Интервенция Швеции против России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 23:44, реферат

Краткое описание

Шведская интервенция против России началась после поражения русско-шведских войск под Клушином, где оставшиеся в живых части разгромленной шведской армии дали обещание гетману, что не будут помогать Василию Шуйскому. В этот момент главнокомандующий шведскими войсками Яков Делагарди, принял решение, что надо делить добычу и брать верное вместо неверного: добиваться оружием того, чего не мог получить в силу договоров. Он пишет обо всех этих обстоятельствах и самому королю Карлу, и ведавшему делом секретарю Петру Нильссону, наследственному владетелю Кроок, указывая, что долго уже держал в своих руках тяжелый жезл командования и охотно уступил бы его другому, если бы не позорно было для кормчего, правившего кораблем по спокойному морю, бросать его в бурю. Так и для него будет постыдно из-за того, что дела идут не так, как хотелось, отказаться от возможности их улучшения.

Содержание работы

Причины интервенции 3
Состав шведских войск участвовавших в интервенции против России 4
Состав русских войск боровшихся против шведской интервенции 6
Военные действия. Основные события борьбы 7
Список использованной литературы 14

Содержимое работы - 1 файл

Интервенция Швеции против России - реферат.rtf

— 117.41 Кб (Скачать файл)

Российский Государственный Университет им.И. Канта 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

Интервенция Швеции против России 
 
 
 
 

Выполнил:

Студент I курса

Исторического факультета

Специальности история

Гавриленко Сергей Викторович 
 
 
 
 
 
 
 

Калининград 2009г.

 

План

 

Причины интервенции 3

Состав шведских войск участвовавших в интервенции против России 4

Состав русских войск боровшихся против шведской интервенции 6

Военные действия. Основные события борьбы 7

Список использованной литературы 14

 

Причины интервенции

 

      Шведская интервенция против России началась после поражения русско-шведских войск под Клушином, где оставшиеся в живых части разгромленной шведской армии дали обещание гетману, что не будут помогать Василию Шуйскому. В этот момент главнокомандующий шведскими войсками Яков Делагарди, принял решение, что надо делить добычу и брать верное вместо неверного: добиваться оружием того, чего не мог получить в силу договоров. Он пишет обо всех этих обстоятельствах и самому королю Карлу, и ведавшему делом секретарю Петру Нильссону, наследственному владетелю Кроок, указывая, что долго уже держал в своих руках тяжелый жезл командования и охотно уступил бы его другому, если бы не позорно было для кормчего, правившего кораблем по спокойному морю, бросать его в бурю. Так и для него будет постыдно из-за того, что дела идут не так, как хотелось, отказаться от возможности их улучшения. Он обещает принять меры к тому, чтобы шведские дела в Московии не потерпели никакого ущерба, если вновь получит от короля власть, полномочия, указания и помощь. В дальнейшем Делагарди писал: Приходилось со страхом думать, чем это кончится в Москве при своеволии этого народа, который может либо убить, либо свергнуть своего великого князя. Тогда договор обратится ни во что, а обязательство великого князя о выплате в течение шести месяцев вознаграждения войску станет недействительным. Обстоятельства тогда заставляли предполагать, что Польша будет играть главенствующую роль в России, почему и надо было, не упуская времени, искать дележа с поляками. Поэтому г. Якоб решил сделать попытку получить Новгород, поэтому он хотел, сначала выждать в стране дальнейших распоряжений короля и, как только подойдут подкрепления, приложить старание, чтобы король получил возмещение за те издержки, какие понес в России, а шведы не потерпели убытка. Из этих записей можно сделать вывод, что Делагарди не имел другого выбора, как пойти на соглашение с поляками чтобы сохранить оставшиеся у него войска, и начать военные действия против России, чтобы взять то, что полагалось ему, его войску и шведскому королю за предоставление военной помощи, поскольку он боялся, что со свержением Василия Шуйского и пришествия на российский престол польского королевича Владислава, их договор перестанет иметь юридическую силу и им ничего не заплатят. Но это только мнение шведской стороны. По мнению российского правительства, это было всего лишь предательство, направленное на получение наживы за счёт нестабильности в правительстве страны.

