Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 11:55, реферат
Вселенские соборы – собрания иерархов христианской церкви со всего мира, которые обсуждают и принимают догмы веры и правила поведения веры. Православная церковь признает семь Вселенских соборов. Общий период Вселенских Соборов охватывает время от IV века до половины XI века, т.е. время от Константина Великого до разделения Церкви 1054 г., время от христианства апостолов и мучеников к христианству патриархов и императоров. Это период развития и формирования основных догматов, составляющих Вселенское вероисповедания. В первых трех веках Христианская Церковь свои общие потребности относительно догматических вопросов и канонов решала на Соборах епископов, а с IV века соборная форма выяснения различных церковных вопросов достигает полного своего развития.
Введение 2-3 стр.
1.Ересь Ария
1.1.Проблемы, способствующие созыванию I Вселенского Собора 3-4стр.
1.2. Проблемы были связаны с именем египтянина Ария 4-7стр.
2. I Вселенский Собор 7-10стр.
3. Символ Веры 10-12стр.
Заключение 12стр.
Литература
Введение
1.Ересь Ария
1.1.Проблемы, способствующие созыванию I Вселенского Собора 3-4стр.
1.2. Проблемы были связаны с именем египтянина Ария 4-7стр.
2. I Вселенский
Собор
3. Символ Веры
Заключение
Литература
Введение
Вселенские соборы – собрания иерархов христианской церкви со всего мира, которые обсуждают и принимают догмы веры и правила поведения веры. Православная церковь признает семь Вселенских соборов. Общий период Вселенских Соборов охватывает время от IV века до половины XI века, т.е. время от Константина Великого до разделения Церкви 1054 г., время от христианства апостолов и мучеников к христианству патриархов и императоров. Это период развития и формирования основных догматов, составляющих Вселенское вероисповедания. В первых трех веках Христианская Церковь свои общие потребности относительно догматических вопросов и канонов решала на Соборах епископов, а с IV века соборная форма выяснения различных церковных вопросов достигает полного своего развития.
Церковные Соборы – это собрание представителей Церкви для обсуждения и решения вопросов веры, религиозно-нравственной жизни, устройства, управления и дисциплины христианских обществ. Синоды или соборы существовали в Церкви во все времена в виде временных собраний, а в некоторых самостоятельных церквях – в форме постоянных организаций. Они существуют и теперь в разных странах и вероисповедных церквях. Само слово "собор" означает путь, которым вместе приходят к единой истине. В Христианской Церкви различают две главные категории соборов: вселенские и поместные. Такое разделение в наше время принимается православной римо-католической, армяно-григорианской церквами и другими, но каждая из этих церквей признает не одинаковое число соборов в значении Вселенских.
Поместными Соборами является собрание епископов и других иерархов какой-либо одной местной, самостоятельной церкви, или какой-либо определенной области, которые собрались вместе, чтобы решить вопросы и дела, которые возникли в ее пределах относительно уклада, управления или дисциплины в Церкви. Во Вселенской Христианской Церкви, как и в каждой Поместной Церкви, соборы имеют свою историю, началом которых являются правила и каноны Вселенской Церкви первых девяти веков христианства. Постановления Поместных Соборов имели, как и сейчас имеют, обязательное значение только в той области, представители которой были членами их собраний.
Вселенский Собор – это собрание епископов и учителей Церкви из всех помощник самостоятельных церквей для решения свидетельств их веры и для утверждения истины вероучения, которое было дано Церкви Откровением и потому, несомненно является правильным для установления правил, обязательных для всей Церкви.
Вселенский Собор является единственным верховным авторитетом для какой-либо церкви по вопросам вероучения и единственным органом ее церковного законодательства. Действия Вселенского Собора являются наивысшими правилами для Церкви, они распространяются на все Поместные Соборы и на все времена. По установленному правилу, необходимым условием для состава Вселенского Собора было присутствие на нем всех патриархов лично, или уполномоченных от них с грамотами.
Вторым важным фактором Вселенских Соборов служила каноническая правильность его созыва, состава, ведения и объявления его постановлений и действий. В Римской империи соборы первых девяти веков созвали императоры, но из предложений иерархов церкви, по их инициативе и с их согласия. Право участвовать в деяниях Вселенских Соборов с правом голоса имели епископы, а пресвитеры и диаконы могли быть полноправными членами собора лишь тогда, когда они заменяли своего епископа, то есть были его уполномоченными лицами на соборе. Императору поручалось почетное руководство на соборе. Необходимым внешним фактором Вселенских Соборов было определение его вселенскости всеми поместными церквами, как теми, от которых присутствовали епископы на соборе, так и теми, от которых не было представителей. Признавать решения и каноны Вселенских Соборов в каждой поместной церкви должно быть одновременным и полным.
