Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 17:03, реферат
Согласно «Повести временных лет», основатель древнерусской княжеской династии Рюрик умер в 879, передав власть своему родичу Олегу. Рюрик оставил на попечение Олега малолетнего сына Игоря. Когда (882) Олег подошёл к Киеву, где правили варяги Аскольд и Дир, он хитростью выманил киевских князей из города и приказал убить их именем Игоря, которого летопись называет ещё младенцем1, хотя ему должно было быть около пяти лет.
Министерство
высшего и средне специального образования
РФ
Саратовский
Государственный Университет
Институт
истории и международных
Кафедра истории
России
Князь
Игорь
Доклад студента II курса 211 группы
Смирнова Никиты Александровича
Проверил:
Мезин С.А.
Саратов 2010
Игорь(878-945) – второй великий князь Киевской Руси(912-945). Первый русский князь, известный по синхронным византийским и западным источникам.
Игорь по данным «Повести временных лет»
Согласно
«Повести временных лет», основатель
древнерусской княжеской
Когда в 907 году Олег Вещий пошел походом на Византию, то он оставил вместо себя в Киеве молодого князя Игоря, так как не хотел с ним разделять ни опасности, ни славу. После смерти Олега в 912 Игорь стал правителем Киевской Руси. Даты смерти Олега и, соответственно, начала правления Игоря, условны. Воспользовавшись смертью Олега, восстали древляне и закрыли свои города перед князем Игорем. Игорь пошел походом с военной дружиной против них и, победив, наложил еще более значительную дань, чем та, что была ранее при Олеге. В 915, проходя походом на Византию, на Руси впервые появились печенеги. Игорь заключил с ними мир, оказавшийся непрочным. В 920 Игорь снова воевал с печенегами.
Войны князя Игоря с Византией
Следующее летописное известие об Игоре — его поход на Царьград 941—944 годов. С этого времени свидетельства об Игоре впервые появляются в византийских и западноевропейских источниках. Таким образом, он стал первым русским князем, названным по имени в нерусских источниках. Набег на Константинополь в 941 году и последующие события того же года отражены в византийских Хронике Амартола (заимствовано в Продолжателе Феофана) и Житие Василия Нового, а также в историческом труде Лиутпранда Кремонского (Книга воздаяния, 5.XV). Сообщения древнерусских летописей (XI—XII вв.) основываются в целом на византийских источниках с добавлением отдельных деталей, сохранившихся в русских преданиях.
Продолжатель Феофана так начинает рассказ о набеге: «Одиннадцатого июня четырнадцатого индикта (941 г.) на десяти тысячах судов приплыли к Константинополю росы, коих именуют также дромитами, происходят же они из племени франков. Против них со всеми дромонами и триерами, которые только оказались в городе, был отправлен патрикий [Феофан]. Он снарядил и привел в порядок флот, укрепил себя постом и слезами и приготовился сражаться с росами»3
Наиболее подробный рассказ о первой морской битве оставил Лиутпранд:
«Роман [византийский император] велел прийти к нему кораблестроителям, и сказал им: “Сейчас же отправляйтесь и немедленно оснастите те хеландии, что остались [дома]. Но разместите устройство для метания огня не только на носу, но также на корме и по обоим бортам”. Итак, когда хеландии были оснащены согласно его приказу, он посадил в них опытнейших мужей и велел им идти навстречу королю Игорю. Они отчалили; увидев их в море, король Игорь приказал своему войску взять их живьем и не убивать. Но добрый и милосердный Господь, желая не только защитить тех, кто почитает Его, поклоняется Ему, молится Ему, но и почтить их победой, укротил ветры, успокоив тем самым море; ведь иначе грекам сложно было бы метать огонь. Итак, заняв позицию в середине русского [войска], они [начали] бросать огонь во все стороны. Руссы, увидев это, сразу стали бросаться с судов в море, предпочитая лучше утонуть в волнах, нежели сгореть в огне. Одни, отягощённые кольчугами и шлемами, сразу пошли на дно морское, и их более не видели, а другие, поплыв, даже в воде продолжали гореть; никто не спасся в тот день, если не сумел бежать к берегу. Ведь корабли руссов из-за своего малого размера плавают и на мелководье, чего не могут греческие хеландии из-за своей глубокой осадки»4
Амартол добавляет, что разгром Игоря после атаки огненосных хеландий довершила флотилия боевых византийских кораблей: дромонов и триер. Считается, что русские 11 июня 941 года в первый раз столкнулись с греческим огнём, и память об этом надолго сохранилась среди русских воинов. Древнерусский летописец начала XII века так передал их слова: «Будто молнию небесную имеют у себя греки и, пуская её, пожгли нас; оттого и не одолели их.» Согласно ПВЛ русские вначале потерпели поражение от греков на суше, только потом произошёл жестокий разгром в море, но, вероятно, летописец свёл воедино сражения, произошедшие в разное время в разных местах.
