Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:22, контрольная работа
В этой работе, мне бы хотелось рассмотреть деяния одного известного человека, на судьбы миллионов, а в общей сумме за всю его после историю, наверное, и ни одного миллиарда людей. Наших предков, современников, а так же тех, что будут жить в России в будущем. Зовут его Князь Владимир Святой (946-1015 гг.)
Введение 3
Глава 1. Владимир I Святосливич 4
1.1 Происхождение 4
1.2 Княжение 4
1.3 Крещение Руси 5
2. Влияние крещения на Русь 7
2.1 Архитектура. 9
2.2 Искусство. 9
2.3 Литература и летописание 12
Заключение 15
Список литературы 16
Источники. 16
Литература. 16
Федеральное Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пермская государственная
по дисциплине: «История»
Выполнил:
студент 2 курса заочного отделения
По спец-ти: 080801
«Прикладная информатика в экономике»
шифр Пп-2011-3804
Чернобров Михаил Юрьевич
Пермь
2011
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Владимир I Святосливич 4
1.1 Происхождение 4
1.2 Княжение 4
1.3 Крещение Руси 5
2. Влияние крещения на Русь 7
2.1 Архитектура. 9
2.2 Искусство. 9
2.3 Литература и летописание 12
Заключение 15
Список литературы 16
Источники. 16
Литература. 16
В этой работе, мне бы хотелось рассмотреть деяния одного известного человека, на судьбы миллионов, а в общей сумме за всю его после историю, наверное, и ни одного миллиарда людей. Наших предков, современников, а так же тех, что будут жить в России в будущем. Зовут его Князь Владимир Святой (946-1015 гг.)
Славянское море, не выплеснувшееся в пределы Римской Европы, оформилось таинственной волей киевского князя, решившего принять крещение после весьма бурной и далеко не праведной жизни. Владимир, оставшийся до гроба язычником по нраву, принял христианство в византийской версии за 50 лет до того, как раскол между Восточной и Западной Церквями стал окончательным.
Тайна выбора скрыта в истории. Ни одно из возможных объяснений не может быть исчерпывающим. Может быть, поэтому столь устойчива отсылка к летописному рассказу о "выборе вер". Безусловно, история мира была бы, совершенно иной, если бы Киевский князь принял западное христианство, ислам или иудаизм.
В летописном сознании русские, став православными, взяли на себя миссию "работников последнего часа" - в апокалиптическом смысле предвестников конца истории, тружеников на ниве приближения Судного дня. В этом смысле воспринятая после крушения Византии идея о "Москве - Третьем и Последнем Риме" работала на скорейшее приближение Конца Света, а не на отсрочивание его, как это произошло в Новое время, когда Конец Света семантически оказался, приравнен к вселенской катастрофе, которую необходимо отложить любой ценой.
Владимир крестился в Корсуни, добром склонил к принятию веры киевлян, мечом крестил новгородцев. Из всех этих земель в России остался только Новгород, а "колыбель городов русских" - сегодня столица суверенной бедствующей державы.
Во времена Владимира
Владимир I Святосливич (др.-рус. Володимѣръ Свѧтославичь, ок. 960 — 15 июля 1015) — киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси.
Стал новгородским князем
в 970, захватил киевский престол в 978
году. В 988 выбрал христианство в качестве
государственной религии
Wikipedia.org
Владимир Святосливич или
Сам он был сыном великого князя Святослава Игоревича от рабыни Малуши родом из города Любеч, ключницы княгини Ольги. Год рождения Владимира неизвестен. Его отец Святослав родился в 942 г. Н.Э; а старший сын Владимира Вышеслав — около 977, откуда историки выводят год рождения Владимира 960-й с точностью до нескольких лет. Как сообщают поздние источники XVI века, Владимир Святославич родился в селе Будутине под Псковом, куда разгневанная княгиня Ольга сослала Малушу.
