Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 18:07, контрольная работа
К началу царствования Петра Великого потребности городского общества не увеличились: оно не стало богаче, и по-прежнему земледелие в городах соперничало с промышленностью, по-прежнему не существовало хоть сколько-нибудь сносных путей сообщения. Посадские люди жаловались на «всякие большие убытки и разорения» от богатых людей, в основном от приказных людей. Тяжки были казённые платежи.
Введение_____________________________________________________3
1. Городская реформа и новое городское устройство________________4
Усиление податного гнёта______________________________________7
Устройство городов после областной реформы_____________________8
Торгово-промышленное население_______________________________9
Налогообложение городских обывателей_________________________10
Изменения в устройстве городов________________________________11
Устройство ремесленных цехов_________________________________15
Регулярное и нерегулярное население городов____________________16
2. Губернская реформа________________________________________18
3. Задача____________________________________________________19
Литература__________________________________________________
Органом этого участия горожан в жизни города и являлись старинные мирские сходы. Посадский мир, по описанию профессора А.А.Кизеветтера, состоял из ряда более мелких самоуправляющихся союзов, соответственно чему и общепосадский сход со своим руководителем и представителем – посадским старостой – являлся лишь завершением ряда других местных учреждений. Мелкие союзы, из которых составлялась посадская община, называлась слободами и сотнями. Все посадские тяглецы расписывались по слободам и сотням. Каждый тяглец нёс посадские платежи и отправлял посадские повинности со своей слободы. Для рассмотрения местных дел созывались слободские и сотенные сходы. Слободы выбирали своих «слободских старост», при которых состояли иногда тоже избранные на слободских сходах товарищи. Слободские старосты при вступлении в должность получали от местного магистрата особые инструкции, по которым слободские старосты должны были:
Таким образом, мирской посадский сход и после устройства магистратов остался истинным выразителем жизни и деятельности обывателей города гораздо в большей степени, чем становившийся после избрания его членов «яко начальство» Городовой магистрат. Вот почему не магистрат, а «старостинская изба» являлась тогда сосредоточием общественной жизни горожан, как не бургомистр, а посадский староста был настоящим представителем земского мира. Но посадский староста находился в большом подчинении магистрату, который «указами» через старосту сообщал миру все правительственные распоряжения, а староста отвечал магистрату об исполнении его «указов» доношениями. Посадский староста был, следовательно, и представителем интересов выбравших его горожан перед магистратом, и подчинённым магистрату лицом. Выбирал старосту мир, но его выборы утверждались магистратом. Отвечал за свои действия староста и перед магистратом и перед избравшим его миром. Такое положение должно было ставить старосту иногда в очень неприятное положение: и магистрат и мир одинаково смотрели на него, как на подчинённое каждому из них должностное лицо.
Только староста имел право собирать мирские сходы и выступать на них как председатель. Собирался сход всегда около своей посадской избы или в помещении, устроенном при избе для «мирских советов». Собираться на сходе должны были все тяглецы по повесткам, которые староста рассылал через десятских. К «лучшим и первостатейным людям» староста ездил с повестками сам. Горожане старались собираться на сходы в возможно большом числе и иногда целыми часами не начинали заседания, дожидаясь отсутствующих сограждан. Преобладающее значение на сходах имели первостатейные люди. Это вытекало из всего строя посадской жизни тех времён: круговая порука, лежавшая в основе тяглого строя посадской общины, непременно выдвигала наиболее богатых в качестве первых и главных ответчиков за мир и, тем самым, ставила их в положение начальства. Но и на деле, и посадский сход, являясь выразителем желания и стремлений горожан, на деле выражал эти желания и стремления лишь постольку, поскольку они не противоречили интересам зажиточных людей и магистрата. А так как сам магистрат при общем крепостном строе оказывался в большой зависимости от администрации, то особой широты значение мирских посадских сходов не приобретало, и вся деятельность их, сосредотачиваясь на сравнительно мелких и частных городских делах, мало подходила на самоуправление в широком смысле слова.
В будущем Пётр
решил сделать магистратские
должности несменяемыми, чтобы увеличить,
их ответственность перед
Наиболее прочной стороной реформы было определение прав и обязанностей тяглового торгово-промышленного состояния городских обывателей и новая организация городских общин. В регламенте главному магистрату это новое устройство выражено так: «Понеже вездѣ въ городахъ, не токмо въ большихъ, но въ малыхъ, обрѣтаются жители разныхъ чиновъ, кромѣ посадскихъ изъ которыхъ каждый особливое состоянiе имѣютъ, а именно: шляхетство, которое по близости отъ городовъ деревни и усадьбы свои имѣетъ, а иные и сами въ городахъ живутъ домами своими, такожде служители, у дѣлъ приставленные, священство, церковники и иностранные, изъ которыхъ одни ради купечества, а другiе для художества или какого рукодѣлiя тамо живутъ, то всѣ такiе люди между гражданами не числятся; а магистрату граждане надлежатъ и въ двухъ гильдiяхъ состоятъ такiе: банкиры, знатные купцы, которые имѣютъ отъѣзжiе большiе торги и которые разными многими товарами въ рядахъ торгуютъ, городскiе докторы, аптекари, лѣкари, шкиперы купеческихъ кораблей, золотари, серебряники, иконники, живописцы, портные, сапожники, кузнецы, плотники, столяры, рѣзчики, токари и симъ подобные, изъ которыхъ первой гильдiи или первостатейные состоятъ и отъ другого подлаго гражданства привилегiями и преимуществами суть отмѣчены, яко: банкиры, знатные купцы, которые имѣютъ отъѣзжiе большiе торги и которые разными товарами въ рядахъ торгуютъ, городскiе докторы, аптекари, лѣкари, шкиперы купеческихъ кораблей, золотари, серебреники, иконники, живописцы. Во второй гильдiи, которые мелочными товарами и харчевыми всякими припасы торгуютъ, такъ же рукомесленые, рѣзчики, токари, столяры, портные, сапожники и симъ подобные. Прочiе же всѣ подлые люди, обрѣтающiеся въ наймахъ и въ черныхъ работахъ, которые нигдѣ между знатными и регулярными гражданами не считаются».
