Понятие о процессе метаморфизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:30, контрольная работа

Краткое описание

Главными факторами метаморфизма являются: температура, давление и химически активные вещества – растворы и газы. Рассмотрим их роль.
Температура – влияет на: процессы минералообразования, скорость химических реакций, степень перекристаллизации пород. В условиях повышения температуры происходят такие эндотермические реакции как дегидратация и декарбонатизация.

Содержимое работы - 1 файл

геология.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

     1. Понятие о процессе  метаморфизма.

     Метаморфизм – это процесс преобразования горных пород под воздействием эндогенных факторов при сохранении твердого состояния.

     Процессу  метаморфизма подвергаются все группы пород – магматические, осадочные  и метаморфические, если они попадают в новые условия.

     Главными  факторами метаморфизма являются: температура, давление и химически активные вещества – растворы и газы. Рассмотрим их роль.

     Температура – влияет на: процессы минералообразования, скорость химических реакций, степень перекристаллизации пород. В условиях повышения температуры происходят такие эндотермические реакции как дегидратация и декарбонатизация. Например:

     Al4[Si4O10] (OH)8→2Al2O[SiO4]+4H2O+2SiO2

     каолинит  андалузит

     CaCO3+SiO2 → CaSiO3+CO2

     кальцит волластонит

     Повышение температуры ведет к образованию  более высокотемпературных минеральных  видов лишенных воды. Принимая во внимание, что метаморфизм протекает при  сохранении породами твердого состояния, можно считать, что температурный  диапазон определяется нижним температурным пределом в 300–400о, а верхний – в 900–1000о, т.е. температурой плавления наиболее распространенных горных пород.

     Давление  в эндогенных условиях может быть всесторонним и направленным.

     Всестороннее  давление определяется воздействием нагрузки вышележащих толщ, бокового давления соседних блоков и нижележащих слоев Земли. Поскольку величина двух последних (бокового и нижележащего) практически постоянна, то при рассмотрении процесса метаморфизма, учитывают воздействие давления вышележащих толщ или литостатического. Оно зависит от плотности вышележащих пород и от глубины. Так давление на глубине 10 км ~2700 атм, а на глубине 20 км® 5400 атм. Экспериментальные исследования показали, что давление при метаморфизме может достигать 25000 атм. Это объясняют тем, что кроме литостатического давления в процессе участвует и другой тип давления. Этот тип давления называют парциальным и связывают его возникновение с действием воды и газов, возникающих при дегидратации и декарбонатизации.

     Увеличение  давления способствует: образованию минералов с более плотной структурой и тем самым к уменьшению общего молекулярного объема и увеличению плотности, повышению температуры плавления минералов.

     Следствием  этого является образование пород  с однородной массивной текстурой.

     Направленное  давление (или стресс) возникает  в глубинах и причиной его возникновения, как правило, является перемещение  крупных блоков пород в земной коре. Это может быть движение магмы  или застывающего интрузивного тела. В толщах пород могут возникнуть трещины различной мощности и длины; и вдоль этих трещин блоки пород могут перемещаться друг относительно друга, что также приводит к возникновению однонаправленного давления. Результатом такого одностороннего воздействия является изменение и упорядоченность ориентировки минералов в породе – своей длинной осью или плоскостью спайности они располагаются перпендикулярно направлению давления.

     Кроме того, при перемещении блоков пород  происходит их локальное дробление  и перетирание до глинистого состояния  в пределах плоскости их перемещения. Возникают новые породы, которые состоят из обломков исходных пород, глинистого материала (или глинка трения) сцементированных минералами и минеральными агрегатами образовавшихся из растворов, циркулирующих в это время по трещинам и зонам дробления.

     Химически активные вещества – это вода и  углекислый газ. Они содержатся в  порах и межзерновом пространстве практически всех горных пород. В  меньшем количестве, по сравнению  с ними, в породах присутствуют: сероводород, фтороводородная и соляная кислота, азот.

     Источники химически активных веществ –  процессы дегазации в мантии, охлаждение магмы, процессы дегидратации осадочных  пород.

     В газово-жидком состоянии химически  активные вещества двигаются из областей с высокими температурами и давлением (и сами являясь носителями высоких to и P) в зоны с низким давлением и при этом:

     активно участвуют в преобразовании минералов и горных пород;

     повышают  поровое давление газов, которое снижает  растворимость минералов.

