Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:26, доклад
В 1476 году деревянный храм, перемещенный при строительстве Троицкого собора, уступает место каменной церкви Сошествия святого духа — образцу раннемосковского зодчества. Приглашенные для ее строительства псковские мастера, прославившиеся своим искусством далеко за пределами Пскова, сумели совместить в этом памятнике традиции московского и псковского зодчества.
ДУХОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ
Духовская церковь (1476-1477 гг.)
г.Сергиев Посад
2011 г
В 1476 году деревянный храм, перемещенный при строительстве Троицкого собора, уступает место каменной церкви Сошествия святого духа — образцу раннемосковского зодчества. Приглашенные для ее строительства псковские мастера, прославившиеся своим искусством далеко за пределами Пскова, сумели совместить в этом памятнике традиции московского и псковского зодчества.
Духовская церковь — это необычайно стройное, легкое, удлиненных пропорций сооружение. В основании главы четырехстолпного, с тремя высокими апсидами храма расположена открытая звонница на шести круглых приземистых столбах.
В пролетах звонницы на дубовых брусьях висят колокола. Открытый внутрь купола барабан с узкими окнами является своеобразным резонатором звука.
Церковь сложена из кирпича на белокаменном цоколе. Ее фасады расчленены четырьмя пилястрами, украшены узорчатым поясом из терракотовых балясин и изразцов. Своеобразно оформление апсидной части храма, которая украшена декоративными тягами, соединенными провисающими дужками с резными белокаменными вставками — крабами. На южном и западном фасадах — перспективные порталы с килевидным завершением.
В древности Духовская церковь использовалась и как дозорная вышка, откуда велось наблюдение за прилегающими окрестностями. Об опасности извещали звоном сполошного колокола.
Как и другие монастырские здания, Духовская церковь неоднократно видоизменялась. Так, над ее четвериком еще в начале XVIII века был устроен каменный свод, проемы звонницы заложены кирпичом, кокошники срублены и все это скрыто под высокой четырехскатной кровлей; купол получил луковичную форму, окна растесаны, а со всех сторон (кроме восточной) к ее стенам примкнули каменные пристройки-паперти. Фасады церкви красились то «наподобие мрамора» (1769), то голубой масляной краской (1905). И только реставрационные работы, завершенные в 1960 году, восстановили своеобразную архитектуру этого редкого памятника XV века.
Изящные пропорции храма, живописная композиция островерхих закомар и кокошников, высокая башня звонницы с колоколами в просветах ее арок, а также сложный рисунок лопаток из тонких пучков-профилей, узорная лента декоративных поясов и иконы на западном и северном фасадах — все это придает облику Духовской церкви необычайную жизнерадостность и лиричность; ее с полным основанием можно отнести к числу самых поэтических сооружений Древней Руси.
В отличие от Троицкого храма Духовская церковь сложена из кирпича, который к этому времени становится основным строительным материалом в московском зодчестве; однако его размер (30X20X6 см) еще не имеет той наиболее удобной кратности между длиной и шириной бруска, выработанной в результате дальнейшей строительной практики. Может быть, в этом сказалось недостаточное знакомство с новым материалом приезжих строителей, которые у себя на родине имели дело главным образом с известковой плитой.
Если при создании плана и четверика Духовской церкви мастера во всем следовали московским традициям, то при сооружении звонницы они использовали многие формы и приемы более близкой им архитектуры Пскова. Приземистые круглые столбы звонницы и арки над ними будто сложены из рыхлой псковской плиты, которая не допускает изящной отделки, но придает формам живой пластичный характер. Однако мастера отказались при этом от традиционного щипцового покрытия над пролетами звона, заменив его килевидными кокошниками, повторяющими «московский» рисунок закомар четверика. Кроме того, в отличие от большинства подобного рода сооружений Пскова, звонница Духовской церкви не представляет отдельный объем, а образует с ней единое целое.
Декоративное убранство церкви повторяет систему Троицкого собора, но в другом материале. Узорчатые пояса из терракотовых балясин, окаймленных сверху и снизу лентами изразцов, как бы стягивают стены храма и верх барабана, а еще одна лента изразцов украшает алтарные полукружия. При этом декоративный пояс на стенах церкви располагается выше окон, а не под ними, как в Троицком соборе. Апсиды церкви украшают тонкие вертикальные валики, соединенные вверху гирляндой «обратных» арочек с белокаменными вставками в виде «крабов» или «жучков». Такой своеобразный декор еще два раза был повторен только на зданиях Троицкого монастыря в XVI и XVII веках (церкви Введенская и Зосимы и Савватия) и не встречается нигде более. Оригинален также белокаменный цоколь Духсвского храдла со сложным профилем и лентой резных стилизованных пальметт.
