лиц, совершивших преступление впервые. Предусматривалось условно-досрочное освобождение от наказания или замена наказания более мягким, если осужденный своим примерным поведением и честным отношением к труду доказал свое исправление и отбыл не менее половины назначенного срока наказания.
Из перечня наказаний были изъяты такие ранее применявшиеся их виды, как объявление врагом народа с лишением гражданства СССР, изгнание из его пределов, «лишение политических и отдельных гражданских прав». Перестал действовать принцип объективного вменения (наказание без вины), отменялись групповые наказания. Намного был снижен максимальный срок лишения свободы. В соответствии со ст.23 Основ уголовного законодательства СССР и союзных республик вместо предусмотренного прежним законодательством максимального срока лишения свободы в 25 лет он был ограничен 10 годами. И лишь за особо тяжкие преступления и для опасных рецидивистов максимальный срок лишения свободы устанавливался в 15 лет.
Основы повысили минимальный возраст, по достижении которого могла наступать уголовная ответственность. Вместо недемократической нормы, введенной в 30е годы, устанавливавшей уголовную ответственность с 12 лет, впредь к такой ответственности могли привлекаться лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. И лишь за совершение некоторых тяжких преступлений (убийство, изнасилование, разбойное нападение, кража, злостное хулиганство) уголовная ответственность наступала с 14 лет. Основы исключали возможность применения аналогий в уголовном праве, то есть осуждение человека за деяние, прямо не предусмотренного в уголовном законе. Преступным признавалось лишь общественно опасное деяние, прямо предусмотренное законом, действовавшим в момент совершения преступления.
Вместе с тем Основы, УК РСФСР, а также принятые в начале 60-х годов другие законодательные акты не давали никаких послаблений за совершение государственных и воинских преступлений, предусматривали усиленное наказание для рецидивистов и других опасных антиобщественных элементов. За наиболее тяжкие государственные и воинские преступления (измена Родине, шпионаж, террористический акт против представителя иностранного государства с целью провокации войны или международных осложнений, неповиновение военнослужащих, совершенное в военное время или в боевой обстановке), а также за умышленное убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах, могла применяться максимальная мера наказания – смертная казнь.
5 мая 1961 года был принят указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с особо опасными преступлениями», согласно которому допускалось применение смертной казни за хищение государственного и общественного имущества в особо крупных размерах, изготовление с целью сбыта поддельных денег и ценных бумаг, а также в отношении особо опасных рецидивистов.
Принятый в период хрущевской оттепели УК РСФСР 1960 г. содержал много нововведений в системе Особенной части. Учитывая горький опыт грубейших нарушений законности в период сталинизма и принижения роли правосудия, в УК была включена новая глава - "Преступления против правосудия". Была введена глава о преступлениях против политических и трудовых прав граждан; были две самостоятельные главы, предусматривающие уголовную ответственность за преступления против собственности, по сути дела, дублирующие друг друга. Речь идет о главе "Преступления против социалистической собственности" и главе "Преступления против личной собственности граждан". Наказания за посягательства на социалистическую собственность карались строже, чем за аналогичные посягательства на личную собственность. Объяснялось это тем, что личная собственность признавалась производной от социалистической.
На первом месте в Особенной части значились государственные преступления, а преступления против личности были расположены после преступлений против социалистической собственности. УК РСФСР 1960 г. за 36 лет своего существования претерпел множество изменений и дополнений. Однако к концу 80-х гг. этот законодательный акт перестал отвечать задачам борьбы с преступностью и во многом противоречил задачам и требованиям рыночной экономики. Так, ст. 153 этого Кодекса предусматривала уголовную ответственность за частнопредпринимательскую деятельность и коммерческое посредничество, которые являются основой рыночной экономики. А ст. 154 предусматривала ответственность за спекуляцию, хотя бизнес является движущей силой рыночных отношений. Более того, в 1990 г. был принят Закон о собственности в РСФСР, провозгласивший равную правовую охрану всех форм собственности, в том числе и частной. Естественно, ст. ст. 153 и 154 были отменены, как и многие другие статьи УК РСФСР 1960 г. В первой половине 90-х гг. с учетом изменившихся социально-политических и экономических условий в УК РСФСР 1960 г. были внесены многочисленные изменения и дополнения. Однако это не снимало проблемы. Становилось очевидным, что назрела необходимость в новом уголовном кодексе, отвечающем демократическим и социально-экономическим преобразованиям в обществе.
