Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 12:04, доклад
Шведский экономист Карл Гуннар Мюрдаль родился в деревушке Сольварбо в Центральной Швеции, в семье железнодорожного служащего Карла Адольфа и Софии (урожденной Карлссон) Мюрдаль.
Гуннар МЮРДАЛЬ
(6 декабря 1898 г. - 17 мая 1987 г.)
Нобелевская премия по экономике 1974 г
(совместно с Фридрихом фон Хайеком)
Шведский экономист Карл Гуннар Мюрдаль родился в деревушке Сольварбо в Центральной Швеции, в семье железнодорожного служащего Карла Адольфа и Софии (урожденной Карлссон) Мюрдаль. Его детство и юность прошли на семейной ферме. В 1919 г. М. поступил в Стокгольмский университет, который закончил в 1923 г., получив диплом юриста. Некоторое время занимался частной практикой, но она не принесла ему удовлетворения, и в том же году М. возобновил свои занятия в Стокгольмском университете, где изучал экономику. В эти годы там преподавал крупный специалист в области денежного обращения и кредитной политики Г. Кассель. На формирование М. как экономиста большое влияние оказали также работы шведских экономистов К. Викселля и Д. Давидсона. М. вошел в группу, объединявшую младшее поколение шведских экономистов - Б. Улина, Э. Линдаля, Э. Лундберга и др., которые составляли ядро стокгольмской школы. Интерес к исследованию практических проблем сочетался у них с вниманием к теоретической базе. Подобный подход диктовался духом времени: Великая депрессия требовала немедленных практических мер по выходу из кризиса, но для того, чтобы вскрыть его подлинные причины, необходим был всесторонний теоретический анализ. Начало деятельности стокгольмской школы положило обсуждение диссертации М. "Проблемы ценообразования в условиях экономических сдвигов" (Prisbildningsproblemet och foranderligheten"), которую он завершил в 1927 г.. Она была посвящена вопросам установления цен. В сферу исследования М. включил такие факторы, как риск и ожидание, делая упор на роли элемента случайности в протекании экономических процессов. Он дал новую трактовку динамических процессов, отказавшись от приемов статического исследования. Такой подход, по мнению автора, более точно отражал реальное положение дел, и в нем виделся выход из тупика, в котором оказалась экономическая наука.
После получения докторской степени М. был назначен преподавателем политической экономии, с 1927 по 1938 г. с небольшим перерывом он работал в качестве профессора Стокгольмского университета. Субсидия, выданная ему в 1929 г. наряду с другими шведскими молодыми учеными Фондом Рокфеллера, помогла им углубить разработку методики статистического исследования. В течение трех лет М. находился в США, где оказался очевидцем экономического кризиса и депрессии. Он принимал активное участие в работе некоторых правительственных комиссий, учрежденных с целью изучения безработицы и связанных с нею проблем, активно участвовал в обсуждении вопросов денежно-кредитной политики, экономического цикла, общественных работ, финансовых программ, что побуждало тесно увязывать теоретические постулаты с практикой.
В 1933 г., после того как он провел учебный год в Швейцарии, М. вернулся в Стокгольм и продолжил свою академическую деятельность. В том же году он сменил Г. Касселя на должности руководителя кафедры политической экономии и финансов Стокгольмского университета. Спустя почти 30 лет, в 1961 г., М. был назначен профессором международных экономических отношений в университете и стал основателем и первым директором Института исследований мировой экономики. Между этими назначениями была активная теоретическая и практическая деятельность, вместившая в себя преподавание в университете, должности правительственного советника, члена парламента, руководителя исследовательской группы по изучению общественного положения негров в США, министра, директора банка, председателя плановой комиссии и сотрудника международной организации.
