Ганс Айзенк и факторная теория типов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:52, реферат

Краткое описание

Английский ученый немецкого происхождения Ганс Айзенк вошел в историю психологии как создатель четырехуровневой иерархической модели человеческой личности. Подобно Р. Кэттеллу, Айзенк пользовался для своих построений математическим аппаратом факторного анализа, однако его подход отличался от подхода Кэттелла по нескольким важнейшим пунктам. Во-первых, он применял гипотетико-дедуктивный метод обработки материала, перед тем как использовать факторный анализ. Во-вторых, он выделял не 35 черт, а только три базовых типа. В третьих, считал факторный анализ лишь одним из способов нахождения ответа на важнейшие вопросы, касающиеся теории личности.

Содержимое работы - 1 файл

Ганс Айзенк и факторная теория типов.docx

— 62.51 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоритическое исследование.

 

 

 

Реферат на тему:

«Ганс Айзенк и факторная теория типов.»

 

 

Английский ученый немецкого  происхождения Ганс Айзенк вошел  в историю психологии как создатель четырехуровневой иерархической модели человеческой личности. Подобно Р. Кэттеллу, Айзенк пользовался для своих построений математическим аппаратом факторного анализа, однако его подход отличался от подхода Кэттелла по нескольким важнейшим пунктам. Во-первых, он применял гипотетико-дедуктивный  метод обработки материала, перед тем как использовать факторный анализ. Во-вторых, он выделял не 35 черт, а только три базовых типа. В третьих, считал факторный анализ лишь одним из способов нахождения ответа на важнейшие вопросы, касающиеся теории личности.

В наибольшей степени на теорию личности Айзенка повлияли взгляды  трех ученых: Сирила Берта, Чарльза  Спирмэна и Ивана Павлова. Берт, профессор  Айзенка, и Спирмэн, лекции которого он посещал, показали ему, что психометрические методы являются наилучшим способом исследования личных качеств. От Павлова, которого он никогда не встречал лично, Айзенк получил знания о биологических  основах личностных структур. Таким  образом, теория Айзенка включает в  себя сильный психометрический и  биологический компоненты.

Популярность Айзенка  обусловливается не только его теоретическими построениями и блистательными достижениями на поприще психиатрии, но и склонностью  к полемике. Его готовность вступать в споры стала легендой. В начале 50-х годов Айзенк обескуражил  многих психологов, а также и врачей других специальностей своим заявлением о том, что нет никаких доказательств  более высокой эффективности  психотерапии по сравнению со спонтанной ремиссией. Иными словами, те люди, которые  не получают никакого лечения, выздоравливают не менее часто, чем те, кто подвергается дорогостоящей, болезненной и длительной психотерапии с участием квалифицированных  психологов и психоаналитиков.

«Я обычно был против истеблишмента  в угоду мятежникам. Я склонен  думать, что по этим пунктам большинство  ошибалось, а я прав».

Айзенк был глубоко  убежден в в том, что черты  личности и типы определяются прежде всего наследственностью. В начале 70-х годов он принял участие в  знаменитой дискуссии о наследуемости  интеллекта, выступив в защиту Артура Дженсена, который настаивал на том, что коэффициент интеллекта (IQ) не повышается благодаря целенаправленному социальному воздействию, а в большой степени предопределен генетически. Книга Айзенка «Спор о коэффициенте интеллекта» настолько не соответствовала общепринятым взглядам, что в Соединенных Штатах «книготорговцы боялись, что их магазины подожгут, если они осмелятся продавать эту книгу, известные „либеральные“ газеты отказывались упоминать ее, и в результате в стране свободы слова было почти невозможно узнать о существовании книги или купить ее.

В истории психологии Айзенк останется блестящим полемистом и создателем оригинальной иерархической  теории личности.

Иерархическая модель.

Ядром теории Айзенка является разработанная им концепция того, что элементы личности располагаются  иерархически. Айзенком была построена  четырехуровневая иерархическая система  организации поведения.