Гильдейские старосты и старшины с согласия граждан, получавшегося на сходках их по слободам и по улицам, уравнивали податные сборы по состоянию каждого лица и составляли при этом окладные книги особо для каждого разряда граждан. Магистрат проверял и утверждал эти книги. Когда до сведения магистрата доходило, что со времени составления оклада «некоторые пожитками пополнились, некоторые же умалились», то он сообщал об этом гильдейским старшинам и приказывал им составить новые уравнительные оклады по совету с гражданами, входящими в гильдии. При расчёте сборов вычисляли по-прежнему десятую деньгу, т.е. размер оклада каждого вычислялся в 10% с утверждённого по последней окладной книге за данным лицом капитала. В 1722 году посадские были избавлены от рекрутчины, причём за рекрутов должны были платить особый сбор, который в 1724 году был определён для торговых людей в 100 рублей.
Постоянная повинность была оставлена на посадских, зато была снята другая, вековая повинность торговых и посадских людей – личная служба по финансовому ведомству.
Это освобождение от обязательной службы вместе с резко подчёркнутым обособлением регулярных горожан от нерегулярных обособляет торгово-промышленный класс в особое сословие, решительно отмежёванное своими особыми правами и обязанностями от дворянства – с одной стороны, и от крестьянства - с другой. Городской регулярный обыватель конца царствования Петра отличался от горожан нерегулярных тем, что участвовал в городском управлении путём избрания членов магистрата, был записан в гильдию и цех или нёс денежную повинность в доле, падавшей на него по общественной раскладке, средства на несение повинностей ему предоставлялось добывать путём занятия промыслами и торговлей.
2.
Губернская реформа
Во второй
половине XVII в. и особенно на грани XVII-XVIII
вв. в системе центральных
Надо
отметить, что изменения в центральных
органах до 1712-1715 гг. носили спонтанный
характер и далеко не всегда давали
необходимый результат. Это объясняется
тем, что все силы и внимание самодержца
занимала тяжелейшая война. Так, созданный
для управления «потешными полками» Преображенский
приказ лишь постепенно, под влиянием
событий, превратился в главный орган
политического сыска. Так или иначе, в
связи с войной появились Адмиралтейский
и Военный приказы. Приказ рудокопных
дел. Приказ артиллерии и т.д.
Первой
попыткой кардинальных административных
реформ была губернская реформа 1708-1710
гг. Страна была разделена на 8 губерний,
далеко не одинаковых по размеру территории
(Петербургская, Архангелогородская, Смоленская,
Московская, Казанская, Киевская, Азовская
и Сибирская). Во главе губернии стояли
генерал-губернаторы и губернаторы. Разумеется,
должности губернаторов занимали особо
доверенные лица из окружения царя. Глава
губернии, сосредоточивший в своих руках
высшие военные и гражданские функции,
имел помощника (вице-губернатора), обер-ко-менданта
(ведал военными делами), обер-комиссара
и обер-провиантмейстера (денежные и хлебные
сборы) и так называемого ландрихтера
(ведал правосудием). Губернии первоначально
делились на «уезды» с «комендантом» (т.е.
по-старому воеводой) во главе. Однако
губернская канцелярия явно не справлялась
со множеством уездов, и поэтому вскоре
введена была новая, как бы промежуточная
административная единица - «провинция»
во главе с обер-комендантом. В 1713-1714 гг.
появилось еще 3 губернии (Нижегородская,
Астраханская и Рижская). С 1715 г. губернии
стали делиться на провинции (числом -
50), а провинции делились уже не на уезды,
а «доли» во главе с ландратом (в каждой
доле по 5536 дворов). Ландрат был лицом выборным
от дворян, хотя всецело подчинялся высшей
инстанции. Спустя некоторое время вместо
«доль» появились «дистрикты», в каждом
из которых теперь должно было быть 2 тыс.
дворов. Заметим, что при проверке итогов
первой ревизии военной администрацией
появился еще один дистрикт - полковой,
где размещался тот или иной полк, на содержание
которого шли налоги данного дистрикта.
В провинции
основными административными