Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 16:12, реферат
Князь Александр Невский оставил яркий след и русской истории как историческая личность, полководец и дипломат. Однако далеко не все подробности его биографии известны. Историки больше касались его военных свершений, в то время, как все стороны его жизни и дипломатической деятельности ёще не выяснены до конца.
Александр Невский
У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются, напротив, — чем дальше развивается историческая жизнь народа, тем ярче, светлее становятся в памяти потомства имена тех кто, отдал все силы служение своим соотечественникам. Такие деятели становятся народными героями, составляют его национальную славу.
Князь
Александр Невский оставил
Александр родился в 1220 году. Его Отец князь Ярослав Всеволодович выделялся неукротимой энергией. C 1210 по1234 г. участвовал во многих походах на половцев, на Рязань, Чернигов, Емьскую землю, Колывань и Юрьев, в Чудской земле, бился с Литвой. Семь лет он княжил в Переяслявле-Русском, в 1213—1236 г. владел Переяславлем- Залесским, четырежды ему предоставляли стол в Новгороде, а однажды — в Киеве. Карта передвижений Ярослава Всеволодовича охватывала север и юг Руси. Особенно выделял он Новгород; с дружиной этого города он победил ливонских немцев, емь, Литву. В 1238 г. Ярослав Всеволодович стал великим князем. В биографии князя были и поражения, но он снова и снова начинал борьбу и почти всегда добивался успеха. Он не смог смириться с монгольским игом на Руси. Его пребывание на владимирском престоле монголы сочли опасным для своего владычества, и в 1246 г. он на обратном пути из Каракорума умер, скорее всего, отравленный медленно действующим ядом: Туракина, мать монгольского хана Гуюка, в знак высочайшей милости покормила князя из своей руки, а в еде, по-видимому, и был яд. Одна из летописей сообщает, что Ярослав Всеволодович «преставися во Орде нужною (насильственною )смертию».
Отрочество и юность молодого Александра большей частью прошли в Новгороде. В 1228 году ,в возрасте восьми лет Александр был оставлен в Новгороде со своим братом и двумя княжескими мужами. Но ему пришлось бежать:
он не выдержал поднявшегося в то время междоусобья- явления, обычного в вольном Новгороде. В 1230 году юноша снова вернулся в Новгород и с тех пор долго не покидал Новгорода. С 1236 года начинается его самостоятельная
деятельность Отец его Ярослав уехал в Киев; Александр был посажен князем в Великом Новгороде. А через два года Новгород праздновал свадьбу своего молодого князя: он женился по любви на Александре, дочери Брячислава Полоцкого. У него родился сын Василий.
У Александра были тёплые отношения с его матерью Феодосией Игоревной. Это была мудрая любящая женщина, это она отсоветовала ехать в Каракорум, где Александру обещали ярлык великого князя Руси,— материнское сердце чувствовало, что там постигнет сына отцовская участь.
Вторжение на Русь в 1237 г. татаро-монгольских полчищ резко изменило обстановку. Ход экономического и культурного развития страны был прерван. Захватчики вели жестокую, кровавую войну, основанную на тотальном истреблении народа. В 1238г. пал Владимир,столица Северо-Восточной Руси. В течение февраля 1238г. монголы
взяли на северо-востоке 14 городов, не считая слобод и погостов. 4 марта того же года за Волгой на р. Сити было разгромлено русское войско, и погиб великий князь Юрий. Завоевание Владимиро-Сузальского княжества было завершено. Монгольская армия двинулась дальше, не тронув Новгорода и Пскова. С большим трудом стали восстанавливаться разрушенные города. Но надежды на то, что захватчики ушли навсегда, не оправдались. На страну надвигались новые беды. В те же годы военная угроза нависла над Северо-Занадной Русью: шведские и немецкие феодалы, воспользовавшись разгромом большей части страны, открыли «второй фронт», чтобы завладеть землями Новгорода и Пскова. Начало княжения в Новгороде оказалось для Александра трудным. В очень сложных условиях, при большом недостатке военной силы молодой князь провёл свои первые успешные компании с западными противниками.
Из письменных источников нам известно, что за свою жизнь Александр, провел не меньше 12 битв, воевал со шведами, немцами, Литвой, и всегда добивался успеха.,не проиграв не одного сражения. Большую часть военных предприятий Александр провел в то время, когда был полноправным новгородским князем.
