Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 16:34, курсовая работа
Цель данной работы состоит в попытке раскрыть учение преподобного Паисия Величковского и рассмотреть его влияние на православное монашество.
Актуальность работы состоит прежде всего в том, что нам сегодня до сих пор ещё мало известно о великих духовных подвижниках прошлых веков. Мы попытались осветить личность и творчество одного из таких духовных старцев.
ВВЕДЕНИЕ----------------------------------------------------------------------------------3
ГЛАВА 1. ЖИТИЕ И ПИСАНИЯ ПРЕП. ПАИСИЯ (ВЕЛИЧКОВСКОГО)---5
ГЛАВА 2. УЧЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ НА ПРАВОСЛАВНОЕ МОНАШЕСТВО ПРЕП. ПАИСИЯ (ВЕЛИЧКОВСКОГО)---------16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ----------------------------------------------------------------------------29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ----------------------------------30
Омский государственный университет
имени Ф.М. Достоевского
Социально-гуманитарный факультет
Кафедра истории и теории религии
Заикин Андрей Викторович
Студент 3 курса гр. ГТБ-001-О
Преподобный Паисий (Величковский): Учение и влияние на православное монашество.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Омск
2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ----------------------
ГЛАВА 1. ЖИТИЕ И ПИСАНИЯ ПРЕП. ПАИСИЯ (ВЕЛИЧКОВСКОГО)---5
ГЛАВА 2. УЧЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ НА ПРАВОСЛАВНОЕ МОНАШЕСТВО
ПРЕП. ПАИСИЯ (ВЕЛИЧКОВСКОГО)---------------
ЗАКЛЮЧЕНИЕ--------------------
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ--------------------
ВВЕДЕНИЕ
Цель данной работы состоит в попытке раскрыть учение преподобного Паисия Величковского и рассмотреть его влияние на православное монашество.
Актуальность работы состоит прежде всего в том, что нам сегодня до сих пор ещё мало известно о великих духовных подвижниках прошлых веков. Мы попытались осветить личность и творчество одного из таких духовных старцев. В работе было приведено краткое житие автобиографическое старца Паисия Величковского, рассмотрены его творения, сделанные им замечательные переводы святоотеческого наследия и др. Также нами была совершена попытка определить в обобщенном виде учение старца Паисия и влияние этого учения в целом на православное монашество. Конечно, формат и размер данной работы не позволит нам осветить и разобрать все стороны жизни и творчества данного подвижника, но мы остановимся на особо значимых аспектах этой глубокой личности.
Мы будем разбирать книжные труды старца Паисия, причины, побудившие его с особенным усердием заниматься изучением святоотеческих книг. Мы узнаем также, что такой авторитетный святитель как Игнатий Брянчанинов восхищался переводами преподобного Паисия, и всячески рекомендовал их к прочтению для душеполезного научения. Разумеется, мы не обойдем вниманием и учение старца Паисия об Иисусовой молитве. Вкратце рассмотрим переписку преподобного Паисия с разными лицами по разным вопросам христианской веры и жизни.
Структурно работа не
будет делиться на две или три
главы с параграфами. В данном
случае нам представилось
При исследовании данной работы использовался разнообразный состав источников и литературы. В основном были использованы, конечно же, автобиография и труды самого преподобного Паисия Величковского. Но также были привлечены литературные исследования других авторов. К примеру работа профессора Знаменского П.В. с его «Руководством к русской церковной истории», 2-й том «Очерков по истории Русской Церкви» Карташева А.В. Очень добротное исследование по монашеству представлено у Смолича И.К. в его «Жизни и учении старцев». И, конечно, замечательная работа протоиерея Сергия Четверикова – «Молдавский старец схиархимандрит Паисий Величковский».
ГЛАВА 1. ЖИТИЕ И ПИСАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО ПАИСИЯ (ВЕЛИЧКОВСКОГО).
Преподобный Паисий родился в городе Полтаве, в семье Иоанна Величковского в 1722 году 21 декабря, на память преставления святителя Петра Московского и всея Руси чудотворца, и наречен был во имя этого святого. Отцовская линия Петра была духовного сословия — брат, отец, дед и прадед были священниками, окормляя один и тот же приход города Полтавы — церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы. Четырех лет от роду младенец лишился отца, а в отрочестве лишился и брата.
Попечителем и воспитателем Петра стала его мать Ирина.
Грамоте отрок был обучен по Псалтири и после этого по желанию матери и прихода Успенской церкви на тринадцатом году был отдан на учение в Киевскую Духовную Академию. Здесь, в Академии, впервые Петр стал тянуться душой к монашескому житию; мудрым наставником в этом его стремлении был иеросхимонах Братского Богоявленского монастыря Пахомий, открывший в душе своего воспитанника чувство благоговения перед Словом Божиим.