     Геологами было отмечено, что при наличии высоких температур и давления метаморфические процессы происходят слабо, если отсутствует движение химически активных веществ.

     Рассмотренные факторы метаморфизма, как правило, проявляются совместно. В тоже время, в разных геологических условиях каждый из факторов может быть главным, а другие играть подчиненную роль. По этим признакам, а также по масштабу проявления процесса выделяют типы метаморфизма.

     Типы  метаморфизма

     По  масштабу проявления выделяют региональный и локальный типы. По проявлению отдельных факторов выделяют:

     1. Изохимический (когда в результате  образования новых минералов  не изменяется валовый химический  состав пород) и аллохимический  или метасоматический (когда происходит  привнос одних элементов и  вынос других, т.е. изменяется  валовый химический состав вновь образованных пород).

     2. Динамометаморфизм – (синоним  катакластический или дислокационный) происходит в условиях преобладания  фактора направленного давления (стресса).

     3. Термальный – (или контактово-термальный) происходит как правило за счет тепла остывающего магматического расплава на контакте интрузивных тел с вмещающими их породами. При этом наблюдается температурная зональность – вблизи контакта с интрузивным телом образуются высокотемпературные минеральные ассоциации, а по мере удаления от контакта они сменяются низкотемпературными минералами. Такой тип метаморфизма наблюдается вблизи интрузий ультраосновного и основного составов, температура которых достигает 1200о. Такие магмы практически не сопровождаются выделением химически активных веществ, поэтому метаморфизм пород – изохимический.

     Магмы среднего и кислого составов при  остывании выделяют флюиды или газово-жидкие химически активные вещества в нагретом состоянии. При таком воздействии  на горные породы происходит метасоматоз – это процесс метаморфизма горных пород, при котором решающим фактором является привнос и вынос химических компонентов. Следствием этого является изменение химического и минерального состава конечных продуктов процесса. Рассмотрим эти процессы на примере внедрения гранитной магмы в осадочную толщу, которая представлена слоями песчаников, алевролитов и известняков (плакат). Из приведенного примера видно, что кроме основных факторов метасоматоза, важное значение имеет состав исходной породы, который влияет на состав вновь образованной породы.

     Рассмотренные нами типы метаморфизма, как правило, охватывают небольшие участки линейной или линзовидной формы. Поэтому  их рассматривают как результат  локального метаморфизма.

     4. Региональный метаморфизм – происходит  в крупных блоках земной коры с участием всех основных факторов (т.е. температуры, давления и химически активных веществ). Температурный диапазон от 300о до 10000, диапазон изменения давления от 2–5 тыс.атм. до 25000 атм. 

2. Гипотеза неорганического происхождения нефти

В 1805 г. знаменитый немецкий естествоиспытатель Александр фон Гумбольдт высказал предположение, что нефть образуется на больших глубинах в магматических породах. Он наблюдал, как нефть сочилась из таких пород в Южной Америке, Венесуэле. В 1866 г. французский химик Пьер Бертло обнаружил, что газ ацетилен (ненасыщенный углеводород) при низких температурах может переходить в тяжёлые углеводороды. На этом основании он сделал вывод о том, что так образовались углеводородные соединения метеоритов и что, по-видимому, подобное происхождение имеют углеводороды на других планетах. 
 
В 1877 г. на заседании Русского химического общества с изложением «минеральной» (карбидной) гипотезы происхождения нефти выступил Дмитрий Иванович Менделеев. Опираясь на конкретные геологические и химические факты, Менделеев писал: «...Образование нефти... более вероятно приписать действию воды, проникающей чрез трещины, образовавшиеся при подъёме гор, в глубь земли, до того металлысодержащего накалённого ядра земли, которое необходимо признать во внутренности земной... Можно полагать, что нефть там произошла при действии воды, проникшей чрез трещины пород при поднятии кряжей гор, ибо вода с углеродистым железом должна дать окислы железа и углеводороды». 
 
В последующие годы появилось немало других вариантов неорганической гипотезы происхождения нефти. В частности, в октябре 1899 г. на заседании Московского Императорского общества испытателей природы выступил с докладом геолог В.Д. Соколов. По его мнению, основной запас углеводородов Земля получила в начале своего развития, когда представляла собой очень разрежённую массу «паров и газов», в числе которых присутствовали и углеводороды. А по мере остывания и уплотнения земной коры парообразные углеводороды, поднимаясь из внутренней части Земли, «легко конденсировались в жидкие и твёрдые битумы, постепенно накоплявшиеся в поверхностных частях литосферы». 
 
