Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 10:58, курсовая работа
Цель работы – провести анализ природных богатств Атлантики. Для реализации этой цели нами были поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику Атлантическому океану;
- проанализировать свойства вод, состав флоры и фауны, а также уделить внимание полезным ископаемым океана;
- раскрыть особенности и проблемы освоение океана.
Как и для всего Мирового океана, для Атлантики характерно обилие биомассы при относительной бедности видового состава органического мира в умеренных и высоких широтах и гораздо большее видовое разнообразие в межтропическом пространстве и субтропиках.
В составе зоопланктона представлены веслоногие рачки (криль) и птероподы, в фитопланктоне доминируют диатомовые водоросли. Для соответствующих широт северной части Атлантического океана (Северо-Атлантическая биогеографическая область) характерно присутствие в составе органического мира тех же групп живых организмов, что и в южном полушарии, но представлены они другими видами и даже родами. А по сравнению с теми же широтами Тихого океана Северная Атлантика отличается большим видовым разнообразием. Особенно это касается рыб и некоторых млекопитающих. Многие районы Северной Атлантики издавна являлись и продолжают оставаться местами интенсивного рыболовства. На банках у берегов Северной Америки, в Северном и Балтийском морях вылавливают треску, сельдь, палтуса, морского окуня, кильку. С давних времен в Атлантическом океане велась охота на млекопитающих, особенно на тюленей, китов и других морских животных. Это привело к сильному истощению промысловых ресурсов Атлантики по сравнению с Тихим и Индийским океанами.
Но несмотря на относительное видовое богатство органического мира в тропической части Атлантического океана, он все же менее разнообразен, чем в Тихом и даже в Индийском океанах. Здесь гораздо беднее представлены коралловые полипы, распространение которых ограничено, в основном, Карибским бассейном; отсутствуют морские змеи, многие виды рыб. Возможно, это связано с тем, что в приэкваториальных широтах Атлантический океан имеет наименьшую ширину (менее 3000 км), что несопоставимо с огромными пространствами Тихого и Индийского океанов.
Основными полезными ископаемыми являются нефть и природный газ.
Исследование океана можно условно разделить на 3 периода:
Первыми из философов античности слово «Атлантический» употребил в своих сочинениях греческий историк Геродот, писавший, что «море, по коему плавают эллины, и то, что за Геркулесовыми столпами, именуется Атлантическим». Термин «Атлантический океан» встречается в трудах Эратосфена Киренского (III век до н. э.) и Плиния Старшего (I век н. э.), но в том, какую именно акваторию он обозначал в древности, ученые не уверены до сих пор. Возможно, так именовали акваторию между Гибралтарским проливом и Канарскими островами.
Задолго до эпохи великих географических открытий просторы Атлантики бороздили многочисленные суда викингов, карфагенян, финикийцев, норманнов и басков. К примеру, племя басков обосновалось на Пиренейском полуострове в глубокой древности, ещё до появления на континенте индоевропейских народов. Кормясь рыболовным промыслом, но не имея доступа к тихим бухтам теплого Средиземного моря, баски волей-неволей досконально изучили бурный Бискайский залив, о котором издавна ходила дурная слава. Нельзя исключить, что за несколько веков до Колумба они достигли «земли Вяленой Рыбы» (о. Ньюфаундленд) по ту сторону Атлантики: тамошние воды и доныне славятся богатейшими рыбными запасами. В X-XI ст. новую страницу в изучение северной части Атлантического океана вписали норманны. По мнению большинства исследователей доколумбовых открытий, скандинавские викинги первыми и не раз переплывали океан, достигнув берегов Американского континента (они называли его Винландом) и открыв Гренландию и Лабрадор. Если бы им удалось колонизировать Новый Свет, то, возможно, сегодня Канада была бы заморской провинцией Швеции или Норвегии.
Спустя несколько веков экспедиции Христофора Колумба нанесли на карту многие острова Карибского бассейна и огромный материк, позднее названный Америкой. Англичане не замедлили снарядить к северо-восточным берегам Нового Света несколько исследовательских экспедиций, собравших весьма ценные сведения, а в 1529 г. испанские картографы составили карту северной части Атлантики, омывающей западные берега Европы и Африки, и обозначили на ней опасные мели и рифы.
