Ганзейский союз. С начал образования и до наших дней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:53, доклад

Краткое описание

Доклад к презентации по теме " Ганзейский союз".

Содержимое работы - 1 файл

1.docx

— 30.15 Кб (Скачать файл)

1-ый слайд 

   Что общего между  такими городами, как Лондон, Брюгге  и Новгород, Любек и Берген, Брауншвейг и Рига? Все они, а также еще 200 других городов входили в состав Ганзы. Этот союз пользовался столь огромным экономическим и политическим влиянием, какого не имело ни одно немецкое государство, существовавшее до 1871 г. А по военной мощи Ганза превосходила многие из королевств того времени. 
 Ганзейский союз образовало купечество для обеспечения защиты своих интересов и для борьбы с разбоем.

 

2-й слайд

 

Карта

 
Вот карта Ганзы, времен её расцвета – около 1400 года. Показаны основные группы ганзейских городов. Центральная группа (на карте  выделена жёлтым), в которую входила  и столица союза, Любек, называется «Вендской». В неё же входит и  второй по значимости город Ганзы  – Штральзунд (славянское название Стрелово), кроме того, Росток, Висмар, Гамбург и т.д. Вендской эта группа называется не случайно – она располагается почти исключительно на землях бывших полабских славянских (вендских) королевств и племён. Рюген также входит в её состав. Следующая на восток группа, естественно называется «Померанской» (или Поморской) – в неё входят Штетин (Щетыно), Колберг (Колобрег), Старгард и т.д. Некоторые другие ганзейские группы также полностью, или частично находятся на бывших землях балтийских славян. Исходя из того, что мы знаем об онемечивании населения Полабья и Поморья – довольно смело можно говорить, что в 1400 году, там ещё активно использовалась славянская речь.

 

3 слайд 

 

 

Пара слов о Ганзе 

Теперь пару слов о самой  Ганзе: в 1158 году, во время войн с  ободритами и ваграми, знаменитый Генрих Лев основывает, для торговых и военных целей, Любек. Город возникает на месте раннего славянского поселения Бука, или Буковец, располагавшегося неподалёку от древней ободритской крепости Любица (Любице, или Любицы). Сама Любица была уничтожена во время славянских междоусобных войн. Ныне она известна как Альт Любек (Старый Любек). Именно основанный Генрихом Львом город – своим торговым, дипломатическим и политическим могуществом, сплотил знаменитейший торговый союз, веками осуществлявший контроль над всей коммерческой деятельностью на Балтике, Северном море, и вообще по всей Северной Европе. От Лондона, Брюгге, Амстердама и Бергена в Норвегии – до Риги, Таллина, Новгорода, Пскова и Витебска. Наш Новгород, несмотря на то, что Ганзе он формально не подчинялся, занимал в ней, на самом деле, тем не менее, одно из важнейших мест.  

4-й слайд – герб 

 

5 слайд 

 

ГАНЗЕЙСКИЙ МОНЕТНЫЙ СОЮЗ


Напseatischer MUnzbund, Lubischer Munzver-ein von 1392

       Союз, заключенный в 1392 сроком на 6 лет ганзейскими городами Любеком, Гамбургом, Висмаром, Ростоком и Люнебургом под главенством Любека. Г. м. с. обязывал своих членов придерживаться единой монетой стопы в соответствии с деятельностью Ганзы. Монетными типами были зекслинг и дрейлинг, каждый 12-лотовой пробы и чеканившиеся по 114 и 230 монет из чистой марки (ч. в. 2,04 и 0,017 г.). Кроме того, каждый город чеканил на 200 марок (Любек на 300 марок) блаф-фертов в виде мелкой монеты (558 монет из марки), снизив пробу до 9 лот. Продолжалась чеканка виттенов и хельй/шнгов. Из-за различий в монетных системах ганзейских городов никогда не существовало монетного союза всех ганзейских городов, самым представительным был Вендский монетный союз.

