Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 12:16, реферат
В XVIII в. мы сталкиваемся с поразительным парадоксом: в стране повсеместно господствуют нормы «Домостроя XVI в»., русское общество однозначно трактует женщину как существо второго сорта, а у верховной власти могущественнейшей империи на протяжении около 75 лет почти непрерывно находятся женщины, причем из самой низшей, наиболее бесправной «касты»: вдовицы (Екатерина I, Анна Иоанновна, Екатерина II) и девица (Елизавета Петровна). Как мы знаем, в древности эта «каста» считалась как бы переходной — им надлежало либо выходить замуж, либо идти в монастырь. Редким особам, имевшим этот статус, удавалось удерживать свое достаточно высокое общественное и придворное положение: боярыня Морозова, царевна Софья, а также другая сестра Петра I Наталья Алексеевна и т.д.
Введение……………………………………………………………………………………….……………..3
Цели и задачи…...………………..……………………….……………………….……………………....…4
История прихода к власти женщин…………………………….……………………………..…….….......5
Женщины-правители XVIII в…………………….……..…………...…………………………….....……5-6
Екатерина I………………………………………………………….………………………………………6
Заговор Верховников……………………………………………….………………………………………6-7
Анна Иоанновна…………………………………………………..………………………………………7-8
Елизавета Петровна…………………………………………….……………………………………….8-10
Екатерина II (Великая)……..………………………………………………………………………….10-15
Н. И. Новиков против «Всякой всячины».……………… …………….………………………………15-16
Вывод…………………………………………………………………………………..……………….…....17
Заключение…………………………………..……………………………….……………….…………….18
Список используемой литературы…………….……..................................................................................19
Вывод: Елизавета Петровна провозгласила свое правление возвращением к политике отца Петра I, но едва ли ей было подняться по силам до такого уровня. Ее социальная политика была направлена на превращение дворянства из служивого в привилегированное сословие и укрепление крепостничества. Она всемерно насаждала роскошь, что приводило к резклму увеличению затрат дворян на себя и содержание своего двора. Эти траты падали на «плечи крестьян» в эпоху Елизаветы окончательно превратившихся в «крещеную собственность», которую без малейшего угрызения собственности можно было продать, обменять на породистую собаку и пр. Отношение дворян к крестьянам, как к «говорящей скотине» вызывалось завершившимся к тому времени культурным расколом российского общества, в результате которого русские дворяне, заговорившие по-французски, более не понимали своих крестьян. В то время проявлялось усиление крепостничества, выражавшееся в получении права помещикам продавать своих крестьян в рекруты (1747) , а также ссылать их без суда в Сибирь(1760).В отличии от своего отца Елизавета Петровна использовала свою безграничную власть не столько в интересах государства, сколько для удовлетворения собственных нужд и прихотей(после ее смерти осталось 15 тысяч платьев).
После смерти Елизаветы Петровны 22 декабря 1761 г. 33-летний Петр III (1761 —1762) стал императором России. Вздорный, неуравновешенный Петр III не любил русских, зато боготворил Фридриха П. Поклонник прусской муштры, Петр III говорил, что предпочитает быть полковником прусской армии, нежели в России императором[9. Стр 150-151].
ПЁТР III Федорович (1728-62), император (с 1761), немецкий принц Карл Петр Ульрих,
сын герцога голштейн-готторпского Карла Фридриха и Анны Петровны, внук Петра I. С 1742 в России. Поклонник прусской военной системы Фридриха II. В 1762 заключил
Петербургский мир с Пруссией, что свело на нет результаты побед русских войск в
Семилетней войне 1756-1763. Ввел в армии прусские порядки. фактически управление
страной находилось в руках придворной
знати и высшей администрации
(А. И. Глебов, М. И. Воронцов и др.); был
проведен ряд важных мероприятий
(Указ о вольности дворянства 1762,
ликвидация Тайной канцелярии и др.).
Свергнут в результате переворота,
организованного его женой
Расширение прав и привилегий дворянства достигалось за счет наступления на права основной массы населения страны — крестьянства. Государство испытывало огромные трудности при сборе налогов, так как усилилось бегство крестьян на окраины страны. В условиях, когда в народе были сильны царистские иллюзии, появлялись самозванцы. Исследователи отмечают на рубеже 50—60-х годов XVIII в. более 60 восстаний монастырских крестьян.