Чисто теоретические проблемы привлекали внимание М. лишь в первые годы его научной карьеры. Помимо его докторской диссертации к работам данного рода относится статья М. "Денежное равновесие" ("0m penningteoretisk jamvikt"), опубликованная в 1931 г. в шведском экономическом журнале "Economisk tidskrift" и поддержавшая критику идей К. Викселля. Некоторые коллеги М. выдвинули резкие возражения против этой работы, возмущенные тем, что в расширенном английском издании ("Monetary Equilibrium"), вышедшем в Лондоне в 1939 г., автор явно изменил свои взгляды по сравнению с оригинальной публикацией. В работе "Денежное равновесие" М. ввел в экономическую теорию понятия "ex ante" ("ожидание") и "ex post" ("осуществление"), которые сыграли важную роль в развитии экономической науки Швеции. Первое относится к ожидаемой величине данной экономической переменной, второе - к реализуемой, или фактической ее величине. Значительную часть книги М. посвятил методологическим вопросам, и в частности понятию периодоанализа. Он исходил из того, что в экономической теории время должно быть сведено к "моменту" - понятию, означающему дробление периода времени на очень короткие промежутки. Некоторые потоки, например сбережения и доходы, предполагают рассмотрение более длительных периодов, когда становятся очевидными итоги прошлых событий и не составляет труда установить для них продолжительность периодов. В данном случае речь идет об анализе "ex post". Если же в центре внимания находятся "предвидения" и планы, тогда, по мнению М., может иметь место увеличение сбережений без соответствующего изменения инвестиций. М. сформулировал мысль о "естественной" процентной ставке таким образом, что она приобрела большое сходство с понятием предельной эффективности капитала, выдвинутой впоследствии Дж. М. Кейнсом.
Идеи
М. заложили фундамент того направления,
которое получило затем известность
как стокгольмская школа
В 1935 г. М. был избран в шведский парламент - риксдаг. Этому событию предшествовала его активная работа в нескольких правительственных комиссиях. Вместе со своей женой - известным социологом Альвой Мюрдаль он участвовал в разработке демографической политики Швеции. В их совместной работе "Кризис и проблемы народонаселения" ("Kris i befolkningsfragan", 1934) были изучены причины снижения рождаемости в Швеции и сформулированы рекомендации правительству для проведения новой демографической политики, предусматривавшей выплату субсидий и государственную поддержку многодетных семей, интенсивную жилищную политику и др. мероприятия. Многие из этих рекомендаций были реализованы в течение следующих десятилетий.
В 1938 г., когда М. вновь приехал в Соединенные Штаты для чтения серии лекций в Гарвардском университете, Корпорация Карнеги обратилась к нему с просьбой возглавить группу исследователей для изучения положения негров в Америке. Попечители корпорации заказали проведение комплексного исследования "негритянской проблемы", требуя полной объективности и всесторонности. В течение двух последующих лет М. работал в этой исследовательской группе, результатом чего стало появление книги "Американская дилемма: негритянская проблема и современная демократия" ("An American Dilemma: The Negro Problem and Modern Democracy"), вышедшей в двух томах в 1944 г.. Она была признана одним из наиболее значительных исследований расовых отношений в Америке. Отвергнув чисто экономический подход к данной проблеме, М. проанализировал исторические, правовые, политические, социологические основы поведения белого населения в отношении чернокожих жителей Америки и равным образом реакцию чернокожих на расизм. "Американская дилемма" оказала глубокое и долговременное воздействие на государственную политику в этой области.
В 1940 г. М. вернулся в Швецию, но уже в 1943 г. он был направлен в Соединенные Штаты в качестве экономического советника посольства Швеции. В 1944 г. он опубликовал свою знаменитую книгу "Предупреждение против послевоенного оптимизма" ("Varning for fredsoptimism"), предсказывавшую наступление серьезных экономических трудностей в американской экономике после окончания войны. Как председатель правительственной комиссии, он подчеркивал опасность продолжавшегося застоя и отсутствия сбалансированности на мировых рынках. Учитывая эти обстоятельства и принимая во внимание несбалансированность промышленной структуры Швеции, М. рекомендовал правительству ввести продуманную систему планирования. Он предсказывал большую стабильность плановой экономики восточного блока и выступал за расширение торговли с ним.
