Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 06:50, контрольная работа
XIII век стал временем тяжких испытаний для русского народа и его нарождающейся государственности. Ни одна другая эпоха не породила исторических мифов больше, нежели последний век существования Киевской Руси. Географически расположенная на стыке Европы и Азии, Русь оказалась одновременно меж двух огней. С севера продолжались попытки захвата русских городов и земель потомками варягов – шведами. Положение еще более усугубилось с появлением на западных границах немецких рыцарей, развернувших активную военно-колонизационную деятельность в Прибалтике. А с восточных степей тем временем накатывалась новая волна кочевников – монголо-татар, врагов более страшных, сильных и жестоких, нежели их предшественники - печенеги и половцы.
Ведение.
Великая степь. Образование монгольского государства.
Русь начала XIII века.
Монголы у русских границ. Калка.
Нашествие.
Под игом. Князь Александр и хан Батый.
Вывод.
Вторая - политика лояльности - стремление установить по возможности нормальные отношения с ханами Золотой Орды. Политику лояльности, сотрудничества с монголо - татарами проводил, в частности, Александр Ярославич - внук Всеволода Большое Гнездо, княживший тогда в Новгороде.
Свою политику по отношению к монголо-татарам Александр Ярославич строил с учётом того, что в тот период над Русью нависли две опасности: одна - с Востока, другая - с Запада, со стороны католического Рима.
В 1054 году состоялось официальное разделение единой Христианской церкви на Католическую и Православную. С тех пор каждая из Церквей считает другую - язычницей. Особо непримиримую позицию заняла Католическая церковь по отношению к Православной. В то время Ватикан объявил крестовый поход против «последних язычников» в Европе, которыми, по его мнению, были некоторые славянские, финно-угорские и балтийские племена. В Прибалтику хлынули военно-рыцарские ордена Ватикана с тем, чтобы, с одной стороны, обратить в католичество народы Прибалтики, с другой, захватить их земли. В 1201 году в устье Западной Двины немцы основали крепость Ригу. В 1202 году для утверждения католичества и немецкой культуры в Прибалтике немцы основали Орден меченосцев. В 1237 году из слияния Ордена меченосцев и Тевтонского ордена возник Ливонский орден. Он и стал опорой Ватикана в Восточной Европе. В Прибалтику устремились также западноевропейские страны Дания и Швеция, надеясь захватить северо-западные русские земли.
Начавшееся завоевание шло трудно. В борьбе с немцами прибалты ограничивались обороной. Но поскольку оборонялись они до последнего, в плен сдавались только мертвыми, первоначально особых успехов немцы не имели. Помогло рыцарям то, что их поддерживало очень воинственное племя - ливы. Кроме того, рыцари нашли ценного союзника - шведов, подчинивших себе финские племена сумь и емь. Постепенно немцы обратили в крепостное состояние леттов, но эсты отказались покориться им, имея значительные связи с русскими. Существование этих связей подтверждает такой факт: города, которые ныне называются Таллинн и Тарту, имеют вполне русские исторические имена Колывань и Юрьев (по христианскому имени основателя
этого города Ярослава Мудрого).
К
русским немцы и шведы
Цель католического Рима состояла в захвате - захватить и окатоличить русские земли.
Цель Золотой Орды - использовать потенциал Руси в своих интересах. В Орде на тот момент не было единой государственной религии, по монгольской традиции она быль веротерпимой. И Александр Ярославич понимал, что наименьшую опасность для Руси представляют веротерпимые правители Орды, чем католический Запад, ставивший своей целью замену религии Руси. Поэтому он встал на путь открытой вооружённой борьбы с рыцарскими орденами, а правителей Орды избрал союзниками.
