Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:12, реферат
Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать жизнь и личность Екатерины II.
Цель предопределило решение следующих задач:
-исследовать биографию и портрет Екатерины II;
- исследовать реформы Екатерины II;
- исследовать историческую деятельность ЕкатериныII.
Введение 3
1 Биография и портрет Екатерины II 4
2 Реформы Екатерины II 11
3 Историческая деятельность Екатерины II 21
Заключение 26
Список литературы 28
СОДЕРЖАНИЕ
Царствование Екатерины II - это целая эпоха нашей истории.
В ее деятельности были промахи, даже крупные ошибки, в ее жизни остаются яркие пятна.
34-летнее царствование Екатерины II оставило яркий след в истории России. Бросается в глаза неординарность личности императрицы, ее выдающие качества государственного деятеля и величие ею содеянного: Петр Великий утвердился на берегах Балтики, Екатерина Великая — на берегах Черного моря, раздвинув границы на юг и включив в состав империи Крымский полуостров.
Одного этого достаточно, чтобы потомки с благодарностью вспоминали имя Екатерины II.
Однако
интерес к истории
Предметом исследования является личность Екатерины II.
Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать жизнь и личность Екатерины II.
Цель предопределило решение следующих задач:
-исследовать биографию и портрет Екатерины II;
- исследовать реформы Екатерины II;
-
исследовать историческую деятельность
ЕкатериныII.
Родилась София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская 21 апреля (2 мая) 1729 года в тогда немецком городе Штеттин — столице Померании (Поморья). Ныне город называется Щецин и является столицей Западно-Поморского воеводства Польши. Отец, Христиан Август Ангальт-Цербстский, происходил из цербст-дорнебургской линии ангальтского дома и состоял на службе у прусского короля, был полковым командиром, комендантом, затем губернатором города Штеттина, где будущая императрица и появилась на свет, баллотировался в курляндские герцоги, но неудачно, службу закончил прусским фельдмаршалом. Мать — Иоганна Елизавета, из рода Гольштейн-Готторп, приходилась двоюродной тёткой будущему Петру III. Дядя по материнской линии Адольф-Фридрих (Адольф Фредрик) с 1751 года был королём Швеции (избран наследником в 1743 г.). Родословная матери Екатерины II восходит к Кристиану I, королю Дании, Норвегии и Швеции, первому герцогу Шлезвиг-Голштейнскому и основателю династии Ольденбургов.
Семья герцога Цербстского была небогатой, Екатерина получила домашнее образование. Обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Воспитывалась в строгости. Родители не отягощали её воспитанием и особо не церемонились при выражении своего неудовольствия. В семье Екатерину называли Фике, и она росла подвижной, веселой и независимой. Ее гувернантка, француженка-гугенотка Елизавета Кардель отмечала в ней независимый нрав, а сама Екатерина более всего любила играть с другими детьми, предпочитая при этом грубоватые мальчишеские игры спокойным и чинным играм девочек. Отношения с матерью не были особенно сердечными. Считалось, что шансов на удачное замужество у Фике немного, и принцесса Иоганна Елизавета старалась воспитывать дочь в строгости, подавляя всякие проявления гордости и высокомерия. Того и другого у девочки было, видимо, вдоволь, и мать заставляла ее целовать край платья у знатных дам, приезжавших к ним в дом, полагая, что таким образом маленькая Фике станет смиреннее. Но получилось наоборот: Екатерина научилась скрывать свои истинные чувства и притворяться, что очень пригодилось ей впоследствии. Уже в детстве она была склонна к самостоятельным рассуждениям и позднее вспоминала, что «сохранила на всю жизнь обыкновение уступать только разуму и кротости».
В 1744 году российской императрицей Елизаветой Петровной вместе с матерью была приглашена в Россию для последующего сочетания браком с наследником престола великим князем Петром Фёдоровичем, будущим императором Петром III и её троюродным братом. Сразу после приезда в Россию стала изучать русский язык, историю, православие, русские традиции, так как стремилась наиболее полно ознакомиться с Россией, которую воспринимала как новую родину.
