Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 15:09, курсовая работа
Цель: ознакомить с одним из распространенных видов горного туризма – альпинизм.
Задачи: пояснить - что есть альпинизм, рассказать о его видах и технике, районах, а также о великих людях вошедших в историю альпинизма.
Введение
1 Теоретические основы организации альпинизма
1.1 Понятие альпинизма, техника и его виды
1.2 Крупнейшие районы альпинизма и горного туризма
2 Величайшие альпинисты мира, внесшие вклад в развитие альпинизма
2.1 Райнхольд Андреас Месснер – профессиональный альпинист, путешественник, писатель
2.2 Урубко Денис Викторович – высотный альпинист, первопроходец
2.3 Тенцинг Норгей – первооткрыватель Эвереста
Заключение
Использованная литература
"Путешествий без опасностей не бывает" - часто повторял Месснер, который старался проходить экстремально сложные маршруты "by fair means" – без кислородного оборудования, налегке. В 1970-м году он и его брат Гюнтер должны были вдвоем покорить вершину Нанга Парбат без кислородных масок. Однако Гюнтера настигла горная болезнь и он погиб при спуске, предположительно попав в лавину.
Смерть брата известного альпиниста долгое время оставалась для многих загадкой. Бывшие товарищи Месснера по экспедиции в Северный Пакистан подозревали Райнхольда в утаивании всех подробностей гибели брата и в том, что после успешного восхождения он бросил Гюнтера на произвол судьбы… Месснеру приходилось объяснять, что во время приступа горной болезни Гюнтер был вынужден спускаться по более легкому маршруту через стену Rupal, и именно там его настигла лавина. Только в 2005 году останки Гюнтера Месснера были найдены в районе базового лагеря Diamir на высоте 4600 м. После анализа ДНК, исследований остатков обуви и одежды, было установлено, что это действительно погибший брат Райнхольда. Место, где была сделана находка, подтвердила версию о том, что Гюнтер погиб в снежной лавине.
В 1971 году Месснер вернулся на Нанга Парбат в поисках брата, но ни каких следов не было найдено (рис 2).
Рисунок 2 - экспедиция в Северный Пакистан
В 1972 году Месснер участвовал в Тирольской экспедиции на Манаслу под руководством Вольфганга Наирца (Wolfgang Nairz). Целью экспедиции была Южная стена Манаслу.
Рейнхольд в одиночку достиг вершины после того, как его напарник Франц Егер (Franz Jager) повернул назад, поняв что ему не хватит сил. Во время спуска разыгрался сильный шторм, видимость резко ухудшилась. Месснер сбился с пути где-то на высоте 7500-8000 метров. Внезапно он услышал, как его напарник Франц зовет его. Вспомнив откуда пришла непогода, Месснер решил, что направление на лагери совпадает с направлением ветра, и таким образом пришел к палаткам. В палатке его встретили Хорст Франк Хаузер (Horst Frankhauser) и Энди Шлик (Andi Schlick), а Франца Егера там не было. Рейнохольд был уверен, что слышал голос Франца в пурге. Хорст и Энди вышли на поиски, а Месснер остался лежать в палатке в тяжелом состоянии. (рис 3)
Осуществляя поиск при сильном ветре и снегопаде, Хорст и Энди вскоре сами сбились с пути. Они вырыли небольшую пещеру в снегу, но вдруг оба услышали голос Франца и вновь вышли на поиски, но безрезультатно. Они выкопали второе укрытие.
Энди, другом которого был Франц, все же снова вышел на поиски. Хорст последовал за ним, но потеряв его из виду, вернулся в укрытие. С трудом пережив ночь, он спустился утром в лагерь к Месснеру. Вместе они предприняли еще одну попытку поиска, но за ночь выпало около метра снега, который скрыл все следы.
Рисунок 3 - экспедиция на Манаслу
После возвращения из экспедиции многие обвиняли Месснера, считая его главной причиной гибели двух альпинистов, хотя сами члены команды его полностью поддерживали.
В 1973 году Месснер предпринял неудачную попытку соло-восхождения на Нанга Парбат.
В 1975 году Петер Хабелер (Peter Habeler) и Месснер заявили о том, что собираются совершить восхождение на восьмитысячник в альпийском стиле. Месснер понимал под альпийским стилем следующее: восхождение начинается от подножия горы и альпинисты несут с собой всё свое снаряжение, при необходимости возможны остановки на бивуак, предварительная обработка маршрута не проводится, кислород не используется.
Они успешно взошли на Хидден Пик. Оставив позади практически все снаряжение, не связываясь, они совершили быстрое восхождение по новому маршруту, которое, кроме того, стало вторым восхождением на эту гору.
В 1978 году Райнхольд Месснер вместе с Петером Хабелером впервые совершают восхождение на высочайшую гору планеты Эверест без кислородного оборудования.
Восхождение на Эверест, высочайшую вершину мира, было несбывшейся мечтой многих десятков великих альпинистов до 1953 года, когда Эдмунд Хиллари и Тенцинг Норгей достигли его вершины. Последующие десятилетия стали свидетелями многих "первых" свершений: первое женское восхождение, первое сольное восхождение, первый траверс, первый спуск на лыжах… Но все эти восходители полагались на использование дополнительного кислорода при совершении своих высокогорных подвигов. А можно ли было взойти на Эверест без кислорода?
