Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:47, доклад
В период от I до середины III в. работали многие выдающиеся юристы, совмещавшие глубину теоретических знаний, практические дарования, педагогически-воспитательное влияние и, наконец, оставивших литературное наследие. Среди них одно из важнейших мест занимает юрист Гай. Он выходец из сабиньянской юридической школы, основанной Капитоном (школа названа так по имени его знаменитого ученика Мазурия Сабина). Сабин был великим юристом I в. н. э., комментировавшим цивильное право.
1. Институции Гая
Возникновение Институций Гая
В
период от I до середины III в. работали
многие выдающиеся юристы, совмещавшие
глубину теоретических знаний, практические
дарования, педагогически-
Последним сабианцем считается Гай оставивший учебное руководство – Институции, написанные с большой ясностью и наиболее упорядоченные. Учебное руководство включало в себя 4 книги: Лица (книга 1-я,
содержащая учение о субъектах права и о семейном праве), Вещи (книга 2 и 3-я,
посвящена делению вещей, вещному праву, наследственному праву и
обязательственному праву), Иски (книга 4-я – виды исков и гражданский
процесс).
Содержание Институций Гая
«Институции Гая», состоят из четырех книг. Каждая книга разделена на главы (например, О гражданском праве и естественном, О разделении права и т.д.) и на статьи.
Разделение права.
Гай разделяет право на гражданское и естественное. Этому посвящена Глава 1 Институций «О гражданском праве и естественном»1. Согласно ему, все народы, которые управляются законами и обычаями пользуются частью своим собственным правом, частью общим правом всех людей: и так, то право, которое каждый народ сам для себя установил, есть его собственное право и называется правом гражданским, как бы собственным правом, свойственным самим гражданам. А то право, которое между всеми людьми установил естественный разум, применяется и защищается одинаково у всех народов и называется правом общенародным, как бы правом, которым пользуются все народы. Таким образом, и римский народ пользуется отчасти своим собственным правом, отчасти правом, общим всем людям.
Виды источников права.
Гражданское право римского народа состоит из законов, решений плебеев, постановлений сената, указов императоров, эдиктов тех сановников, которые имеют право издавать распоряжения, и из ответов юристов.
Закон есть то, что народ римский одобрил и постановил; плебейское решение есть то, что плебеи одобрили и постановили. Плебс же отличается от народа тем, что словом народ обозначаются все граждане, включая сюда и патрициев; наименованием же плебса обозначаются прочие граждане, за исключением патрициев. Вот почему патриции некогда утверждали, что постановления плебеев для них не обязательны, так как они составлены без их соизволения и участия. Но впоследствии издан был закон Гортензиев, которым было определено, чтобы постановления плебейских собраний были обязательны для всего народа. Таким образом решения плебеев поставлены были наравне с настоящими законами.
Сенатское постановление есть то, что сенат повелевает и устанавливает; оно имеет силу закона, хотя это было спорно.
Указ императора есть то, что постановил император или декретом, или эдиктом, или рескриптом; и никогда не было сомнения в том, что указ императора имеет силу настоящего закона, так как сам император приобретает власть на основании особого закона, (который придавал императорским распоряжениям силу закона).
Эдикты суть постановления и предписания тех сановников, которые имеют право их издавать. Право же издавать эдикты предоставляется должностным лицам римского народа; самое важное значение, однако в этом отношении, имеют эдикты двух преторов — городского и иностранного, юрисдикция которых в провинциях принадлежит их наместникам. То же самое относится к эдиктам курульных Эдилов, юрисдикцию которых в провинциях римского народа имеют квесторы. В императорские же провинции квесторов вообще не назначают, а потому в этих провинциях такой эдикт не обнародуется.
Ответы законоведов — это мнения и суждения юристов, которым позволено было устанавливать и творить право. Если мнения этих лиц сходятся, то приобретает силу закона то, в чем они согласны. Если же мнения юристов не согласны между собою, то судье предоставляется право, следовать тому мнению, которое он считает самым лучшим, — что прямо выражается в рескрипте блаженной памяти Адриана.
Система изложения.
«Институции Гая» построены по институционной системе. В ней отсутствовала общая часть, а из состава вещного права не выделялось наследственное право. Нормы, носившие общий характер, располагались в каждом из разделов. «Все то право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к правовым действиям (искам)», – говорил (Гай). Группы правовых норм: право лиц (субъекты права), вещное право, обязательственное право. Институционная система была господствующей в классическую эпоху и была воспринята французской правовой системой при создании Гражданского кодекса (Кодекса Наполеона).
Помимо вышеназванных вопросов Институции Гая включают главы: Об иностранцах, покоренных с оружием в руках; Об отпущении на волю и законном основании отпущения на волю; О собрании совета; О способах приобретения латинами римского гражданства, а также многое другое: Лица, Формы, Защиты, Наследство, Семейное право и многое, многое другое2.
На
то время, Институции Гая являются самой
подробной, и популярной, самой часто
используемой. Как я уже отмечала,
в последствии основываясь на
Институциях Гая, была выполнена
Институция и кодификация Юстиниана.
Digesta, vel Pandectae. Дигесты или Пандекты (в 50 книгах) — монументальное собрание отрывков из сочинений прославленных римских юристов. Это — неисчерпаемый источник самых разнообразных сведений о Поздней Римской и Византийской империи. По определению исследователей, термин «Дигеста» обозначал сочинение, представляющее собой систематически расположенное изложение права, т.е. систему права3.