      Из всего выше изложенного материала можно сделать вывод, что главной причиной шведской интервенции против России является вероломное предательство Якоба Делагарди, основанное, прежде всего, на его желании получить всё, обещанное по контракту и, захватить северо-западную часть страны, поскольку ожидал, что на её престоле воцарится польский королевич Владислав.

Состав шведских войск участвовавших в интервенции против России

 

      После поражения под Клушином у Якоба Делагарди осталось мало войск, а после отсоединения мятежников их у него осталось буквально несколько сот воинов. Начав интервенцию против России, Якоб затребовал помощь от короля Швеции. Было прислано несколько тысяч воинов. В лагере Делагарди произошёл ещё один мятеж, в результате которого от его войска отпало несколько сотен наёмников.

      Доподлинно известно, что пополнения в шведской армии составляли как сами шведы, так и наёмники с перебежчиками. Пополнения производились, как правило, небольшими группами в несколько сот человек. Порой, когда требовалось большое количество войск для осад городов, то присылались большие подкрепления из Швеции. Известно точно о крупном подкреплении, присланном летом 1611года: тысяча воинов из Германии, нанятых на собственный счёт Якобом Делагарди и 200 французов в добавление к ним.

      В условиях, когда король Швеции видел, что захваченные территории склонны к отпадению, он стал спешно собирать подмогу и готовиться к походу. Полковник Якоб Корбон привёл 500 всадников и 700 пехотинцев, кроме того, прислано было 500 иноземных воинов, 560 конных из Ливонии, 330 шведских всадников и 2700 пехотинцев - шведов. За ними шли Менихгоф со своим полком, Йеспер Андерссон Крус со шведскими ротами и Руддерфорт с шотландцами. Финнами заканчивались пополнения этого года.

      Эти войска проводили военные действия по северо-западу России, уничтожая вражеские отряды и захватывая крепости. Но в1615году в связи с тем, Россия и Швеция вели переговоры о заключении мира, шведский король Густав - Адольф решил осадить Псков, что бы иметь дополнительное преимущество в переговорах, в связи, с чем и было доставлено подкрепление: 9 июля Густав - Адольф прибыл в Нарву, а 29 июля с войском, насчитывавшим около 7 тысяч человек, подошёл к Пскову. В середине августа подошли 7 знамён англичан, шотландцев, французов и прочих наёмников. В сентябре пришли ещё пять войсковых подразделений. Шведский король под Псковом имел: 13 знамён кавалерии (2061 рейтар), 40 подразделений пехоты (6411 человек), около 200 артиллеристов, а всего немногим более 9 тысяч человек. Это было разнородное по своему национальному составу наёмное войско.

      Так как осада Пскова не удалась, шведский король вывел все прибывшие войска. На территории России остался лишь немногочисленный контингент войск, и то в котором не все были боеспособны.

      Таким образом, мы видим что, не смотря на численное и качественное превосходство войсками, шведам так и не удалось победить русское сопротивление.

 

Состав русских войск боровшихся против шведской интервенции

 

      Россия встретила шведскую интервенцию не в лучшем состоянии её войск. Основная часть армии сражалась с польскими интервентами и войсками самозванцев.

      В начале шведской интервенции шведам противостояли в основном партизанские отряды и гарнизоны крепостей, насчитывавшие, как правило, несколько сот человек. Назвать точное количество войск, воевавших со шведами, невозможно, так как они воевали небольшими отрядами и счёту им не велось.

      Но хорошо известно о более крупных соединениях войск: Дмитрий Трубецкой стоял под Торжком с 3 тысячами человек. “В Тихвин пришли 1200 казаков и 400 стрельцов, после того как оттуда ушли в Кексгольмскую область 2 тысячи поляков, бывших там вместе с нашими (шведами) людьми.

