Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:49, доклад
Ровно 400 лет назад, в сентябре 1611 года, в самый разгар Смутного времени, Кузьма Минин собрал жителей на площади и призвал их дать отпор польским войскам. «Речь его нижегородцам люба быть», - писали летописцы. Многие, слушая его речи, плакали от волнения. Нижегородцы избрали Минина земским старостой. Он сразу стал вести с горожанами разговоры о необходимости объединяться, копить средства и силы для освобождения Отечества. Нижегородцы всенародно приговорили начать сбор средств на ополчение.
400-летие Нижегородского ополчения
Ровно 400 лет назад, в сентябре 1611 года, в самый разгар Смутного времени, Кузьма Минин собрал жителей на площади и призвал их дать отпор польским войскам. «Речь его нижегородцам люба быть», - писали летописцы. Многие, слушая его речи, плакали от волнения. Нижегородцы избрали Минина земским старостой. Он сразу стал вести с горожанами разговоры о необходимости объединяться, копить средства и силы для освобождения Отечества. Нижегородцы всенародно приговорили начать сбор средств на ополчение. И вскоре широкой волной потекли пожертвования: деньги, ценности, домашние вещи. Земский староста вел им счет и сдавал в соборные подвалы. Известен из летописи рассказ о богатой вдове, которая из имеющихся у нее двенадцати тысяч рублей десять отдала на ополчение. Немалый вклад сделали предприниматели из солепромышленного клана Строгановых. Сам Минин отдал треть своего имущества. Так собралась нужная сумма. На собранные деньги нижегородцы стали нанимать служилых людей. Воеводой избрали героя московского восстания князя Пожарского. У ополчения стало два вождя. Имена Минина и Пожарского слились в одно нерасторжимое целое. Нижний стал центром патриотических сил всей России. На его призывы откликнулось не только Поволжье и старые города Московской Руси, но также Предуралье и Сибирь. Пожарский и Минин добились, чтобы ополчение превратилось в хорошо вооруженное и сильное войско.
Нижегородское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Михайловича Пожарского, освободившее в 1612 г. Москву от иноземных захватчиков, сыграло решающую роль в преодолении Смуты и восстановлении российской государственности. История ополчения по праву считается одной из наиболее ярких страниц истории Нижегородского края.
В начале XVII в. Россия пережила тяжелейший системный кризис (экономический, политический, социальный, духовный), осложнившийся вооруженным вмешательством Речи Посполитой и Швеции. Большие территории и крупные города (Смоленск, Новгород Великий) были захвачены чужеземцами; ряд регионов не контролировался ослабевшей центральной властью; в стране вспыхнула гражданская война. Наконец, в 1610 г. Москва - столица Российского государства – была оккупирована польско-литовскими войсками. По призыву патриарха Московского и всея Руси Гермогена к борьбе против захватчиков столицу пытались освободить наспех собранные отряды дворян и казаков (так называемое «первое ополчение»), но из-за внутренних распрей они не достигли успеха, превратившись в «воровские таборы» и осложнив и без того непростую внутриполитическую обстановку.
