Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 07:10, реферат
Гладиаторские бои были переняты римлянами у греков, этруссков и египтян и приняли религиозный характер жертвоприношения богу войны Марсу. В начале гладиаторами являлись военнопленные и приговорённые к смертной казни. Законы древнего Рима позволяли им участие в гладиаторских боях. В случае победы, на полученные деньги можно было выкупить свою жизнь. Были случаи, когда граждане, отказавшись от имеющейся у них свободы, вступали в гладиаторы в погоне за славой и деньгами.
Увидев успехи своих сестер, знаменитые куртизанки, а позднее даже знатные матроны, стали выходить на арену по своему желанию, а не в борьбе за свободу, как это делали рабыни-гладиаторы.
Римский историк Тацит в своих Анналах утверждал, что гнусный Нерон приказал аристократическим женщинам выходить на арену и сражаться там в качестве гладиаторш. Скандальность этого факта не в том, что женщины сражались, а в том, что жен сенаторов заставляли нарушать принятые правила жизни высшего социального слоя.
География женщин-гладиаторов не ограничивается и греко-латинским миром. Недавно обнаружено материальное свидетельство существования древних гладиаторш. В результате раскопок в древнеримском амфитеатре в Лондоне было найдено древнее женское захоронение древнеримской эпохи с гладиаторскими доспехами. Ученые полагают, что эта женщина 20-25 лет являлась эсседарией – женщиной-гладиатором в боях на колесницах – предполагаемого вида гладиаторских игр в древней Британии.
В 200 г. император Александр Север провозгласил закон, по которому женщинам запрещалось драться в Колизее. Но сражения женщин не были из ряда вон выходящим событием в Риме. Слабый пол сопровождал армию наравне с мужчинами. В I в. н.э. Триария, жена императора Зителлия, в боевой амуниции билась до последней капли крови вместе с мужем.
Ничуть не меньше, чем поединки гладиаторов, римляне любили зрелища их сражения с дикими животными, как, впрочем, и схватки между зверями.
Еще диктатор Сулла в 93 году до н.э. выставил на арену 100 львов, затем Юлий Цезарь – 400, Помпей – 600 и еще 400 леопардов и 20 слонов. В дальнейшем число животных на аренах росло просто немыслимыми темпами: на играх, данных Ульпием Траяном в честь его победы над даками, было умерщвлено около 11 тысяч самых разных зверей.
Ловцы животных трудились, не покладая рук, опустошая римские провинции в Африке и Азии, а также сопредельные территории. Этим чрезвычайно опасным, но и столь же выгодным бизнесом занимались тысячи профессионалов. Помимо сражающихся людей на аренах гибли сотни и тысячи львов, тигров, волков, леопардов, медведей, пантер, кабанов, диких быков, бизонов, слонов, бегемотов, носорогов, антилоп, оленей, жирафов, обезьян. Однажды ловцы ухитрились привезти в Рим даже белых медведей! Видимо, невыполнимых задач для них просто не существовало.
Под местами для зрителей помещалось большое количество просторных клеток, из которых выбегали звери, как только были удаляемы тяжелые железные решетки. Для защиты зрителей от нападений диких зверей, места для сидения в цирке были отделены от арены довольно широкой канавой с водой (euripus). Гладкие, легко поворачивающиеся валики, помещенные на верхнем краю внутренней каменной ограды, предназначены были для того, чтобы вскочившие на нее животные скатывались назад. Если животные недостаточно были воинственны, то для их раздражения хлопали кнутами и ранили их шипами и зажженными стрелами, как это делается ныне еще на испанском бое быков, которые ведь и является пережитком тех грубых развлечений.
При Гордиане III например, находилось 32 слона, 60 львов, 10 тигров, 1 носорог, 1 бегемот, 10 лосей, 30 леопардов, 10 гиен, 10 жирафов, 40 диких лошадей, 20 диких ослов и безчисленные другие животные. Нередко при таком зрелище травились сотни хищных зверей. Животными, околевавшими на арене Рима, можно было наполнить все зоологические сады Европы. Во всех частях обширной империи множество людей было занято ловлей, дрессировкой и транспортом таких животных. Когда надо было развлечь Рим, то не отступали ни перед трудностями, ни перед опасностью.
