Гражданская война на территории Южного Урала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 09:43, контрольная работа

Краткое описание

С 25 октября (7 ноября) 1917 по февраль 1918 года длился период «триумфального шествия» Советской власти по всей стране. В этот период Советская власть победила и на Южном Урале. В первые дни Октябрьской революции Советы взяли власть в Миньяре, Симе, Усть-Катаве, Аше, Катав-Ивановске, Кыштыме, Верхнем и Нижнем Уфалее, Нязепетровске и других местах Южного Урала. В этих районах пролетариат представлял крупную и организованную силу, большевистские организации пользовались большим влиянием в массах

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ДУТОВСКИЙ МЯТЕЖ
МЯТЕЖ ЧЕХОСЛОВАЦКОГО КОРПУСА
КОЛЧАКОВЩИНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Содержимое работы - 1 файл

история РБ.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

     Большевистская  партия призвала трудящихся России направить  все силы на борьбу против белочехов. На Восточный фронт ЦК партии послал 200 коммунистов Москвы, оказавших  большую помощь местным парторганизациям в мобилизации сил для борьбы с врагом. Почти две трети (около 20 тысяч) коммунистов уральских парторганизаций ушло на фронт. Уральский обком РКП (б) направил комиссарами и командирами в армию И. М. Малышева, Л. И. Вайнера, Н. Г. Толмачева и многих других партийных работников. Рабочие Урала и Поволжья создавали красногвардейские отряды для борьбы с белочехами. В Верхне-Уфалейском отряде насчитывалось 400 человек, в Миньярском — 300 человек. Красногвардейские отряды были организованы в Симе, Аше, Сатке, Юрюзани, Златоусте и т. д. Вместе с рабочими на защиту Советской власти выступила крестьянская беднота.

     В конце мая и в июне развернулись бои на Миасско-Златоустовском направлении, под городом Троицком и у станции  Аргаяш. Советскими отрядами, действовавшими в районе Златоуст — Челябинск, руководил член Уральского обкома партии И. М. Малышев. В Златоуст прибыли отряды из Усть-Катава, Кусы, Юрюзани, Екатеринбурга, Миньяра. Всего здесь имелось свыше 2 тыс. бойцов и отряд интернационалистов-венгров. В первых же боях рабочие отряды показали образцы смелости и отваги. В течение месяца они стойко обороняли подступы к Златоусту. В начале июня 1918 года крупное сражение между белочехами и советскими войсками произошло около Миасса, в районе Моховой горы. В боях за Миасс участвовали дружины, сформированные из рабочих Златоуста и Миасса. Храбро сражались с белочехами члены Миасского союза рабочей молодежи (всем известно имя бесстрашного Ф. Горелова). В тяжелых боях с превосходящими силами врага погибли многие большевики и члены социалистического союза молодежи. Во второй половине июня 1918 года погиб бесстрашный комиссар И. М. Малышев. 27 июня чехи и белогвардейцы захватили Златоуст.

     Славными  боевыми подвигами покрыли себя в боях под Златоустом молодые  рабочие отряда, которым командовал Устинов. В районе озера Тургояк отряд оказался в окружении. Но красные бойцы не сдавались, они решили биться до последнего человека. Вскоре к ним на помощь подоспела регулярная часть Красной Армии, и общими усилиями враг был отброшен. Так как Златоуст был захвачен белочехами, то отряд стал пробиваться на Нижний Уфалей. Путь предстоял тяжелый, кругом были враги. Пробивались через горы, по лесным тропам и через болота. Участница этого похода комсомолка Екатерина Кочкина рассказывает: «Побросав все, что мешало движению, кроме оружия и патронов, мы двинулись в путь. Шли по пояс в воде, без пищи и сна. Только на пятые сутки, совершенно обессиленные, добрались до опушки леса. И едва ощутив под ногами твердую почву, тут же свалились». Радостной была встреча с рабочими Нижнего Уфалея и с регулярными частями Красной Армии.

     В середине июня 1918 года развернулись ожесточенные бои на подступах к Троицку. Белочехи наступали из Челябинска. Троицкий горком РКП (б) и Совет провели  большую работу по укреплению обороны  города и созданию вооруженного отряда, в состав которого вошли 17-й Уральский стрелковый полк, 1-й Оренбургский революционный казачий имени Степана Разина полк, коммунистическая дружина и ряд небольших отрядов. Всего в отряде насчитывалось до 2300 бойцов. Командовал отрядом беспартийный казак Н.Д. Томин. Это был честный и исключительно храбрый человек, пользовавшийся огромным авторитетом среди бойцов. Помощником его был унтер-офицер старой армии, большевик Н. Баранов.

     Бои под Троицком продолжались с 13 по 18 июня. В течение нескольких дней мужественные защитники города отбивали яростные атаки врага и отбрасывали его на 30—40 км от города. Однако, используя численный перевес своих сил, белочехи 18 июня заняли город. Отряд Томина отошел к Верхнеуральску. Здесь местная парторганизация во главе с Н. Ивановым также готовила силы для отпора врага. В селах и казачьих станицах создавались отряды добровольцев и направлялись в Верхнеуральск для формирования казачьего кавалерийского и пехотного полков. Всего в Верхнеуральском отряде, которым командовал И. Д. Каширин, имелось до 3 тыс. бойцов с 2 орудиями. Троицкий и Верхнеуральский отряды объединились под общим командованием И.Д. Каширина. Его помощником стал заместитель командира Троицкого отряда коммунист Н.В. Баранов.

     Ввиду явного превосходства сил противника 5 июля на совещании военного совета отрядов с участием членов городского комитета партии и представителей общественных организации было решено оставить Верхнеуральск и отступить в Белорецк.

     Успехи  белочехов объяснялись их временными преимуществами в первый период войны. Чехословацкие мятежники на Екатеринбург-Челябинском направлении насчитывали до 9 тысяч человек, а регулярные части Красной Армии имели только 2169 штыков. Части Красной Армии и красногвардейские отряды были слабо подготовлены в военном отношении и поэтому не могли противостоять хорошо вооруженным, регулярным частям солдат чехословацкого корпуса. Остановить продвижение белочехов было трудно еще и потому, что их активно поддерживала внутренняя контрреволюция. В Кусе, Сатке, Каслях, Нязепетровске и во многих других местах Южного Урала вспыхнули кулацкие и белогвардейско-эсеровские мятежи, в которых участвовало около 5 тыс. вооруженных белобандитов.

     Белочехи  и белогвардейцы использовали и  колебания среднего крестьянства Поволжья, Урала и Сибири, недовольного продовольственной диктатурой Советской власти, при которой они должны были сдавать хлеб государству по твердым ценам. Эсеры и меньшевики широко распространяли лживые слухи о том, что большевики продали Россию немцам, что они получают от них оружие и т. д., а за это немцы вывозят в Германию, хлеб, скот, сырье. К тому же в Сибири и на большей части территории Урала не было помещичьего землевладения, крестьяне не знали крепостнической эксплуатации и сами имели сравнительно большое количество земли. Все эти обстоятельства привели к тому, что значительная часть середняков летом 1918 года поддержала контрреволюцию и белочехов.

     В июне — в начале июля 1918 года белочехи и белогвардейцы захватили Омск, Самару, Уфу, Троицк, Верхнеуральск, Златоуст, Сим, Миньяр, Кусу. В это время только Белорецк — крупный рабочий центр оставался островом Советской власти на Южном Урале, столицей партизан, где сосредотачивались для борьбы с врагом революционные отряды Оренбургской и Уфимской губерний.

     ЦК  партии и Советское правительство  приняли меры к укреплению советских  войск, действовавших против белочехов. Командование Восточным фронтом  и Уральский обком партии объединяли разрозненные красногвардейские отряды в регулярные части Красной Армии, укрепили дисциплину и подняли в войсках боевой дух. Преодолевая сопротивление противника, из Верхнеуральска в Белорецк 8 июля 1918 года прибыли отряды И.Д. Каширина и Н.Д. Томина. К ним присоединились отряды, прибывшие из Стерлитамака и Оренбурга. С выступлением на Волге и Урале белочехов вновь подняла голову дутовская контрреволюция. 3 июля Оренбург был занят белоказаками Дутова. Находившиеся здесь Уральский отряд В.К. Блюхера и Южный отряд Н.Д. Каширина отошли к Белорецку.

     Белорецкий  Военно-революционный комитет, возглавлявшийся П.В. Точисским, совместно с командованием каширинского отряда приняли меры для обеспечения обороны завода. Из рабочих-добровольцев Белорецкого и Тирлянского заводов был создан пехотный полк, насчитывавший около 1300 бойцов. Командовал полком коммунист А. В. Пирожников, а помощником был матрос Ф. Н. Сызранкин. Этот полк являлся основной цементирующей силой Верхнеуральского отряда, в котором преобладала крестьянская и казацкая беднота. В Троицкий и Верхнеуральский отряды были направлены рабочие дружины, прибывшие в Белорецк из Миньяра, Аши, Катав-Ивановска и других южноуральских заводов. Усиливая рабочую прослойку в каширинских отрядах, большевики обеспечивали повышение революционной сознательности и сплоченности крестьянско-казацкой массы. Для усиления революционного влияния в партизанских отрядах создавались большевистские группы.

     Против  мероприятий белорецких большевиков, направленных на укрепление обороноспособности завода, выступили эсеры. Эсеры пытались подорвать союз рабочих с крестьянско-казацкой беднотой, дезорганизовать оборону Белорецка, восстановить буржуазные порядки. Они натравливали рабочих на каширинцев, говорили, что казаки вместе со своим командиром, бывшим офицером, являются врагами трудящихся и рано или поздно предадут революцию. Эсерами и казачьими офицерами в ночь на 9 июля был убит П.В. Точисский. Злодейское убийство замечательного большевика, руководителя и друга рабочих вызвало гнев и возмущение как среди рабочих, так и среди партизан. Выступившие на митинге, созванном большевиками, рабочие и партизаны заклеймили позором предателей революции, призвали к усилению борьбы против контрреволюции.

     По  прибытии в Белорецк отрядов В. К. Блюхера и И.Д. Каширина 16 июля 1918 года на специальном совещании командиров воинских частей было принято решение об объединении всех боевых дружин и отрядов в единый южноуральский партизанский отряд. Командующим отрядом был избран Н. Д. Каширин, первым заместителем — В. К. Блюхер, вторым — И. Д. Каширин. Южноуральский отряд являлся по существу партизанской армией, в состав которой входили: Верхнеуральские пехотный и казачий полки, 1-й Уральский стрелковый полк, 17-й Уральский стрелковый полк, 1-й Оренбургский имени Степана Разина казачий полк, Белорецкий полк, Богоявленский и Архангельский полки (присоединились к отряду позднее), Артиллерийский дивизион, ряд отдельных отрядов и кавалерийских сотен. В объединенном отряде имелось около 10 тыс. бойцов. Отряд был слабо вооружен. Многие бойцы имели лишь охотничьи ружья. Слишком мало было пулеметов, не хватало патронов и снарядов. Бойцами являлись рабочие Белорецкого, Авзяно-Петровского, Кыштымского, Миньярского, Златоустовского и других заводов, шахтеры Челябинских копей, рудников Южного и Среднего Урала; крестьянская и казачья беднота Троицкого, Верхнеуральского, Стерлитамакското и Уфимского уездов. Ядром отряда были рабочие, значительная часть которых являлась большевиками. В некоторых полках (Белорецком, 1-м Уральском и др.) партийные организации насчитывали до 500—600 коммунистов. Коммунисты вели большую политико-воспитательную работу среди бойцов, показывали им пример мужества и стойкости в боях с врагом. Большая часть командиров отрядов являлась коммунистами.

     По  своему составу Южноуральский отряд  был интернациональным. В него входили: русские, украинцы, эстонцы, латыши, венгры, немцы, башкиры, татары, китайцы и другие. Батальон интернационалистов, состоявший из венгров, немцев и румын, насчитывал около 300 человек. Белорецк находился в глубоком тылу врага, был отрезан от центра страны и от основных сил Красной Армии. Между тем по своей численности отряд представлял значительную военную силу. Перед командованием встал вопрос, что же делать дальше, какой принять план? На военном совете были высказаны разные точки зрения. Одни предлагали обосноваться в Белорецке, подготовить город к длительной осаде и ждать прихода регулярных частей Красной Армии, другие — идти на соединение с Красной Армией, чтобы как можно быстрее включиться в боевые действия, которые она вела на Урале. Первый вариант принять было нельзя, т. к. неизвестно, сколько времени могла продолжаться осада города, а запасы продовольствия и боеприпасов были незначительны. Имевшиеся в городе силы едва ли могли сдержать натиск во много раз превосходящих сил противника. Поэтому было решено оставить Белорецк, идти на соединение с регулярными частями Красной Армии. Братья Каширины рекомендовали двигаться через Верхнеуральск — Миасс. Они считали этот путь через казачьи районы наиболее коротким и легким. Н.Д. Каширин говорил, что после взятия красными Верхнеуральска белоказаки прекратят борьбу с Советами и разъедутся по домам. Но это предположение не оправдалось.

     Иной  точки зрения придерживался В.К. Блюхер. Он говорил, что идти на соединение с Красной Армией надо через рабочие уральские районы к берегам Камы. Поход на Верхнеуральск, где были сосредоточены большие силы белых, Блюхер считал бесцельным и ошибочным. Однако большинство командиров все же высказалось за поход на Верхнеуральск.

     Путь  отряда проходил через районы, население  которых поддерживало партизан, оказывало им всяческую помощь. В Каге, Авзяно-Петровске, Архангельске, в с. Воскресенском и в других местах к отряду присоединились рабочие, крестьяне-бедняки. За время похода отряд вырос почти на 3 тыс. человек. В момент соединения с Красной Армией в нем насчитывалось около 13 тыс. бойцов. Рабочие и трудящиеся крестьяне охотно предоставляли бойцам на время отдыха квартиры, помогали приобретать продовольствие и фураж, строили с партизанами мосты через реки. Белогвардейцы стремились ликвидировать партизанский отряд. Они нападали на него, пытались сбросить в реки или загнать обратно в горы, призывали жителей выдать им Блюхера, за голову которого назначили награду в 20 тысяч рублей. Но все их попытки провалились.

     Было  строго запрещено брать у населения  продукты и фураж бесплатно. Бойцы, допустившие нарушения воинской дисциплины или замешанные в мародерстве, немедленно предавались военно-революционному полевому суду и карались по всей строгости  военного времени.

     Выдержав 20 жарких боев, южноуральцы уничтожили или нанесли поражение 10 сильным  и хорошо вооруженным белогвардейским  полкам. Они разгромили части белых  под Верхнеуральском, под селами Петровское, Зилим, Родники. 29 августа  партизаны, после ожесточенного боя с превосходящими силами врага, овладели железнодорожной станцией Иглино. Мужественно и умело руководили боевыми действиями в этом сражении В.К. Блюхер, И.Д. Каширин, С.П. Галунов, Н.Д. Томин, Ф. Вандышев и другие командиры. Боевые подвиги совершили в этот день бойцы полуроты 17-го Уральского полка у деревни Калтыманово. В разгар боя старый солдат-сибиряк Е. Кручинин сначала со своим помощником Л. Шестаковым, а затем один прикрывал отход своих бойцов под напором превосходящих сил врага. Но вдруг, пулемет замолк: произошел перекос патрона. Белогвардейцы бросились к пулемету. Бесстрашный воин, отбежав от пулемета в сторону, бросил гранату в гущу белых и уничтожил их вместе со своим пулеметом.

     Героические действия партизан в тылу врага вызывали панику у белогвардейцев, отвлекали с фронта крупные части белых, способствовали успешному развитию наступления Красной Армии осенью 1918 года в Поволжье. Отряд южноуральских партизан во главе с В. К. Блюхером, совершая легендарный рейд по тылам белых, прошел с боями 1500 км и в середине сентября 1918 года соединился с частями III Красной Армии в районе Кунгура. Здесь отряд влился в 4-ю Уральскую дивизию 3-й армии Восточного фронта, которая вскоре была переименована в 30-ю дивизию, вписавшую немало героических страниц в историю борьбы с интервентами много славных боевых страниц в боях за освобождение Урала, Сибири и Крыма. 30-я дивизия всегда оставалась победительницей на полях сражений и в хмурых горах Урала, и во время ликвидации банд Махно. Она выросла и окрепла в боях на Южном Урале, в боях с чехословацкими авантюристами и белогвардейской контрреволюцией.

Информация о работе Гражданская война на территории Южного Урала