      У Юхана Видикинда есть хорошее описание действий партизан: В Копорскую область вторгся отряд казаков и спалил много деревень. До этого казаки в течение целого года держались на Ладожском озере, а в сентябре стояли на судах в устье реки Свири числом до 500 человек. Из Тихвина, где тогда засели 300 бояр, 400 казаков и 500 стрельцов, часто делались нападения на Нотебургскую область, однако почти все они были отбиты комендантом. В сентябре и октябре под Гдовом разбойничали 300 казаков.

      По данным разрядной книги, гарнизон Пскова насчитывал 4220 человек. Из Москвы был послан отряд в 344 человека во главе с Плещеевым, который был назначен воеводой Пскова. Другой отряд в 4500 человек собирал Шереметев, но этот отряд на выручку осаждённым не пошел, так как в середине октября шведы сняли осаду.

      Таким образом, мы видим что, не смотря на то, что в России было мало сил для борьбы, но она всё ещё продолжала военные действия. Это и явилось фактором её победы.

 

Военные действия. Основные события борьбы

 

      Сразу после разгрома под Клушином, шведские войска направились в Новгород. После написания письма шведскому королю Яков Делагарди послал Эверта Горна к Нарве, чтобы повсюду разместить сторожевые посты. В то время Германн Врангель уже довольно сильно стеснил осадой Ивангород: некоторые были посланы туда на помощь Врангелю, другие остались в запасе на всякий случай. Сам Якоб 2 августа выступает с войском по направлению к Кексгольму, который решает осадить, а Пьера Делавилля с французами посылает вперед осаждать Ладогу. Якоб собирает силы для шведского выступления и, созвав военный совет, обсуждает вопрос, куда перенести военные действия. Младший посол, Петр Нильссон, убедил брать приступом Ивангород. Делагарди думал, если этот город удастся взять военной хитростью, голодом или внезапным приступом, то, опираясь на него, удобнее будет следить за военной обстановкой и вести войну под Новгородом. Двинув войско 14 августа из вышеназванного устья, он на подходе узнает, что 15-го воины Делавилля, подведя петарды и взорвав ворота, заняли крепость Ладогу, которая находится при устье реки Волхова, впадающей в озеро, одноименное с городом. Обрадованный этим известием, он уже с большей решительностью спешит напасть на врага врасплох, ведя с собой лодки и орудия. Оказалось, однако, что крепость стоит посредине реки, окружена быстротекущей водой и укреплена лучше, чем ожидалось, а ворота ее сколочены из дубовых, плотно скрепленных бревен и для большей прочности засыпаны землей. Кроме того, доступ затрудняют колья, скрытые в воде, так что никак невозможно было воспользоваться силой петард. Поэтому он обложил город и начал осаду, а внутри стали страдать от скученности и недостатка провианта. Узнав, что крестьяне из Норботнии и с северной стороны города собрались отовсюду на островах и подходят с 28 судами, груженными хлебом, на помощь осажденным, он посылает полковника Вильгельма Таубе с 200 воинов при 15 лодках. Захватив и перебив многих, остальных он заставил уйти от пристаней, вытеснил в бурные волны и рассеял. Якоб тотчас посылает требовать сдачи по договору. Жители отвечают, что князь Федор Васильевич Мстиславский, возглавлявший тогда управление города, запретил уступать укрепление шведам. Якоб, желая усилить свои войска, зовет к себе несколько сот воинов, набранных в Швейцарии, Англии и Бельгии, которые недавно отпущены были от Ивангорода, и ушли на стоянку в Финляндию, близ Або. Господин Режи 23 августа привел их в Нарву. Осаду Ивангорода продолжали Андерс Ларссон, владетель Бутилы, секретарь Петр Нильссон Кроок и Нильс Шерншельд. Но осада длилась не долго, так как в шведской армии среди наёмников начались волнения, в связи, с чем большая их часть отпала от войска. Осаждавшие перебрались в Нарву, откуда вели переговоры с ивангородцами о заключении перемирия на несколько недель, пока не будет получено письмо от шведского короля.

