«Деятельность белорусских коллаборационистов в годы второй мировой войны»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 09:57, реферат

Краткое описание

Белорусский коллаборациони́зм — принятое в советской, российской и части белорусской историографии обозначение политического, экономического и военного сотрудничества с оккупационными немецкими властями во время Второй мировой войны на территории Белоруссии.
Контингент людей, сотрудничавших с оккупантами, состоял из разных людей:
«Идейных» противников советского режима, ухватившихся за возможность отомстить за прошлые обиды;

Деятели белоруссского национального движения, поверившие немецким фашистам, заявлявшим, что их целью является создание «новой Европы без коммунистов» и обещавшим право на самоопределение и белорусскую государственность;

Людей равнодушных ко всему, кроме своей судьбы, хотевших «остаться на плаву» при новой власти, хорошо жить. Таких часто прельщала возможность грабить;

Честные люди, относящиеся к работе в оккупационных органах и полиции, как к довоенной. Некоторые поначалу стали сотрудничать, потому что не предполагали, какую зловещую роль она будет играть для соотечественников.

Военнопленных, жаждущих вырваться из концлагерей и, тем самым, просто выжить;

Содержание работы

Белорусский коллаборационизм во Второй мировой войне . . . . . . . 2
Коллаборационизм во время немецкой оккупации Белоруссии:
Органы местной власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Вспомога́тельная поли́ция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
Коллаборационисты в общественно – политической жизни
оккупированной Беларуси . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Основные коллаборационистские формирования:
Общественные и административные организации и органы . . . . 6
Военные формирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
В составе вооружённых сил Германии . . . . . . . . . . . . . . 8
Отношение к предателям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Фотографии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

Содержимое работы - 1 файл

«Деятельность белорусских коллаборационистов в годы второй мировой войны».doc

— 739.00 Кб (Скачать файл)

   Содержание                                        С. 

  1. Белорусский коллаборационизм во Второй мировой  войне .   .   .   .   .   .   . 2
  2. Коллаборационизм во время немецкой оккупации Белоруссии:   
    1. Органы местной власти .  .   .   .   .   . .  .   .   .   .   . . .  .   .   .   .   .   .   . 2
    2. Вспомога́тельная поли́ция .  .   .   .   .   . .  .   .   .   .   . . .  .   .   .   .   .  .2
    3. Коллаборационисты  в общественно – политической жизни 

         оккупированной  Беларуси .  .   .   .   .   . .  .   .   .   .   . . .  .   .   .   .   .  . 4

  1. Основные коллаборационистские формирования:
    1. Общественные и административные организации и органы .   .   .   .   6
    2. Военные формирования  .  .   .   .   .   . .  .   .   .   .   . . .  .   .   .   .   .   .  7
    3. В составе вооружённых сил Германии  . .  .   .   .   .   . . .  .   .   .   .   .   8
  2. Отношение к предателям  .  .   .   .   .   .  .  .   .   .   .   . . .  .   .   .   .   .  . . .  .   .   9 
  3. Фотографии .  .   .   .   .   . .  .   .   .   .   . . .  .   .   .   .   .  .   .  .  .   .   .   .   . . .  .   11  
  4. Список использованной литературы . . .  .   .   .   .   .  .   .  .  .   .   .   .   . . .  .     12
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Белорусский коллаборационизм во Второй мировой войне  

Белорусский коллаборациони́зм — принятое в советской, российской и части белорусской историографии обозначение политического, экономического и военного сотрудничества с оккупационными немецкими властями во время Второй мировой войны на территории Белоруссии. 

Контингент  людей, сотрудничавших с оккупантами, состоял из разных людей: 

  1. «Идейных» противников советского режима, ухватившихся за возможность отомстить за прошлые  обиды;
 
  1. Деятели белоруссского  национального движения, поверившие немецким фашистам, заявлявшим, что их целью является создание «новой Европы без коммунистов» и обещавшим право на самоопределение и белорусскую государственность;
 
  1. Людей равнодушных  ко всему, кроме своей судьбы, хотевших «остаться на плаву» при новой  власти, хорошо жить. Таких часто прельщала возможность грабить;
 
  1. Честные люди, относящиеся к работе в оккупационных органах и полиции, как к довоенной. Некоторые поначалу стали сотрудничать, потому что не предполагали, какую зловещую роль она будет играть для соотечественников.
 
  1. Военнопленных, жаждущих вырваться из концлагерей и, тем самым, просто выжить;
 
  1. Мобилизованные  в полицию и администрацию насильно под страхом смерти, перспективы попасть в концлагерь или же «добровольно» вступившие и, тем самым, избежавшие отправки на работы в Германию[2].
  1. Коллаборационизм  во время немецкой оккупации Белоруссии
    1. Органы  местной власти.

Из местного населения  немецкие оккупанты набирали служащих в городские, волостные  и сельские управы. В деревнях назначались  старосты. В обязанности этих органов входило поддержание порядка на местах, выдача документов, удостоверяющих личность и, главное – сбор налогов в пользу Германии и её армии. [1, ст. 300].  

