Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 09:08, реферат
Боевые искусства Японии – явление весьма многообразное. Фехтование мечом, стрельба из лука, боевое плавание в доспехах и управление войсками на поле битвы, воинский этикет, танцы с мечами и даже военно-полевая медицина - все это включается в понятие «бугэй» - «воинские искусства».
Введение…………………………………………………………………………...3
1.История возникновения боевых искусств в Японии………………………….4
2.Боевые искусства………………………………………………………….……9
2.1.Сумо……………………………………………………………………………9
2.2. Ёрои-кумиути………………………………………………………………..11
2.3. Когусоку-дзюцу………………………………………………………..……13
3.Дзю-дзюцу. Школы боевых искусств…………………………………...……15
Заключение………………………………………
Список используемых источников
Приблизительно в одно время с Сэкигути-рю и Ёсин-рю возникла и Кито-рю - влиятельная школа, которая вобрала в себя и усовершенствовала приемы борьбы в доспехах, которые широко применялись на полях сражений японскими воинами в XI-XVI вв. Основателем этой школы считается уроженец провинции Сэтцу Фукуно Ситироэмон Масакацу. Сначала Фукуно изучал фехтование мечом школы, а позднее овладел техникой явара школы Тэйсин-рю под руководством наставника Тэрада Хэйдзаэмон Садаясу. По обеим школам Фукуно получил высшие мастерские лицензии. На основе полученных знаний Фукуно совместно со своим другом Ибараки Сэнсай разработал новую школу бугэй - Кито-рю (название «Кито» - «Поднимания и сбрасывания» Фукуно присоветовал знаменитый дзэнский наставник Такуан Сохо). В мае 1626 г. Фукуно познакомился с китайским мастером боевого искусства Чэнь Юаньбин и стал его учеником. Чэнь познакомил мастера Фукуно с шаолиньским ушу, а также с тонкостями учений великих даосов Лао-цзы и Чжуан-цзы, большим знатоком которых он был. Это позволило основателю Кито-рю обогатить свою школу и углубиться в понимании основополагающих принципов боевого искусства.
В период своего расцвета Кито-рю была школой комплексного боевого искусства, которая включала не только технику явара (дзю-дзюцу), но и приемы боя мечом, палкой, боевым серпом и др. Однако позднее патриарх Тэрада Канъэмон Мицухидэ отбросил ряд разделов и сохранил только ядро этой школы – технику кумиути.
Поскольку Кито-рю родилась в мирное время, когда ношение доспехов уже ушло в прошлое, ее основатель и его последователи были вынуждены несколько адаптировать свои приемы к потребностям боя без доспехов, но все же сохранили ее неповторимый колорит. Так, в отличие от большинства других школ дзю-дзюцу, основное место в арсенале Кито-рю занимают разнообразные броски с падением с обхватом туловища противника. На основе типичных приемов борьбы в доспехах с использованием низкой стойки мастера Кито-рю разработали замечательные парные ката, предназначенные для тренировки тандэна – основного средоточия жизненной энергии ки – и постижения поединка на уровне взаимодействия энергий двух противников, которые считаются одной из вершин дзю-дзюцу.
Дзю-дзюцу в середине эпохи Эдо
В середине эпохи Эдо на основе первых школ – Такэноути-рю и Сэкигути-рю, Ёсин-рю и Кито-рю – возникли многочисленные дочерние школы. Как правило, в них лишь разрабатывались варианты различных приемов ведущих школ, оригинальных находок было немного. Одни наставники стремились облегчить обучение и упрощали технику, другие - повысить ее прикладную ценность, заимствуя приемы из когусоку и торидэ – теперь так назывались полицейские системы ближнего боя с применением различных малых и специальных видов оружия для захвата преступника. Ряд направлений дзю-дзюцу отпочковались от школ фехтования, в которых существовали приемы обезоруживания противника, вооруженного мечом.
Оценивая дзю-дзюцу этого периода, историки приходят к выводу, что к этому времени оно уже прошло пик своего развития и распространялось в основном количественно, но не качественно. И все же и в это время рождались мастера и школы, которые привносили немало нового и ценного.
Одной из самых оригинальных школ этого периода была Нагао-рю, возникшая в провинции Кага. Ее основателем считается доблестный воин Нагао Кэммоцу. Арсенал Нагао-рю весьма велик – свыше 200 приемов. Немногие школы дзю-дзюцу могут похвастать таким богатством. Техника во многом уникальна. В ней сравнительно незначительное место занимают броски с взваливанием противника на себя, восходящие к древнему сумо, или удушающие приемы. Главное место отведено приемам использования рукоятей и ножен большого и малого мечей, с которыми самураи расставались крайне редко. Они предназначены для защиты при попытке противника выхватить меч бойца из ножен или вытащить его вместе с ножнами из-за пояса. Их дополняет разработанная техника болевых приемов и другие приемы, характерные для всех стилей дзю-дзюцу, разрабатывавших технику ближнего боя без доспехов. И все же эту школу можно охарактеризовать, прежде всего, как чрезвычайно развитую форму когусоку, продолжающую линию Такэноути-рю.