УК РСФСР 1960 г., действовавший в условиях тоталитарного режима, был крайне идеологизирован, а многие его положения носили чисто декларативный характер. Подход к оценке уголовно-правовых явлений не с позиций общечеловеческих, а с позиций классовых ценностей, пронизывающий этот Уголовный кодекс, полностью себя изжил. Кроме того, за последние десятилетия появились такие формы преступности, которые оставались вне сферы действия Уголовного кодекса.
Многие практические работники правоохранительных органов предъявляли обоснованные претензии в связи с тем, что в Уголовном кодексе отсутствовали четкие нормы, дающие возможность успешно бороться с захлестнувшей общество организованной преступностью. Реформирование уголовного законодательства началось еще в период так называемой перестройки, в конце 80-х гг. Весной 1992 г. была создана комиссия, в состав которой вошли видные отечественные ученые-криминалисты. Комиссия разработала проект уголовного кодекса, который был опубликован и направлен в Государственную Думу. После доработки Уголовный кодекс РФ был принят Государственной Думой 24 мая 1996 г., 5 июня 1996 г. одобрен Советом Федерации и 13 июня 1996 г. подписан Президентом. С 1 января 1997 г. УК РФ вступил в законную силу.
Новый УК РФ существенно отличается от УК РСФСР 1960 г. В нем содержится много нововведений. Главным является то, что Кодекс отказался от приоритетности классового подхода, пронизан идеей защиты общечеловеческих ценностей.
В основу построения Особенной части УК РФ положен принцип родового объекта преступлений. В соответствии с этим принципом Особенная часть подразделяется на разделы. Однородные по своему характеру и сущности виды преступлений объединены в шесть разделов. Разделами Особенной части УК являются: VII. Преступления против личности; VIII. Преступления в сфере экономики; IX. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка; X. Преступления против государственной власти; XI. Преступления против военной службы и XII. Преступления против мира и безопасности человечества. Нетрудно заметить, что система Особенной части построена на основе иерархии общечеловеческих ценностей, в соответствии с теоретической схемой, отраженной в Конституции РФ, - "личность, общество, государство". Поэтому неслучайно Особенная часть открывается разделом "Преступления против личности". В свою очередь, разделы Особенной части подразделяются на главы; в основе такой классификации лежит принцип видового объекта преступлений. Под видовым объектом в теории уголовного права принято понимать тот объект, те общественные отношения, на которые посягают преступления отдельного вида <*>. Другими словами, речь идет об объекте однородных и тождественных преступлений. Так, видовым объектом преступлений, расположенных в гл. 21 УК, является собственность, а родовым объектом - общественные отношения в сфере экономики. Внутри глав преступления классифицируются по принципу непосредственного объекта. Как уже говорилось, собственность выступает в качестве объекта преступлений, расположенных в гл. 21 УК. В зависимости от того, на какую форму собственности осуществляется преступное посягательство: частную, государственную или муниципальную, зависит установление непосредственного объекта конкретного преступления. Непосредственным объектом кражи имущества в государственном предприятии, например, является государственная собственность, а непосредственным объектом кражи имущества, принадлежащего лицу на праве частной собственности, будет частная собственность.
Принятие Основ уголовного законодательства в 1958 г., предопределивших некоторую гуманизацию и сужение сферы действия уголовного закона, привело к сокращению учтенной преступности в 1959 г. на 30,2%. Принятие же новых республиканских кодексов в 1960—1962 гг. сопровождалось адапционными синдромом (отсутствие следственно-судебной практики по новому законодательству, перегибы в исполнении новых законов, недостаточная осведомленность граждан о новых запретах), который привел к росту преступности в 1960 г. на 5,9%, а в 1961 — на 34,7%. В 1962 г. положение не изменилось, но судебная практика стала корректироваться, на что существенно повлиял курс партии на искоренение преступности, провозглашенный в Программе КПСС 1961 г.
Руководители правоохранительных органов должны были каждодневно доказывать свою способность «управлять» процессом искоренения преступности. Декларация о гуманизации уголовного правосудия широко использовалась для подтверждения этой задачи. Опора на общественность в борьбе с преступностью привела руководство страны к мысли об отмирании уголовной юстиции, перепроизводстве юристов, сокращении их подготовки и к другим ошибочным выводам. Но объективные тенденции преступности в условиях снижения тотального контроля в период хрущевской оттепели развивались по своим законам. Реальный общественный порядок ухудшался, хотя статистика свидетельствовала о другом. В 1965 г. было учтено 751 801 преступление. Эти показатели были самыми низкими за время действия уголовного законодательства 60-х годов. Коэффициент преступности составил 328, а судимости — 249 на 100 тыс. жителей.