      Это была самая известная попытка создания общей денежной системы. В разное время в него входило от 70 до 170 субъектов. Товарообмен велся между многочисленными городами, княжествами и самые маленькие из них имели собственные деньги.

6 слайд 

 

Интересные факты


               В настоящее время германские города Бремен, Гамбург, Любек, Грайфсвальд, Росток, Штральзунд, Висмар, Анклам, Деммин в своих официальных наименованиях сохраняют титул "ганзейский ..." (напр. Гамбург полностью называется: "Вольный и ганзейский город Гамбург" - нем. Freie und Hansestadt Hamburg; Бремен - "ганзейский город Бремен - нем. Hansestadt Bremen и т.д.). Соответственно и государственные автомобильные номерные знаки в этих городах начинаются с "дополнительной" латинской буквы H... - HB (то есть "Hansestadt Bremen"), HH ("Hansestadt Hamburg"), HL (Любек), HGW (Грайфсвальд), HRO (Росток), HST (Штральзунд), HWI (Висмар).

           На чём же еще  основывалось  могущество Ганзы?  На соли! Плюс, конечно на удачном местоположении. Рядом с Любеком – также  в бывших славянских землях (если  точнее, в бывших землях залабских славян, входивших до немцев в состав ободритского союза - глинян и древан) в районе нынешнего города Люнебург (часть этой область ныне известна как Вендланд) находился обширный район соледобычи. Кстати, в настоящее время, в бывших его соляных шахтах, правительство ФРГ пытается организовать хранение ядерных отходов, против чего активно возражают экологи - думаю, вы слышали об их протестах.

     Именно оттуда, веками, Любек постоянно получал  тонны соли, на которой он и  строил своё процветание. Как  же он её использовал, помимо  прямой торговли? Недалеко от  города находится крайне богатый  сельдью участок Балтики. Именно  для заготовки этой самой сельди  применялась вендландская соль. Сельдь вылавливалась, мариновалась и продавалась. А в условиях частых постов - данная рыба имела в средневековой Европе очень важное пищевое значение. Именно монополией на засоленную сельдь Любек и завоевал свой статус. Плюс конечно, удачным фактором явилось расположение города - он находился на Балтике и одновременно недалеко от Северного моря, как бы посередине Северной Европы.

    О связи с  соледобычей руси и варягов говорилось неоднократно и подробно. Даже сами слова «русь» и «варяги», некоторые исследователи связывают с соледобычей. Варяги добывали соль – продавали её и использовали для заготовки пушнины – для обработки шкур. Таким образом – соль, видимо, была тем двигателем, который привёл к появлению варягов у нас в нашей будущей Руси, а также к тому, что, владея солью, они «подмяли под себя» торговлю пушниной. Любек использовал то же самое сырьё – причём, те же самые запасы соли, которые, когда-то принадлежали ободритам-ваграм. И помимо прямой торговли самой солью, ещё и для заготовки сельди, которая в силу многочисленных христианских постных дней, а то и целых месяцев, приобрела в средневековой Европе поистине, стратегическое пищевое значение!  
 
      Кстати, о самой южно-балтийской, вендской сельди писал еще, например, Оттон Бамбергский, дважды посетивший славян в 1124 и 1127 годах и «рекламировавший» немцам процветание и великолепие их земель: 
   «Изобилие рыбы в море, реках, озёрах и прудах настолько велико, что кажется просто невероятным. На один денарий можно купить целый воз свежих сельдей, которые настолько хороши, что если бы я стал рассказывать всё, что знаю об их запахе и толщине, то рисковал бы быть обвинённым в чревоугодии(...)»  
 