Нижний уровень — специфические действия или мысли, индивидуальный способ поведения или мысли, которые могут быть, а могут и не быть характеристиками личности. Например, мы можем представить себе студента, который начинает рисовать в своей тетради геометрические узоры, если у него не получается выполнить задание. Но если его конспекты не изрисованы вдоль и поперек, мы не можем утверждать, что такое действие стало привычным.

Второй уровень — это привычные действия или мысли, то есть реакции, которые при определенных условиях повторяются. Если студент постоянно с упорством трудится над заданием до тех пор, пока не получает решение, такое поведение становится его привычной реакцией. В отличие от специфических реакций, привычные реакции должны появляться достаточно регулярно или быть последовательными. Привычные реакции выделяются посредством факторного анализа специфических реакций.

Третий уровень в сформулированной Айзенком иерархии занимает черта. Айзенк определял черту как «важное, относительно постоянное личное свойство». Черта формируется из нескольких взаимосвязанных привычных реакций. Например, если студент имеет привычку всегда выполнять задания в классе и всякую другую работу также не бросает, пока не закончит ее, то можно сказать, что он обладает чертой настойчивости. Поведенческие характеристики уровня черт получаются с помощью факторного анализа привычных реакций, и черты «определяются в смысле наличия значительной корреляции между различными вариантами привычного поведения». Большинство из 35 нормальных и аномальных первичных основных факторов Кэттелла принадлежат к третьему уровню (уровню черт) организации поведения, чем и объясняется тот факт, что Кэттелл выделил намного больше личностных факторов, чем Айзенк.

Четвертый, высший уровень  организации поведения, — это  уровень типов, или суперфакторов. Тип формируется из нескольких связанных между собой черт. Например, настойчивость может быть связана с чувством своей неполноценности, плохой эмоциональной приспособленностью, социальной робостью и еще несколькими чертами, которые все вместе образуют интровертный тип.

«Привычные реакции —  это специфические реакции, лишенные своего случайного компонента и образующие специфические факторы; черты —  это система специфических реакций, без учета случайной и специфической  дисперсии, тип — это система  специфических реакций, исключающих  случайные, специфические и групповые  отклонения.»

Четыре уровня организации  поведения схематически изображены на рис. 1.

Рис. 1. Организация  поведения в виде специфических  действий, привычных реакций, черт и  типов. Кроме настойчивости и социальной робости, в формирование типа интроверсии вносят вклад и другие черты, такие как чувство собственной неполноценности, низкая активность и серьезное отношение к жизни

Типы.

В ранних исследованиях Айзенк выделял только два общих типа или суперфактора: экстраверсию (Extraversion) тип (E) и нейротизм (Neuroticism) тип (N). В дальнейшем он определил третий тип — психотизм (Psychoticism) (P), хотя и не отрицал «возможность того, что впоследствии будут добавлены еще какие-то измерения». Айзенк рассматривал все три типа как части нормальной структуры личности. На рис. 2 изображена иерархическая структура факторов Айзенка — P, E и N.

Рис. 2. Иерархическая  структура факторов (P) — психотизм, (E) — экстраверсия/интроверсия и (N) — нейротизм (Источник: схема «Биологические измерения личности» из Handbook of personality: Theory and research, H. J. Eysenck, L. A. Pervin (Ed.). p. 244-276. New-York: Guilford Press. Перепечатывается с разрешения Guilford Press).

Все три типа биполярны, и  если на одном конце фактора E находится экстраверсия, то противоположный полюс занимает интроверсия (Introversion). Точно так же фактор N включает в себя нейротизм на одном полюсе и стабильность (Stability) — на другом, а фактор P содержит на одном полюсе психотизм, на другом — сильное «супер-Я». Биполярность факторов Айзенка не подразумевает принадлежность большинства людей к одному или другому полюсу. Распределение характеристик, относящихся к каждому типу, скорее, бимодальное, чем унимодальное. Например, распределение экстраверсии очень близко к нормальному, подобно распределениям уровня интеллекта и роста. Большинство людей оказываются в центре холмообразного распределения; таким образом, Айзенк не считал, что людей можно разделить на несколько взаимоисключающих категорий.