В отличие от Троицкого собора Духовская церковь имеет не три, а только два входа, оформление которых не одинаково; обрамление западного портала, обращенного в сторону собора, повторяет обрамления входов последнего, но с добавлением своеобразных «пик» по сторонам капителей полуколонок и на острие килевидного завершения портала (их следы можно видеть на стене церкви); капители и перевязки на колонках южного входа имеют другой, более тонкий рисунок.
При реставрации Духовской церкви в 1960 году искали лестницу в толще стен, по которой можно было бы подниматься к колоколам, но не нашли. Исследование звонницы показало, что строители-псковичи жестко крепили колокола к свободно лежащей деревянной балке над капителями столбов, и звонить в них можно было непосредственно с земли, раскачивая с помощью веревки не язык, а сам колокол вместе с балкой за приделанный к ней шест-рычаг («очеп» или «очап»), как это было принято в Пскове, А это значит, что звонарю и не надо было подниматься на звонницу.
Большая луковичная глава с золотой полосой относится к 1780 году. И хотя размеры ее явно не соответствуют изящным пропорциям храма, эта глава в настоящее время сохраняется, поскольку не найдено точных данных для восстановления первоначального купола.
Иконостас Духовской церкви. 1866
Интерьер Духовской церкви, лишенный верхнего освещения из-за наличия звонницы, производит несколько необычное впечатление: узкие окна, расположенные в верхней части стен, не могут рассеять полумрак, освещаемый лишь колеблющимся светом свечей и лампад. Может быть, поэтому стены храма не имели живописи и впервые были расписаны почти два века спустя после возведения здания «повелением» патриарха Никона (1665). В 1778 году монастырские власти докладывали митрополиту, что «стенное писание все потемнело, а во многих местах и совсем отпало», и получили разрешение на возобновление живописи по традиционной формуле: «по старому, ничего не переменяя». Однако при следующем «возобновлении» (1866) стенописи в масляной технике от мастеров уже потребовали «обсекать худую щекатурку и вновь правильно общекатуривать». Работа выполнялась смотрителем лаврской иконописной школы с учениками; они же написали иконы для вновь изготовленного трехъярусного иконостаса из розового дерева. Эта стенопись Духовской церкви также неоднократно поновлялась (особенно капитально в 1906 г.), и может быть, что под поздними записями еще скрыты фрагменты первоначальных фресок XVII века, не полностью сбитых в 1866 году.
Если Троицкий собор является типичным памятником начала XV века, то в Духовской церкви нашли яркое выражение характерные черты архитектуры конца столетия. Москва того времени впитывала все ценное, чего достигли различные строительные школы Пскова, Новгорода, Владимира и других областей и городов, способствуя тем самым процессу формирования единого общенационального зодчества. На примере Духовской церкви можно видеть, как псковские мастера, работая на московской земле, не повторили свои традиционные каноны, а соорудили храм весьма близкий к московскому типу, хотя и наделенный псковскими чертами. При этом следует отметить, что, как показали исследования, первоначальная высота обоих памятников от земли до верха креста была одинакова — 17 саженей (30,2 м) 71. Вряд ли это случайно. Может быть, псковичам было поставлено условие, чтобы их постройка не была выше главной святыни монастыря— Троицкого собора, подобно тому как позднее запрещали строить в Москве церкви выше столпа Ивана Великого. Но благодаря стройным пропорциям и расположению ближе к вершине холма Духовская церковь выглядит выше своего мощного соседа.
Духовская церковь и Троицкий собор могут служить примером гармоничного построения двух разных по решению храмов, но рассчитанных на одновременное восприятие. Если суровая мощь Троицкого собора вызывает в памяти образ русского былинного богатыря, то легкая и изящная Духовская церковь напоминает русскую девицу-красу, со стройным станом, в традиционном наряде и с венком вокруг головы. Опытные строители Духовской церкви учитывали соседство Троицкого собора и сознательно использовали силу контраста для наибольшей выразительности обоих сооружений.
(Материал из Интернета http: //gorod-zagorsk.ru mess 260)