В 1240 году шведский флот вошел в устье Невы, подошел к месту впадения в нее речки Ижоры и высадил десант, готовый начать наступление на Новгород. В Новгороде, как и во всех славянских городах, не столько готовились к защите, сколько спорили между собой о том, с кем лучше связать свою судьбу: с суздальским князем Ярославом или со шведским королем. Пока новгородцы спорили, сторонники Владимиро-Суздальской Руси призвали на помощь молодого князя Александра Ярославича, известного благодарным потомкам под именем Александра Невского. Тогда ему шел лишь двадцать второй год, но это был умный, энергичный и храбрый человек, а главное, настоящий патриот своей Родины.
Больших сил Александру собрать не удалось. Со своим маленьким суздальским отрядом и с немногими новгородскими добровольцами Александр форсированным маршем достиг Невы и атаковал шведский лагерь. В этом бою новгородцы и суздальцы покрыли себя вечной славой. Так, один новгородец по имени Гаврила Олексич верхом ворвался на шведскую ладью, дрался со шведами на их корабле, был сброшен в воду, остался жив и снова вступил в бой. Героически погиб слуга Александра - Ратмир, пешим бившийся сразу со многими противниками. Не ожидавшие нападения шведы были разбиты наголову и ночью бежали на кораблях с места разгрома. Русские удержали за собой выход в Балтийское море, торговые связи с Западной Европой продолжали развиваться.
Жертвенностью и доблестью соратников Александра был спасен Новгород, но угроза для Руси осталась.
Зимой 1242 года Александр Невский со своими суздальскими, дружинами при поддержке новгородцев и псковичей напал на стоявший в Пскове немецкий отряд. Освободив Псков, он двинулся на главные силы ливонцев, которые отступали, минуя Чудское озеро. На западном берегу озера, у Вороньего камня, немцам пришлось принять бой.
Количество собственно рыцарей было небольшим - всего несколько десятков, но каждый рыцарь был грозным бойцом. Кроме того, рыцарей поддерживали пешие наемники, вооруженные копьями, и союзники ордена - ливы. Рыцари построились «свиньей»: самый мощный воин впереди, за ним - двое других, за теми - четверо, и так далее. Натиск такого клина был неотразим для легковооруженных русских, и Александр даже не пытался остановить удар немецкого войска. Напротив, он ослабил свой центр и дал возможность рыцарям прорвать его. Тем временем усиленные фланги русских атаковали оба крыла немецкого войска. Ливы побежали, немцы сопротивлялись отчаянно, но, так как время было весеннее, лед треснул и тяжеловооруженные рыцари стали проваливаться в воду Чудского озера. Новгородцы же не давали врагу вырваться из гибельной западни.
В результате разгрома немцев на льду Чудского озера экспансия католического Рима на Русь была приостановлена. Но угроза сохранялась долгие годы. Победа не ликвидировала возможности немецкого наступления, ведь сил у рыцарей было гораздо больше, чем у новгородцев. Города-крепости Рига, Кенигсберг, Ревель служили удобными плацдармами для наступающего с Запада европейского рыцарства.
В 1248 году римский папа предложил Александру Невскому военную помощь в борьбе с монголами в ответ на разрешение действовать на Северо - Западе католическим священникам. Александр Невский отказался от помощи, сказав слова, которые остались в истории: «Не в силе Бог, а в правде».
Новое поколение русских людей, ровесников князя Александра, быстро осознало масштабы опасности, грозящей стране с Запада, и потребность в сильном союзнике. Обрести этого союзника Руси помогли логика событий и гений Александра Невского.
В 1242 году умер великий хан Угэдэй. Его смерть коренным образом изменила положение в Орде победителя народов - хана Батыя. Еще во время похода 1238-1239 годов Батый поссорился со своим двоюродным братом - сыном Угэдэя Гуюком и с их кузеном Бури - сыном хана Чагатая. Бури собрался «поленом бить Батыя по груди и по животу». Батый, как верховный главнокомандующий похода, выслал обоих зарвавшихся царевичей из армии к их отцам. Угэдэй и Чагатай сурово наказали своих сыновей: за нарушение воинской дисциплины их выгнали из ханской ставки и лишили всех чинов.
