Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 17:34, реферат
Когда Оренбург был крепостью, здесь никаких построек не было. Когда срыли крепостной вал, на этой площади ( Соборная площадь) открылся съестной базар. В 1879 году все лавки сгорели. Возобновлять базар не стали. На этом месте решили воздвигнуть новый храм.
На 5 слайд: Когда Оренбург был крепостью, здесь никаких построек не было. Когда срыли крепостной вал, на этой площади ( Соборная площадь) открылся съестной базар. В 1879 году все лавки сгорели. Возобновлять базар не стали. На этом месте решили воздвигнуть новый храм.
На 6 слайд: В столетнюю годовщину кончины основателя Оренбурга и устроителя края Ивана Ивановича Неплюева, 11 ноября 1873 года, Крыжановский предложил почтить память его постройкой большого собора. Для этого открыли подписку, сам Николай Андреевич Крижановский пожертвовал 500 рублей. Пожертвований поступало много. По дворам города стали ходить монашки, во всем черном, с кружками на бечеве, на которых было написано: «На строительство храма». Каждый жертвовал сколько мог. Но мутных средств могло не хватить, поэтому Крыжановский обратился к Государю за разрешением собирать пожертвования по всей России. Разрешение на таковой сбор было дано 9 августа 1874 г.
Там, где сначала намечали строить собор, сперва построили часовню. В ней собирали пожертвования. Она стоит напротив Тополевого сада. Её до сих пор зовут «Собирика». Открыли её в 1875 году и за 20 лет собрали почти 58 тыс руб. Строительство стоило более 400 тысяч и началось лишь в 1886 году. Задержки пожарным бедствием 1879 г., после которого пришлось много строить и восстанавливать, и поисками подходящего проекта.
На лучший проект объявили конкурс. Он проходил при Императорской академии Художеств. Наиболее удачными признали 2 проекта – архитектора Шретера и художника Леонова. Но у первого проигрывал внешний вид по сравнению с поектом Леонова. Зато у последнего неудачным оказалось решение плана. Шретеру предложили переработать проект, решив фасады в духе леоновского проекта. Эскизный проект был признан годным в октябре 1879 г., но по предварительным подсчётам строительство обошлось бы тысяч в 700. Таких денег у города не было. Думали уж посторить ссобор по готовому проеткту Нижегородкого собора. Но он тоже обошелся бы дороговато: в Нижнем потратили 450 тыс. руб., к тому же собор был слишком велик. Строительный комитет потратил ещё несколько лет на поиски подходящего проекта. Помог в этом деле бывший Оренбургский губернатор Николай Алексеевич Маслоковец; генерал-губернаторство было упразднено в 1881 г., и Крыжановского уже не было. Маслоковец предложил в 1885 г обратиться к академику архитектору Ященко, который тогда был в Оренбурге. Тот согласился и уже в мае представил эскиз, его одобрили, а 23 января 1886 г. полностью завершенный проект был Высочайше утвержден. Для этого проекта и выбрали Соборную площадь.
На 7 слайд: Сразу же весной начались земляные работы, и 8 сентября 1886 г произошла торжественная закладка храма. Всё место обнесли перилами, украсили их ветвями и флагами. Входные ворота с русской резьбою тоже украсили зеленью и флагами. После литургии архиерей Макарий с крестным ходом спустился по земляному откосу и совершил закладку храма. Присутствовали при этом масса народа, войска и три военных оркестра.
На 8 слайд: Кладку закончили в 1893 г. На следующий год закончили штукатурные работы и отлили колокола. Главный колокол весит 723 пуда 32 фунта. Поднимали колокола в ноябре и декабре того же 1894 года. 9 декабря подняли и большой крест.
В 1893 году стали опасаться, что не хватит средств на отделку и освещение храма придётся откладывать. Тут вдова купца М.Л. Иванова пожертвовала 30 тыс. Эта сумма ушла на иконостас, писание икон, колокола.
Освятили храм 19 октября 1895 года в честь Казанской (Табынской) иконы Богоматери. Архитектурный стиль собора называют Византийским. Термин представляется не совсем удачным. Поскольку Византийский стиль, строго говоря, мог быть только в соответствующую эпоху, главным образом, именно в Византии. Но, разумеется, архитекторы, которые начинали работать в этом направлении, имели перед глазами византийские постройки, старались создать что-то близкое.
У собора
выделяется центральный объем
– барабан с венчающим его
куполом. С четырех сторон
На 10 слайд: Интерьер собора расписан живописью и орнаментами, близкими по стилю росписям собора Св.Марка в Венеции. Часть икон работы художника В.Маковского. Его же большая картина «Явление Богоматери преподобной Сергию». Особа чтима икона Табынской (Казанской) Богоматери. Это точная копия с чудотворной, которая находится в Табынске в Уфимской губернии. Есть и в храме дар императора Николая 2. Государь подарил сереброзлащенную лампаду. Лампада висит перед иконой Святителя Николая. На слайде можно увидеть камим был хркм внутри. Нижний ряд: Архангел Михаил, Богоматерь с Младенцем, Иисус Христос Спаситель, Архангел Гавриил. Верхний ряд (круглые иконы): Св.дьякон Вениамин, Св. Макарий Египетский, Св. князь Владимир Киевский, Св. Митрофан воронежский. Средний ряд: Тайная вечеря (внизу). Святая Троица (вверху).
На 11 слайд: Но судьба этому великолепию и украшению уготовила короткую жизнь: 5 августа 1931 года началась разборка храма. Первый взрыв прозвучал в четыре часа утра 19 мая 1932 года...
О том, как готовилось уничтожение собора известно две «легенды». Первая из них распространяется недобросовестными историками–краеведами. Она гласит, что уничтожение храма было произведено по указанию Оренбургского обкома ВКП(б). Это не соответствует действительности, так как с 1929 года и по декабрь 1934 года Оренбургской области не было вообще. Наш край в те годы входил в состав Приволжского края.
Вторая легенда более
Документального подтверждения этой легенде установить не удалось.
Но есть и еще одна легенда. Как только до служителей собора дошел слух, что готовится уничтожение храма, наиболее ценные вещи, реликвии ими были перенесены в тайно выкопанные когда–то подземные ходы и там замурованы.
Таким образом храм был уничтожен.
На 12 слайд: