Гражданская война – трагическая страница в истории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:51, реферат

Краткое описание

Гражданская война в России (1917 — 1923) — цепь вооружённых конфликтов между различными социальными, политическими и этническими группами на территории бывшей Российской империи.
Составной частью гражданской войны была вооружённая борьба национальных «окраин» бывшей Российской империи за свою независимость и повстанческое движение широких слоёв населения против войск основных противоборствующих сторон — «красных» и «белых». Попытки провозглашения независимости «окраинами» вызывали отпор как со стороны «белых», сражавшихся за «единую и неделимую Россию», так и со стороны «красных», видевших в росте национализма угрозу завоеваниям революции.
Гражданская война разворачивалась в условиях иностранной военной интервенции и сопровождалась боевыми действиями на территории России как войск стран Четверного союза, так и войск стран Антанты.

Содержание работы

Введение.....…………………………………………………........................................стр. 3
1.1. Причины гражданской войны ………………………………………………….... …стр. 4
1.2. Хронологические рамки…………………………………………………….……. .…стр. 5
2.0. Первый период войны (ноябрь 1917 – май 1918)………………………………… ..стр. 6
2.1. Установление советской власти. Начало организации антибольшевистских сил. .стр. 7
2.2. Большевики и действующая армия………….…………………………….………... стр. 8
2.3. Перемирие. Германская интервенция. Брестский мир…………………….……..…стр. 9
3.0. Второй период войны (май 1918 – март 1919)……………………………….….…..стр.10
3.1. Сражения осенью 1918 …………………………….…………………………… .….стр. 12
3.2. Сражения зимой 1918 – 1919………………………..…………………………… ... стр. 13
4.0. Третий период войны (март 1919 – апрель 1920)…………………………… ….…стр. 14
4.1. Борьба на Севере России…………………………..…………………………….…...стр.16
5.0. Четвертый период (апрель 1920 – ноябрь 1920)…………………………………... стр. 18
5.1. Крым – последний бастион Белого движения на юге России……………………. стр. 19
6.0. Пятый период войны (ноябрь 1920 – июль 1923)…..…………………………...….стр. 20
6.1. Последние очаги сопротивления на Дальнем Востоке…………………………….стр. 21
7.0. Заключение……………………………………………………………………...….…стр. 22
7.1..Последствия Гражданской войны……………………………….………………..…стр. 23

Содержимое работы - 1 файл

Отечественная история.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

 

В августе — сентябре 1918 Донская  армия переходит в наступление на трёх направлениях: на Царицын, на Поворино и на Воронеж. Добровольческая армия начинает наступление на Северный Кавказ.

 

11 сентября советское командование  сводит свои войска в Южный  фронт (командующий бывший генерал  Императорской армии Павел Павлович Сытин) в составе 8-ой, 9-ой, 10-ой, 11-ой и 12-ой армий. К 24 октября советским войскам удаётся остановить наступление казаков на воронежско-поворинском направлении, а на царицынском отбросить войска Краснова за Дон. На Севере советское командование создаёт Северный фронт (командующий бывший генерал Императорской армии Дмитрий Павлович Парский) в составе 6-ой и 7-ой армии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сражения зимой 1918—1919

 

В декабре 1918 колчаковские войска перешли  в наступление и 24 декабря овладели Пермью, однако потерпели поражение под Уфой и вынуждены были прекратить наступление. Все белогвардейские войска на востоке были объединены в Западный фронт под командованием Колчака, в состав которого вошли: Западная, Сибирская, Оренбургская и Уральская армии. На севере красные войска заняли Шенкурск и подошли вплотную к Архангельску.

В январе 1919 Краснов попытался третий раз овладеть Царицыном, однако вновь  потерпел поражение и вынужден был  отступить. Окружаемая Красной армией после ухода немцев со стороны Украины, не видя помощи ни от англо-французских союзников, ни от добровольцев Деникина, под влиянием антивоенной агитации большевиков Донская армия начала разлагаться. Казаки стали дезертировать или переходить на сторону Красной армии — фронт рухнул. Большевики ворвались на Дон. Начался массовый террор против казачества, названный впоследствии «расказачиванием». В начале марта в ответ на истребительный террор большевиков вспыхнуло восстание казаков в Верхнедонском округе, получившее название Вёшенское восстание. Восставшие казаки сформировали армию в 40 тысяч штыков и сабель, включая стариков и подростков, и бились в полном окружении, пока 8 июня 1919 года к ним на помощь не прорвались части Донской армии.

 

В январе 1919 войска Деникина окончательно разбили 90-тысячную 11-ю армию большевиков и полностью овладели Северным Кавказом. В феврале началась переброска добровольческих войск на север, на Донбасс и Дон, в помощь отступающим частям Донской армии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Третий период войны (март 1919 — апрель 1920)

 

Весной 1919 г. Россия вступает в третий, самый тяжёлый этап гражданской  войны. Верховный совет Антанты  разработал план очередного военного похода. На сей раз, как отмечалось в одном из секретных документов, интервенция должна была «…выражаться в комбинированных военных действиях русских антибольшевистских сил и армий соседних союзных государств…».[48] Ведущая роль в предстоящем наступлении отводилась белым армиям, а вспомогательная — войскам малых пограничных государств — Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши. Однако план Антанты так и остался всего лишь планом — так как Белые правительства принимали решения и действовали самостоятельно, прекрасно осознавая своекорыстную политику и реальные цели и задачи Антанты. Что касается поддержки, то, к примеру, «Франция делила своё внимание между Вооружёнными силами Юга, Украиной, Финляндией и Польшей, оказывая более серьёзную поддержку одной лишь Польше и, только для спасения её вступила впоследствии в более тесные сношения с командованием Юга в финальный, крымский период борьбы. В итоге мы не получили от неё реальной помощи: ни твёрдой дипломатической поддержкой, особенно важной в отношении Польши, ни кредитом, ни снабжением .» — напишет позже Главнокомандующий В. С. Ю. Р. генерал А. И. Деникин.

 

Англия, Франция и США начали оказывать экономическую помощь правительствам Колчака и Деникина. За зиму 1918/19 г было поставлены сотни  тысяч винтовок (250—400 тыс. Колчаку  и до 380 тыс. Деникину), танки, грузовики (около 1 тыс.), броневики и самолёты, боеприпасы и обмундирование для нескольких сотен тысяч человек.

Одновременно с этим Антанта  ставила перед Белыми правительствами  вопрос о необходимости компенсации  за эту помощь.

 

Целесообразность содействия адмиралу Колчаку и ген. Деникину является тем более вопросом спорным, что они «борются за Единую Россию»… Не мне указывать, соответствует ли этот лозунг политике Великобритании… Один из наших великих людей, лорд Биконсфильд, видел в огромной, могучей и великой России, катящейся подобно глетчеру по направлению к Персии, Афганистану и Индии, самую грозную опасность для Великобританской империи.

 

После этих слов британского премьер-министра приведённые выше высказывания его  коллеги военного министра получают иной смысл, созвучный выводам современных исследователей о том, что Британия, после провала белыми идеи «союзников» о создании «двух маленьких Россий», исходя из её целей должна была сделать окончательный выбор в пользу одной из сторон конфликта. Так Н. В. Стариков считает, что Англия была более заинтересована в победе готовых идти на уступки и компромиссы ради удержания собственной власти большевиков, нежели упрямо повторявших «Мы Россией не торгуем» белых вождей и именно поэтому по словам генерала Деникина произошёл «окончательный отказ от борьбы и от помощи противобольшевицким силам в самый трудный для нас момент».

 

После заключения Версальского мира, оформившего поражение Германии в войне, помощь западных союзников  Белому движению, видевших в нём  прежде всего борцов с правительством большевиков, постепенно прекращается.

 

В начале марта 1919 года хорошо вооружённая 150-тысячная армия А. В. Колчака развернула наступление с востока, намереваясь  занять Москву.

 

В марте-апреле войска Колчака, взяв Уфу, Ижевск и Воткинск, заняли весь Урал и с боями пробивались к Волге, но были вскоре остановлены превосходящими силами Красной Армией на подступах к Самаре и Казани. В конце апреля 1919 года красные перешли в контрнаступление, в ходе которого к августу 1919 года захватили Уфу, Екатеринбург и Челябинск.

 

В сентябре-октябре 1919 года между реками Тобол и Ишим произошло решающее сражение между белыми и красными. Как и на других фронтах белые, уступая противнику в силах и  средствах, потерпели поражение. После  чего фронт рухнул и остатки армии Колчака отошли вглубь Сибири. В это время эсеры организовали в тылу Колчака ряд мятежей, в результате которых им удалось захватить Иркутск, где власть взял эсеровский Политцентр, которому 15 января чехословаки, среди которых были сильны проэсеровские настроения и не было никакого желания воевать, выдали находившегося под их охраной адмирала Колчака[56].

 

21 января 1920 года иркутский Политцентр  передал Колчака большевистскому  ревкому. Адмирал Колчак был  расстрелян в ночь с 6 на 7 февраля  1920 года, согласно прямому приказу Ленина. Однако имеются и другие сведения: постановление Иркутского военно-революционного комитета о расстреле Верховного Правителя адмирала Колчака и председателя Совета Министров Пепеляева было подписано Ширямовым, председателем комитета и его членами А. Своскаревым, М. Левенсоном и Отрадным. Спешившие на выручку адмирала русские части под командованием Каппеля опоздали и, узнав о гибели Колчака, приняли решение не штурмовать Иркутск.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Борьба на Севере России

 

В ночь на 2 августа 1918 организация капитана 2-го ранга Чаплина (около 500 человек) свергла советскую власть в Архангельске. Затем в Архангельске высадился 2-тысячный английский десант. Членами Верховного управления Северной области Чаплин был назначен «командующим всеми морскими и сухопутными вооружёнными силами Верховного управления Северной области». Вооружённые силы в это время состояли из 5 рот, эскадрона и артиллерийской батареи. Части были сформированы из добровольцев. Местное крестьянство предпочитало занимать нейтральную позицию и надежд на мобилизацию было мало. Мобилизация в Мурманском крае также не имела успеха.

 

Формирование белой армии на Севере проходило политически в  наиболее трудной обстановке, поскольку  здесь она создавалась в условиях засилья левых (эсеро-меньшевистских) элементов в политическом руководстве (достаточно сказать, что правительство ожесточённо противилось даже введению погон).

 

К середине ноября генерал-майор Н. И. Звягинцев (командующий войсками в Мурманском районе и при белых и при красных) сумел сформировать всего две роты. В ноябре 1918 г. Звегинцева сменил полковник Нагорнов. К тому времени в Северном крае, под Мурманском, уже действовали партизанские отряды под руководством офицеров-фронтовиков из местных уроженцев. Таких офицеров, в большинстве выходцев из местных крестьян, как, например, братья прапорщики А. и П.Бурковы, в Северной области было несколько сот человек. Большинство их было настроено резко антибольшевистски, и борьба с красными носила довольно ожесточённый характер. Кроме того, в Карелии, с территории Финляндии, действовала Олонецкая добровольческая армия.

 

Генерал-майор В. В. Марушевский  был временно назначен на должность  командующего всеми войсками Архангельска и Мурманска. После проведения перерегистрации  армейских офицеров было поставлено на учёт около двух тысяч человек. В Холмогорах, Шенкурске и Онеге русские добровольцы вступали во Французский иностранный легион. В результате этого к январю 1919 г. белая армия насчитывала уже около 9 тысяч штыков и сабель. В ноябре 1918 антибольшевистское правительство Северной области пригласило генерала Миллера занять пост генерал-губернатора Северной области, а Марушевский остался в должности командующим белыми войсками области с правами командующего армией. 1 января 1919 Миллер прибыл в Архангельск, где был назначен управляющим иностранными делами правительства, а 15 января стал генерал-губернатором губернатора Северной области. С мая 1919, одновременно, главнокомандующий войсками Северной области — Северной армии, с июня — главнокомандующим Северным фронтом. В сентябре 1919 одновременно принял пост Главного начальника Северного края.

 

Однако рост армии опережал рост офицерского состава. К лету 1919 года, в уже 25 тысячной армии, служило только 600 офицеров. Нехватка офицеров усугублялась практикой набора в армию пленных красноармейцев (которых составляли более половины личного состава частей). Для подготовки офицерских кадров были организованы британские и русские военные школы. Были созданы Славяно-Британский авиационный корпус, флотилия Ледовитого океана, дивизион истребителей в Белом море, речные флотилии (Северо-Двинская и Печорская). Также было построены бронепоезда «Адмирал Колчак» и «Адмирал Непенин». Однако боеспособность мобилизованных войск Северной области всё-таки оставалась низкой. Были часты случаи дезертирства бойцов, ослушания и даже убийства офицеров и солдат из частей союзников. Массовое дезертирство приводило и к мятежам : «З тысячи пехотинцев (в 5-м Северном стрелковом полку) и 1 тысяча военнослужащих других родов войск с четырьмя 75-мм орудиями перешли на сторону большевиков». Миллер опирался на поддержку британского военного контингента, который принял участие в боевых действиях против частей Красной армии. Командующий войсками союзников на севере России, разочаровавшись в боеспособности войск Северной области в своём докладе сообщал, что:"Состояние русских войск таково, что все мои усилия по укреплению русской национальной армии обречены на неудачу. Необходимо теперь же эвакуироваться как можно скорее, если только численность британских сил здесь не будет увеличена". К концу 1919 года Великобритания по большей части прекратила поддержку антибольшевистских правительств в России а в конце сентября союзники эвакуировались из Архангельска. У. Э. Айронсайд (Главнокомандующий союзными войсками) предложил Миллеру эвакуировать Северную армию. Миллер отказался «…в связи с боевой обстановкой… повелел удержать Архангельский район до последней крайности…».

 

После ухода англичан Миллер продолжил  борьбу против большевиков. Для усиления армии 25 августа 1919 г. Временное правительство Северной области провело очередную мобилизацию, в результате чего к февралю 1920 г. в войсках Северной области насчитывалось 1492 офицера, 39 822 строевых и 13 456 нестроевых нижних чинов — общей сложностью 54,7 тыс. человек с 161-ом орудии и 1,6 тыс. пулемётах, а в национальном ополчении — ещё до 10 тысяч человек. Осенью 1919 Северная армия белых предприняла наступление на Северном фронте и Коми крае. За относительно короткое время белым удалось захватить обширные территории. После отхода Колчака на восток части сибирской армии Колчака были переведены под командование Миллера. В декабре 1919 штабс-ротмистр Червинский предпринял наступление на красных в р-не с. Нарыкары. 29 декабря в телеграфном донесении в Ижму (штаб 10 Печорского полка) и Архангельск он писал:

«21 декабря разведка березовского гарнизона при поддержке конных пулемётных частей дошла до села Нарыкары в 288 верстах от Березова. Бой в  селе с большевиками, выбили красных  из села … всё награбленное красными возвращено прежним владельцам. Наши и сибирские части рвутся в бой».

Однако в декабре, красные перешли  в контрнаступление и 24-25 февраля 1920 года большая часть Северной армии  капитулировала. 19 февраля 1920 Миллер был  вынужден эмигрировать. Вместе с генералом Миллером Россию покинули более 800 военнослужащих и гражданских беженцев, размещённых на ледокольном пароходе «Козьма Минин», ледоколе «Канада», яхте «Ярославна». Несмотря на препятствия в виде ледовых полей и преследование (с артиллерийским обстрелом) кораблями Красного флота, белым морякам удалось довести свой отряд до Норвегии, куда они прибыли 26 февраля. Последние бои в Коми имели место 6-9 марта 1920 года. Отряд белых отступил из Троицко-Печёрска в Усть-Щугор. Подошедшие из-под Урала части красных 9 марта окружили Усть-Щугор, в котором находилась группа офицеров под командованием капитана Шульгина. Гарнизон капитулировал. Офицеры под конвоем были направлены в Чердынь. По дороге офицеры были расстреляны конвоирами. Несмотря на то, что население севера симпатизировало идеям белого движения, и Северная армия была хорошо вооружена, белая армия на севере России распалась под ударами красных. Это было результатом низкого количества опытных офицерских кадров, и присутствия значительного количества бывших красноармейцев, которые не имели желания воевать за временное правительство далёкой северной области.

 

 

 

 

Четвёртый период войны (апрель 1920 — ноябрь 1920)

 

Советско-польская война.

 

25 апреля 1920 года польская армия,  снаряжённая на средства Франции, вторглась в пределы Советской Украины и 6 мая захватила Киев. Глава польского государства Ю. Пилсудский вынашивал план создания конфедеративного государства «от моря до моря», которое включало бы территории Польши, Украины, Белоруссии, Литвы. Однако, этому плану не суждено было осуществиться. 14 мая началось успешное контрнаступление войск Западного фронта (командующий М. Н. Тухачевский), 26 мая — Юго-Западного (командующий А. И. Егоров). В середине июля они подошли к рубежам Польши.

 

Политбюро ЦК РКП(б), явно переоценив свои силы и недооценив силы противника, поставило перед командованием  Красной Армии новую стратегическую задачу: с боями войти на территорию Польши, взять её столицу и создать  условия для провозглашения в  стране Советской власти. Троцкий, знавший состояние Красной армии, в своих мемуарах писал: «Были горячие надежды на восстание польских рабочих…» У Ленина сложился твердый план: довести дело до конца, то есть вступить в Варшаву, чтобы помочь польским рабочим массам опрокинуть правительство Пилсудского и захватить власть… Я застал в центре очень твердое настроение в пользу доведения войны „до конца“. Я решительно воспротивился этому. Поляки уже просили мира. Я считал, что мы достигли кульминационного пункта успехов, и если, не рассчитав сил, пройдем дальше, то можем пройти мимо уже одержанной победы — к поражению. После колоссального напряжения, которое позволило 4-й армии в пять недель пройти 650 километров, она могла двигаться вперед уже только силой инерции. Все висело на нервах, а это слишком тонкие нити. Одного крепкого толчка было достаточно, чтоб потрясти наш фронт и превратить совершенно неслыханный и беспримерный… наступательный порыв в катастрофическое отступление».

Информация о работе Гражданская война – трагическая страница в истории России