7 слайд 

Некоторые факты из жизни  ганзейцев  
     Горожане ревностно охраняли добытую ими независимость. Общеизвестной поговоркой было: "Городской воздух - это свобода". Если крепостному удавалось бежать в город и там прожить, не выходя за его стены, ровно год и один день, он уже не являлся чьим-то имуществом. Так что распространение Любекского права представляло собой подрыв привилегий дворянства и возникновение зачатков современного нам среднего сословия, на котором теперь зиждется общество европейского типа.  
Секретом ганзейского процветания была дешевизна массовых перевозок. По сей день работает вырытый крепост- " ными графа Лауэнбергского еще между 1391 и 1398 годами Эльба-Любекский канал, правда, с тех пор углубленный и расширенный. Он позволяет намного срезать расстояние между Северным морем и Балтикой. В свое время он пришел на смену старому тележному пути из Любека в Гамбург, что впервые и сделало экономически выгодными перевозки сыпучих и других массовых грузов из Восточной Европы в Западную. Гак в ганзейскую эру по каналу потекли восточноевропейские продукты питания и сырье - польское зерно и мука, сельдь прибалтийских рыбаков, шведский лес и железо, русский свечной воск и меха. А навстречу им - соль, добываемая под Люнебургом, рейнское вино и гончарные изделия, кипы шерстяных и льняных тканей из Англии и Нидерландов  
        В старых грамотах содержатся сведения о том, что из Любека в Берген ежегодно совершали плавание не менее двадцати судов. Тут их встречали представители ганзейской "конторе", которые уже знали спрос на привезенное добро и держали на складах готовый товар для обратного странствия. Эти "конторе" представляли собой фактории с целиком мужским населением. Существовал обычай засылать сюда из немецких ганзейских городов подростков для прохождения своего рода практики и "дубления шкуры".  
      Размещались здесь ганзейцы около самой гавани в трех десятках узких, вытянувшихся вдоль воды неотопляемых трехэтажных домах, состоявших под охраной сторожевых псов. В каждом таком доме - целый лабиринт складов, конторских комнат, помещений для лебедки и ворота, а также спальни, где на скользящей в пазах вагонной дверью высились двухэтажные нары. Спали подмастерья в отсеке по двое на матрасе, набитом морской травой. Только "аромат" рыбы, ворвани и морской травы мог хоть как-то противостоять запаху скученных давно не мытых людей. Посетители обоняют эту смесь, струящуюся от бревенчатых стен, сохранившихся и сегодня в бергенском Ганзейском музее.

     Торговое дело  должно было прочно держаться  в ганзейских руках. И старшие  купцы строго запрещали младшим  сотрудникам "конторе" не  только поселяться вне ее, в норвежском городе, но даже и жениться на местных девушках. Тут приговор был один: смертная казнь.

8 слайд 

                             Торговля


Ганза дает русским привилегии

     В конце XIV века  Ганзейский союз (от средненемецко-го Hanse – союз, товарищество) включал больше сотни городов, в том числе и Дерпт, Ригу, Ревель. Он владел монополией на торговлю в масштабах Европы. Столицей Ганзы был город Любек – тот самый, привилегию на торговлю в котором дал русским германский император.

    Основой торговли и  финансовых операций Ганзы были  конторы в Брюгге (Фландрия), Лондоне,  Бергене (Норвегия), Венеции, Новгороде.  Любек – основной перевалочный  пункт на сухопутном и речном  пути из бассейна Балтики в  Северное море. Новгород лежал  в начале торговых путей, связывающих  Балтику с Черным и Каспийским  морями, Восточную Европу с Западной. Новгород стал очень важным, непременным членом Ганзы, одним из основных ганзейских городов. Именно Ганза определяла движение товаров и сырья по всей Европе, посредничая между всеми центрами ремесла и торговли.