О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают, а малолетний Владимир вернулся в Киев, где находился под присмотром княгини Ольги. Воспитанием его, опять же возможно, занимался дядя по матери Добрыня, так как в обычаях Руси было доверять воспитание наследника старшим дружинникам.
По Повести временных лет Владимир среди сыновей Святослава был третьим по старшинству после Ярополка и Олега. Выдвигалась также гипотеза, что на самом деле он был вторым (старше Олега), так как получил от отца при его уходе на войну с Византией в 970 году важный Новгород, в то время как Олег довольствовался Древлянской землёй с центром в Овруче. Наставником и воеводой юного Владимира в Новгороде стал Добрыня.
После гибели в 972 году князя Святослава Киевом управлял Ярополк. В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями, когда удельный древлянский князь Олег, отступая в бою с Ярополком, был раздавлен во рву падавшими лошадьми, а Владимир при этом известии бежал к королю Норвегии Хакону Могучему. Всей Русью стал править Ярополк Святославич.
По летописи Владимир вокняжился в Киеве в 980 году. Согласно самому раннему Житию Владимира монаха Иакова («Память и похвала князю Владимиру», 2-я половина XI века) это случилось 11 июня 978 года. Из ряда хронологических соображений кажется более вероятной дата 978, а дата 980 получена видимо при вторичной расстановке годовой сетки в летописи путём неправильного пересчёта. Так летописец упомянул[2] о 37 годах правления Владимира, что также указывает на 978 как год прихода Владимира к власти.
Меньше 20 лет отделяют кончину Святослава от крещения Руси при Владимире. «Будучи еще в детском возрасте, Владимир был призван новгородцами на княжение и уехал в Новгород вместе со своими дядею Добрынею, братом его матери Малуши, ключницы его бабки Ольги» (Костомаров). События в Киевской Руси после смерти Святослава характеризуются непрерывными столкновениями между его сыновьями: Ярополком, Олегом и Владимиром.
Н. И Костомаров пишет о
дальнейших событиях таким
«Киевский князь Ярополк убил брата своего древлянского князя Олега. Владимир со своим дядею убежал в швецию и возвратился в Новгород с чужеземною ратью. Вражда у них с Ярополком возникла оттого, что дочь князя полоцкого Рогнедь, которой руки просил Владимир, отказала ему такими словами: «не хочу разуть (разуть жениха – обряд свадебный; разуть вместо – выйти замуж) сына рабы», попрекнув его низостью происхождения по матери, и собиралась выходить за Ярополка. Владимир завоевал Полоцк, убил Рогволода, полоцкого князя, и женился насильно на Рогнеди. Вслед за тем он овладел Киевом и убил своего брата Ярополка».
Таким образом победа осталась за
Владимиром, опиравшимся на варягов,
приведенных из Скандинавии, «из-за
моря». Эта победа была ознаменована
Владимиром установлением официального
языческого культа в Киеве. Как пишет
Карамзин:
"Владимир с помощью злодеяний и храбрых
Варягов овладел государством, но скоро
доказал, что он родился быть Государем
великим".
Варяги считали себя завоевателями
Киева и требовали в дань с
каждого жителя по две гривны. Протянув
время обещаниями, Владимир укрепил
и умножил русскую дружину, после
чего изгнал из Киева ненужных уже
варягов-наемников. Будучи ярым язычником,
Владимир установил официальный
языческий культ в Киеве. Он стал
сильно теснить христиан, которых
в Киеве к тому времени было
уже достаточно много, причем еще
со времен Игоря они имели свой
соборный храм - Святого Ильи. На холме
были поставлены идолы Перуна и других
богов, Перун имел серебряную голову
и золотые усы. "Но сия Владимирова
набожность - пишет Карамзин - не препятствовала
ему утопать в наслаждениях чувственных.