Дзю-дзюцу в конце эпохи Эдо
От конца эпохи Эдо до наших дней дошло огромное количество текстов, посвященных воинским искусствам. Особенно много их появилось в первой половине XIX в. Историки связывают это с политикой сёгунского правительства, которое на рубеже XVIII и XIX вв. принимало активные меры к поощрению занятий воинскими искусствами. Правда, эта политика способствовала не столько углублению познаний мастеров или исследованию тех или иных областей, сколько увеличению числа занимающихся, удачных нововведений было сделано не столь много. Популяризации дзю-дзюцу в немалой степени способствовало и широкое распространение рандори и соревнований.
Одной из самых влиятельных и интересных школ, возникших в этот период, стала школа Тэндзин синъё-рю. Ее основателем был Исо Матаэмон Масатари (1804-1863). Исо с детства увлекся воинскими искусствами. В 15 лет в Эдо он поступил в ученики к Хитоцуянаги Орибэ Ёсимити, великому мастеру школы Ёсин-рю. Под его присмотром Исо прозанимался около 6 лет, вплоть до смерти наставника, а затем стал учеником мастера школы Син-но синдо-рю Хомма Дзёэмон Масато. Прозанимавшись у него также 6 лет и овладев всей техникой Син-но синдо-рю, Исо Матаэмон с целью усовершенствования своего мастерства отправился в странствия, во время которых состязался с представителями различных школ дзю-дзюцу. Два или три года он прожил в местечке Кусацу в провинции Оми, где преподавал дзю-дзюцу самураям. В это время с ним произошел знаменитый случай: вступившись за одного человека, мастер Исо был вынужден схватиться с целой бандой разбойников, которая насчитывала чуть ли не сотню человек. В этой битве Масатари уложил голыми руками около сорока противников, причем в процессе схватке достиг озарения, когда ему открылась эффективность ударов в уязвимые точки человеческого тела – именно эти приемы позволили ему выжить и стали позднее визитной карточкой Тэндзин синъё-рю. Вернувшись в Эдо в 1834 г., Масатари открыл зал и стал обучать всех желающих.
Тэндзин синъё-рю стала не просто компиляцией приемов нескольких школ дзю-дзюцу. Ее основатель развил и довел до совершенства учение старинной Ёсин-рю о тандэн - главном средоточии жизненной энергии ки. В Тэндзин синъё-рю приемы были построены таким образом, чтобы их исполнение само по себе служило средством тренировки тандэн. Оригинальным нововведением основателя Тэндзин синъё-рю стало ката «Разбарсывание в разные стороны», которое составляет стержень обучения. В этом комплексе комбинации приемов выполняются плавно, в едином потоке, на едином долгом дыхании без фиксации конечных положений отдельных приемов. Такое исполнение техники призвано способствовать плавному и беспрерывному потоку жизненной энергии и научить бойца избегать его остановки, которая считается опаснейшей ошибкой, поскольку в этом случае борец утрачивает способность быстро реагировать на действия противника. В этом отношении Тэндзин синъё-рю чрезвычайно близка современному айкидо, и не только в теории, но и на практике.
Во второй половине ХIХ - начале ХХ вв., в период буржуазных преобразований Японии школы дзю-дзюцу, как и воинские искусства в целом, оказались в тяжелейшем положении. Японские лидеры, ориентировавшиеся на западные образцы, напрямую связывали могущество империалистических держав с внешними проявлениями европейского образа жизни и подчас доходили до слепого подражания Западу и отрицания ценности собственного культурного наследия. Известны случаи разрушения исторических памятников, древних храмов, бесценных произведений искусства. Что же касается бугэй, то их особенно «прогрессивно» настроенные деятели объявили «наследием дикости и варварства». Старые мастера, наблюдая за полным техническим переоснащением армии и запрещением ношения мечей, приходили к выводу, что их знания утратили всякую ценность, забрасывали тренировки сами и отказывались брать учеников.
Часть мастеров дзю-дзюцу взяла курс на модернизацию своего искусства, адаптацию его к новым условиям – так появилось дзюдо, а еще через полвека – айкидо, другая часть пыталась держаться старинных традиций. Последним пришлось особенно трудно: кто-то умер в нищете, так и не найдя себе продолжателя, кто-то забросил занятия, кто-то уехал на Запад, чтобы демонстрировать дзю-дзюцу в мюзик-холлах и цирках. Многие школы дзю-дзюцу при этом отмерли, и сегодня мы знаем о них лишь из их старинных наставлений, едва поддающихся прочтению, но наиболее мощные сохранились. Это Такэноути-рю, Тэндзин синъё-рю, Синто ёсин-рю, Кираку-рю, Ягю синган-рю, Сёсё-рю и несколько десятков других – живые музеи самурайской старины. Не обошло дзю-дзюцу и влияние окинавского каратэ. Многие мастера дзю-дзюцу соединив базовую технику каратэ и дзю-дзюцу, создали новые комбинированные системы самозащиты без оружия.
Заключение
В настоящее время в Японии предпринимаются большие усилия по сохранению и восстановлению традиционных рю, которые ныне воспринимаются как часть национального достояния. Продолжают возникать и новые школы, хотя в основном в их основе лежит та или иная вариация дзюдо или айкидо, как правило с добавкой техники каратэ. Многие разделы, характерные для традиционного дзю-дзюцу - самозащита в положении сидя на коленях, или приемы защиты своего меча от выхватывания его противником - в модернистских школах отсутствуют. Зато они лучше отвечают требованиям современной самообороны.