Расхождение провозглашенного курса на искоренение преступности с помощью общественности и реальной криминологической обстановкой в стране в 1966 г. стало очевидным и для руководства страны.
23 июля 1966 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по усилению борьбы с преступностью», за которым последовало изменение уголовного законодательства и внесение коррективов в уголовную политику. В 1966 г. учтенная преступность возросла на 18,1%. С этого года, года первого усиления уголовной ответственности, преступность стала интенсивно расти. В связи с этим только ЦК КПСС принял более 15 открытых и закрытых постановлений, направленных на усиление борьбы с преступностью и ее снижение, а в уголовные законы практически непрерывно вносились изменения и дополнения в тех же целях. Однако положение дел не только не улучшалось, а последовательно и закономерно ухудшалось.
Разрушение сталинского режима, который удерживал народ в страхе, некоторые признаки свободы и волюнтаризм в решении социально-экономических и криминологических проблем во времена Хрущева и особенно генерализованное разложение общественных, в том числе и правовых, отношений в брежневский застойный период, несмотря на постоянные призывы властей к сокращению преступности и возврат к некоторым сталинским методам социального контроля, был тем фоном, на котором регистрировался интенсивный рост преступности. С вынужденной либерализацией тоталитаризма иссякали и все криминологические преимущества социализма.
В итоге статистическая картина преступности оказалась следующей: если в 1956 г. было зарегистрировано 579 116 преступлений или 292,6 деяний на 100 тыс. населения, то в 1991 г., когда СССР фактически и юридически перестал существовать, учтенная преступность по абсолютным показателям возросла до 557,0%, впервые достигнув 3 223 147 преступлений, а по относительным — до 381%, или 1114,9 преступлений на 100 тыс. всего населения бывшего СССР. Среднегодовые темпы прироста преступности за эти 35 лет равнялись 5,03%, а населения — 1,1%, т.е. рост преступности обгонял рост населения в 4,6 раза (рис. 3). Темпы прироста преступности в зависимости от объективных и субъективных условий существенно колебались, достигнув в 1989 г. +31,8%. Аналогичные «взлеты» преступности наблюдались в 1958 г. (+29,9%), 1961 г. (+34,7%), 1966 г. (+18,1%) и в 1983 г. (+21,7%).
Зарегистрированная преступность в России с начала перестройки и до распада СССР изменялась по тем же законам, как и в Союзе в целом, т.е. интенсивно росла. После образования Российской Федерации (1991 г.) этот рост продолжался до 1994 г. Затем в динамике учтенной преступности появились колебания с преимущественным ее снижением. И это было связано не столько с реальным улучшением криминологической обстановки в стране, сколько с неспособностью правоохранительных органов контролировать преступность и с манипуляцией учетом преступных проявлений, в результате чего интенсивно росла латентная преступность. Среднегодовой прирост населения в России за эти годы составил всего 0,2%, а учтенной преступности — 4,5%, в том числе в расчете на 100 тыс. населения — 4,25%. Таким образом, среднегодовой прирост преступности за эти годы в 22,5 раза превышал среднегодовой прирост населения. Реальный прирост преступности был многократно выше.
Задание № 2.
Согласно ст. 52 главы 1 «Форма заключения брака» Кодекса законов об Актах гражданского состояния, Брачном, Семейном и Опекунском праве (22 Октября 1918 г. №76-77. Отдел первый) брак, совершенный по религиозным обрядам после 20 декабря 1917 г., не имеет силы зарегистрированных браков в Отделе записей актов совершения состояния.
Статья 52. Только гражданский (светский) брак, зарегистрированный в Отделе записей актов гражданского состояния, порождает права и обязанности супругов, изложенных в настоящем разделе.
Брак, совершенный по религиозным обрядам и при содействии духовных лиц, не порождает никаких прав и обязанностей для лиц, в него вступивших, если он не зарегистрирован установленным порядком.
Примечание. Церковные и религиозные браки, заключенные до 20 декабря 1917 г. с соблюдением условий и формы, предусмотренных в ст.ст. 3, 5, 12, 20, 31 или 90 прежде действовавших законов гражданских (прежний Свод зак. т. X, ч. 1, изд. 1914 г.), имеют силу зарегистрированных браков.
Информация о работе История отечественного государства и правва