Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:03, реферат
Задачи:
1. Выявить сущность этнополитических конфликтов
2. Рассмотреть типы и виды этнополитических конфликтов
3. Рассмотреть особенности урегулирования этнополитических конфликтов
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и сущность этнополитических конфликтов
2. Классификация этнополитических конфликтов
3. Особенности урегулирования этнополитических конфликтов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Территориальные
конфликты, часто тесно
2. Конфликты,
порожденные стремлением
3. Конфликты,
связанные с восстановлением
территориальных прав
4. Конфликты,
в основе которых лежат
5. Конфликты,
источниками которых служат
6. Конфликты
как следствие столкновений
7. Конфликты,
в основе которых лежат
8. Конфликты,
порожденные многолетним
9. Конфликты, в которых за лингвистическими спорами (какой язык должен быть государственным и каков должен быть статус иных языков) частоскрываются глубокие разногласия между различными национальными общинами, как это происходит, например, в Молдове, Казахстане.
Конечно,
в «чистом виде» трудно вычленить
каждый из этих типов конфликтов. Зачастую
конфликты возникают в
Для России сегодня типичны следующие конфликты:
– «статусные» конфликты российских республик с федеральным прави- тельством, вызванные стремлением республик добиться большего объема прав и стать вообще независимыми государствами – субъектами международного права;
– территориальные конфликты между субъектами федерации;
– внутренние (происходящие внутри субъектов федерации) этнополитические конфликты, связанные с реальными противоречиями между интересами различных этнических групп. В основном это противоречия между называемыми титульными нациями и русским (русскоязычным), а также и «нетитульным» населением в республиках .
Этот перечень типов конфликтов можно расширить. По мнению Л. Дробижевой, сегодня в Российской федерации в основном прослеживаются три типа конфликтов этнополитического характера.
Во-первых, это конституционные конфликты. Некоторые республики приняли конституции, которые противоречат прошлой и теперешней конституции РФ: Саха (Якутия), Тыва, Татарстан, другие. Первое противоречие заключается в том, что в конституциях говорится о главенстве законов республик над федеральными, второе связано с контролем за использованием родных ресурсов, третье – с непосредственным выходом на международную арену.
Второй тип конфликтов – территориальные конфликты. Спорных зон час на территории России 180. Вокруг некоторых из них уже идут локальные военные действия.
Третий тип конфликтов – межгрупповые конфликты.
Социальная нестабильность, экономическая депривация, политические противоречия внутри республик и между республиками и Центром стимулируют такие конфликты, напряжение существует в отношениях между чеченцами и казаками, ингушами и осетинами, кабардинцами и балкарцами, в молодежных группах в Якутии, Тыве и др. Недостаточное внимание к этническим конфликтам чревато тем, что конфликтов будет больше и они будут острее. Данная классификация определяет три основных типа конфликтов России.
Вместе с тем, было бы в корне неверно считать, что она исчерпывает многообразие происходящих в России конфликтов. Статусные конфликты это не только конфликты, связанные с интересами каких-либо этнических образований, а это конфликты, в основе которых лежат требования расширения административно-управленческих полномочий в том или ином регионе. Таким конфликтом может быть конфликт, связанный с провозглашением Уральской республики. Нам думается, что можно выделить еще один тип конфликтов – это конфликты, порожденные в ходе проводившихся в прошлом репрессий. А также теми событиями и мероприятиями, которые были проведены в ходе реабилитации.
Ряд зарубежных и отечественных исследователей считает, что межэтнические конфликты в России происходят часто между двумя главными типами цивилизаций, характеризующими евразиатскую сущность страны – западным христианским в своей основе и южным исламским (11). Этот тезис требует отдельного рассмотрения.
Исследователи отмечают, что в последние годы по признаку конфликтное все болевые точки России классифицируются по следующим основаниям:
– зоны острых кризисных (военных конфликтов или балансирования на их грани) – Северная Осетия – Ингушетия;
– потенциально кризисные ситуации (Краснодарский край). Здесь основным фактором межнациональной конфликтогенности являются миграционные процессы, в результате которых обостряется обстановка;
– зоны сильного регионального сепаратизма (Татарстан, Башкортостан);
– зоны среднего регионального сепаратизма (Республика Коми);
– зоны
вяло текущего сепаратизма (Сибирь, Дальний
Восток, ряд республик Поволжья,
Карелии и пр.).