28 июня (9 июля) 1744 София Фредерика Августа перешла из лютеранства в православие и получила имя Екатерины Алексеевны (то же имя и отчество, что и у матери Елизаветы — Екатерины I), а на следующий день была обручена с будущим императором.
Екатерина продолжает заниматься самообразованием. Книги великих французов – Монтескье, Вольтера, Дидро и других – наполнили ее голову непривычными мыслями, перевернули ее представления о мире. Она обратилась к трудам по юриспруденции, истории европейских стран, экономике1. Основным развлечением для неё стала охота, верховая езда, танцы и маскарады. Отсутствие супружеских отношений с великим князем способствовало появлению у Екатерины любовников. Между тем, императрица Елизавета высказывала недовольство отсутствием детей у супругов.
Наконец, после двух неудачных беременностей, 20 сентября (1 октября) 1754 году Екатерина родила сына, которого у неё сразу забрали по воле царствовавшей императрицы Елизаветы Петровны, называют его Павлом (будущий император Павел I) и лишают возможности воспитывать, позволяя только изредка видеть.
После рождения Павла отношения с Петром и Елизаветой Петровной окончательно испортились. Пётр звал свою супругу «запасной мадам» и открыто заводил любовниц, впрочем, не препятствуя делать это и Екатерине.
9 (20) декабря 1758 года Екатерина
родила дочь Анну, что вызвало
сильное недовольство Петра,
Смерть Елизаветы Петровны (25 декабря 1761 (5 января 1762)) и восшествие на престол Петра Фёдоровича под именем Петра III ещё больше отдалили супругов. Пётр III стал открыто жить с любовницей Елизаветой Воронцовой, поселив жену в другом конце Зимнего дворца.
В петербургских гостиных и при дворе всё чаще говорили о Петре как о самодуре и деспоте, от которого не приходится ждать ничего хорошего. Тут-то и появилась идея заменить царя его женой - женщиной, несомненно, разумной и при этом без законных прав на престол. Это давало основание надеяться, что она не станет проявлять строптивость и ею можно будет управлять, как марионеткой. Так, нам известно, что среди наиболее активных заговорщиков, помимо братьев Орловых, которые успешно вели агитацию в пользу Екатерины среди гвардейских солдат, были гетман Малороссии и президент Академии наук граф К. Г. Разумовский, воспитатель великого князя Павла, опытный дипломат Н. И. Панин и его брат генерал П. И. Панин, их племянница княгиня Е. Р. Дашкова, которая одновременно была родной сестрой фаворитки Петра III E. Р. Воронцовой и племянницей канцлера М. И. Воронцова, и ряд других. У каждого из них были свои резоны. Так, Н. И. Панин рассчитывал, что Екатерина станет лишь регентшей до совершеннолетия его воспитанника Павла. Орловы понимали, что возведение на трон Екатерины возвысит и их, а может быть, даже приведет к ее браку с Григорием. Юная и романтически настроенная Дашкова просто сочувствовала обиженной и униженной мужем императрице, а Разумовский, как утверждала впоследствии сама Екатерина, был в нее слегка влюблен. И каждый из участников переворота, возможно, считал, что именно ему она обязана троном.
Но на самом деле главным организатором заговора, его душой и мозгом была сама Екатерина. Она умело использовала чувства одних и надежды других, никого не разочаровывала и не разубеждала, а уверенно шла к заветной цели. Она ощущала в себе способности и желание править, ей казалось, что она сумеет прославить и себя и страну. И все же, если бы не угроза лишиться всего, нависшая над ней с приходом к власти Петра, она, вероятно, так и не решилась бы на столь опасное предприятие, уж слишком велик был риск. Но император фактически загнал жену в угол, и после того, как он публично назвал ее «дурой»4 и велел арестовать, у нее не оставалось иного выхода, как испытать судьбу, поставив на кон все, что она имела. И она выиграла. Но теперь перед ней стояла новая и еще более сложная задача – удержать власть и воплотить в жизнь то, о чем она столько мечтала. Ей нужно было доказать России, всему миру и самой себе, что она достойна великого предназначения и что народ не ошибся, передав ей корону и скипетр российских государей. Принцессе Фике предстояло стать воспетой Державиным Фелицей.