Понятно, что после смерти Угэдэя Гуюк и Бури дали волю своей ненависти и начали совместную борьбу против Батыя. Теперь, когда на месте великого хана мог оказаться Гуюк, положение Батыя стало сложным, если не сказать - гибельным. Его собственные силы ограничивались четырьмя тысячами воинов, а в распоряжении Гуюка, стань он великим ханом, оказалось бы не менее 100 тысяч человек. Батыю стал жизненно необходим союзник, и дальнейшие события лишь подтвердили это.
В 1246 году собравшийся великий курултай избрал Гуюка великим ханом. Казалось, судьба Батыя была предрешена. Понимая безвыходность положения, Батый попытался обрести поддержку на Руси. Действительно, политических поводов для продолжения войны между русскими и монголами не было никаких. Но, что еще важнее, уже исчезли, по-видимому, и эмоциональные мотивы противоборства. И монголы смотрели на войну с Русью вполне трезво, несмотря на то, что под Коломной погиб Кюлькан - любимый сын Чингиса от красавицы Хулан. Ведь в отношении к любой смерти на войне монголы руководствовались принципом: «За удаль в бою не судят». Итак, союз между Русью и Батыем стал возможен.
Препятствовало этому союзу лишь одно обстоятельство. Великий князь
владимирский Ярослав, отец Александра Невского, присутствовавший на торжествах по случаю избрания нового хана, умер от яда. Яд этот, по версии
папского агента Плано Карпини, был дан Ярославу матерью Гуюка - ханшей
Туракиной. Причиной столь серьезного поступка явился донос боярина Федора Яруновича, который оговорил князя, сообщив, будто Ярослав вступил в союз с папой римским Иннокентием IV.
Александру
предстоял тяжелый выбор
В 1252 году Александр приехал в Орду Батыя, подружился, а потом побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал приемным сыном хана. Союз Орды и Руси осуществился благодаря патриотизму и самоотверженности князя Александра. В соборном мнении потомков выбор Александра Ярославича получил высшее одобрение. За беспримерные подвиги во имя родной земли Русская православная церковь признала князя святым.
Итак, Александр Невский поддерживал мирные
отношения с ханами Золотой Орды. При этом
он всячески стремился укрепить свой авторитет
как старшего среди русских князей. В этой
политике Александра Невского поддерживала
Русская Православная Церковь, которая
также наибольшую опасность для себя видела
в экспансии Римской Католической церкви,
чем в веротерпимых правителях Орды.
Вывод:
Последствия монголо-татарского нашествия по-разному освещаются в исторической литературе. С точки зрения советского ученого Гумилева Л Н. - золотоордынского ига не было, а был союз Руси с Ордой, так как русские князья использовали Золотую Орду в борьбе за власть, и каждый князь был относительно независим, имел собственную дружину и чеканил монету.
С точки зрения других историков - последствия ига были исключительно тяжелыми, так как: резко сократилось население страны; уничтожены и разграблены многие города - всего 49 из 74, в 14 из них жизнь не возобновилась; пришло в упадок ремесло. Ослабление обороноспособности Руси повлекло за собой учащение набегов на Русь польских, венгерских, немецких и др. феодалов. Нашествие сильно затормозило, но не остановило развитие славянских земель.
Итак, Русь была покорена за короткий срок - с 1237 по 1240 год. Причина столь быстрого завоевания Руси объясняется не только феодальной раздробленностью Руси. За период с 1211 по 1240 год монголы сокрушили немало сильнейших государств в Азии. На тот период равного монгольскому войску не было.
Русь стала составной частью
Монгольской империи, а затем
Золотой Орды. Великий князь Владимирский
стал вассалом великого
Список
используемой литературы:
Вернадский Г.В.
«Монголы и Русь», 1997 год;
Гумилев Л.Н. «От
Руси до России», 1992 год;
Есенин С.А. Полное
собрание сочинений, 2005 год;
Фроянов И.Я. «История России от древнейших времен до начала ХХ века», 1998 год.
Информация о работе Борьба Руси с монголо-татарским нашествием