Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 14:15, курсовая работа
Ни для кого не секрет, какую важную роль играют почвы в народном хозяйстве, поэтому вопрос их изучения никогда не терял своей актуальности. Практически все пространство данной курсовой работы уделено вопросу географии почв, т.е. вопросу размещения тех или иных типов почв по земному шару.
Наконец, последняя почвенная комбинация, входящая в это сложное сочетание, -- простое сочетание, формирующееся в балке и состоящее из черноземно-луговой почвы тальвежной части балки, сильно выщелоченного чернозема ее днища и карбонатного чернозема балочного склона южной экспозиции. Для этого сочетания характерны довольно крупные ЭПА--самый мелкий из них имеет площадь около 400 кв. м, самый крупный -- около 11 000 кв. м, средняя величина составляет 2200 кв. м. Вытянутость ЭПА этой комбинации обусловливает повышенный коэффициент расчленения: минимальный--1,II, максимальный--5 92 средний -- 2,06.
Приведенные
материалы позволяют отнести эту комбинацию
к сложным сочетаниям-вариациям выщелачивания-закарбоначи-
Главным
фактором формирования как сложной комбинации
в целом, так и ее компонентов -- комбинаций
более низкого порядка является топографо-флювиальный.
2) сложное (первого уровня сложности) монохронное открытое сочетание-вариация черноземов приазовских с лугово-черноземными почвами балок.
Это сочетание изучено В. П. Белобровом в заповеднике Хомутовская степь на юге Донецкой области. Рельеф этой территории эрозионный; система древних балок, в которых современная эрозия проявляется лишь в нижних частях днищ, создает чередование нешироких водоразделов с господствующими в рельефе длинными прямыми склонами. В основании этой территории лежат понтические известняки, выходящие в днищах балок, на них залегают пески, а выше -- красно-бурые глины, перекрываемые лёссовидными бурыми суглинками, в которых выделяются два горизонта: верхний--более светлый и легкий по механическому составу и нижний--более темный и более тяжелый по механическому составу.
Вся площадь изучавшегося участка заповедника была закартирована в М. 1 : 10 000 . Эта работа выявила следующие закономерности: черноземы приазовские южные карбонатные занимают водоразделы и приводораздельные склоны, слабодифференцированные пятнистости черноземов приазовских карбонатных с приазовскими южными, выщелоченными и сурчинными -- нижние части приводораздельных и прибалочных склонов, а также перегибы склонов, черноземы приазовские выщелоченные -- верхние части балок, лугово-черноземные почвы -- днища средних частей балок, остаточно-карбонатные черноземы -- днища нижних частей балок. Все это отчетливо свидетельствует о топографо-флювиальном происхождении описываемой комбинации.
Часть изучавшейся территории была закартирована в М. 1 : 2000 . Эти работы показали, что пятнистости склонов имеют крупноареальный характер; вместе с тем оказалось, что однородный почвенный покров водоразделов и приводораздельных склонов развивается на мощном лёссовидном среднем суглинке, а пятнистость склона связана с двучленными породами --лёссовидный средний суглинок на глубине 1--2,5 м подстилается или тяжелым суглинком, или красно-бурой глиной, или песками. Пятнистости, связанные с микрорельефом, столь характерные для лесостепи, здесь не развиваются: по-видимому, количество поверхностно перераспределяющейся влаги здесь значительно меньше и поэтому сложный почвенный покров не возникает. Эта съемка выявила также несколько замкнутых округлых ЭПА черноземов приазовских выщелоченных в западинах, имеющих крупные размеры (до 40 м в диаметре), но очень редко встречающихся. Следует заметить, что в небольших западинах выщелоченные черноземы не образуются, что еще раз подтверждает предположение о слабом поверхностном перераспределении влаги. Кроме того, выделение несколько округлых ЭПА черноземов приазовских карбонатных среди черноземов приазовских южных.
Еще более детальные (М. 1 : 500) съемки на водоразделе первого порядка и водоразделе второго порядка ничего нового не выявили; вместе с тем в днище балки и на балочном и прибалочном склонах они обнаружили значительно более сложный почвенный покров, тесно связанный с эрозионными процессами и неоднородностью почвообразующих пород. Таким образом, в этом довольно простом сочетании балочную часть можно рассматривать как имеющую в своем строении элементы мозаики.
Всего при работах в Хомутовской степи было описано 175 почвенных разрезов. В табл. 16 приведены результаты статистической обработки некоторых морфологических свойств этих почв.
Мощность горизонта А и горизонта А + АС почв водоразделов оказ'ала'сь довольно устойчивыми величинами. Почвы днища балки и прибалочных склонов обладают пониженной мощностью всего гумусового горизонта и особенно собственно гумусового, что дает основание относить эту разницу на счет процессов эрозии. Южные черноземы обладают значительно более устойчивыми величинами мощности гумусового горизонта, чем карбонатные черноземы, о чем свидетельствуют различия коэффициентов вариации. Отчетливо выявляется тенденция уменьшения мощности гумусовых горизонтов от водораздела первого порядка к водоразделу второго порядка и особенно ясно к склонам. Таким образом, распределение черноземов по мощности в связи с мезорельефом здесь иное, чем в лесостепи, где наибольшая их мощность наблюдается в почвах приводораздельных склонов.