Пётр отрекся от престола и вскоре погиб при загадочных обстоятельствах. Воцарение Екатерины было встречено народным ликованием и восторгом, а для нее самой началась новая и совсем иная жизнь.
И вот обнаружилось, что принцесса из маленького немецкого княжества будто рождена для трона и в её лице Россия обрела тонкого и мудрого политика. Долгие годы, проведенные на вторых ролях, не прошли для Екатерины даром: она в совершенстве овладела искусством придворной интриги, научилась хитрить, лицемерить и до тонкостей изучила свойства человеческой души. Эти качества особенно пригодились ей, когда сподвижники, помогавшие ей взойти на трон, начали наперебой заявлять свои права на монаршие милости. Те, кто возвёл Екатерину на трон, и оглянуться не успели, как императрица уже сделала всех их зависимыми от себя лично. Теперь у неё были развязаны руки, и она могла делать, что хотела. Но для реализации задуманного ей нужны были не просто преданные слуги, но умные и способные сторонники. Уже с самого начала царствования она сознательно старалась изменить принципы подбора основных должностных лиц империи. В ответ на просьбу об отставке Петра Румянцева, бывшего в фаворе у Петра III и потому опасавшегося опалы, она отвечала: "Вы мало меня знаете, если думаете, что бывший ваш фавор ныне вам в порок служить будет. Приезжайте сюда, и вы будете приняты с той отменностью, которую ваши заслуги перед отечеством и чин требуют". Так Екатерина приобрела одного из тех, кто составил славу её царствования.
Екатерина
умела внимательно выслушать
всякого собеседника и затем
с пользой применить его идеи,
ловко отделяя несбыточные
У неё были специальные осведомители, которые доносили государыне, что говорят о её начинаниях в народе - на улицах и в кабаках. Без подобного "разведывания" общественного мнения Екатерина не принимала ни одного решения. Если при чтении какого-нибудь документа Екатерина испытывала раздражение, то старалась отложить решение до завтра, а чтобы успокоиться, ходила по комнате и пила воду мелкими глотками.
Её день начинался с рассветом. После чашки утреннего кофе (нередко приготовленного самой, поскольку слуги еще спали) она начинала работать в своём кабинете. Потом выслушивала доклады своих секретарей и министров, участвовала в придворных церемониях, праздниках и балах. Там она вела себя подчеркнуто скромно, появлялась, если только это позволял этикет, в простых платьях и проводила время в беседах с вельможами и дипломатами. На официальных обедах ела мало и за весь вечер выпивала один бокал разбавленного водой виноградного вина.
Одевалась
императрица, как правило, неброско,
желая показать, что ей некогда наряжаться:
всё её время отдано трудам и заботам о
благе подданных. Она внимательно следила
за тем, какое впечатление производит
на окружающих, и была незаурядным, как
сказали бы в наше время, имиджмейкером.
Согласно убеждениям XVIII века, человек
должен был проявлять свою просвещённость
в литературном труде, и Екатерина работала
пером так же неустанно, как Пётр Великий
топором. Она сама составляла законы, писала
научные трактаты, статьи и пьесы, переписывалась
с корреспондентами в России и за границей,
сочиняла сказки для своих внуков и написала
мемуары о собственной жизни. При этом
она оставалась прилежной читательницей
европейских философов, поощряла перевод
их трудов на русский язык и помогала им
материально. Давно уже пресытившаяся
драгоценностями, Екатерина вместо бриллиантов
коллекционировала произведения искусства,
благодаря чему возник Эрмитаж.