3. Особенности урегулирования этнополитических конфликтов
Процессы этнополитической мобилизации обратимы, т. е. наряду с мобилизацией возможна и этнополитическая демобилизация. В этом случае исключительную роль играют:
• фактор времени: кратковременное доминирование этнополитических установок в массовых ориентациях и представлениях людей, как правило, в период обострения межгрупповых отношений;
• субъективный фактор: готовность политических элит к компромиссу, маргинализация «этнических предпринимателей», своевременность и содержание принятых политических решений по разрешению возникшего кризиса, их реальное осуществление и т. д.
Выделяют пять основных способов урегулирования этнополитических конфликтов:
• консоциация – т. е. инкорпорация этнических групп и прежде всего их элит в политическую и административную структуру государства;
• синкретизм – культурное представительство этнического разнообразия (предоставление права на «национально-культурную автономию») при фактической деполитизации этничности;
• федерализация – децентрализация и разделение власти по вертикали, предполагающая передачу части властных полномочий региональным (т. е. территориальным), а фактически этническим общностям;
• переход от определения гражданства «по крови» к определению его «по почве», что предполагает получение гражданства любым человеком, родившимся на территории данного национального государства;
• символическая политика – поиск общих исторических символов, общих героев, общих лояльностей, изъятие из публичной речи понятий, которые приобрели в языке устойчивый негативный смысл («лица кавказской национальности») и замена их нейтрально окрашенными.
Однако для того, чтобы добиться успеха в урегулировании этнополитических конфликтов, необходим целый ряд благоприятных предпосылок. Этничность должна быть максимально деполитизирована, подчинена приоритету прав человека и свободы личности. Национализм должен не переходить в этнонационализм, а базироваться на общегражданской солидарности и патриотизме. В системе политических отношений этнический фактор не должен играть большой роли и в идеале вообще должен быть исключен из политической сферы как самостоятельный и самоценный фактор при обязательном возрастании его роли в культуре.
Следует помнить, что недопущение открытых этнополитических конфликтов, превентивные меры по их урегулированию – гораздо более эффективная стратегия, чем попытки (чаще всего безуспешные) сформировать конструктивное взаимодействие сторон в рамках уже открытой, манифестной фазы этнополитического конфликта.
Однако
для большинства мультиэтничных
стран мира практическая реализация этих
принципов и задач – дело более или менее
отдаленного будущего. Несомненно, консолидированные
демократии имеют относительно больший
успех в предотвращении и урегулировании
этнополитических конфликтов, тем не менее
даже они не имеют иммунитета против этнического
насилия, и политика идентичностей не
всегда легко нивелируется и в плюралистических
демократических обществах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При написании данной работы я пришол к выводу, что данная тема очень объёмная, по одной только классификации этнополитических конфликтов можно написать отдельную работу, но есть определенные стандарты, которые заставляют выделить лишь самое главное. Эта тема очень интересна и познавательна, поэтому я даже не смогла выделить параграф, который представлял бы для меня наибольший интерес.
Подводя итог данной работе я сделал вывод, что этнополитическим конфликтам способствует этнополитическая мобилизация, т.е. процесс, посредством которого группа, принадлежащая к одной этнической категории (приписывающая себе принадлежность к таковой), в борьбе за политическую власть и лидерство с членами другой/других этнических групп или государством манипулирует этническими обычаями, ценностями, мифами и символами в политических целях, используя их как главный ресурс во имя обретения общей идентичности и политической/государственной организации группы.
Таким образом можно сделать вывод, что этнический фактор, став однажды влиятельным политическим фактором, отличается большой стабильностью и воспроизводимостью, поскольку закрепляется во властно-политических позициях, запечатлевается в исторической памяти народа, передается из поколения в поколение. Деполитизация этноса и межэтнических отношений происходит очень медленно, даже если ее пытаются ускорить, не случайно многие этнополитические конфликты приобретают затяжной характер.
В
политической науке этнополитические
конфликты оцениваются как
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Грох M.
От национальных движений к полностью
сформировавшейся нации: процесс строительства
наций в Европе // Нации и национализм.
М., 2002. С. 121–145.
2. Сикевич В.
Проблема этнического риска и национальные
меньшинства в постсоветских государствах
// Расы и народы. Ежегодник. № 24. Современные
этнические и расовые проблемы. М., 2002.
С. 277.