В
конце XV века соперничество между
Испанией и Португалией за господство
в Атлантике обострилось
На картах европейских мореплавателей, составленных в XVII веке, фигурирует название «Эфиопское море», а топоним «Атлантика» вернулся лишь в конце XVIII столетия.
Во
второй период изучались физические
свойства океанической воды и проводились
глубоководные исследования. В 1749 г.
Г. Эллис впервые измерил
В третий период проводятся комплексные океанографические экспедиции, начатые английской экспедицией на «Челленджере» (1872-1876), выполнившей первые подробные физические, химические и биологические исследования Мирового океана, включая и Атлантический океан. Собранный материал выпушен Дж. Мерреем в 50 томах. После нее работали экспедиции на судах «Газель» (1874-1876, герм.), «Витязь» (1886-1889, рус.), «Вальдивия» (1898-1899, герм.), «Гаусс» (1901-1903, герм.) и др. Наиболее значительные исследования в Атлантическом океане были проведены на «Метеоре» (1925-1927, герм.), «Дискавери II» (с 1931, англ.), «Атлантик» (с 1933, амер.). Большое значение для изучения океана имели объединенные океанографические исследования в период Международного геофизического года (1957-1958), в котором активно участвовали советские НИС «Михаил Ломоносов», «Седов», «Экватор» и др. Крупный вклад в изучение геологической истории океана вносят работы, начатые в 1968 г. американской экспедицией на судне «Гломар Челленджер», построенном для глубоководного бурения дна. В конце ХХ века интенсивные комплексные океанологичесике исследования проводились СССР на НИС «Витязь», «Михаил Ломоносов», «Академик Курчатов», «Академик Вернадский», «Дмитрий Менделеев», «Петр Лебедев» и др. по национальным и международным программам. Существенный вклад в изучение изменчивости гидрофизических полей внесли международные экспедиции – советско-американский эксперимент «Полимоде», франко-американская глубоководная экспедиция «Фамус», Международный атлантический тропический эксперимент (1974), в котором участвовали ученые из 60 стран.
Испанские конкистадоры были поражены, увидев, как рыбачили, местные жители у побережья Кубы. Вместо крючков или сетей они забрасывали в воду тонкую веревку с привязанной к ней рыбой-прилипалой. Коварная рыба присасывалась к выбранной ею жертве. А ловец легко вытаскивал и добычу, и охотника-прилипалу на песчаный берег.
В Атлантическом океане на побережье Северной Америки находится залив Фанди. Этот залив знаменит своими огромными приливами. Дважды в сутки уровень океана поднимается и дважды опускается здесь настолько, что в полную воду уровень воды на 15-18 метров выше, чем в малую. Этот спад воды местные жители из прибрежных поселков используют для того, чтобы на специально врытых столбах растянуть сети. Начинается прилив – и столбы с сетями оказываются под водой. А в отлив, не применяя ни шлюпок, ни катеров, рыбаки вынимают попавшую в сети рыбу.
Конечно, эти способы лова – редкие, даже экзотические. Современная рыбная промышленность – это высокомеханизированная отрасль народного хозяйства. Лов рыбы ведут специализированные суда-траулеры, оснащенные современными орудиями лова. Во время плавания суда используют радионавигационные приборы. Им помогают данные, получаемые с судов научно-промысловой разведки, которые обобщают ученые-океанологи.
Способы рыболовства совершенствуются, меняются районы лова. Применяются новые методы, разрабатываемые на основе научных исследований3.
Так, до начала второй мировой войны тресковых рыб ловили главным образом с помощью яруса – крючковой снасти, похожей на большой перемет. На ярус попадали преимущественно крупные рыбы, а сама снасть не наносила никакого вреда донным беспозвоночным животным, которыми кормятся тресковые рыбы. Однако этот способ лова технически сложен и требует участия в нем большого числа людей. Часть времени рыбаков уходила на ловлю мелкой рыбы для наживки, много часов требовалось, чтобы оснастить ярус и наживить его. Выметывать снасть можно лишь в относительно спокойную погоду. Затем требуется долго выжидать, пока рыба возьмет приманку. При подъеме яруса пойманных рыб некогда снимать с крючков, поэтому их обрывают вместе с поводками. Для следующей ловли ярус приходится вязать заново.