Когда Петру исполнилось семнадцать лет, он пожелал удалиться в монастырь и там постричься в монахи. В это время с ним произошла история, сохранявшаяся в памяти старца Паисия всю жизнь.
Петр обратился к настоятелю Китаевской пустыни, что под Киевом, с просьбой оставить его в монастыре для принятия пострига. Настоятель пригласил Петра в келию и там троекратно предложил ему сесть на стул, но Петр остался стоять у дверей, явив этим в глазах настоятеля несовершенное смирение. На это игумен сказал ему: “О брате, ты молишь меня принять тебя во святую обитель нашу монашества ради. Но я в душе твоей не вижу и следа монашеского устроения. Не вижу в тебе смирения Христова. Не вижу в тебе послушания и отсечения воли твоей и рассуждения, но сопротивное все”. Этот отказ сильно опечалил юношу, но через того же наставника услышал он, что на все укорения, от кого бы они ни исходили, истинный инок должен отвечать “прости, отче святый, согреших” и не говорить более ни слова оправдательного.
Эту историю потом всегда рассказывал преподобный ученикам своим как урок для послушания.
После случившегося Петр должен был опять приступить к академическим занятиям, однако, прожив так до лета, он вновь оставляет академию, и по благословению духовника своего Пахомия, отправляется в Любечский монастырь, основанный преподобным Антонием Печерским. Чадолюбивый игумен Никифор (Коханский) принял юношу и благословил его келарствовать. Образ этого первого для Петра игумена оставался образцом ему всю жизнь во все дни его старческих подвигов. Здесь же в Любечском монастыре началось для Петра его первое послушание по списыванию книг. Один из иноков обители иеромонах Иоаким, увидев большую любовь Петра к святоотеческим творениям, предложил юноше "Лествицу" Иоанна, игумена Синайского. Послушанием инока стала теперь работа по переписыванию "Лествицы".
Вскоре в Любечском монастыре произошли перемены. Игумена Никифора сменил Герман (Загоровский), который настоятельствовал “не по подобию прежняго игумена, но — властительски”. Однажды Петр, со страху не выяснив, о какой пище просил его настоятель, досадил последнему своею непонятливостью, за что и был с гневом выгнан. Петр рассудил, что если за малый грех такое ему наказание, то каковое же будет за большее прегрешение. После случившегося, он ночью тайно вышел к Днепру, и, помолившись Богу, перешел на другую сторону по льду.
Между тем, во все время пребывания Петра в монастыре, его мать Ирина скорбела об уходе сына. Дабы вернуть его домой, она, наложив на себя пост, стала ежедневно читать акафист Божией Матери. Вскоре ей было открыто, что сын ее Петр непременно будет монахом. Как она потом рассказывала духовному отцу и родственникам — ей был явлен Ангел, сказавший: “О, окаянная, что это ты делаешь? Вместо того, чтобы от всей души и от всего сердца твоего возлюбить тебе Господа Бога Создателя Твоего; ты больше твоего Создателя возлюбила создание Его — твоего сына и ради нерассудной и богопротивной любви твоей умыслила сама себя голодом уморить и за это вечному осуждению подпасть. Но да будет тебе известно, что сын твой, благодати Божией споспешествующей, непременно будет монах. Подобает же и тебе подражать в этом сыну твоему отречься от мира и всего, что в мире, и быть монахинею; тако бо есть воля Божия; да научатся и прочие родители не любить чад своих паче Бога”.
Вскоре приняла Ирина монашество с именем Иулиании в Старопокровском монастыре близ Полтавы. Это освобождало Петра от домашних обязанностей и открывало ему путь к постригу. Выйдя из Любеча, Промыслом Божиим достиг Петр пустынника Исихия у Моншенских гор, постоянным рукоделием, которого была переписка книг святых отцов. Два раза просился Петр к нему в послушание, но смиренный старец всякий раз отвечал: “Немощи ради души моея не могу тебя принять”; Петр, сочтя причиной отказа свое недостоинство, опечаленный и расстроенный решил продолжить свой путь в какую-нибудь другую обитель.
Вскоре он приходит к обители святителя Николая — в Медведовский монастырь на реке Тясмин. Здесь в день Преображения Господня в 1741 году Петр был пострижен в рясофор с именем Парфений; однако братия, смиряя его, постоянно, как бы по ошибке, стала называть его Платоном. Неоднократно просил Парфений у игумена позволения называться именем пострига, но никак не преуспел в этом и смирился. Старец-восприемник, не дав ему никакого правила, сам де ученый, удалился через несколько дней после пострига, так что постриженник лишился не только имени, но и духовного отца своего, не видав его потом уже никогда. Недолго пришлось подвизаться здесь иноку Платону, ибо униаты воздвигли гонение на православие. Медведовским монахам было предложено принять унию, и по их отказе церковь монастырскую власти опечатали, а братия разошлась, — Платон же, Мартирий и Крискент ушли в Киевскую лавру, где и нашли приют. Здесь хотел остаться инок Платон на постоянное жительство, однако один лаврский прозорливец старец Ковальский предрек ему новое странничество. Инок Платон сначала сомневался в его словах, но появившийся в лавре друг по академии Алексей вновь пробудил жажду пустынничества и странствия, напомнив об их обете юности, — не жить в обителях телесного довольствия и достатка.