Айзенк применял дедуктивный  метод научного исследования, начиная  с теоретических построений, а  затем собирая данные, логически  соответствующие этой теории. Как  мы уже указывали, теория Айзенка  основана на использовании методик  факторного анализа. Сам он, однако, утверждал, что одних только абстрактных  психометрических изысканий недостаточно для измерения структуры свойств  человеческой личности и что черты  и типы, полученные с помощью факторно-аналитических  методов, слишком стерильны и  им нельзя приписывать никакого значения до тех пор, пока не доказано их биологическое  существование.

Айзенком было установлено  четыре критерия для идентификации  факторов. Во-первых, должно быть получено психометрическое подтверждение существования фактора. Естественное следствие из этого критерия — фактор должен быть статистически достоверным и проверяемым. Другие исследователи, принадлежащие к независимым лабораториям, также должны быть способны получить этот фактор. Второй критерий — фактор должен обладать свойством наследования и удовлетворять установленной генетической модели. Этот критерий исключает из рассмотрения выученные характеристики, такие, как, например, умение подражать голосам известных людей или политические и религиозные убеждения. Третье — фактор должен иметь смысл с точки зрения теории. Последний критерий существования фактора — это его социальная уместность, то есть нужно показать, что математически выведенный фактор имеет отношение (не обязательно строго причинное) к социальным явлениям, например, таким, как злоупотребление наркотиками, склонность попадать в неприятные ситуации, выдающиеся достижения в спорте, психотическое поведение, преступность и т. д.

Айзенк утверждал, что  каждый из выделенных им типов отвечает этим четырем критериям идентификации  личностных характеристик.

Во-первых, есть строгие психометрические доказательства существования каждого  фактора, особенно это относится  к факторам E и N. Фактор Р (психотизм) появился в работах Айзенка позже, чем первые два, и для него пока еще нет столь же достоверных подтверждений со стороны других ученых. Экстраверсия и нейротизм (или тревожность) — основные типы или суперфакторы почти во всех факторно-аналитических исследованиях свойств личности. Например, Ройс и Пауэлл провели сравнение факторов E и N Айзенка с чертами второго порядка Кэттелла и обнаружили, что фактор E (экстраверсия) Айзенка сравним с фактором QI (эксвия/инвия) Кэттелла, а фактор N (нейротизм) очень похож на фактор Кэттелла QII (тревожность).

«Возможно, из всех факторных  аналитиков, которых вы знаете, я  меньше всего являюсь таковым. Я  рассматриваю факторный анализ как  полезное дополнение, метод, в некоторых  случаях неоценимый, но который мы должны откладывать в сторону  так скоро, как только возможно, чтобы  быть способными непредвзято определить факторы и просто понять, что они  означают».

Во-вторых, Айзенк доказывал, что существует строгая биологическая  основа каждого из этих трех суперфакторов. В то же время он заявлял, что такие  черты, как социальное соответствие и совестливость, входящие в «Большую пятерку» таксономии, не имеют под  собой биологической основы.

В-третьих, все три типа, особенно E и N, имеют смысл теоретически. Юнг, Фрейд и другие теоретики отмечали, что такие факторы, как экстраверсия/интроверсия и тревожность/эмоциональная стабильность, оказывают значительное влияние на поведение. Нейротизм и психотизм не являются свойствами исключительно патологических индивидуумов, хотя психически больные действительно показывают более высокие оценки по шкале, измеряющей эти два фактора, чем нормальные люди. Айзенк предлагал теоретическое обоснование фактора P (психотизм), построенное на гипотезе, что характеристики психического здоровья в основной массе людей распределены непрерывно. На одном конце холмообразного распределения находятся такие исключительно здоровые качества, как альтруизм, хорошая социальная приспособленность и сопереживание, а на другом конце — такие свойства, как враждебность, агрессивность и склонность к шизофреническим реакциям. Человек по своим характеристикам может находиться в любой точке этой непрерывной шкалы, и никто не будет воспринимать его как психически больного. Айзенк, однако, разработал диатезисно-стрессовую модель возникновения психических заболеваний, согласно которой некоторые люди более уязвимы для болезни, поскольку у них есть какая-либо генетическая или приобретенная слабость, делающая их более предрасположенными к психическому заболеванию. Предрасположение (диатезис) вместе со стрессовой ситуацией порождают психотические проявления. Айзенк предполагает, что люди, чьи характеристики располагаются ближе к здоровому краю P-шкалы, будут устойчивы по отношению к психотическим срывам даже в периоды сильного стресса. С другой стороны, у тех, кто ближе к нездоровому краю, даже минимальный стресс может вызвать психотическую реакцию. Иными словами, чем выше показатель психотизма, тем менее сильное стрессовое воздействие необходимо для возникновения психотической реакции.