    1. Вспомога́тельная  поли́ция (нем. Hilfspolizei) — органы поддержания порядка, созданные немецкой оккупационной администрацией на оккупированных территориях в годы Второй мировой войны. В разговорном языке (русском, украинском и др.) члены данных формирований получили презрительное наименование «полица́и» (от нем. Polizei — полиция). Как правило, вспомогательная полиция формировалась из военнопленных (прежде всего в крупных городах) и местного населения. Подобные полицейские организации существовали во всех оккупированных странах.

   Органы вспомогательной полиции  не были самостоятельными и  подчинялись немецким полицейским управлениям на оккупированных территориях. Местные администрации (городские и сельские управы) занимались лишь чисто административным поддержанием деятельности полицаев — формированием, выплатой жалования, доведением до их сведения распоряжений немецкой власти и т. п. Термин «вспомогательная» подчёркивал несамостоятельность полиции по отношению к немцам.

   Особыми подразделениями полиции являлись так называемые шуцманшафты (нем. Schutzmannschaft — охранная команда, сокр. Schuma) — карательные батальоны, действовавшие под непосредственным командованием немцев и вместе с другими немецкими частями. Члены шуцманшафтов носили немецкую военную форму, но с особыми знаками различия ([1]), на рукаве имели нашивку с надписью „Treu Tapfer Gehorsam“ — «Верный, Храбрый, Послушный».

     Особая  форма одежды для членов вспомогательной  полиции (за исключением шуцманшафтов, носивших немецкую военную форму  с особыми знаками различия и  званиями не выше гауптмана) не была предусмотрена. Как правило, полицаи носили повязки с надписью Polizei, во всём же прочем их форма была произвольной (например, они могли носить советскую военную форму со снятыми знаками различия).

     По  приказу немецких властей полиция  принимала активное участие в военных преступлениях – расстрелах мирных жителей и военнопленных[4].

       Сводный доклад бригадефюрера СС Вальтера Шталекера  от 15.10.1941 г.:

       «С  самого начала ожидалось, что одни только погромы  не решат еврейскую  проблему в Остланде. Целью операций зачистки, проводимых полицией безопасности в соответствии с основными приказами, было наиболее тщательное уничтожение евреев».

  Немцы совместно с «полицаями» из батальонов «Schuma» устраивали крупные антипартизанские операции, в которых гибло много мирных жителей. Крупные силы немцев и коллаборационистов прочёсывали лес и уничтожали всё живое. Лишь некоторых оставляли, для угона на работы в Рейх.

     Во  время операции «Зимнее волшебство»  в Россоно-Освейской партизанской зоне в феврале-мае 1943 года в прочёсывании территории принимало участие сборные  войска, в том числе и 8 латышских, 1 литовский и 1 украинский «Schuma»-батальонов. Было уничтожено 15 тыс. человек, 2 тыс. угнаны на работы в Рейх, более 1 тыс. детей попало в детский лагерь смерти в Латвии. Уничтожено 158 населённых пунктов. Новая мода пришла от прибалтов — разминирование дорог живыми людьми.

Из отчёта СС-обергруппенфюрера фон дем  Бах-Залевски о ходе операции «Болотная  лихорадка»:

«…2–3 сентября 1942 года моторизованный патруль жандармерии (военная  полиция вермахта — прим. автора статьи) и рота 15-го Латвийского полицейского батальона уничтожили в бою 70 бандитов (партизан).

В ходе операции были достигнуты следующие  успехи:

1. Очищено и разрушено  49 партизанских лагерей,  укреплённых точек  и опорных пунктов,  а также несколько  населённых пунктов  в заболоченной местности, служивших убежищем для партизан.

2. Убито в бою  389 вооружённых бандитов (партизан), осуждено и расстреляно  1274 подозрительных  лиц, казнено 8350 евреев.

3. Выселено 1217 человек…».[2]. 

    1. Коллаборационисты в общественно – политической жизни

    оккупированной  Беларуси

     Вместе  с наступающими частями немецкой армии в Белоруссию прибыли основные деятели белорусского националистического  движения из эмиграции: Фабиан Акинчиц, Владислав Козловский, активисты  Белорусской национал-социалистической партии, Иван Ермаченко, Радослав Островский и другие. В начальный период войны развитие политической и военной коллаборации происходило незначительными темпами, что объясняется успехами немцев на фронте и отсутствием для них необходимости развития коллаборационистских структур. Немецкое руководство надеялось на быструю победу в войне и скептически воспринимало способности белорусского населения к национально-государственному строительству по причине слабости этнического самосознания. Деятельность коллаборационистов в этот период сводилась в основном к работе неполитических структур, крупнейшей из которых являлась Белорусская народная самопомощь, созданная 22 октября 1941 года, целью которой провозглашалась забота о здравоохранении, вопросы образования и культуры.