Согласно ПВЛ и Лиутпранду на этом война закончилась: Игорь вернулся с уцелевшими воинами домой (по Льву Диакону у него осталось едва ли 10 кораблей). Император Роман повелел казнить всех пленных русов.
Византийские
источники описывают
Древнерусские источники так перестраивали повествование, чтобы все боевые действия оканчивались на первом и единственном морском поражении. Этот факт историк Н. Я. Половой объясняет тем, что после поражения у Иерона русское войско разделилось.5 Часть войска с Игорем вернулась на Русь, в русских летописях оказалась отражена только их судьба, однако большая часть флота спаслась на мелководье у побережья Малой Азии, куда греческие корабли не могли подобраться из-за глубокой осадки. . В качестве начальника оставшейся в Малой Азии части русского войска Н. Я. Половой рассматривает известного по хазарскому источнику Хальгу, который воевал с Византией 4 месяца. Также 4 месяца, с июня по сентябрь 941, продолжались боевые действия по Амартолу.
Историк
Г. Г. Литаврин предполагает, что русы
также по мелководью проникли в Босфор
и Мраморное море и полностью
господствовали там, что привело
к разрыву сообщения между
европейским и азиатским
Все сведения о 2-м походе Игоря и последующем мирном договоре содержатся только в русских летописях.
ПВЛ относит поход к 944 году: «В год 6452. Игорь же собрал воинов многих: варягов, русь, и полян, и словен, и кривичей, и тиверцев, — и нанял печенегов, и заложников у них взял, — и пошел на греков в ладьях и на конях, стремясь отомстить за себя. »
Византийский император был предупреждён о нападении и направил навстречу русам и печенегам послов. Переговоры состоялись где-то на Дунае. Игорь согласился взять богатую дань и вернулся в Киев, отправив своих союзников печенегов воевать против болгар.
На следующий год после похода Игоря император Роман прислал послов к Игорю восстановить мир. ПВЛ датирует мирный договор 945 годом, но упоминание в договоре имени Романа указывает на 944 год. В декабре 944 Роман был свергнут сыновьями, Стефаном и Константином.
Текст русско-византийского договора, имеющего военно-торговый характер, полностью процитирован в ПВЛ. Прежде всего он регулирует условия пребывания и торговли русских купцов в Византии, определяет точные суммы денежных штрафов за различные проступки, устанавливает суммы выкупа за пленников. Также там сформулировано положение о военной взаимопомощи между русским великим князем и византийскими царями.
Каспийский проход и смерть князя Игоря
Как и Вещий Олег, князь Игорь решил послать свои войска на Восток к Каспийскому морю, где были богатые арабские торговые рынки. Целью было прийти в город Вердаа, наибольший торговый город в Закавказье. Войска Игоря напали на этот город, разгромили охрану и завладели окраинами. Против войск Игоря выступил наместник соседнего Азербайджана. Бои шли с переменным успехом. Позже, когда среди войск Игоря распространилась эпидемия, князь решил срочно оставить нездоровую местность.
Дружина Игоря стала роптать, что он не заботится о ней, так как в последние годы своего княжения Игорь перестал ходить сам за данью и посылал знатного мужа Свенельда. Поэтому дружина князя обеднела по сравнению с дружиной Свенельда. Игорь учел желание своих дружинников и пошел с ними сам собирать дань в землю древлян, которых и обложил усиленной данью. Однако на этом он не остановился и захотел взять еще двойную дань. «Поразмыслив, сказал своей дружине: "Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще". И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит" [...] и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени»7
Спустя 25 лет в письме Святославу византийский император Иоанн Цимисхий напомнил о судьбе князя Игоря, именуя его Ингером. В изложении Льва Диакона император сообщал о том, что Игорь отправился в поход на неких германцев, был захвачен ими в плен, привязан к верхушкам деревьев и разорван надвое.8
Вдова
Игоря, княгиня Ольга, жестоко отомстила
древлянам. Она хитростью уничтожила их
старейшин, перебила много простого народа,
сожгла Искоростень и возложила на них
тяжёлую дань. Княгиня Ольга при поддержке
дружины и бояр Игоря стала править Русью,
пока подрастал маленький Святослав, сын
Игоря.
Список использованных источников и литературы
Повесть временных лет» в переводе Д.С. Лихачева
Лев Диакон, «История»
Лиутпранд Кремонский
«Книга воздаяния»
Литаврин Г. Г. «Малоизвестные свидетельства о походе князя Игоря в 941 году»
Половой Н. Я. «К вопросу о первом походе Игоря против Византии»