Все эти животные в цирках были жертвами градиаторов-бестиариев. Их обучение было гораздо более длительным, нежели классических гладиаторов. Учеников знаменитой Утренней школы, получившей такое название из-за того, что звериные травли проходили по утрам, обучали не только обращению с оружием, но и дрессуре, а также знакомили с особенностями и повадками разных животных.
Древнеримские дрессировщики достигли в своем искусстве невиданных высот: медведи ходили по канату, а львы клали бестиарию под ноги загнанного, но еще живого зайца, обезьяны ездили верхом на свирепых гирканских гончих, а оленей запрягали в колесницы. Этим удивительным трюкам не было числа. Но когда пресыщенная толпа требовала крови, на арене появлялись бесстрашные венаторы (от лат. wenator – охотник), умевшие убивать зверей не только различными видами оружия, но и голыми руками. Высшим шиком у них считалось накинуть на голову льва или леопарда плащ, замотать его, а затем убить зверя одним ударом меча или копья.
Огромной популярностью пользовалось также стравливание животных друг с другом. Римлянам надолго запомнился бой между слоном и носорогом, во время которого слон схватил метлу, которой подметали арену, ослепил ее острыми прутьями носорога, а затем растоптал противника.
Но было недостаточно того, что звери раздирали друг друга; и человек вступал на арену, чтобы померяться с ними силой, ловкостью и хитростью. Пока это делали люди, которые занимались этим, как промыслом, и с достаточным навыком и оружием, в сопровождении хороших псов, убивали зверей, против этого нечего было много возражать. Это было личное дело этих "охотников" (veneratores). Но если смертные приговоры, вынесенные преступникам или даже невинным людям, какими были военнопленные и в особенности христиане, исполнялись таким способом, что эти несчастные запирались в наполненной кровожадными зверями арене, либо привязанные к столбу и вполне безоружные, либо вооруженные, для продления их мучений, то в этом обнаруживалась совершенно неслыханная жестокость.
Мало того, утонченность в этой области доходила, наконец, до того, что жертвы появлялись в театральном наряде в какой-нибудь подходящей мифологической сцене и затем предавались растерзанию или сожжению. Для этой цели под ареной находились просторные подземелья и спуски, из которых внезапно мог быть поднят целый грандиозный декорационный аппарат. Римляне развили машинную и декоративную сценическую технику до удивительной степени совершенства. Целые горы и леса со всяким редким зверьем подымались внезапно перед изумленным взором зрителя, чтобы столь же быстро опять погрузиться в землю. Смерть Геркулеса на Эте, например, изображалась здесь так правдоподобно, что несчастный приговоренные на костре действительно сжигался. Орфей подымался из подземного царства и своей музыкой привлекал к себе хищных зверей, которыми в конце-концов раздирался. Перо противится перечислению всех этих зверств.
Гладиаторские бои проходили по-разному. Бывали поединки единичных пар, а иногда несколько десятков, а то и сот пар сражались одновременно. Порой на арене разыгрывались целые представления, введенные в практику массовых развлечений Юлием Цезарем. Так, за считанные минуты воздвигались грандиозные декорации, изображавшие стены Карфагена, а гладиаторы, одетые и вооруженные, как легионеры и карфагеняне, представляли штурм города. Или на арене вырастал целый лес из свежесрубленных деревьев, а гладиаторы изображали нападение германцев на тех же легионеров из засады. Фантазия режиссеров-постановщиков древнеримских шоу не знала границ. И хотя римлян чем-то удивить было крайне трудно, императору Клавдию, правившему в середине I века, это вполне удалось. Воплощенная по его приказу наумахия (инсценировка морского сражения) была такого масштаба, что оказалась способной поразить воображение всех жителей Вечного города от мала до велика. Хотя наумахии устраивались достаточно редко, так как были очень дорогостоящими даже для императоров и требовали тщательной разработки.