Еще начиная с 1920-х годов альпинисты обсуждали за и против использования вспомогательных средств. Так, Джордж Мэллори утверждал, что "альпинист доложен полностью полагаться на свои естественные возможности, которые могут предупредить его в случае, если он попытается перешагнуть границу своих сил. Со вспомогательными средствами он подвергает себя возможности неожиданного упадка сил, если аппарат сломается." Такая философия, утверждающая, что ничто не должно стоять между альпинистом и горой, находила своих приверженцев и пятьдесят лет спустя.
В 1970-х двумя наиболее ярыми последователями этой философии были Рейнхольд Месснер и Питер Хабелер. К тому времени Месснер уже успел завоевать немного скандальную славу, совершив немалое количество эффектных восхождений в Альпах по скальным маршрутам без использования металлических крючьев. В 1974 году Месснер объединился для восхождений с Хабелером, тихим гидом из Майерхофена, разделявшим его философские взгляды. И эта пара решила приступом завоевать альпинистский мир. Они вдвоем прошли стены Маттерхорна и Эйгера в рекордное время. В 1975 они совершили выдающееся восхождение на 11-тую по высоте вершину в мире - Гашербрум, без использования дополнительного кислорода. К 1978 году они устремили свои усилия к главной цели - взойти на Эверест без кислорода.
Месснер и Хабелер быстро стали объектом критики как со стороны альпинистской общественности, так и со стороны медицинских кругов. Им прилепили ярлык "сумасшедших", которые подвергают себя риску сильно повредить свой мозг. В предыдущих экспедициях были изучены физиологические нагрузки при восхождении на Эверест; оказалось, что они являются очень экстремальными; проведенные в 1960-61 годах тесты на участниках экспедиций под руководством сэра Эдмунда Хиллари показали, что уровня кислорода на вершине Эвереста едва достаточно для поддержания организма в спокойном состоянии - а потребление кислорода восходителем при движении сильно возрастает. Несмотря на это, Месснер и Хабелер продолжили осуществление своего плана. Они собирались добраться вместе с членами австрийской эверестской экспедиции до западного цирка, а оттуда уже совершить самостоятельное восхождение на вершину. Команды прибыли в Базовый Лагерь в марте 1978 и потратили несколько недель на организацию безопасного прохода через ледопад и установку лагерей I-V, а также подготовку к восхождению.
Первую попытку Месснер и Хабелер предприняли 21 апреля. Они достигли лагеря III на склоне Лхоцзе 23 апреля. В эту ночь Хабелер почувствовал себя очень плохо, отравившись рыбными консервами. Месснер решил продолжить восхождение сам, без своего ослабленного партнера, и на следующее утро отправился дальше с двумя шерпами. Достигнув южного седла, трое восходителей неожиданно попали в ужасный шторм. В течение двух дней они пытались пересидеть бурю. Изнуренные борьбой с порванной палаткой и страдая от холода, даже Месснер позже признавался, что считал в тот момент свою затею "неисполнимой и бессмысленной". Наконец, окно в погоде позволило истощенной группе спуститься в Базовый Лагерь и восстановить силы.
Месснер и Хабелер обудили возможность еще одной попытки штурма. Хабелер даже начал подумывать об использовании кислорода, но Месснер остался тверд, заявив, что не будет прибегать к кислороду и не пойдет на восхождение с тем, кто это сделает. Он считал, что достижение как можно большей высоты без кислорода важнее, чем достижение вершины. Хабелер, не имевший возможности найти другого партнера, согласился, и эти двое опять стали командой.
Шестого мая Месснер и Хабелер отправились наверх опять. Они легко достигли лагеря III и, несмотря на глубокий свежевыпавший снег, были готовы двинуться к южному седлу на следующий день. Теперь они находились на такой высоте, когда недостаток кислорода дает себя знать. Месснер и Хабелер договорились принести два баллона кислорода в лагерь IV , на всякий случай, и условились повернуть назад, если один из них потеряет координацию или речь.
На следующий день им потребовалось всего лишь три с половиной часа, чтобы дойти до южного седла (7986м), где они провели оставшуюся часть дня и вечер. Хабелер жаловался на головную боль и то, что у него двоится в глазах на подъеме, но почувствовал себя лучше после отдыха, хотя оба альпиниста часто просыпались из своего забытья от нехватки кислорода. Они заставили себя выпить чаю в надежде, что при насыщении организма водой уменьшится эффект разреженного воздуха.
В три утра 8 мая оба проснулись, чобы отправиться на штурм вершины. У них ушло два часа только на одевание. Так как теперь каждый вдох был дорог, пара начала использовать жесты для общения. Дело двигалось медленно. Идти по глубокому снегу было очень тяжело, поэтому им пришлось лезть по более сложным скальным гребням. Им понадобилось четыре часа, чтобы добраться до лагеря V (8500м), где они остановились на получасовой отдых. Хотя погода все еще была угрожающей, они решили продолжить подъем - хотя бы до южной вершины, до которой им оставалось 260 метров по вертикали.