Главным и свойственным только Церкви
предметом деятельности Вселенского Собора
является составление символов веры и
изложение догматов в значении неизменяемых
образцов вероучения. Имея право составлять
символы и догматы, Вселенский Собор обязан
хранить вероучения в неизменном виде.
Вселенский Собор обладает способностью
безгрешности, как орган Вселенской Церкви,
которым руководит Дух Божий.
Соборы были очень разнообразны, в зависимости
от причины созыва, места, времени. Апостольские
правила, постановления Поместных и Вселенских
Соборов на созыв Соборов два раза в год:
первый Собор через три месяца после Пасхи,
а второй – в половине октября. Целью соборов
было решение догматических вопросов
и борьба с различными ересями, которые
возникали в данный период.
В 312 г. император Константин (306-337 гг.) уравнял христианство в правах со всеми религиями империи. В 321 г. вера Константина сделалась политическим фактором. В этом году началась война Константина против его коллеги - язычника Лициния (того самого, с которым он в 313 г. договорился о религиозной терпимости). Однако Лициний изменил свою позицию и вновь начал гонения на Церковь. Константин призвал всех христиан к поддержке. Он заключил союз с армянами, которые незадолго до того приняли христианство. Лициний был окружен и в 324 г. разгромлен в битве на Босфоре. Константин стал единоличным правителем громадного государства. В 324 г. провозгласил христианство государственной религией. Переезд Константина на Восток перенес туда центр тяжести Империи. Более он уже никогда не вернется на Запад. Ветхий Рим, при всем своем авторитете, все больше утрачивал свое значение. Его богатое языческое прошлое стало тем грузом, с которым ему было весьма трудно войти в христианскую Империю. Требовалось время на его переосмысление и переоценку. А пока город на Тибре неизбежно стал центром языческой оппозиции. Константин все больше входил в свою новую религию. Он мечтал съездить в Святую Землю и принять крещение в Иордане. Но его надеждам не суждено было сбыться. Долгожданные мир и спокойствие не приходили. На Западе продолжались донатистские раздоры, а на Востоке начались острые споры, вызванные вероучительными разногласиями между епископом Александрийским Александром и его пресвитером Арием. Они начались как чисто местное дело. Но Арий заручился поддержкой вне Египта, и вскоре у Александра появилось множество влиятельных врагов, таких, как ученый историк Евсевий, епископ Кесарии Палестинской, и его властный тезка Евсевий, епископ Никомидийский. Именно в этом вифинском городе тогда находилась имперская столица. Восточные епископы разделились на две партии, страсти накалялись. Константину пришлось отложить свое паломничество и заняться решением проблемы.
К тому времени главные догматы христианства еще не были выражены в точных формулировках, закрепленных церковным авторитетом. Еще не существовало общего символа веры, и богословы пользовались разными терминологиями. Но почти у всех ранних отцов можно было найти следы субординатизма .
Со свободой, дарованной Церкви Константином,
возник ряд проблем. В частности, имперская
власть требовала формальной ясности
в вопросах веры. Единая Церковь должна
была служить опорой единой Империи, от
которой она получала административную
и материальную помощь и которая потому
не могла примириться с внутрицерковными
раздорами. Империя должна была знать,
какая из враждующих церковных группировок
является истинной Церковью и какими формальными
критериями эта истинность определяется.
Определение вероучительных формул и
было поиском одного из таких критериев.
Вначале Империи доставил немало хлопот
донатистский раскол. Новые проблемы были
связаны с именем египтянина Ария.
Церковное положение в Египте было особым. Архиепископ Александрийский (его часто называли папой) пользовался неограниченной властью в своей провинции. Все остальные египетские епископы существовали на положении викарных - так называемые хорепископы. Митрополичья власть в Александрии распространялась на Египет, Ливию и Пентаполис. Зато весьма серьезным было влияние городских пресвитеров, которые и избирали нового епископа. Пресвитеры были в значительной степени самостоятельны, как и кварталы города, называвшиеся "лаврами" (λαύρα - бульвар, отделявший один городской квартал от другого). По-видимому, и христианские церкви, бывшие центрами для каждого квартала, иногда назывались по их имени. Пресвитеры этих "лавр" по весу и положению были как бы почти епископами. По сведениям, сообщенным блж. Иеронимом, они обладали правом отлучать от Церкви и участвовать в хиротонии своих епископов, наряду с епископатом .