Весьма интересным оказывается сравнение данных о глубине вскипания и глубине залегания белоглазки. Глубина вскипания четко разделяет почвенные группы и обнаруживает ясные закономерности изменения в связи с условиями рельефа. Глубина появления белоглазки во всех группах почв и на всех площадках практически одинакова, отличаясь лишь в днище балки и на прибалочных склонах. Это дает основание рассматривать бело-глазку как реликтовое образование, не связывать ее формирование с современными процессами.
Приведенные
данные позволяют рассматривать описанную
комбинацию как сочетание-вариацию, монохронную
открытую; она относится к подклассу комбинаций
выщелачивания, к типу черноземных с преобладанием
приазовских южных и карбонатных. По геометрическим
особенностям комбинации она относится
к серии вытянутоареальных, группе макромассивных,
подгруппе среднерасчлененноареальных
и клану континуальных. По факторам дифференциации
ее следует отнести к топографофлювиальным.
Вариации
почв распространены значительно меньше,
чем сочетания. Они связаны преимущественно
с территориями, где почвообразование
идет на мощных песчаных породах при глубоком
залегании грунтовых вод, что обусловливает
невозможность развития контрастных комбинаций.
Наиболее крупные ареалы распространения
вариаций в СНГ--это песчаные районы Средней
Азии, однако встречаются они и в более
гумидных районах страны (Донские пески,
Мещерская низменность и Полесье, песчаные
районы Забайкалья и др.).
Почвенные
мозаики распространены довольно широко,
но изучены очень слабо, так как обычно
образующие их ЭПА (или ПА) рассматривались
(и рассматриваются) как независимые и
незакономерно расположенные в пространстве
почвенные образования, не имеющие ни
генетических, ни пространственных связей.
Они не были (и сейчас еще обычно не являются)
объектом почвенно-географического и
почвенно-генетического исследования.
Лишь изменение подхода к подобным почвенным
комбинациям и образованным ими структурам
почвенного покрова, признание в них объекта
научного исследования позволит собрать
материал об этих почвенно-географических
образованиях, выявить закономерности
их возникновения и пространственного
размещения, связанные главным образом
с литолого-геоморфологическими особенностями
территории.
Рис.2.Ташет черноземов обыкновенных слабосолонцеватых на межозерной равнине в Увельском районе Челябинской области.
1 -- черноземы обыкновенные глинистые слабосолонцеватые на желто-бурых четвертичных глинах;
2 -- черноземы обыкновенные глинистые слабосолонцеватые на буровато-серых четвертичных глинах;
3
-- черноземы обыкновенные глинистые слабосолонцеватые
на третичных зеленоватых глинах
Почвенные
ташеты распространены так же, как и мозаики,
достаточно широко, однако изучены они
еще меньше, чем мозаики. Их слабая изученность
объясняется теми же причинами, что и недостаточная
изученность мозаик, но к этим причинам
добавляется еще и слабая контрастность,
а значит, и меньшая практическая значимость
ташетов. Все это в целом и обусловливает
весьма слабую изученность этих комбинаций
как особого почвенно-географического
явления.
е) почвенный ташет черноземов обыкновенных, слабосолонцеватых на межозерных пространствах Зауральской абразионной равнины.
Изученная территория находится в Увельском районе, расположенном в зоне контакта Зауральской абразионной равнины и Западно-Сибирской низменности. Она характеризуется плоским рельефом и большим числом озер. По краям озеряых котловин четко .выражено господство желто-бурых четвертичных глин. На межозериых равнинах непрерывно чередуются три породы: зеленоватые третичные глины, перекрывающие их во многих местах четвертичные желто-бурые глины и смешанные продукты делювиального переотложения этих пород--буровато-серые четвартичные глины, несущие в себе черты как желто-бурых, так и зеленоватых глин. Пространственное чередование этих глин не имеет ясной связи с рельефом и строго определенной закономерности чередования. Со всеми тремя почвообразующими породами связаны слабосолонцеватые обыкновенные черноземы, различающиеся лишь цветом и несколько различной прочностью господствующих в ней комковатых структурных элементов. Генетическая связь между компонентами комбинации практически отсутствует. Таким образом, эта почвенная комбинация отвечает определению ташета. Она может быть отнесена к семейству полихронных, замкнутых, типу и подтипу черноземному однопочвенному. Морфологические характеристики ЭПА комбинации не изучены и более точно классифицировать ее невозможно.
При
группировке по факторам дифференциации
она должна быть отнесена к литогенным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
заключение работы необходимо подчеркнуть,
что предлагаемые таксономия и типология
почвенных комбинаций являются лишь первым
приближением в решении этого сложного
вопроса и будут уточняться по мере накопления
новых материалов и дальнейшей разработки
теоретических основ проблемы. Вместе
с тем наличие единой схемы типизации
позволяет систематизировать материал
о структурах почвенного покрова, накопленный
различными авторами при почвенно-географических
и почвенно-генетических исследованиях.
Выполнение этой работы представляет
собой самостоятельную большую задачу,
которая не ставилась при подготовке настоящей
работы. Здесь была поставлена более скромная
цель--предложить единую схему типизации
почвенных комбинаций и проиллюстрировать
ее применение на ограниченном числе примеров
по своим свойствам и особенностям схожих
с почвенными комплексами Чувашии, к процессу
расмотрения мы намереваемся перейти
в следующих работах.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Глазовская, “Структура почвенного покрова”, Ленинград, ЛГУ,1939;
- Роде и Польский, “Почвенные ташеты дальневосточных районов СССР”, МГУ, 1961