В этих условиях осенью 1611 г. (вероятно, около 1 сентября) в Нижнем Новгороде с воззванием к землякам обратился земский староста (глава местного хозяйственного самоуправления) Кузьма Минин. Обладая большим авторитетом среди посадского населения (купцов и ремесленников), К.Минин призвал собрать денежные средства для формирования профессионального войска, необходимого для освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков. Мощным импульсом этому народному движению послужила полученная нижегородцами 25 августа (4 сентября) грамота патриарха Гермогена с призывом к борьбе и освобождению России от захватчиков. Обстановка в Нижегородском крае в этот период была очень сложной: военные силы не превышали 1 тыс. человек (что было явно недостаточно даже для обороны города и уезда); воеводская администрация, назначенная оккупантами, не пользовалась авторитетом населения. Всю полноту власти в Нижнем Новгороде и на прилегающих землях взял на себя «Городовой Совет» - чрезвычайный орган, в который входили наиболее уважаемые представители всех социальных слоев - православное духовенство во главе с архимандритом Вознесенского Печерского монастыря Феодосием, «служилые люди» (дворяне, стрельцы), посадские люди (ремесленники и торговцы). «Городовой Совет» поддержал инициативу К.Минина и организовал сбор необходимых средств, а благодаря усилиям Минина и его сторонников в состав ополчения удалось привлечь хорошо подготовленные воинские отряды – дворянскую конницу из Нижегородского и Арзамасского уездов, а также служилых людей из Смоленска и других городов Западного края, бежавших в наш край от польского гнета. В состав ополчения были включены «служилые немцы и служилая литва» - иноземная пехота, исправно несшая гарнизонную службу в Нижегородском кремле еще с конца XVI в. Несколько позже под знамена ополчения встали башкирско-мещеряцкие конные сотни. В итоге общая численность ополчения составила, по разным подсчетам, от 5 до 8 тыс. профессиональных воинов. Нижегородцы приняли «приговор» всего города о том, чтобы все жители города и уезда «на строение ратных людей» давали в обязательном порядке часть своего имущества (отдавали «пятую деньгу», т.е. одну пятую имущества). Минину было поручено руководить сбором средств и распределением их среди ратников будущего ополчения.
Возглавил ополчение (стал «первым воеводой») стольник князь Дмитрий Михайлович Пожарский, ранее участвовавший в борьбе с польско-литовскими интервентами и разгроме банд Лжедмитрия II («Тушинского вора»), а в 1611 г. лечившийся от ран в родовом имении в Нижегородском уезде. Вопросами снабжения войска ведал «выборный человек Нижнего Новгорода» Кузьма Минин; всю штабную и канцелярскую работу выполнял дьяк Василий Юдин со своими помощниками – подьячими. Хорошая организация, особенно сбор и распределение средств, создание собственной системы «приказов» (тогдашние органы управления – аналог министерств), установление связей со многими городами и районами и привлечение их к «земским делам» – всё это привело к тому, что в ополчении К.Минина и Д.М.Пожарского с самого начала утвердилось единство целей и действий. «Купно заедино – Вместе заодно» - стало боевым лозунгом ополчения.
В конце февраля - начале марта 1612 года ополчение выступило из Нижнего Новгорода на Москву через Балахну, Юрьевец, Кострому, Ярославль. В Ярославле ополчение находилось с апреля по июль, и здесь оформился «Совет всея земли», принявший на себя функции временного правительства. При этом, во-первых, окончательно оформилась политическая программа, включившая принципиальные пункты - борьбу против интервентов и самозванцев, освобождение Москвы, созыв Земского собора и решение на нем вопроса о престолонаследии; во-вторых, завершилось формирование организационных структур (фактически возрождались органы государственного управления); войско пополнилось новыми отрядами и особенно артиллерией.
27
июля (6 августа) 1612 года основные
силы ополчения выступили из
Ярославля к Москве. Общая численность
ополчения, по разным
22
августа (1 сентября) 1612 г. произошло
первое сражение ополчения Д.М.
Триумфальное
вступление ополчения
Минина и Пожарского
в Кремль
24 августа (3 сентября) 1612 года состоялось решающее сражение, именуемое в документах того времени «гетманский бой». Гетман Ходкевич собирался нанести главный удар со своего левого фланга, который возглавил лично. Конные сотни Д.М.Пожарского в течение пяти часов сдерживали натиск врага, но в конце концов не выдержали и подались назад. Отступление стало беспорядочным, и даже Д.М.Пожарскому не удалось остановить бегство. Вскоре вся конница ушла на другой берег Москвы-реки. Солдаты гетмана Ходкевича укрепились в Климентьевском остроге и перевезли туда 400 возов с продовольствием для кремлевского гарнизона. Воспользовавшись передышкой, Пожарский и Минин смогли успокоить и собрать войска. К вечеру началось контрнаступление ополченцев. Кузьма Минин, взяв с собой ротмистра Хмелевского и три дворянских сотни, переправился через Москву-реку и выступил в сторону Крымского двора, лично возглавив отчаянно смелую ночную атаку. Большинство воинов погибло, Минин был ранен, но пример горсточки смельчаков воодушевил русскую пехоту и спешившуюся конницу, которая отбросила поляков по всему фронту. Гетманским войскам пришлось провести ночь, не сходя с коней, около Донского монастыря, а наутро, не имея сил для продолжения боя, захватчики отступил в направлении Можайска и далее к границе. Поражение от русского ополчения стало единственной неудачей в блестящей военной карьере гетмана Ходкевича (кстати, убежденного противника вмешательства в русские дела). Впоследствии многие нижегородцы - участники «гетманского боя» были жалованы поместьями и вотчинами за проявленный героизм («бились явственно», как указывалось в документах того времени).