Таким важным пресвитером был Арий, ливиец по происхождению. Он был пресвитером в приходской церкви Βαύκαλις (т.е. бокал - кувшин для питья с тонкой шейкой), названной по соответствующему городскому кварталу. Современники описывают его как ученого-диалектика, красноречивого проповедника, высокого роста, худощавого благообразного седовласого старика, в скромной простой одежде, чинного и строгого поведения. В личной жизни Арий придерживался строгого аскетизма. Он был кумиром многих своих прихожан. Особенно много поклонников у него было среди женщин, точнее диаконис и девственниц, а также Докеров и моряков, для которых он сочинял куплеты богословского содержания.
До 318 г. его православие не вызывало сомнений. По смерти епископа Ахилла он едва не был избран епископом Александрийским вместо Александра. Отсюда, возможно, проистекало его враждебное отношение к Александру.
Богословские взгляды Ария отражали влияние и Оригена, и Лукиана. Отправной точкой для его богословствования послужила цитата из книги Притчей (8:22): "Господь созда мя в начало путей Своих". Арий не верил, что Сын был Одним с Отцом - Первопричиной творения: "Сын, который был искушаем, страдал и умер, как бы Он ни был вознесен, не может быть равным неизменному Отцу, Которого не касаются смерть и боль: если Он отличен от Отца, то Он ниже Его". Вначале Александр не обращал внимания на проповеди пресвитера. Но когда Арий открыто заявил, что Троица есть, в сущности, Единица, Александр запретил ему публично высказывать свое учение. Гордый александрийский пресвитер к такой цензуре не привык и начал открытую агитацию. К нему присоединились 700 девственниц, 12 диаконов, 7 пресвитеров и 2 епископа, т.е. почти 1/3 всего александрийского клира.
Партия начала агитацию за пределами александрийской Церкви. Сам Арий отредактировал свое вероизложение в виде письма к епископам Малой Азии, т.е., в сущности, в Никомидию (фактическую столицу), где сидел Евсевий - вождь всей партии "Лукианистов" - ариан. Письмо просило епископов поддержать Ария и написать со своей стороны Александру, чтобы тот снял свою цензуру. Евсевий использовал все свое влияние при дворе, чтобы поддержать Ария. К Александру Александрийскому посыпались письма в защиту Ария. В ответ Александр созвал в 323 г. собор, на котором Арий и его единомышленники были осуждены и отлучены от Церкви. Арий пожаловался Евсевию: "Так как мы говорим, что Сын не есть ни Нерожденный, ни часть Нерожденного (ни в каком случае), ни взят от лица предсуществовавшего, но что Он начал быть прежде времен и веков по воле и намерению Отца как Бог Совершенный, как Единственный, Непреложный; что Он не существовал раньше того, как был рожден или сотворен, или основан, ибо Он не был нерожденным, - вот за что нас преследуют". Евсевий собрал собор своих единомышленников и покорных ему епископов в Никомидии. Собор постановил, что Арий отлучен ошибочно, и обратился с просьбой к Александру пересмотреть решение своего собора. Решения обоих соборов были разосланы по всей Империи.
Тем временем в Александрии Арий и его последователи пользовались полной свободой, а Александр и Церковь были притесняемы. Происходила форменная травля епископа Александра. Подкупленные проститутки на углах кричали о своей связи с Александром и т. д. Александр также рассылал свой обвинительный томос против Ария на подпись широких кругов епископата.
Константин, к 324 г. победивший Лициния и прибывший в Никомидию, весьма не одобрил всего спора и скандала. Больше всего он желал сохранить мир в Империи. Всего догматического смысла спора он не понимал. Константин направил письма епископу Александру и Арию, призывая их прийти к согласию и примириться. Текст его довольно характерен для отношения Константина к Церкви. Вот что он пишет: "О благое и божественное провидение! Как жестоко поразила мой слух или, точнее, самое сердце весть, что вы, через которых я надеялся дать исцеление другим, сами имеете нужду в гораздо большем излечении... Ведь это же пустые слова, споры по ничтожному вопросу. Для умственной гимнастики специалистов, может быть, и неизбежны такие споры, но нельзя же смущать ими слух простого народа. Виноваты оба: и Александр и Арий. Один задал неосторожный вопрос, другой дал необдуманный ответ... (Далее император советует брать пример благоразумия - как надо спорить - с языческих философов, которые хотя и разногласят иногда, но все-таки не разрывают общения друг с другом.) ...А если так, то не гораздо ли лучше вам, поставленным на служение Великому Богу, проходить это поприще с единодушием?.. Возвратите мне мирные дни и спокойные ночи. В противном случае мне не останется ничего другого, как стенать, обливаться слезами и жить без всякого покоя. Пока люди Божии - говорю о моих сослужителях - взаимно разделяются столь неоправданной и гибельной распрей, могу ли я быть покоен в душе своей?"
Информация о работе Ересь Ария и IВселенский Собор. Символ Веры