     При помощи белорусских коллаборационистов немецкие власти пытались использовать в своих целях научные кадры, которые оказались на оккупированной территории. В июне 1942 года ими было создано «Белорусское научное товарищество». Его почётным президентом стал гауляйтер Белоруссии В. Кубе. Однако белорусские учёные бойкотировали работу товарищества, и оно существовало только на бумаге. Также были созданы другие неполитические коллаборационистские структуры («Женская лига», профсоюзы и др.). Вместе с тем, попытки создания белорусского Вольного корпуса самообороны оказались неудачными по причине противодействия военных властей и СС. Создание его было провозглашено в июне 1942 года в количестве 3 дивизий. Создано было, однако, около 20 батальонов, которые так и не решились вооружить, а уже весной 1943 года был распущен. Неудачной оказалась также попытка создания белорусской автокефалии с целью отрыва белорусских верующих от Московского Патриархата.

     Обстановка, сложившаяся к 1943 году, заставила  немецкое командование пересмотреть своё отношение к коллаборационистскому движению. В значительной степени это произошло благодаря усилиям министра восточных оккупированных территорий А. Розенберга, который являлся сторонником создания коллаборационистских администраций. 22 июня 1943 г. был формально создан Союз белорусской молодёжи (СБМ), ставший аналогом гитлерюгенда в Белоруссии (фактически существовал с 1942 г.). По инициативе Кубе 27 июня 1943 г. было провозглашено создание Рады доверия при Генеральном комиссариате Белоруссия. Этот орган представлял собой административную комиссию, единственной задачей которой была отработка и представление оккупационным властям пожеланий и предложений от населения. 21 декабря 1943 г. вместо Рады доверия по инициативе К.Готберга (ставшего Генеральным комиссаром после убийства партизанами Кубе) была создана Белорусская центральная рада (БЦР), президентом которой назначен начальник управы Минского округа Р. Островский (1887—1976). Деятельность Рады не была эффективной, поскольку Рада не имела реальной политической власти (только в вопросах социальной опеки, культуры и образования имела право на относительно самостоятельные решения), а её члены придерживались различных взглядов на будущее Белоруссии и зачастую не знали местных условий. В глазах населения она не могла поэтому иметь авторитета. Рада косвенно была связана с военными преступлениями — в частности, с проведением этнических чисток против польского населения.

     В оккупированной Белоруссии издавалось множество коллаборационистских газет и журналов: «Беларуская газета», «Пагоня», «Biełaruski hołas» (Белорусский голос), «Новы шлях» и т. д. Эти издания вели антисемитскую, антисоветскую и профашистскую пропаганду. В специальной статье, опубликованной 25 сентября 1943 года после уничтожения Кубе в «Белорусской газете», редактор этой газеты Владислав Козловский писал: «Сердце сжимает скорбь… Его (то есть Кубе — авт.) нет больше среди нас. Генеральный комиссар Вильгельм Кубе был одним из наилучших, наисердечнейших друзей…, который думал и говорил так, как каждый белорусский националист…».

     23 февраля 1944 года К.Готберг издал  приказ о создании Белорусской  краевой обороны (БКО) — военного  коллаборационистского формирования, руководителем которого был назначен  Франц Кушель, и поручил БЦР  провести мобилизацию. Сформированные к концу марта 45 батальонов БКО были плохо вооружены. Постепенно снижалась их дисциплина, не хватало офицеров. К концу оккупации БКО использовалась для борьбы с партизанами, охраны различных объектов и хозяйственных работ. Важнейшими направлениями деятельности БЦР на завершающем этапе войны стали реорганизация частей БКО и пополнение белорусских военных формирований за счёт вербовки новых солдат, создание вспомогательных контингентов для использования их в системе обороны Германии, организация антисоветского партизанского движения на территории Белоруссии. Первоначально предполагалось переформировать БКО в Белорусский легион. В рамках подготовки к этой реорганизации в сентябре 1944 г. в Берлине был создан первый кадровый батальон БКО (422 человека) под командованием капитана Петра Касацкого, ставший резервом и школой офицерских кадров для будущих частей. Тогда же из числа завербованных «Союза Белорусской Молодежи» в качестве «помощников ПВО» (от 2,5 до 5 тыс. человек) были отобраны группы для обучения в зенитно-артиллерийской школе. После окончания курса учёбы их включили в состав частей противовоздушной обороны Берлина.

     27 июня 1944 года в Минске был проведен  Второй Всебелорусский конгресс, в котором приняли участие  большинство активных лидеров коллаборационистов. Конгресс проходил в условиях приближения к Минску Красной Армии, проводившей крупную наступательную операцию в Белоруссии. На конгрессе было принято решение, что БЦР является единственным законным правительством Белоруссии, а также была выражена всесторонняя поддержка Германии. Было также разработаны планы антисоветских диверсионных и партизанских операций в Белоруссии, в случае полного отступления немецких войск с её территории [3]. 

Информация о работе «Деятельность белорусских коллаборационистов в годы второй мировой войны»