Первую же наумахию провел в 46 году до н.э. Юлий Цезарь. Тогда на Марсовом поле Рима для проведения морской битвы было выкопано огромное искусственное озеро. В этом представлении участвовало 16 галер, на которых находились 4 тысячи гребцов и 2 тысячи солдат-гладиаторов. Казалось, более масштабное зрелище устроить уже невозможно, но во 2 году до н.э. первый римский император Октавиан Август после годичной подготовки представил римлянам наумахию с участием 24 кораблей и 3 тысяч солдат, не считая гребцов, которые разыграли битву между греками и персами при Саламине. Побить этот рекорд удалось только императору Клавдию. Для проведения задуманной им наумахии было выбрано Фуцинское озеро, находящееся в 80 километрах от Рима. Никакой другой близлежащий водоем просто не мог вместить 50 настоящих боевых трирем и бирем, экипажи которых составили 20 тысяч приговоренных к арене преступников. Для этого Клавдий опустошил все городские тюрьмы, посадив на корабли всех, кто мог носить оружие.
А чтобы отбить у такого количества преступников, собранных в одном месте, охоту организовать мятеж, озеро было окружено войсками. Морское сражение происходило в той части озера, где холмы образовывали естественный амфитеатр. Недостатка в зрителях не было: около 500 тысяч человек – практически все взрослое население Рима, расположилось на склонах.
Корабли, разделенные на два флота, изображали противостояние родосцев и сицилийцев. Сражение, начавшееся около 10 утра, закончилось лишь в четвертом часу дня, когда сдался последний "сицилийский" корабль. Римский историк Тацит писал: "Боевой дух сражавшихся преступников не уступал боевому духу настоящих воинов". Воды озера были красными от крови, не говоря уж о раненых, только убитых было больше 3 тысяч человек. После сражения Клавдий помиловал всех уцелевших, за исключением нескольких экипажей, уклонившихся, по его мнению, от боя. Публика же была в совершеннейшем восторге от увиденного. "Переиграть" Клавдия никому из последующих императоров уже не удалось. Не случайно его смерть оплакивал буквально весь город, ведь он, как никто другой, возможно, за исключением Нерона, умел развлечь публику. И пусть за время своего правления Клавдий показал себя далеко не блестящим государственным деятелем, это не мешало ему быть едва ли не самым почитаемым в народе императором.
Представлять морские сражения среди мира, с наивозможным правдоподобием, на особо вырытых, со всех сторон легко обозримых бассейнах - это, конечно, грандиозная, величественная идея. Правда, и здесь вода обагрялась потоками человеческой крови. Ибо правдоподобие в подражании заходило так далеко, что не только без колебаний потоплялись дорогие корабли, но и беспощадно избивался экипаж, как в настоящем бою. Первый, кому пришла в голову эта мысль, был не кто иной, как великий Г. Юлий Кесарь.
На своих триумфальных играх в 46 г. до Р.Х. он велел для этой цели вырыть на Марсовом поле озеро и устроил на нем сражение между египетским и финикийским флотом, состоявшим из двух-, трех- и четырехпалубных кораблей, с экипажем в 1 000 морских солдат и 2 000 гребцов. И Август дал навмахию, для которой послужила образцом морская битва при Саламине.
Но самый грандиозный корабельный бой подобнаго рода, которому и позднее не было равнаго, устроил император Клавдий в 52 г. по Р.Х. на Фуцинском озере. Всплывший из воды серебряный тритон дал на своей bucina знак к началу боя сицилийскому и родосскому флотам, которые состояли каждый из 50 кораблей и вместе имели экипаж в 19 000 обреченных на смерть людей. Берега озера заняты были войсками, для того чтобы не бежал ни один человек из экипажа или чтобы не было сделано, пожалуй, попытки общего освобождения. За кольцеобразной цепью воинов сидела или стояла необозримая масса зрителей, частью издалека явившихся на это редкое зрелище. При больших размерах водной поверхности, допускавших широкое движение кораблей, получилось в самом деле впечатление настоящей морской битвы. По сообщению Тацита, экипаж, хотя и состоял из простых преступников, сражался все-таки с истым геройством; лишь после обильного кровопролития положен был конец резне.
Гладиаторские бои были не чужды и образованнейшим людям того времени. Цицерон, например, так оценивал эти игры: "Людям полезно видеть, что рабы могут мужественно сражаться. Если даже простой раб может проявлять мужество, то какими же должны быть римляне? Кроме того, игры приучают воинственный народ к виду убийства и готовят его к войне". Плиний, Тацит и многие другие выдающиеся римские писатели и мыслители были горячими поклонниками цирковых зрелищ. Исключение составлял, пожалуй, только философ Сенека, всячески ратовавший за их запрещение, что не в последнюю очередь привело к его вынужденному самоубийству по приказу его венценосного воспитанника Нерона.