     Центральное место  в Ганзе занимали немецкие  города, а главными были немецкие  купцы – посредники. Немцы способствовали  развитию промышленности, специализации  отдельных земель. Одновременно  всевластие Ганзы затрудняло  развитие местного купечества, особенно  фламандского и английского. Наивно  считать средневековых купцов  чем-то вроде современных предпринимателей. Торговать мог не всякий желающий, а получивший разрешение, согласие, привилегию города или корпорации. Политика Ганзы во всех странах  была проста: монополия немцев, система  разрешений и сдержек. Ганза  жестко давила английских, фламандских  и голландских купцов. Страх перед  конкурентами? Не только. В Ганзе  почему-то считалось, что англичане  и голландцы не умеют учитывать  интересов партнеров, не «живут  вместе с другими», а всегда  держатся сами по себе.

Купцов из Новгорода немцы тоже пытались вытеснить с Балтики. Но действовали чисто экономическими методами, никогда не запрещая русским торговать в других городах или открывать там конторы. Ганза монополизировала торговлю с Новгородом. Только члены Ганзы имели право учить русский язык, торговать с русскими, а самое главное – давать русским ссуды деньгами или товаром. Почему?! Оказывается, русские – очень надежные партнеры, они всегда отдают долги и со всеми процентами. Ссудить русскому купцу денег считалось выгодным дельцем. При этом Ганза никогда не запрещала самим русским торговать в ганзейских городах и давать ссуды немцам или другим европейцам – члены они этого союза или нет. Получается, Ганза вводила своего рода «привилегию наоборот» – привилегию для русских в ущерб «своим».

  Русских купцов немцы считали  честными и надежными. В Ганзе  действовал закон, согласно которому  проторговавшийся русский купец  не мог быть арестован ни  в этом, ни в любом другом  городе Ганзейского союза. Это  может показаться странным. Действительно,  почему? Это было время очень  жестоких законов. Если суд  устанавливал, что купец не может  отдать долги или у него  кончились средства, его могли  приговорить даже к смертной  казни, к пыткам раскаленным  железом или отсечению рук  и ног. Долговая тюрьма –  каменный застенок или земляная  яма, где «дебитор» был обречен  сгнить заживо, – это еще далеко  не самый страшный результат  работы судебных исполнителей  того времени по взысканию  просроченных задолженностей.

     Достоверный факт: германский  архитектор, построивший один из  храмов Кракова, не смог вовремя  отдать ссуду. Он не отказывался  от долга, только просил отсрочки. По приговору суда мастер, построивший  прекрасный храм, был ослеплен. Рукой  палача ему на базарной площади  выжгли оба глаза раскаленным  прутом. Естественно, после этого  заимодавец уж точно не получил  обратно своих денег.

    А финансово несостоятельного  русского купца не казнили  и не истязали. Его отправляли  домой, в Новгород, чтобы он  мог опять начать торговлю  и отдать долги. 
     Таких правил в Ганзе не было по отношению ни к каким другим купцам – ни немецким, ни английским, ни шведским, ни голландским, ни фламандским. Привилегия русским, однако.

         И еще  одна деталь. Думаю, достаточно  важная. Конторы Ганзы располагались  в разных городах, в том числе  в норвежском Бергене и в  Новгороде. Старшие купцы в  конторах бдительно наблюдали  за нравственностью своих приказчиков.  Почему было так важно, чтобы  взрослые парни ни в коем  случае не крутили романы с  местными уроженками, – непостижимо.  Но задача считалась очень  важной.

   Так вот. В городе Бергене,  втором по величине городе  Норвегии после Осло, есть знаменитая  ганзейская набережная Брюгген. Она внесена в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. На набережной сохранился дом, в котором находилась контора Ганзы, и комната, в которой должны были спать немецкие приказчики. Кровати у приказчиков были очень своеобразные. Эдакие то ли корытца, то ли гробики… специально так сделанные, чтобы в эту постель при самом сильном желании нельзя было бы положить еще одного человека.

    И только в одном  городе – члене Ганзы кровати  для приказчиков устраивались  иначе, точнее, по-обычному: в Новгороде.  Поскольку считалось, что новгородских  барышень без женитьбы затащить  в постель все равно невозможно.

Информация о работе Ганзейский союз. С начал образования и до наших дней