История Камчатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:51, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы - изучить историю Камчатки.
Задачи:
- Ознакомиться с материальной культурой народов;
- Ознакомиться со строительством Петропавловска в начале ХХ в.
Объектом данной контрольной являются коренные народы Камчатского полуострова.
Предмет - освоение Петропавловска-Камчатского.

Содержание работы

Введение 3

1. Археологические данные о пребывании айнов на Камчатке 5

2. Зимняя и летняя обувь коряков и ительменов: сходство и различие 8

3. Строительство Петропавловска в начале ХХ в. 13

Заключение 19

Список литературы 20

Содержимое работы - 1 файл

готово камчатка.docx

— 44.90 Кб (Скачать файл)

     Иногда очищенную от мездры оленью шкуру, идущую на пошив меховых чулок, красили в красный цвет. Для этого ольховую кору настаивали на моче человека. Этим настоем смачивали шкуру, сворачивали смазанной стороной внутрь и мяли ногами до покраски, после чего просушивали в расправленном виде.

     Несколько иначе происходила заготовка камусов. Сняв с оленя, их попарно вокруг сшивали нитками через край шерстью внутрь, и, наполнив сухой травой, сушили под балаганом или на чердаке дома. Такой камус мог храниться долгое время. Перед пошивом обуви его обрабатывали так же, как и шкуру оленя: скребли, удалив мездру, мяли, растягивали. Выделанные камусы использовались при изготовлении зимней повседневной и промысловой обуви. Из них также шили голенища для демисезонной обуви.

Значительное количеств обуви изготовлялось из выделанных тюленьих шкур. Обработка их производилась несколькими способами и зависела от того, на какие части и типы обуви шел материал.

     В XX в. свежую тюленью шкуру высушивали в расправленном виде, затем ножом снимали остатки жира и мездру, одновременно растягивая ее. Из такой шкуры раскраивали подошву. Используемые для этих же целей шкуры медведя, домашнего скота, сивуча обрабатывались так же, как и тюленьи.

Для праздничной  обуви тюленью шкуру красили  крепким отваром ольховой коры: его  вливали в сшитые в виде мешка  шерстью внутрь тюленьи шкуры. Зашитый  мешок подвешивали на дерево или  клали на полено и в часы досуга один за другим колотили по нему дубинкой. Эта процедура повторялась до тех пор, пока краска не просачивалась сквозь кожу. Окрашенную, ее растягивали для просушки на воздухе, перед раскроем тщательно мяли руками.

     Несколько иначе производилась выделка шкур у коряк, идущих на изготовление голенищ и головок всей летней обуви. Предварительно их также смачивали водой, свертывали шерстью внутрь и клали на несколько дней в яму, обложенную травой, где они чуть-чуть подпревали. Затем очищали от шерсти и растягивали. Высушенную кожу мяли руками, зажав между коленями и придерживая левой рукой один ее конец, другой поворачивали правой рукой по окружности против часовой стрелки. Последующую обработку продолжали скребком, снимая мездру и размягчая кожу.

     Интересно отметить, что в начале XVIII в. ительмены красили кожи и минеральными красками. Иногда выцветшую матерчатую одежду, приобретенную у русских, красили соком шикши или брусники. Собачьи шкуры дубили при помощи древесины гнилого дерева и рыбьей икры и красили настоем ольховой коры.

     Все кожаные заготовки раскраивались на доске острым ножом с широким лезвием, шкуры с мехом - только со стороны мездры, чтобы не повредить ворс. Ткани раскраивались ножницами. Меховые изделия шили обметочным швом, а кожаные и матерчатые - швом стежкой. На дыры одежды и обуви ительмены накладывали заплаты, никогда их не штопая.

     Обувь ительменов можно классифицировать: на зимнюю и летнюю; на мужскую, женскую и детскую; на повседневную, промысловую и праздничную; но строгой дифференциации верхней плечевой одежды не было. Так, например, повседневная выношенная меховая одежда могла служить летней. Женщины носили одинаковые с мужчинами по покрою обувь.

Обувь коряк, башмаки и сапоги разнообразны и отличаются от обуви ительменов. Та обувь, которую они носят летом и в сырую погоду, изготовлена из кожи морских животных шерстью наружу. Подошвы делаются также из тюленьей кожи. 

Зимняя  обувь, как подошвы, так и верх, используемая во время путешествий  или охоты, изготовляется из засушенной рыбьей кожи, причем на это идет кожа чавычи, красной и белой рыбы. Обувь эта очень пригодна во время  морозов и, в зависимости от материала, отличается большою прочностью; ительмены, на всякий случай, запасаются несколькими  парами ее. В сырую же погоду она  совершенно непригодна и немедленно расползается. 

     Есть у них и другой сорт зимней и дорожной обуви из шкур северных оленей, как белых, так и бурых. Это гамаши, подошва которых сделана из тюленьей кожи; если же требуется основательная прочность и теплота, то ее составляют из кусочков той кожи, которая находится у оленей между обеими частями копыта, и действительно, в такой обуви даже и в крепчайший мороз не ощущается холода. Но раз она промокла, от нее нельзя ожидать и половины прежнего тепла.

