Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 10:18, реферат
В изменившейся за двадцатое столетие геополитической архитектуре мира появились новые очаги нестабильности и конфликтности. В результате возникла потребность в корректировки представлений традиционной геополитики о геополитических узлах на рубежах евразийских цивилизаций. Самым взрывоопасным регионом мира стал Ближний Восток, хотя в традиционной геополитике он таковым не числился.
Введение 2
Геополитические узлы на этноприродных рубежах. 3
Ближневосточный геополитический узел 6
Вирус этнонационализма на рубежах цивилизаций 7
Исламская модель мирового порядка. 9
Геополитическая трансформация арабо-израильского конфликта. 11
Неудавшееся геополитическое переформатирование Ближнего Востока. 17
Заключение 19
Список литературы 21
Оглавление
Введение 2
Геополитические узлы на этноприродных рубежах. 3
Ближневосточный геополитический узел 6
Вирус этнонационализма на рубежах цивилизаций 7
Исламская модель мирового порядка. 9
Геополитическая трансформация арабо-израильского конфликта. 11
Неудавшееся геополитическое переформатирование Ближнего Востока. 17
Заключение 19
Список литературы 21
В изменившейся
за двадцатое столетие геополитической
архитектуре мира появились новые
очаги нестабильности и конфликтности.
В результате возникла потребность
в корректировки представлений
традиционной геополитики о геополитических
узлах на рубежах евразийских
цивилизаций. Самым взрывоопасным
регионом мира стал Ближний Восток,
хотя в традиционной геополитике
он таковым не числился. Ближний
Восток является абсолютным лидером
по количеству конфликтов после Второй
мировой войны. Вместе с тем здесь
зародились великие религии, открывшие
глубинные горизонты
Когда в начале XX века формировались основы традиционной геополитики, не были известны факты о природных особенностях формирования тектонических разломов Земли и возможного их влияния на энергетику этноприродных рубежей. Рассмотрим с позиций авторской теории Больших многомерных пространств*1 особенности и уникальность Ближневосточного геополитического узла, ставшего самым взрывоопасным в современном мире.
В многомерном коммуникационном пространстве на рубежах евразийских цивилизаций (ЕВРАМАРе) расположены крупнейшие в мире геополитические узлы на тройных цивилизационных границах, где часто рождается взрывоопасная энергетика. Это зоны рубежной коммуникативности с высоким энергоизбыточным напряжением, с производительной или разрушительной силой коммуникации. Если сопоставить крупные очаги напряженности с этноландшафтными рубежами, то многие исторические эпицентры конфликтов расположены на тройных конфессиональных границах мировых цивилизаций, среди которых ныне выделяются рубежи западнохристианской, православной и исламской (Балканы, Левант, Крым) цивилизаций. Заслуживает внимание исследования мутагенных источников этнической пассионарности, связанные с сейсмически активными тектоническими зонами землетрясений в местах этнонациональных и этноконфессиональных конфликтов, включая Балканы, Кавказ, Молдавию и Центральную Азию.
Сейсмоопасные зоны этнонациональных и этноконфессиональных конфликтов особенно проявляются на рубежах цивилизаций с разными религиями, идеологиями и культурой. Они порой дремлют под покровом мировых империй и сверхдержав. И взрываются при очередной геополитической трансформации. Если в геологическом пространстве тектоническая трансформация сопровождается или вызывается землетрясениями или извержениями вулканов, то на рубежах цивилизаций в качестве основного горючего материала выступает этнонационализм или проще — искусственная вестернизация, сопровождаемая появление коррумпированных «демократических» режимов.
Сто лет тому назад не было известно об одной уникальной особенности многомерного коммуникационного пространства Афроазии. В геологическом пространстве здесь расположена Великая зона разломов на границе Аравийской и Африканской тектонической плиты. В географическом пространстве региона выделяются географические рубежи Азии, Африки и Средиземноморья. Рубежная этническая коммуникативность (евреи, финикияне, сирийцы, арабы и греки) способствовала интенсивному обмену не только товаров, но и информации. В цивилизационном пространстве — Афроазия (арабский мир) и Арабский Машрик — арабский Ближний Восток (за исключением Турции, Кипра и Израиля), включает страны Аравийского полуострова, Египет, Ирак, Ливан, Иорданию и Сирию.
Здесь от Кении
до Мертвого моря и долины Иордана
проходит Восточно-Африканская зона
тектонических разломов, включающая
Великую рифтовую долину, расположенную
в глубокой сбросовой впадине
Эль-Гор, включающую озеро Кенерет (Галилейское
море), реку Иордан, Мертвое море
и её южное продолжение Вади-Эль-
В пределах
этой тектонической зоны разломов локализуются
два геополитических узла —
Ближневосточный и Арабо-Африканский.