      Шведам пришлось сдать осаждённую Ладогу. Оборонявший её крепость Пьер Делавилль сказал, что больше не мог выдержать осады, так как все дороги к крепости были перерезаны осаждающими и к крепости не было никакого подвоза.

      Войско двигается вперед и тут же на походе начинает мощную осаду Нотебурга: подведя петарды, взрывают двое передних ворот, но там тотчас опускают третьи, железные, которые не поддаются действию петард и не дают доступа осаждающим. Поэтому шведы вынуждены отступить, потеряв 20 человек убитыми и несколько ранеными. Идя дальше, узнают, что Иван Михайлович, который, подчиняясь полякам, был назначен новгородским правителем, стоит наготове, собираясь напасть на Копорский и Ямской уезды. Считая нужным опередить его быстротой действий, Якоб приказывает везти отовсюду большее количество хлеба для войска, растущего с каждым днем. В это же время он получает от короля письмо с риксдага в Эребро от 28 декабря, в котором содержится приказание, оставив упорную кексгольмскую осаду и взяв подкрепления, снова начать войну Московии и прежде всего, взяться за Новгород.

      Пока Якоб готовил в Выборге деньги, людей, оружие и провиант для нового похода, осаду Кексгольма он поручил весьма опытному в этом деле Ларсу Андерссону, а тот, вместе с полковниками Линдведом Классоном, Петром Нильссоном, Рейнгольдом Таубе, Матсом Сигфридсоном и капитаном Робертом Мюром, ежедневно утомлял осажденных жаркими стычками. Выслав к нему гонца, горожане просят для заключения с ними договора о сдаче поскорее вызвать выборгского наместника Арвида Теннессона Вильдмана. Тот вскоре является и требует, чтобы осажденные, оставив все имущество в городе, ушли оттуда без оружия. Они же настаивают на безоговорочном выполнении условии, какие могли бы иметь, если бы уступали замок по Выборгскому договору. Вильдман утверждает, что после стольких обид и издержек такие условия не оправдывались бы никакими заслугами с их стороны, и настаивает на том, чтобы одни комиссары получили право свободного выхода со своим имуществом, а остальные все вышли из города в одной повседневной изношенной одежде. Это показалось горожанам слишком суровым, так как имущество свое они ценили не меньше жизни. Поэтому противники Вильдмана, возражая против несправедливых требований, указывают, что у них есть еще тысяча бочек пшеницы, соль и другие съестные припасы, почему они будто бы решили держаться до последнего; они, наконец, приводили в пример графа Акселя Лейонхувуда, который недавно вёл переговоры с братом Ивана Михайловича Салтыкова и не принял справедливых условий ивангородцев, включавших и деньги, а теперь, бросив осаду, напрасно вопит о них. Арвид, посоветовавшись с остальными комиссарами, решил, что имущество горожан, как ему было известно, в большей части истребленное долгой осадой, не представляет большой ценности, так как ему не удавалось выманить для беседы из города никого из простых людей, чтобы разузнать правду о провианте и съестных запасах горожан, да, кроме того, он опасался, как бы люди, доведенные до отчаяния, не взорвали на воздух самих себя, замок, знатных пленников Йорана и Класа Бойе и прочих пленных, то договорились на том, что жителям разрешается вынести из города свое движимое имущество, а победителям отдается имущество умерших, тела которых они позаботятся похоронить. Впоследствии обнаружилось, что порох уже был подложен под башни, а из 3 тысяч человек, первоначально сидевших в городе, столько убыло частью от цинги, частью в боях, что оставалось налицо каких-нибудь 100 человек; хлеба же было в изобилии. Овладев городом, Ларе Андерссон поставил там Тённе Йорансона с военным гарнизоном, а остальных распределил по соседним деревням. Сам он, узнав, что войско Якоба уже увеличилось присланными подкреплениями, ушел в Ревель.