На этот раз инок Платон
отправился в Валахию. Путь странствия
пролегал через келий и пещеры
подвижников скитских и пустынных
Матроненского монастыря, скита
Кодрица, скита Долгоуцы и, наконец,
скита Трейстены — Свято-
Все эти обители были окормляемы старцем Василием Поляномерульским (или Мерлополянским).
Видя ревность по Боге
и опытное восхождение в
Старец Василий, действительно,
удивившись опытности молодого монаха,
предложил ему принять
Послушанием Платона было стеречь монастырский виноград. В трудах он однажды, не услышав монастырское било, проспал на богослужение. Дойдя до церкви ко времени чтения канона, “от смущения не дерзнул войти в нее, впал в отчаянный плач и сетование, и даже на литургию и трапезу не явился, седяше под древом на земли и горько плакаше”. Инок Афанасий по повелению игумена отыскал его и принудил явиться перед братиею. Платон упал перед игуменом и собором “на землю, плача горько, и рыдая неустанно, и прося прощения”. Старец Михаил, видевший слезы Платона, сказал: “Видите братие, сего брата, толику ревность по Бозе и печаль огненну имуща: пусть он будет всем вам в образ и в подражание к усердному на правило церковное востанию и хождению”. После этого события инок Платон, чтобы более не проспать, решил совсем не ложиться на одре, но отдыхать только сидя на лавке.
В скором времени Платон вновь решил отправиться в путь; на этот раз он идет в горный скит Кырнул во имя св. Архистратига Михаила. Здесь с благословения старца Михаила Трейстенского и начальника Кырнульского скита, иеромонаха Феодосия, началось пустынножительство отца Платона, который, “седе в келий своей радуяся и со слезами славя Бога, обучался истинному монашескому безмолвию, — матери покаяния и молитвы”. К этому времени плодом странствования отца Платона по обителям и пустыням Малороссии и Молдо-Влахии явилось опытное знание послушания, смирения и умной молитвы, в сердце совершаемой, которую старец непрестанно совершал до самой своей кончины.
Наконец, инок Платон оставляет и это место, отправляясь в новое странствие, — на сей раз на гору Афон. Это было последнее путешествие, которое преподобный совершил по своему желанию; все последующие его хождения были вынужденными оставлениями монастырей. До Афона отец Платон поселялся в пустынях, а после Афона — в общежитиях.
Умолив старцев Василия Поляномерульского, Михаила Трейстенского и Онуфрия Кырнульского отпустить его и благословить на гору Афон, добрался Платон до Святой горы со многими трудностями, и спустя четыре дня по прибытии на Афон, отец Платон остался один, — спутник его иеромонах Трифон, заболев, скончался.
Многие места Святой горы обошел инок Платон, ища старцев, сильных в подвиге и в знании святоотеческих писаний, и не найдя таковых, вселился один в пустыню, пробыв в этом подвиге сорок месяцев. “Кто же может исповедати вся его подвиги, егда пребываше един с Единым Богом, сущу ему в разженном Богорачении”. В это время на Афон явился отец молдавских пустынников и старцев Василий Поляномерульский. Найдя блаженного Платона, беседовав с ним несколько дней и ночей, по просьбам пустынника облачил его в мантию с переменой имени на Паисий; ему в то время было двадцать восемь лет.
Спустя некоторое время монах Виссарион пришел к старцу Паисию, прося оставить его жить при себе в послушании. Старец, знающий на опыте своем такую же жажду, предложил Виссариону жить вместе и творить равно для обоих все подвиги, телесные и духовные.
Преподобный Паисий учил, что истинным наставником в деле спасения души может быть только тот, который сам понуждает себя творить все заповеди Господни, по слову Писания: “Иже сотворит и научит, сей велий наречется”. Какого бо инаго наставить на путь может, имже сам не хождаше?”.
Соблюдение заповедей Господних и научение всему тому ближних — таков образ святости, достигнутый старцем Паисием.
Старец Паисий не считал себя достойным учительствовать, поэтому согласился принять Виссариона только в качестве друга, но не ученика, чтобы обоим вместо отца и наставника иметь учение святых и Богоносных Отцов Церкви. С таким условием принимал святой Паисий и других братьев, посему возникло среди паисиева братства стремление собирания писаний святых отцов, традиция книжности.
Информация о работе Преподобный Паисий (Величковский): Учение и влияние на православное монашество