Активное участие в борьбе за свои права приняло горнозаводское население Урала, и прежде всего приписные крестьяне, в чью обязанность входило выполнение заводских работ в счет подушной подати. С 1754 по 1764 г. волнения наблюдались на 54 крупнейших предприятиях Урала. Они охватили около 200 тыс. приписных крестьян. В 30—40-е годы XVIII в. дважды произошли восстания в Башкирии. Произвол царской администрации и крепостнический гнет вызвали массовые волнения многочисленных народов Приуралья и Поволжья. Страна стояла перед необходимостью новых преобразований. Они были проведены при ЕкатеринеII. [3. стр. 153].
Император Петр III собирался 29 июня отметить день своих именин (день апостолов Петра и Павла) в Петергофе, где его должна была ожидать Екатерина. Воспользовавшись отсутствием императора в столице и испугавшись, что заговор против него раскрыт, 28 июня 1762 г. гвардейские офицеры во главе с братьями Орловыми и жена Петра III Екатерина совершили дворцовый переворот. Измайловский и Семеновский гвардейские полки восторженно поддержали новую правительницу, которая в Казанском соборе Петербурга была провозглашена самодержавной императрицей. В Зимнем дворце был прочитан Манифест о восшествии Екатерины II на престол. Ей присягнули Сенат и Синод. На следующий день Петр III подписал отречение от престола. Еще через несколько дней он умер (но всей видимости, был убит Алексеем Орловым и охраной). В столице было объявлено, что император скончался от геморроидальной колики. Он был похоронен в Александро-Невской лавре без оказания царских почестей.
Екатерина II Великая (1762—1796) вступила на русский престол 33 лет от роду и правила практически всю вторую половину XVIII в., которую стали называть екатерининским периодом или эпохой Екатерины II. Н. И. Панин и А. А. Безбородко, Г. А. Потемкин и А. А. Вяземский, Я. Е. Сивере и Г. Р. Державин, И. И. Шувалов и И. И. Бецкой, П. А. Румянцев и А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков и Г. А. Спиридов — вот далеко не полный перечень екатерининских«орлов», вошедших в нашу историю в качестве крупных политиков, дипломатов, общественных деятелей, полководцев. Екатерина II очень умело подбирала своих помощников. Вряд ли правы те, кто упрекает ее в любвеобилии во вред государству. Те из ее фаворитов, что обладали государственным умом, талантами, как, например, Г. А. Потемкин, действительно участвовали в управлении страной. Других, лишенных таких дарований, она держала на своей половине вместе с комнатными собачками.[3.стр 154].
Во второй половине XVIII в. территория России значительно расширилась, особенно в южном и западном направлениях. В состав страны к концу XVIII в. вошли Северное Причерноморье, Приазовье, Крым, Правобережная Украина, земли между Днестром и Бугом, Белоруссия, Курляндия и Литва. Население России в середине XVIII в. составляло 18 млн человек, к концу века — 36 млн. человек. Основная масса населения жила в сельской местности (54% крестьян были частновладельческими и принадлежали помещикам, 40% крестьян — государственными и принадлежали казне, остальные 6% принадлежали дворцовому ведомству). В городах проживало к концу века около 10% населения страны. К началу XIX в. в России насчитывалось 634 народа, хотя
многие из них оставались скорее административными и властными центрами сельской округи.[3.стр154-155].
Ведущей отраслью экономики России по-прежнему оставалось сельское хозяйство. Наблюдался рост крепостнических отношений вширь и вглубь. Они охватывали новые территории новые категории населения (вширь). Росло и бесправие, и эксплуатация крестьян (вглубь).