В 1947 г. М. вышел из состава правительства и принял пост генерального секретаря Экономической комиссии ООН для Европы (ЭКЕ). Он создал независимый экономический секретариат, доклады которого пользовались высокой репутацией в научных и политических кругах. После завершения в 1957 г. работы в ЭКЕ М. присоединился к своей жене, которая находилась в Индии в качестве посла Швеции. Там он приступил к занявшему более 10 лет исследованию проблем слаборазвитых стран Азии. Результаты этой работы воплотились в получившей большую известность книге М. "Азиатская драма: исследование бедности народов" ("Asian Drama: An Inquiry into the Poverty of Nations", 1968). Эта трехтомная работа вызвала большой резонанс во всем научном мире благодаря своему беспристрастному подходу, энциклопедической насыщенности фактическим материалом, хотя выводы, к которым приходил автор, порождали скорее пессимизм в отношении перспектив развития азиатского региона. М. стремился доказать, что только глубокие реформы в области контроля над ростом народонаселения, распределения пригодных для обработки земель, а также здравоохранения и образования могут обусловить быстрое экономическое развитие стран Юго-Восточной Азии и решение острых социальных проблем региона. Оценивая роль политических институтов с точки зрения их участия в этом процессе, автор приходил к выводу, что "мягкие правительства" стран этого региона слишком слабы, чтобы побороть то, что он называл "кумулятивными силами нищеты". Говоря о помощи со стороны индустриальных стран Запада, М. допускал, что она может сыграть важную роль, но только тогда, когда она будет применена в верном направлении. В целом же он считал такую помощь лишь вспомогательным средством. Стремясь к установлению принципов свободы во всем мире и обеспечению одинаковых возможностей, М. без тени колебания указывал на то, что политика индустриальных держав затрудняет достижение развивающимися странами удовлетворительных темпов развития. Выводы и оценки М. дали основание называть его "бодрым пессимистом", имея в виду сочетание в его идеях традиций либерализма XIX в. и социалистических теорий с весьма пессимистическими оценками современного ему развития.
Своими
оценками условий, сложившихся в
азиатских странах, и перспектив
их развития М. поделился с участниками
Стокгольмской конференции по Вьетнаму,
проходившей в конце 60-х гг. Он
весьма критически оценил американскую
политику в этом регионе, подчеркнув,
что главным препятствием на пути
к самоопределению Вьетнама явилась
"американская агрессия, которая
вызвала восстание всего
По сравнению с другими нобелевскими лауреатами М., который причислял себя к "институциональным экономистам", не оказал существенного воздействия на мировую экономическую науку. Но его международный авторитет был весьма значителен, причем не только как политического деятеля, но и как экономиста, сумевшего тесно увязать проблемы экономической и социальной политики, ввести в круг экономического исследования многие другие общественные дисциплины. Независимость суждений М. и парадоксальность его мышления проявились, в частности, в утверждении, что экономист, который не принимает во внимание воздействия политических и социальных сил на экономические события, попросту опасен. В своей работе "Против течения: критические очерки по экономике" ("Against the Stream. Critical Essays on Economics", 1973) М. критиковал экономистов своего времени, большинство которых принадлежало к эконометрикам, за пренебрежение моральной основой экономической теории.
Премия памяти Альфреда Нобеля по экономике была присуждена М. в 1974 г. совместно с Ф. фон Хайеком "за новаторские работы по теории денег и теории экономических колебаний, а также за глубокий анализ взаимозависимости экономических, социальных и институциональных явлений". Его работы, посвященные экономической политике Швеции и Соединенных Штатов, а также исследования по проблемам народонаселения в Швеции и по расовой проблеме в Америке признаны классическими. В своем выступлении с Нобелевской лекцией М. остался верен себе. Он резко критиковал США за то, что они связывали программу иностранной помощи азиатским странам со своими узконациональными интересами. Он весьма негативно оценил "демонстративное потребление" Запада в качестве фактора, усиливающего нищету стран "третьего мира".
Как ученый, М. широко прославился не только в Швеции, но и за ее пределами. Будучи профессором Стокгольмского университета, он неоднократно работал в качестве приглашенного профессора за рубежом, в том числе в Калифорнийском (1973-1974) и Нью-Йоркском (1974-1975) университетах.