В настоящее время споры о происхождении нефти поутихли. Однако вопрос этот далеко не праздный, т.к. от ответа на него зависит эффективность поисков нефтяных и газовых месторождений.
 

3. Характеристика Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции.

Тимано-Печорская  нефтегазоносная провинция в  настоящее время является одним  из основных регионов России, где неуклонно  происходит наращивание нефтегазового потенциала. Отметим, что только с 1988 по 1993г. здесь было открыто 62 месторождения с залежами нефти в верхнеордовикско-нижнедевонском, семилукско-турнейском и среднедевонско-нижнефранском нефтегазоносных комплексах, при этом 80 % прироста промышленных запасов нефти было получено из первых двух комплексов. Всего в провинции открыто 175месторождений нефти и газа ; из них только 24 находятся в промышленной разработке.

В результате многолетних  исследований, проводимых местными производственными  организациями (Ухтанефтегазгеология, Архангельскгеология, Печорагеофизика, Коминефть и др.) и коллективами научно-исследовательских институтов (ВНИГРИ, ТПО ВНИГРИ, Институт геологии Коми филиала, ИГиРГИ и др.), достигнут высокий уровень изученности рассматриваемой провинции, позволяющий вполне достоверно оценивать ее реальный нефтегазоносный потенциал.

Сотрудники ИГиРГИ принимали активное участие в  решении целого ряда вопросов. В  последние годы исследования были направлены на дальнейшее углубленное изучение и уточнение региональных и зональных тектонических и палеотектонических, литолого-фациальных и формационных, геохимических и термобарических критериев прогноза нефтегазоносности отдельных комплексов осадочного чехла. Были существенно уточнены региональные схемы стратиграфии и корреляции разрезов ряда продуктивных толщ (ордовикско-силурийской, девонской, особенно рифосодержащей верхнедевонской), проведен формационный анализ отложений всего осадочного чехла с выделением главных нефтегазосодержащих формаций. Большое внимание было уделено сравнительному изучению особенностей строения и нефтегазоносности карбонатных формаций верхнего девона -турне Тимано-Печорской и Волго-Уральской провинций, позволившему выявить между ними определенные черты сходства и различия и на этой основе провести типизацию развитых в этих комплексах органогенных построек.

Продолжались  геохимические и палеогеотермические  исследования, направленные на углубленное  изучение нефтегазогенерирующей способности  палеозойских пород в различных  тектонических зонах провинции, определение в них уровня термогенной зрелости рассеянного органического вещества с учетом реализации их нефтегазогенерирующего потенциала, а также на разработку критериев раздельного прогноза нефте- и газоносности территории с применением новых оригинальных методик.

Для южных районов  провинции, где основным объектом поисков  продолжают оставаться терригенные  отложения девона, и отмечается снижение эффективности поисково-разведочных  работ, выработаны зональные тектонические  и литолого-фациальные критерии прогноза их нефтегазоносности,

Обобщая результаты изучения проблемы закономерностей  размещения залежей нефти и газа в осадочном чехле Тимано-Печорской  провинции разных исследователей ,можно сформулировать следующие общие положения.

1. Тектоническая эволюция осадочного нефтегазоносного бассейна провинции тесно связана с развитием Уральской геосинклинали. Основные этапы его развития, подчеркиваемые региональными размывами и перерывами в осадконакоплении, достаточно хорошо согласуются с фазами активизации каледонского и герцинского циклов тектогенеза в Уральской геосинклинали. Каждому крупному этапу развития осадочного бассейна были свойственны свои типы структур. На доинверсионном (нижне-среднепалеозойском) этапе это рифтогенные структуры сложного строения, разделяющие крупные межрифтовые относительно стабильные блоки (палеосводы), на инверсионном (поздний карбон - ранний триас) -надрифтовые валы и мегавалы и изометричные впадины, наложенные на палеосводы, а на послеинверсионном - образование обширной Печорской синеклизы. Характерной чертой нефтегазоносного бассейна является широкий стратиграфический диапазон нефтегазоносности, охватывающий отложения от ордовика до триаса включительно.

Информация о работе Понятие о процессе метаморфизма