Встречались среди римских императоров и весельчаки. С именем Галлиена, например, связана очень забавная история. Одного ювелира, продававшего фальшивые драгоценные камни и приговоренного за это к арене, бестиарии выгнали на середину цирка и поставили напротив закрытой львиной клетки. Несчастный с замиранием сердца ждал неминуемой и притом ужасной смерти, и тут дверь клетки распахнулась, и из нее вышел… цыпленок. Не выдержавший напряжения ювелир упал в обморок. Когда зрители вдоволь насмеялись, Галлиен повелел объявить: "Этот человек обманывал, поэтому и его обманули". Затем ювелира привели в чувство и отпустили на все четыре стороны.
К началу IV века гладиаторские бои и звериные травли стали постепенно приходить в упадок. Это было время, когда некогда Великая Римская империя стала буквально изнемогать под ударами многочисленных "варварских" племен. Положение усугублялось непрекращающимся экономическим кризисом – сами римляне практически не работали, а привозимые товары непрерывно дорожали. А потому у римских императоров того периода хватало забот, помимо устройства дорогостоящих игр. И, тем не менее, они продолжались, хотя уже и без прежнего размаха. Окончательно гладиаторские бои были запрещены за 72 года до падения Римской империи.
Конец кровавым оргиям на арене положила христианская церковь, ставшая в поздней Римской империи серьезной как духовной, так и политической силой. Выдержав страшные гонения в первые 300 лет и потеряв десятки тысяч первых последователей Христа, замученных все на той же арене, церковь в 365 году добилась повсеместного запрета звериной травли в цирках. В 404 году монах Телемах, вмешавшись в сражение гладиаторов, сумел прекратить его ценой собственной жизни. Это событие стало последней каплей, переполнившей чашу терпения императора-христианина Гонория, наложившего на бои официальный запрет.
Интерес к гладиаторским боям по-прежнему будоражит воображение итальянцев. По мнению журнала "Maxim", многие итальянцы устали от футбольных матчей и с удовольствием бы заменили их гладиаторскими боями. Большая часть опрошенных - 25% утверждает, что футбол устарел по своей форме и стилю, не предоставляет зрителям сильных эмоций, и не способен уже ничем удивить. Таким образом, желание новых ощущений берёт верх над избитыми видами спорта. Некоторые даже считают, что азартные зрелища помогают болельщикам разрядиться после тяжёлого рабочего дня. Поэтому настоящий гладиаторский бой может послужить своеобразным терапевтическим лечением.
В настоящее время в стране открыты гладиаторские школы. Одна из них находится в Риме на Via Appia Antica. Здесь можно увидеть одежду тех времён, военные устройства, танцы и технику проведения гладиаторских боёв. Перед нами сражающиеся на арене воины, окружённые кричащей толпой. На первый взгляд, может показаться, что мы попали в древний Рим I века до н. э., но на самом деле, присутствуем при обычной тренировке современных гладиаторов. Достаточно прислушаться к шуму, проезжающих рядом автомобилей и бросить взгляд на кварцевый хронометр судьи. Хотя итальянцы постарались на славу. На Via Appia Antica возведена "новая" Римская Империя в миниатюре с одеждой, музыкальными инструментами, военным оружием, кулинарными рецептами, лагерем легионеров, да всего не перечислить.
По правилам школы, её ученики имеют латинские имена, что также помогает созданию обстановки давно прошедших времён. Таким образом, гладиаторская школа является своеобразным живым музеем. Военные машины достоверно воспроизведены по старинным образцам того времени. Гладиаторские щиты имеют ту же форму, они сделаны, как и две тысячи лет тому назад из дерева (снаружи) и кожи (внутри). Представлены тупые мечи (для дробления костей противника), стрелы и полные гладиаторские доспехи.
Группа итальянцев, поклонников Римской Империи, собирается в этой школе по вечерам . Среди них выбран глава - Император Нерон, но имеются и другие персонажи: сенаторы, гладиаторы, танцовщицы, легионеры. Гладиаторские курсы длятся два месяца. За это время преподаются лекции по технике борьбы, а также производятся практические занятия на арене. Выпускники получают диплом новичка-гладиатора. Для желающих предлагаются дополнительные курсы по углублению полученных знаний. На арене Appia проводятся гладиаторские представления.