В 1240 году шведская флотилия во главе с ярлом Ульфом Фаси и зятем короля Эрика Xl Биргером Магнуссоном вошла в устье Невы. О приближении вражеского войска новгородцы были оповещены сторожей(дозором) во главе с ижорянином Пелигусием. Шведы, утомившись морским переходом, устроили себе отдых. Простые воины отдыхали на судах. Начальникам и рыцарям слуги поставили шатры на берегу. У леса выгуливались сведенные с судов рыцарские кони. Биргер был уверен, что новгородцы не смогут собрать такую силу, как у него. Знал он, что Александру не поможет и родное Владимирское княжество, оно само в бедственном состоянии. Ведь и трех лет не прошло после разорения княжества монголо-татарами.
Новгород до приезда шведских послов был уже на ногах. Боярский совет одобрил решение князя — немедля идти к Неве и, пока враги пребывают в самоуверенной беспечности, ударить по ним. Александр располагал только своей небольшой дружиной и отрядом воинов-новгородцев. Heдостаток сил нужно было возместить внезапным нападением на шведский лагерь.
Спешно шли русские войска вдоль Волхова к Ладоге. Пополнились отрядом ладожан. Затем присоединились воины-ижоряне. Шведские рыцари даже не выставили постов на подходах к лагерю.
Внезапность была достигнута. Биргер, Слабость шведских позиций состояла в том, что часть войска была на берегу, а часть на судах: суда же соединялись с крутым берегом сходнями. Если в начальный момент боя сбить сходни, то враг потеряет свое преимущество в численности.
Новгородцы приготовились к атаке. Было утро 15 июля 1240 года. Протрубил рог. Конный отряд Гаврилы Олексича выскочил из леса и ринулся вдоль реки, сбивая сходни. Шведы, находившиеся на кораблях. не могли прийти на помощь тем, кто был на берегу. Неприятель оказался разъединенным на две части. Дружина во главе с самим Александром нанесла но шведам главный удар. Завязался жестокий бой.
Александр находился в самой гуще сражавшихся. Он распоряжался как полководец и бился как воин. Летописец сообщает, что князь самому Биргеру «возложи печать на лице острым своим копнем». Отважно сражались и другие. Гаврило Олексич действовал у самой воды, не пуская неприятеля с берега на суда и с судов на берег. Когда он увидел, что шведы уводят на судно королевича, то на коне ринулся за ним. Шведы столкнули храбреца вместе с конем в воду. Дружинник выбрался на берег и оказался поблизости от шведского военачальника, сразился с ним, убил его, затем рубился с епископом и тоже убил.
Пеший отряд новгородцев разрушал суда. Командовал им Миша (кроме имени, летописец ничего не сообщает об этом человеке). Рубили топорами борта ниже ватерлинии и потопили три судна.
Дружинник Сава на коне пробился через ряды слуг и оруженосцев к шатру Биргера. Топором срубил шатерный столб, дорогое полотнище упало на землю.
Вечером сражение окончилось. Шведы, бежавшие на суда, подняли паруса. Неприятельский флот пошел в сторону Финского залива. А те, кто остался на берегу, были мертвы. Ими нагрузили два захваченных судна, пустили с поднятыми парусами вдогонку за живыми. После этой битвы князь Александр получил почётный титул «Невский»
В том же году возник раздор между Александром Невским и новгородским вече, и князь был вынужден покинуть Новгород.
В это время, по приказу папы римского Инокентия lV, Тевтонский орден, объединившись с Орденом меченосцев, перешёл в наступление. Рыцари взяли Изборск, сожгли его и перебили всё население. Псковская рать, направленная против захватчиков была разбита. Вскоре Немцы взяли и сам Псков. Продвигаясь к Новгороду, рыцари взяли городок Тёсово и основали недалеко от побережья Финского залива крепость Копорье . Новгородцы чувствуя смертельную опасность ,попросили Александра Ярославича защитить Новгород. Полководец согласился, он получил от отца в помощь владимирское войско во главе с младшим братом – князем Андреем Ярославичем. Братья действовали стремительно: под их ударами пало Капорье, был возвращён Псков, гарнизон которого они почти полностью истребили, а двух немецких наместников Пскова отправил в оковах в Новгород.
После
этого Александр вошел в
От Пскова на север лежит Псковское озеро, еще севернее — озеро Чудское. Они соединяются широкой протокой. Крестоносцы находились на западе от озер. Александр решил отойти назад и построить свои полки у восточного берега протоки, между озерами. Боевое построение немецких рыцарей называлось «кабанья голова». Все войско строилось в виде клина: его острие — одетые в латы рыцари, их кони тоже покрыты железом и по бокам клина тоже рыцари, а внутри этой подвижной брони — пехота. Неудержимо и грозно движется клин — «кабанья голова» — на противника, рассекает его строй, проходит сквозь шеренги, дробит затем на части и уничтожает сопротивляющихся и бегущих. Много побед одержали таким образом рыцари над пешими войсками разных стран. У Александра было в основном пешее войско. И князь рассчитал, что крестоносцы, находясь, на ровной местности, и, имея противником — пехоту, несомненно, начнут сражение в излюбленной, проверенной манере.