      А меж тем отношения с новгородцами становились всё более напряженными. Новгородцы начали сжигать все постройки близлежащие к городу. Но 16 июля шведам с помощью тактической хитростью всё-таки удалось захватить город. Очень много горожан погибло, а те, что спаслись в крепости, видя своё безвыходное положение они заявили, что если Якоб подтвердит договором и присягой соответствующие обязательства, то они тотчас отдадут в его власть не только крепость, но и себя самих со всем имуществом. Договор был подтверждён крестным целованием и прикосновением к святому евангелию.

      Эверт Горн предпринял попытку захватить Гдов, но даже в результате длительной осады ему это не удалось.

      Что касается Тихвина и Ладоги, то они, видя, что шведы подводят пушки с порохом и ядрами, а на помощь от москвичей нет и проблеска надежды, больше не медлят с выражением покорности, а поспешно, по утверждении договора о сдаче переходят под наши знамена, целуют крест и присягают на верноподданичество сыну шведского короля, как своему будущему государю.

      В Ладоге стрельцы были более упорны, чем горожане, при заключении мира: добивались возможности удержать крепость - кремль - до прибытия принца, говоря, что лично ему охотно ее передадут.

      Наместником крепости Якоб назначил Ларса Арвидсона, а в качестве гарнизона ввел туда сотню воинов из Остерботнии под командой Зигфрида Ларссона.

      Клас Сланг энергично осаждал Нотебург, и город из-за страшных болезней дошел уже до такой крайности, что из 1300 защитников осталось едва ли больше сотни. Поэтому выбрано было 50 человек из важнейших бояр, горожан и стрельцов с поручением идти в Новгород и просить Якоба, чтобы он позволил обойтись с ними помягче: они, мол, готовы передать город в его руки, лишь бы он не вводил туда шведский гарнизон. Когда в этом им было наотрез отказано, они 'скрепляют договор о сдаче крестным целованием, соединяются с новгородцами и отдают шведам даже крепость. Для упорядочивания дел в недавно занятом замке" туда отправился Эверт Горн.

      В то же время Эверт Горн, как я говорил, изо всех сил осаждал крепость, Копорье. Яков направил на подкрепление Горну 400 поляков, которые из-за неуплаты жалованья ушли от Ходкевича. Их приняли на службу, после того как они присягнули на верность Карлу Филиппу и согласились получать ежемесячную плату в 6 золотых. Испуганные прибытием этих подкреплений и вестью о разгроме Димитрия, защитники Копорья теряют всякую надежду и добровольно 18 июня сдают крепость шведскому командующему. Тот, приняв присягу с крестным целованием от 50 бояр, 400 казаков и 100 стрельцов и введя в замок шведский гарнизон, тотчас спешит захватить Ям, пользуясь той же волной удачи. Вскоре и эта крепость сдается и таким же образом присягает на верность Карлу Филиппу. Оставалось осадить три пограничных места - Гдов, Ивангород и Псков. Гдов, хотя и не очень сильно укрепленный, все же несколько задерживал выполнение планов Горна. Поэтому, выстроив весьма крепкий вал близ Ивангорода и оставив там несколько сот воинов, он с более значительными силами подступает к Гдову и после нескольких дней пушечного обстрела берет его приступом. Когда он уже собрался в поход на Псков, в нескольких милях от города навстречу ему выступили горожане в правильном боевом строю. Горн, ударив на них с большой энергией, множество народу уложил, а остальных обратил в бегство, причем многие, ринувшись плотной массой, на какой-то мост, погибли при внезапном обвале. Вернувшись с победой, Горн еще более напряженно готовится осаждать Ивангород в июне.

Информация о работе Интервенция Швеции против России