В 1783 г. крепостное право утвердилось на Левобережной Украине, а в самом конце века, в 1796 г.,— на юге Украины (Новороссия), в Крыму и Предкавказье. После русско-турецких войн и крестьянской войны 1773—1775 гг. была ликвидирована Запорожская Сечь. На плодородных, но малонаселенных землях Новороссии (юг Украины, Причерноморье) помещик мог поселить своих крестьян, получая от государства от 1,5 до 12 тыс. десятин земли. По 60 десятин земли получал любой желающий, кроме частновладельческих крепостных, включая иностранных колонистов, которых еще в 1762 г. Екатерина II своими манифестами стала привлекать в Россию. Так, сложились крупные центры поселения иностранных колонистов: в саратовском черноземьс — немцев, в Новороссии — греков, армян. Освоение плодородных земель центра и вновь освоенных территорий страны открыло начало экспорта зерна России за границу через черноморские порты Херсон, Николаев, Одессу. Во второй половине XVIII в. окончательно определились регионы, где господствовали барщина (отработочная рента) и оброк (денежная или продуктовая рента). Барщина, доходившая до шести дней в неделю, была распространена в черноземных районах страны. В нечерноземных районах помещики переводили крестьян на денежный оброк. Здесь широкое распространение получили промысловые занятия и отход крестьян на заработки.
По всей стране расширялась связь помещичьих и крестьянских хозяйств с рынком. Стремясь добиться увеличения производства зерна на продажу, помещики в барщинных хозяйствах стали переводить крестьян (с 80-х годов) на месячину. У крепостного крестьянина отбирали надел, и он должен был за скудное месячное довольствие работать на помещика. Вырос и размер денежного оброка: в среднем в 5 раз к концу века по сравнению с серединой столетия. Заработать деньги можно было, либо занимаясь промыслом, либо уходя на заработки. Крестьянин всё больше терял связь с землей, что вело к разрушению крестьянского хозяйства.
Отдельные помещики шли по пути рационализации своею хозяйства. Они стремились увеличить свой доход, не трогая основ крепостнической системы. В их имениях стали применяйся технические устройства, вводился многопольный севооборот, разводились новые культуры (подсолнечник, табак, в незначительных размерах картофель). Большую роль в этом сыграло «Вольное экономическое общество к поощрению в России земледелия и домостроительства», основанное в 1765 г . и просуществовавшее до 1917 г. В ряде хозяйств помещики стали строить мануфактуры, где использовался труд крепостных крестьян.
Таким образом, крепостное хозяйство использовало несвойственные ему формы и методы организации труда, что было одним из проявлений начавшегося разложения крепостнических производственных отношений.
При Екатерине II были приняты законодательные акты, позволяющие сказать, что крепостное право достигло своего пика. Крепостной уже мало отличался от раба.
Указ 1765 г. разрешал помещикам ссылать своих крестьян без суда и следствия в Сибирь на каторгу с зачетом этих их крестьян как рекрутов. Процветала торговля крестьянами. Их можно было проиграть в карты, безвинно наказывать. Зачастую помещик пользовался «правом первой ночи». Крестьяне по указу 1763 г. должны были сами оплачивать расходы, связанные с подавлением их выступлений (если они признавались зачинщиками волнений). В 1767 г. был издан указ, запрещавший крестьянам подавать жалобы императрице на своих помещиков.[3.стр 154-156].
В 1785 г. было издано специальное «Ремесленное положение», являвшееся частью «Жалованной грамоты городам». Не менее пяти ремесленников определенной специальности должны были составить цех, избиравший своего старшину.
Правительство преследовало цель превратить городских ремесленников в одну из сословных групп тогдашнего феодального общества. Наряду с городским широкое развитие получило ремесло в промысловых селах. Мануфактура в районе Иванова выросла из текстильного промысла, который вели крестьяне графа Шереметева; Павлово на Оке славилось металлическими изделиями; район Хохломы (ныне Нижегородская область) — деревообработкой; Гжель (в Подмосковье) — керамическими изделиями; Кимры (Тверская область) — кожевничеством и т. д.
Из числа богатых крестьян, многие из которых были крепостными, выделялись так называемые «капиталистые» крестьяне.(имели крупные капиталы от 50 до 120 тыс.руб). Они открывали свои предприятия, на которые нанимали своих же односельчан. Однако такой «капиталистый» крестьянин оставался крепостным своего помещика, платившим ему многотысячный оброк. Однако лишь единицы «капиталистых» крестьян смогли выкупиться у своих помещиков и получить личную свободу.