     Коряки делают подошвы своей обуви из китовой кожи, которую они в растянутом виде в течение целого года сушат в дыму. Такие подошвы никогда не рвутся.

     Наконец очередь доходит до парадной обуви, которую одинаково носят как мужчины, так и женщины. Ее подошвы изготовляются из желтовато-белой кожи, а головки составляются из всевозможных пестрых кусков. Полосы красного сафьяна чередуются здесь с полосками тюленьей кожи.  
 
 
 
 
 

3.Строительство  Петропавловска в  начале ХХ в. 

Многим  жителям Петропавловска-Камчатского  кажется, что город всегда был  таким, каким они его видят  сейчас. За два последних десятилетия  город сильно не изменился. Мало появилось  новых жилых домов и общественных зданий, не возникло новых микрорайонов. Однако Петропавловск-Камчатский знал и другие времена, когда он интенсивно строился и менялся на глазах и  каждый месяц прирастал несколькими  жилыми домами, а в течение года - новым микрорайоном.

      У нас чаще говорят о Петропавловске XVIII–XIX веков и начала XX века. Однако девяносто процентов роста Петропавловска-Камчатского приходилось на 1956-1991 годы, но об этом вспоминается редко

До 1940-х  годов городские строения заканчивались у совхоза «Камчатский пионер имени Сталина» (позже Петропавловский совхоз), который находился в районе нынешней улицы Кроноцкой и считался далекой окраиной, как и городское кладбище (1937-1961) на 4-м километре, и первый наземный аэродром (1936-1947) в районе 6-го километра на месте современного рынка. Перед совхозом, на окраине Петропавловска-Камчатского, велось строительство хлебосухарного завода, начатое в 1937 году (на его месте сейчас здания УВД Камчатского края).

      От 5-го километра до села Елизово вдоль Елизовского шоссе еще стоял каменноберезовый лес. Его в годы Великой Отечественной войны спалили в печках жители Петропавловска-Камчатского и военнослужащие воинских частей. К концу 1940-х годов до 10-го километра и далее леса уже не было, и на его месте появились огороды. Отдельными островками выделялись военные городки, расположенные вдоль дороги на 6-9-м километрах, и дома подсобных хозяйств предприятий и организаций Петропавловска-Камчатского: на 6-м километре находились подсобные хозяйства комхоза Главкамчатрыбпрома (проживало 646 человек) и Камчатторга (49 человек), на 9-м километре - Морлова (46 человек) и хлебокомбината (19 человек).

      С 1926 года по 1949 год от 5-го километра и далее была территория Петропавловского района, а с 1949 года по 1957 год - Елизовского.

 Села и поселки, расположенные на северо-восточном берегу Авачинской губы, хотя и входили в черту Петропавловска-Камчатского, но были обособлены от него. В 1945 году в селе Сероглазка проживало 1034 человека, в селе Авача - 1434 и на базе Моховой - 580 человек. В совхозе имени Сталина жили 1486 человек. Городом Петропавловском-Камчатским все-таки считалась только территория от современной площади адмирала Щедрина до Комсомольской площади. Население составляло 23 230 человек (население военных городков, расположенных в окрестностях города, не учитывалось).

      Первые дома напротив совхоза в районе нынешних улиц Карьерной и Батарейной появились после 1945 года. Затем, в 1947-1949 годах, стали строиться бараки на 4-м километре - и возникли улицы Лесная (ныне Владивостокская), Зеркальная и Зеркальный проезд (ныне Туристический проезд). Бараки были на склоне Мишенной сопки, где сейчас стоит недостроенный храм Живоначальной Троицы. К 1954 году там уже стояло 22 деревянных барака с печным отоплением и удобствами на улице и столько же бараков на Зеркальном проезде. С началом их строительства была открыта начальная школа № 26 (здание барачного типа еще стоит рядом со строившимся храмом) и рядом с ней - совмещенный магазин (одна половина помещения была занята продовольственными товарами, другая - промышленными, с одним продавцом на оба отдела). В эти же годы на улице Зеркальной появилась исправительно-трудовая колония № 1 (1952-1989). На этих строениях до 1957 года и заканчивался город Петропавловск-Камчатский.

      Отдельным районом было место, застроенное в 1950-1954 годах частными домами, - улицы 1-я и 2-я Дачные, Орджоникидзе, Толстого и Чехова. Сейчас это микрорайон «Дачный».

      В 1957-1958 годах в Петропавловске-Камчатском началось комплексное индустриальное жилищное строительство.

      Первый жилой микрорайон из многоэтажных домов стали возводить на пустырях за деревянными бараками на улице Лесной в сторону 5-го километра. В 1958-1961 годах там было построено около 15 многоэтажных домов, в которых в основном поселились рыбаки тралового и рефрижераторного флота.