В-четвертых, Айзенк неоднократно демонстрировал, что его три типа связаны с такими социальными  вопросами, как наркотики, сексуальное  поведение, преступность, профилактика рака и сердечных болезней и творчество.

«Генетически наследуемой  является предрасположенность человека поступать и вести себя определенным образом при попадании в определенные ситуации».

Все три суперфактора —  экстраверсия, нейротизм и психотизм  — в большой степени зависят  от генетических факторов. Айзенк утверждал, что примерно три четверти вариации каждого из трех суперфакторов объясняется  наследственностью и только около  одной четверти — условиями окружающей среды. Он собрал множество доказательств  значительности биологического компонента в формировании личности. Во-первых, почти идентичные факторы были обнаружены у людей по всему миру — «от Уганды и Нигерии до Японии и континентального Китая, от капиталистических стран Западной Европы и Американского континента до государств Восточного блока, таких как Советский Союз, Венгрия, Чехословакия, Болгария и Югославия». Во-вторых, доказано, что положение человека относительно трех измерений личности имеет тенденцию сохраняться длительное время. И в-третьих, изучение пар близнецов показало, что однояйцевые близнецы демонстрируют значительно более близкие характеристики, чем разнояйцевые близнецы одного пола, выросшие вместе, что может служить подтверждением определяющей роли генетических факторов в проявлении индивидуальных различий между разными людьми.

Айзенк разработал четыре личностных опросника, предназначенных  для измерения суперфакторов. Первый из них, Личностный опросник Модсли, или  MPI, позволял оценить только E и N и давал некоторое ненулевое значение корреляции между этими двумя факторами. По этой причине Айзенк разработал другой инструмент — Личностный опросник Айзенка, или EPI. Опросник EPI содержит отдельную шкалу лжи (L), чтобы исключить намеренный обман, но гораздо более важно, что факторы нейротизма и экстраверсии, полученные из этого опросника, являются независимыми, с корреляцией, близкой к нулю. EPI был все еще двухфакторным опросником, поэтому впоследствии Айзенки (1975) опубликовали свой третий личностный тест, а именно — новый Личностный опросник Айзенка (Eysenck Personality Questionnaire), или IPQ, который представлял собой переработанный опросник EPI и включал шкалу психотизма (P). Последующая критика, относящаяся к шкале (P), привела к появлению еще одной редакции опросника под названием Пересмотренный личностный опросник Айзенка.

Экстраверсия/Интроверсия

Первый тип (суперфактор), выделенный Айзенком, носит название экстраверсия/интроверсия. Термин «экстраверсия», вместе с противоположным ему  термином «интроверсия», имеет неодинаковое значение у разных теоретиков. Скажем, Юнг выделял два достаточно широких  типа личности, называя их «экстравертность»  и «интровертность». Его определение  этих категорий несколько отличается от общепринятого понимания. Юнг  считал экстравертами людей, имеющих  объективный и непредвзятый взгляд на вещи, тогда как интроверты в  его теории — это те, кому свойственно  очень субъективное или индивидуальное восприятие мира. Концепция экстравертности/интровертности Айзенка ближе к общепринятой. Экстравертный тип характеризуется, в первую очередь, общительностью и  импульсивностью, но также легкостью, оживленностью, остроумием, оптимизмом и другими чертами людей, которые  получают удовольствие от общения с  другими.

Информация о работе Ганс Айзенк и факторная теория типов