Первою его супругою была Рогнеда, мать
Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода
и двух дочерей; умертвив брата, он взял
в наложницы свою беременную невестку,
родившую Святополка (окаянного); от другой
законной супруги, Чехини или Богемки
имел сына Вышеслава; от третьей Святослава
и Мстислава; от четвертой, родом
из Болгарии, Бориса и Глеба ( по другому
источнику их матерью была греческая
царевна Анна). Сверх того, ежели
верить летописи, было у него 300 наложниц
в Вышегороде, 300 в Белгороде, и 200
в селе Берестове. Всякая прелестная
жена и девица страшилась его любострастного
взора, он презирал святость брачных
союзов и невинности. Одним словом,
летописец называет его вторым Соломоном
в женолюбии". Создание идольского
святилища в Киеве
Довольно аморфное раннефеодальное государство - Киевскую Русь – правительство Владимира стремилось охватить новой административной системой, построенной, впрочем, на типичном для этой эпохи слиянии государственного начала с личным: на место прежних "светлых князей", стоявших во главе союза племен, Владимир сажает своих сыновей:
Отсюда берет начало династический принцип, получающий свое полное развитие в последующих столетиях. От Киева к этим отдаленным городам прокладываются "дороги прямоезженные", нашедшие отражение в былинах, связывающих их с именем Ильи Муромца.
К концу первого тысячелетия
н. э. Русь вышла на широкую международную
арену и завязала самые тесные
отношения со странами Запада и Востока.
Культурные контакты открывали пути
для религиозного миссионерства
среди славян. В предшествующий введению
христианства период с византийским
христианством соперничали
Близкое знакомство с восточно-христианской
империей и соседство славян с
греческими колониями в Причерноморье
создавали благоприятные
Проникновение христианства в среду
славян началось задолго до того, как
оно стало государственной
Так, наиболее ранними предметами христианского культа, попавшими на Русь из стран христианского региона и быстро освоенные русскими ремесленниками, были энколпионы. Уже к XII в. широкие масштабы приобрело производство этих крестов-тельников для хранения мощей и других святынь. Предметы, в которых русский рынок не испытывал постоянной потребности, эпизодически попадали в пределы страны. Типичны, например, ампулы для благовоний, разносимые паломниками из святых мест по всему христианскому миру.
Крещение, осуществленное при Владимире,
не стало завершающим этапом христианизации
страны, но оно стало важным звеном
в переустройстве религиозной жизни
на новых основах. В первую очередь
христианство прививалось в социальных
верхах общества. В личном владении
князей и бояр находились дорогостоящие
богослужебные книги и
Важную роль в древней Руси в утверждении христианской веры играла княжеская власть. Среди канонизированных русской церковью святых было немало князей. Самой большой популярностью пользовался культ первых русских святых Бориса и Глеба. Празднование в честь святых было введено в 1072 г., а уже к концу XI в. в обиходе появилось большое количество т.н. борисоглебских энколпионов. От складней аналогичного типа они отличаются тем, что вместо пластических изображений Христа и Богоматери на створках помещались святые князья. Вообще иконография Бориса и Глеба в древнерусском искусстве огромна. Изображения князей-мучеников встречаем на иконах, в произведениях художественного литья, на эмалях. Такое богатое разнообразие воплощений образа первых русских святых связано в быстрым распространением культа в народной среде. Давно отмечена полуязыческая редакция этого христианского культа. Срок праздника в честь святых совмещен с языческим календарем. Ранние изображения святых на эмалях отразили как раз нехристианскую сторону культа, ибо они помещались в обрамлении зеленых нимбов и ростков-кринов, символизировавших собой буйно произраставшую растительность. Вопреки биографии князей народ упорно именовал их «хлебниками», очевидно, святые заслонили собой каких-то славянских божеств - покровителей земледелия. Облик святых чем-то напоминает добрых языческих божеств: совершая чудеса, святые действуют «своей силой» и тем самым как бы подменяют божественное вмешательство.