     В эти годы заметными зданиями были: средняя школа № 30 (сейчас ПТУ № 4) и кинотеатр «Родина» (сейчас в здании бывшего кинотеатра размещается храм Николая Чудотворца) на 4-м километре. Школа была открыта в 1958 году, а кинотеатр - в 1961 году. Эти два здания и нынче еще выделяются своим видом, а в годы их появления они были светлым и заметным пятном на фоне унылых бараков и частных домишек.

     А с 1962 года началось массовое строительство жилых домов и общественных зданий от 5-го до 6-го километра. В 1962-1965 годах пустовавшие пространства от «красной линии» на 6-м километре в сторону улиц Северных были почти застроены. С 1965 года началось уже строительство нового жилого микрорайона на 7-м километре, названного впоследствии «Силуэтом».

      К концу 1960-х годов на 5-7-м километрах Петропавловска-Камчатского (проспект 50 лет Октября; улицы: Тушканова, Войцешека, Давыдова, Бохняка, Лукашевского) на месте пустырей и ветхого жилья были построены жилые микрорайоны. Это было время выборочной застройки. Рядом с современным домом могли еще находиться частные дома и бараки. Из-за этого Петропавловск-Камчатский имел пестрый и неприглядный вид, был городом резких контрастов: вперемешку стояли одноэтажные деревянные здания с огородами и четырех-пятиэтажки из бетона.

      В начале 1970-х годов, с выходом на проектную мощность Камчатского домостроительного комбината и переходом его на массовое промышленное производство деталей домов из панелей, дома строились быстро. В городе возникло сразу несколько новостроек: на улицах Дачных, Владивостокской, Кроноцкой и Елизовском шоссе (проспект Победы; улицы: Чубарова, Молчанова). Но это еще было строительство жилых микрорайонов вдоль основной дороги Петропавловска-Камчатского.

      В 70-е годы ХХ века в Петропавловске-Камчатском стало завершаться выборочное жилищное строительство, когда новые многоэтажные дома возводились вдоль «красной линии» на месте сносимых старых построек 1930-1950-х годов. Заканчивалось строительство на улицах Владивостокской, Кроноцкой, Ботанической и Автомобилистов и в микрорайоне «Дачный». В 1972 году началась прокладка дороги от улицы Тундровой вдоль Совхозного ручья к Новому рынку.

     В 1970-х годах в городе Петропавловске-Камчатском стали появляться заметные здания. Они не были архитектурными изысками, но своим видом оживляли однообразную застройку города. На 6-м километре таким было здание ЦУМа «Петропавловск».

      В эти годы в городе были воздвигнуты памятники и монументы за пределами исторического центра. Появились они и в северной части Петропавловска-Камчатского. На въезде в город была установлена стела с парусниками. На площади Дзержинского в 1976 году был открыт монумент Славы пограничникам Камчатки.

     Строительный бум в Петропавловске-Камчатском начался, как отмечалось выше, в 1956-1960 годах и продолжался до 1991 года. То был период «золотого века» Петропавловска-Камчатского. В 1980-е годы строительство жилых домов в городе велось в основном на бывших полях Петропавловского совхоза (нынешние микрорайоны «Зазеркальный», «Горизонт-Юг», «Горизонт-Север»). В 1930-1960 годах на них совхоз выращивал картофель, капусту, морковь, свеклу и кормовые культуры для скота.

     К началу 1980-х годов был построен микрорайон «Зазеркальный», потом  «Энергетик». Затем параллельно началось строительство двух микрорайонов  «Горизонт-Юг» и «Горизонт-Север». К 1986 году они в основном уже были построены, образовав большое кольцо из домов по периметру бывших полей.

С 1987 года началось строительство микрорайона «Северо-Восток» (на месте полигона и стрельбища «городского полка» Чапаевской дивизии). Он строился ударными темпами. Последние одиночные дома в нем достраивались в 1992 году (строительство новых жилых домов возобновилось только в 2001–2003 годах). Народ прозвал микрорайон спальным.

      В 80-е годы ХХ века Петропавловск-Камчатский продолжал менять облик, особенно на своих окраинах. Застраивались ранее не освоенные территории в отдельных его районах. Перечислить построенные за эти годы здания невозможно, однако не обойтись без указания заметных, определяющих лицо города в северной его части.

      В новые современные здания из стекла и бетона переехали: Камчатская областная научная библиотека имени С. П. Крашенинникова, педагогическое училище, детская поликлиника № 1. Домостроители получили в свое распоряжение спортивно-культурный комплекс «Авангард». Открылись плавательный бассейн на проспекте Победы и телеграфно-телефонная станция; на 6-м километре - кинотеатр «Парус». В 1985-1987 годах был построен комплекс зданий областного управления внутренних дел. В последние дни 1986 года вошел в эксплуатацию гостиничный комплекс «Гейзер». С апреля 1988 года стали работать городской аэровокзал и гостиница «Петропавловск». В 1987 году напротив ЦУМа «Петропавловск» был построен фонтан.

Информация о работе История Камчатки