Отбросив от столицы войска Ходкевича, ополчение продолжало осаду польско-литовского гарнизона, сидевшего в осаде в Московском Кремле. Зная, что осажденные поляки терпят страшный голод, Пожарский в конце сентября 1612 года направил им письмо, в котором предлагал врагам сдаться. «Ваши головы и жизнь будут сохранены вам, - писал он, - я возьму это на свою душу и упрошу согласия на это всех ратных людей». Поляки высокомерно отказались, но голод в их лагере принял к концу октября страшные формы (каннибализм и поедание трупов упомянуты в воспоминаниях современников). 22 октября (1 ноября) 1612 г., во время переговоров для согласования условий капитуляции, казаки внезапно атаковали Китай-город, который поляки сдали без боя, запершись в Кремле. Одновременно захватчики выпустили из Кремля московских бояр – руководителей «семибоярщины» и номинальных (от имени польского короля) правителей России. Среди выпущенных из Кремля бояр был Михаил Романов с матерью. Опасаясь мести со стороны рядовых ополченцев, рассматривавших «семибоярщину» как изменников, практически все вышедшие из Кремля бояре немедленно покинули Москву, уехав в Ярославль, Кострому и другие города, контролировавшиеся «Советом всея земли». Наконец, 26 октября (5 ноября) были согласованы условия капитуляции польского гарнизона, и в ночь с 27 на 28 октября (6-7 ноября) 1612 г. Москва была окончательно освобождена от чужеземных захватчиков. В ознаменование очищения столицы 1 (11) ноября 1612 г. в Успенском соборе Кремля состоялся торжественный молебен, завершившийся крестным ходом.
В начале ноября 1612 года многие ополченцы в том числе нижегородцы, покинули Москву и вернулись в свои города, считая задачи ополчения выполненными. В распоряжении Д.М.Пожарского в Москве осталось порядка 2 тыс. дворян, 1 тыс. стрельцов и свыше 4,5 тыс. весьма ненадежных казаков. Между тем, в конце ноября 1612 к Москве подходил с войском польский король Сигизмунд. Ситуация вновь стала критической, и Д.М.Пожарский обратился с воззваниями по городам, призывая ратных людей на помощь Москве. Благодаря его энергичным действиям поляков удалось остановить на подступах к столице. Узнав, что польский гарнизон в Кремле уже капитулировал, Сигизмунд отступил.
В итоге к концу 1612 года «Совет всея земли», возникший по инициативе К.Минина и Д.М.Пожарского, одержал первую крупную победу – установил контроль над столицей Русского государства. Появилась реальная возможность созвать Земский собор для избрания царя. Подготовка к его созыву проходила в конце 1612 – начале 1613 гг. в обстановке упорной политической борьбы. После обсуждения различных кандидатур на Земском соборе 7 (17) февраля 1613 года в цари был намечен Михаил Федорович Романов, который и был торжественно провозглашен царем 21 февраля (3 марта). С момента избрания Михаила Романова царем полномочия «Совета всея земли» прекратились.
Победа ополчения под руководством Минина и Пожарского стала началом прекращения Смуты и возрождения российской государственности. Благодаря инициативе нижегородцев удалось собрать военную силу, восстановить органы управления, изгнать захватчиков из столицы и создать благоприятные условия для победоносной борьбы, завершившейся установлением мира в 1619 г. Поэтому подвиг нижегородцев навеки остался в исторической памяти как образец патриотизма, воинской доблести и гражданской ответственности за судьбы России.