После распада Османской
Ближневосточный
геополитический узел сформировался
на раскаленных
Древние греки
совершили величайшее открытие души
человека («реактор» энергии ума
и сердца), а на Ближнем Востоке
её наполнили верой в светлое
будущее. В Великом Эгейском океане
(ЕвроАфроАзийском) многомерного коммуникационного
пространства в зависимости от того,
под каким углом облучалась Земля
человеческой энергией, образовывались
Древний Египет, Древняя Греция,
Финикия и великие религии
— иудаизм, христианство и ислам.
Уникальность Ближневосточного геополитического
узла обусловлена зоной
Вирус этнонационализма на рубежах цивилизаций (Еврамаре)является самым опасным и разрушающим. Казалось бы, после распада Советского Союза и завершения ближневосточного противостояния двух сверхдержав у Соединенных Штатов появится исключительная возможность установить мир на Ближнем Востоке. Однако в результате так называемой американской «демократизации» нестабильность в регионе только возросла.
Обращаясь к
средневековой истории региона,
возникает наивный вопрос. Почему,
когда Ближний Восток за исключением
глубинной Аравии, находился под
покровом исламской государственности
— Османской империи , здесь на
длительное время установился
Во внешней
политике в регионе Соединенные
Штаты делают ставку на этнонационализм,
способствующий становлению лояльных
Западу режимов коррупционной «
Исламская цивилизация предложила человечеству модель мирового порядка, основанную на трансцендентной воле, подчиняемой человека. Коллективистская ценность семьи, рода, племени или этнической общности, общественная солидарность и индивидуальное самоограничение здесь ставятся выше прав и интересов отдельной личности. На мусульманском Востоке интуитивное (чувственное) восприятие мира доминирует над рационалистическим подходом, характерным для Запада. Для арабской ментальности, рожденной на открытых всем ветрам евразийских просторах, присуща любовь к сильному вождю, способному удержать народ в многоликом этническом котле. Если на Западе президента избирают на основе демократической процедуры, тона мусульманском Востоке считают, что правителем может быть избран тот, кто признан и призван народным волеизлиянием.
С «исламской революции» в Иране началось «шиитское возрождение», давшее новый импульс исламскому фундаментализму. Шииты составляют примерно 10 % мусульманского населения Земли, в 20 из 21 арабской страны у власти находятся сунниты. Поэтому «шиитское возрождение» вызывает беспокойство у правящих местных режимов больше, чем палестинский конфликт. Воинствующая антиамериканская и антисионистская пропаганда Тегерана находит благодатную почву в арабском мире. Экспорт иранской революции на арабский Ближний Восток начался во время гражданской войны в Ливане, когда местные шииты обрели второе дыхание*3.
Мировые (западные) СМИ заполонены угрозами радикального исламизма и экстремистских исламских организаций. При этом в тени остается политический терроризм самих Соединенных Штатов, унесших многочисленные жизни местного населения, несравнимый по своим масштабам с жертвами радикального терроризма. Со второй половины двадцатого столетия Белый дом, преследуя свои геостратегические цели, стремится выступать в качестве главного геополитического архитектора в регионе, начиная с создания государства Израиль и организованными американскими спецслужбами военного переворота в Иране в августе 1953 года. Дальнейшая череда хирургического вмешательства спровоцировала мощное военно-политическое движение под флагом радикального ислама, включая шиитскую Хизбаллу и суннитский ХАМАЗ. И каждая попытка Запада и Израиля с помощью военных операций подавить это движение приводит к обратному результату. После проигранной арабо-израильской войны 2006 года шиитская военно-политическая организация Хизбалла стала одной из доминирующих сил в Ливане. А операция израильской армии в начале 2009 года в секторе Газа привела практически к удвоению членов и боевиков ХАМАС. Эти военно-политические (террористические по-западному) организации типа Аль-Каиды выступают как воинственные и вооруженные лидеры глобального исламского движения.
После распада Советского Союза главным врагом Запада вместо коммунизма стала идеология Ислама. Однако наступление Запада привело к усилению Ислама, а переформатирование региона не состоялось. Полумифическая «Аль-Каида» была создана при поддержке американских спецслужб *4.
Геополитическая
трансформация арабо-
Геополитическая
трансформация Ближнего Востока
особенно наглядно иллюстрируется арабо-израильским
конфликтом. За шесть десятилетий
арабо-палестинский конфликт оброс
такими многочисленными взаимными
обвинениями и обидами, что с
каждым годом растет число пессимистов
в отношении мирного