Траловый лов дает немедленный результат и требует при этом меньше рабочих рук. Однако он имеет и свои весьма существенные недостатки, с которыми первое время почти не считались. В мешок трала наряду с крупными рыбами попадала и мелкая, еще не достигшая промыслового размера. Когда большой трал волочится по дну, он сметает на своем пути все живое, выворачивает камни, перепахивает грунт. Все это отрицательно сказывается на донном населении, подрывает кормовую базу тех самых тресковых рыб, ради которых ведется промысел.
Весьма эффективным оказался лов рыбы на свет. Для этой цели в ночное время в воду опускаются мощные лампы, а привлеченных светом пелагических рыб (например, сайру) с помощью специальных насосов выкачивают из моря прямо в рыбоприемники. В результате широкого внедрения этих способов рыболовства при полном отсутствии ограничительных мер естественное воспроизводство рыб не поспевало за их выловом. Рыбу стало ловить труднее. Особенно страдали от этого небольшие страны со слабо развитой промышленностью.
Так, экономика Исландии, которая почти целиком зависит от рыболовства, оказалась на грани катастрофы. У берегов этой страны появилось множество технически совершенных рыболовецких судов ряде крупных капиталистических стран, с которыми плохо оснащенный рыбный флот Исландии никак не мог конкурировать. Попытки правительства этой страны ввести ограничение промысла поблизости от исландских берегов привели к серьезным конфликтам с Англией, которая для защиты своих интересов начала посылать к берегам Исландии военные корабли. Произошло это вовсе не в средневековые времена, а в 60-е годы нашего просвещенного XX века.
В настоящее время принято международное постановление, которое предоставляет каждой стране преимущественное право рыболовства в двухсотмильной зоне вдоль своих берегов. В эту зону попадает наиболее продуктивная в рыбном отношении часть океана – его шельф.
Большие глубины Мирового океана небогаты рыбой, и потому рыболовный флот теперь устремился в открытое море, где у поверхности ходят косяки крупных пелагических рыб. Совершенно очевидно, что неограниченный их промысел чреват самыми печальными последствиями. Избежать их можно только принятием "охранных мер, которые должны выполняться всеми странами, ведущими промысел в океане4.
Часть
месторождений полезных ископаемых
скрыта в недрах морского дна. Их разработка
по сравнению с россыпями
Эксплуатация твердых полезных ископаемых из россыпей и толщи морского дна еще только начинается, а добыча нефти и газа уже происходит в широких масштабах (рис. 4). Главная машина для добычи нефти и газа — буровой станок. Первые буровые станки, появившиеся сотни лет назад, по существу, копировали рабочего с ломом. Только лом у этих первых станков был тяжелее и по форме напоминал скорее долото. Он так и назывался — буровое долото. Его подвешивали на канате, который то поднимали с помощью ворота, то опускали. Такие машины называются ударно-канатными. Их можно встретить кое-где и сейчас, но это уже вчерашний день техники: очень уж медленно пробивают они отверстие в камне, очень много расходуют энергии зря.
Гораздо быстрее и выгоднее другой способ бурения — роторный, при котором скважина высверливается. К ажурной металлической четырехногой вышке высотой с десятиэтажный дом подвешена толстая стальная труба. Ее вращает специальное устройство — ротор. На нижнем конце трубы — бур. По мере того как скважина становится глубже, трубу удлиняют. Чтобы разрушенная порода не забила скважину, в нее насосом через трубу нагнетают глинистый раствор. Раствор промывает скважину, уносит из нее вверх по щели между трубой и стенами скважины разрушенную глину, песчаник, известняк. Одновременно плотная жидкость поддерживает стенки скважины, не давая им обрушиться.
Но и у роторного бурения есть свой недостаток. Чем глубже скважина, тем тяжелее работать двигателю ротора, тем медленнее идет бурение. Ведь одно дело вращать трубу длиной 5—10 м, когда бурение скважины только начинается, и совсем другое — крутить колонну труб длиной 500 м. А что делать, если глубина скважины достигает 1 км? 2 км?
Информация о работе Природные богатства атлантического океана