В боевом построении русских самым сильным был срединный полк. Полк левой руки и полк правой руки, что по обе стороны от срединного, слабее. Это было известно военачальникам крестоносцев. И Александр решил, что срединный полк будет состоять из ополченцев — горожан и селян, вооруженных копьями, топорами, засапожными ножами; опытные же воины, закаленные, хорошо вооруженные, встанут на флангах, там же разместятся конные дружины.
Что же произойдет благодаря такому нововведению? «Кабанья голова» легко прошибет срединный полк. Рыцари посчитают, что главное дело уже сделано, но в это время с флангов нападут на них конные дружины. Придется рыцарям вести бой в непривычных условиях.
Позади срединного полка Александр распорядился поставить сани, на которых везли оружие, доспехи и продовольствие. За санями, за этой искусственной преградой, начинался берег, усеянный большими валунами — преграда естественная. Между саней, между камней было трудно сражаться на лошади, отягощенной железом. Зато ополченец, одетый в легкие доспехи, будет действовать среди преград ловко, он сразу получит преимущество перед медлительным рыцарем.
Перед срединным полком стояли стрелки-лучники. Они первыми вступили в сражение.Войско крестоносцев-рыцарей в шлемах с рогами, когтистыми лапами и иными устрашениями, в белых с черными крестами плащах, с длинными копьями, прижатыми к бедру, прикрывшись щитами, двигалось как таран. Железные намордники, надетые на лошадей, превратили привычных животных в чудовищ. В середине клина, стараясь не отставать от всадников, бежали с секирами и короткими мечами рыцарские слуги и пехота.
Подпустив «кабанью голову» на несколько сот метров, русские лучники начали осыпать ее стрелами. Шесть прицельных стрел в минуту может выпустить хороший стрелок. Под свистящим градом стрел немецкий клин несколько сузился, на какую-то долю потерял свою разрушительную силу. Но все равно его удар по срединному полку был неудержимо мощным. Полк распался на две половины Русские называли рыцарский строй менее почтительно, чем сами германцы, - не «кабаньей головой», а «свиньей». Летописец писал: «Наехаша на полк немци и чудь и нрошибошася свиньею сквозь полк...»
Теперь, по опыту прежних сражений, рыцарям надлежало дробить боевой порядок русских на части, сечь бегущих мечами. Но картина оказалась иной. Ополченцы откатились за обозные сани и не побежали дальше. Рыцари, выскочив на
берег со льда, медленно кружили среди камней и саней, получая со всех сторон удары.
Александр не искал встречи с предводителем крестоносцев, как было принято в те времена и как поступил сам на Неве, а следил за развитием обстановки. Сейчас действовали друг против друга большие человеческие массы. В этом сражении полезнее, чем личный пример, был своевременный приказ полководца. Александр дал знак вступить в сражение полкам правой и левой руки. Новгородцы, ладожане, ижоряне, карелы с одной стороны, суздальцы - с другой напали на рыцарскую «свинью»...
«...Труск от копий ломления и звук от сечения мечного...» -- так скажет летописец о том моменте сражения.
Конные дружинники напали на противника с тыла. «Свинья» была окружена. Сбившихся в кучу рыцарей, перемешавшихся со своими кнехтами-пехотинцами, русские воины стаскивали с коней крюками, пропарывали животы лошадей ножами. Спешенный рыцарь был уже не такой грозный, как сидевший на коне. Весенний лед ломался под тяжестью борющихся, рыцари тонули в полыньях и проломах. «Немци ту падоша, а чудь даша плеща». Подневольные пешие воины-эсты «дата плеща» - бежали, искали спасение в бегстве. Вскоре и рыцари, нарушив обет быть до конца стойкими, начали прорываться из кольца. Части крестоносцев удалось это. Александр приказал преследовать беглецов. До противоположного берега протоки — на многие версты - лед был усеян телами врагов.
Много русских воинов в тот великий день «кровь свою прольяша». Но враг понес потери еще большие. Только рыцарей было убито полтысячи. Полсотни рыцарей попало в плен. Полки Александра под звуки труб и бубнов подходили к Пскову. Ликующие люди высыпали из города встречать победителей. Смотрели, как ведут крестоносцев подле их коней; рыцарь, идущий около коня с непокрытой головой, терял, но правилам ордена, рыцарское достоинство.
Информация о работе Александр Невский -полководец и политический деятель