В Дигестах было зафиксировано правило, которое не разрешало применять силу для восстановления нарушенного права, а её применение рассматривалось, как самоуправство, влекущее неблагоприятные последствия. Так кредитор, захвативший имущество должника для удовлетворения своих требований, обязан был имущество вернуть. При этом он утрачивал право требования4. Собственник, утративший владение своей вещью, а затем самоуправно отнявший её у фактического владельца, обязан был её вернуть фактическому владельцу, при этом он утрачивал право собственности на эту вещь5. Эта норма закона, зафиксированная в Дигестах, была призвана сделать невыгодным решение споров в обход суда.
1.
Общие понятия, история
2. Суд, процесс, иски (кн. 2 – 4);
3.
Наследство и имущественные
4. Купля-продажа (кн. 12 – 19);
5. Залоговое право (кн. 20 – 22);
6.
Имущественные отношения
7. Опека и попечительство (кн. 26 – 27);
8.
Завещания, наследование по
9. О рабстве (кн. 40);
10. Вербальные контракты (кн. 45 – 46);
11. О преступлениях и наказаниях – «страшные книги» (кн. 47 – 48);
12.
Разъяснение терминов и
В Дигестах было зафиксировано правило, которое не разрешало применять силу для восстановления нарушенного права, а её применение рассматривалось, как самоуправство, влекущее неблагоприятные последствия.
1) Для Дигест (Пандектов) Юстиниана характерна пандектная система. Состоит из:
– общего раздела;
– специальных разделов: вещное право, обязательственное право, семейное право и наследственное право.
Пандектная система
была воспринята германской правовой
системой, и на ее основе было создано
Германское Гражданское
Уложение. Пандектная система воспринята
и современным российским частным правом
В «Институциях Гая» мы можем увидеть достаточно подробное описание судебного
процесса, а также мы можем видеть, что изменилось с тех пор, как был написан
первый свод законов, и что осталось неизменным. Прежде всего, мы можем
видеть, что произошло разделение исков на иски законные (legis actiones) и
формулярные, когда были утверждены специальные формулы, по которым излагалась
суть дела. Законные или легисакционные иски состояли в том, что форма этих
исков, то есть они сами, содержалась непосредственно в законах или как было
написано в «Институциях Гая» «. имеют силу и значение сами по себе» (см. Гай
кн. 4, п.10), а формулярные в том, что в законах содержалась лишь формула, по
которой эти иски составлялись, главными частями этих формул были: «. краткое
изложение фактов, вызвавших процесс (demonstratio); изложение требований
истца (intentio); уполномочение судьи на присуждение сторонам какой-либо вещи
в собственность (adjudicatio); уполномочение судьи на осуждение или
оправдание ответчика (condemnatio)» (см. Гай кн. 4, п. 39). И в зависимости
от того, какой из видов этих исков предъявлялся, происходил легисакционный
или формулярный процессы.
2.Кодекс Юстиниана
Кодекс Юстиниана, одна из составных частей Кодификации Юстиниана. Включает 4652 отрывка из императорских распоряжений (конституций), изданных начиная с императора Адриана (2 в. н. э.) в кончая самим Юстинианом.
Необходимость в подготовке Кодекса была связана с большим числом старых предписаний, потерявших всякую практическую цену, но включённых в старые Кодексы. Комиссия, назначенная в феврале 528 г., должна была выработать новый Кодекс, имея в виду лишь современные ей практические нужды. Комиссии было предоставлено право не только делать сокращения (вычеркивать введения, обращения, заключительные слова и т. д.) в конституциях, но и выбрасывать все отжившее или отменённое позднейшими узаконениями; не только исправлять текст, но и уточнять его, изменять и дополнять, соединять многие конституции в одну и т. д.
Работа продолжалась около 14 месяцев. 7 апреля 529 г. Кодекс был обнародован и с 16 апреля вступил в действие. С изданием Дигест и Институций возникла необходимость в переработке кодекса, которая была совершена Феофилом, Трибонианом и тремя адвокатами высшего суда. Итогом работы стало издание в в 534 году нового кодекса, названного Codex repetitae praelectionis («Кодекс второго издания»).
Кодекс состоит из 12 книг, излагающих церковное право и обязанности государственных служащих (кн. 1); частное право - имущественные и прочие отношения (книги 2-8); уголовное право (кн. 9); административное и финансовое право (книги 10-12). Книги, в свою очередь, состоят из титулов, титулы разделяются на отдельные императорские постановления (лат. leges или constitutiones), которые делятся на параграфы.
Кодекс Юстиниана
сохранился лишь в изданиях Corpus juris
civilis, то есть не в полном оригинальном
виде. Веронский палимпсест начала
VII века, содержавший в себе полный
текст Кодекса, сохранился не целиком.
Остальные древнейшие рукописи Кодекса
представляют собой извлечения, передающие
в сокращении только первые 9 книг Кодекса.
Они начинают пополняться с XI века.
В конце XII века появились рукописи
и последних 3 книг. Но и после
этого кодексом считались только
первые 9 книг, а три последние
составляли особый отрывок, известный
под названием tres libri.