Месснер и Хабелер пребывали в состоянии такого истощения, какое им не приходилось испытывать ранее. Через каждые несколько шагов они облакачивались на свои ледорубы, из последних сил хватая ртом воздух. Казалось, что их легкие сейчас разорвутся пополам. Поднявшись еще немного, они стали падать на колени или даже просто ничком в снег, стараясь восстановить дыхание. Достигнув южной вершины, двойка связалась и продолжила путь. Ветер нещадно трепал их, но впереди проглядывал кусочек чистого неба. Им оставалось набрать 88 метров по вертикали. Они подошли к ступени Хиллари и продолжили подъем, сменяя друг друга и останавливаясь на отдых три или четыре раза. На высоте 8800м они развязались, но недостаток кислорода настолько уже давал себя знать, что каждые 3 - 5 метров они падали в снег и лежали. Месснер позже говорил, что "процесс дыхания стал настольно серьезным занятием, что у нас почти не оставалось сил идти". Он описывает, что в тот момент мозг его был как будто мертв, и только его дух заставлял его продолжать ползти дальше.
Где-то между часом и двумя по полудни восьмого мая 1978 года Месснер и Хабелер совершили то, что считалось невозможным - первое восхождение на Эверест без кислорода. Месснер так описывал свои ощущуния: "В состоянии духовной абстракции, я уже более не принадлежал себе, своему зрению. Я не более чем одинокое тяжело дышащее легкое, плывущее над туманами и вершинами."
Чтобы спуститься на южное седло, Хабелеру понадобился час, а Месснеру 1час 45 минут - на это же расстояние утром у них ушло 8 часов. Два дня спустя, ликующие, они пришли в Базовый Лагерь.
Восхождение было совершено в альпийском стиле. На восхождение Райнохольд взял только ледоруб и кошки. Это было первое в истории соло на восьмитысячник. Месснер достиг вершины на третий день восхождения и совершил спуск по ранее не пройденному маршруту. Год спустя тот же фокус Месснер проделывает, взойдя на К2 на пару с Михаэлем Дахером, установив при этом рекорд по скорости восхождения.
В 1984 году Райнохольд решил вновь раздвинуть границы высотного альпинизма, и совершить первый траверс восьмитысячников. В качестве объекта были выбраны Гашербрум I (Хидден Пик) и Гашербрум II. Изначально предполагалось начать с восхождения на Гашербрум I, но из-за высокой лавинной опасности было решено пройти траверс в обратном направлении. На четвертый день пути, когда альпинисты были на седловине между Гашербрум I - Гашербрум II, начался шторм. Они поставили лагерь на высоте 7400 метров. Проведя тяжелую ночь, альпинисты успешно поднялись на Гашербрум I , пройдя сложнейший спуск, через восемь дней после старта они вернулись в базовый лагерь.
"Это чудо и скорее удача, чем закономерность, что мы не провалились в одну из многочисленных трещин и не погибли под камнепадом на спуске" - говорил Райнхольд Месснер.
В 1986 году, после покорения Макалу и Лхоцзе, Месснер становится единственным человеком в мире, побывавшим на вершинах всех 14-ти восьмитысячников планеты. Наряду с горными маршрутами цепочки его следов остаются в Антарктиде, Гренландии, пустынях Гоби и Такла Макан.
Кто-то посчитал, что Месснер должен был погибнуть с вероятностью 99,9%, однако, благодаря своим выдающимся способностям и умению быстро и правильно принимать решения в экстремальных ситуациях, он выжил.
Месснер до сих пор продолжает исследовать, путешествовать, писать. Он говорит, что слишком стар, чтобы учиться чему-либо другому.
Месснер не только великий альпинист, в 1990 году он первым пересек Антарктиду пешком. Позже наступило время Арктики, однако, его ждала неудача. Тем не менее он еще не отказался от этой идеи.
В 2000 году Месснер вернулся к подножью Нанга Парбата, чтоб попробовать пройти новый маршрут, с ним были его брат Хубберт (Hubert), Ганс Петер Эйсендл (Hans Peter Eisendle) и Вольфганг Томасет (Wolfgang Thomaseth). Достигнув значительной высоты, они сочли вершинный гребень слишком опасным и вернулись.
В 2004 году Месснер пересёк пустыню Гоби с Востока на Запад за шесть недель.
В перерывах между своими путешествиями Райнхольд Месснер живет в кругу семьи в городе Мерано, либо ведет хозяйство в замке Юваль в горах Южного Тироля – пасет яков, пишет книги (Месснер – лауреат многочисленных премий в области литературы) и собирает коллекции для своего музея. Кроме этого, Месснер известен как телеведущий и политический деятель: с 20 июля 1999 года по 19 июля 2004 года он был представителем партии "зеленых" в Европарламенте. После завершения срока своего мандата Месснер стал активно работать над проектом музея Messner Mountain Museum (MMM) и фонда Messner Mountain Foundation (MMF), который занимается оказанием помощи и поддержки горских народов во всем мире.