Во второй половине XVIII в. происходил дальнейший рост мануфактурного производства в стране. (В середине XVIII в.— более 600, а к концу столетия их насчитывалось уже более 2000 предприятий.) По-прежнему еще было велико число мануфактур, основанных на
крепостнической эксплуатации работников. Крепостное право определяло характер отношений между заводчиками и работниками в металлургии, суконном и полотняном производстве, а также на предприятиях, основанных в вотчинах.
В ряде отраслей промышленности во второй половине XVIII в. использовался вольнонаемный труд. Это особенно относилось к предприятиям текстильной промышленности, где трудились крестьяне-отходники. Являясь крепостными крестьянами, они зарабатывали необходимую сумму (оброк) для уплаты своему помещику. Отношения вольного найма, в которые вступали заводчик и крепостной крестьянин, представляли уже капиталистические производственные отношения.
В 1762 г. было запрещено покупать крепостных крестьян к заводам. В том же году правительство прекратило приписку крестьян к предприятиям. Начал складываться рынок вольнонаемного труда.
К концу XVIII в. насчитывалось более 400 тыс. наемных рабочих в России.
Мануфактуры, основанные после 1762 г. лицами недворянского происхождения, работали уже исключительно на вольнонаемном труде. В 1767 г. были отменены откупа и монополии в промышленности и торговле. Дальнейший толчок развитию ремесла и промышленности дал указ 1775 г., разрешивший крестьянскую промышленность. Это привело к росту числа заводчиков из купцов и крестьян, вкладывающих свои капиталы в промышленность.
Итак, процесс складывания капиталистических производственных отношений стал необратимым. Однако нужно постоянно помнить, что оформление и дальнейшее развитие капиталистического уклада проходило в стране, где господствовало крепостничество, оказывав- шее огромное влияние на формы, пути и темпы формирования капитализма. [3. стр 154-157].
Стала еще заметнее специализация в различных отраслях хозяйственной деятельности. Хлеб Черноземного Центра и Украины, шерсть, кожа, рыба Поволжья, уральское железо, ремесленные изделия Нечерноземья, соль и рыба Севера, лен и пенька новгородских и смоленских земель, меха Сибири и Севера постоянно обменивались на многочисленных торгах и ярмарках. Они находились на стыке хозяйственных регионов и торговых потоков в Нижнем Новгороде, Оренбурге, Ирбите, Нежине (Украина), Курске,
Архангельске и др. Отмена внутренних таможенных пошлин с 1754 г. способствовала развитию всероссийского рынка.
Через порты Прибалтики и Причерноморья Россия вела активную внешнюю торговлю. Она вывозила металл, по производству которого удерживала ведущее место в мире до конца XVIII в., пеньку, льняные ткани, парусное полол но, лес, кожи. С конца XVIII в. через черноморские порты начали вывозить хлеб. Из зарубежных стран ввозили сахар, сукно, изделия из металла, шелк, красильные вещества, кофе, вино, фрукты, чай. Ведущим торговым партнером нашей страны во второй половине XVIII в. была Англия.
Укрепление аппарата власти, расходы на войны, содержание двора и другие государственные нужды требовали больших денежных ресурсов. Доходы казны выросли за вторую половину XVIII в. в 4 раза. Однако расходы увеличились еще больше — в 5 раз.
Хронический дефицит бюджета Екатерина пыталась преодолеть традиционными приемами. Одним из них был выпуск бумажных ассигнаций. Впервые с 1769 г. появились бумажные деньги (к концу XVIII в. бумажный рубль обесценился и стоил 68 коп. серебром). Также впервые при Екатерине Россия обратилась к внешним займам. Первый из них был сделан в 1769 г. в Голландии, второй — в следующем году в Италии. Бюджет России был типичен для абсолютистских государств Европы. Доходы росли за счет повышения налогов — как прямых (подушная подать), так и косвенных (продажа казной вина, соли и других товаров, таможенные пошлины, доходы от чеканки монеты и др.). В расходной части бюджета на первом месте стояли затраты на армию и флот, далее шли расходы на управление, содержание двора, незначительные средства тратились на развитие науки, просвещения и искусства.[3.стр157-158].