Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:27, курсовая работа
Наблюдаемые в обыденной жизни в последние два-три года факты показывают, что в России начал появляются слои населения, которые уже нельзя безоговорочно отнести ни к богатым, ни к бедным. Покупки современных товаров длительного пользования западного образца, проведение свободного и отпускного времени свидетельствуют о том, что этот слой не живет только "сводя концы с концами". Поэтому все чаше в среде экономистов, социологов и политологов возникают вопросы: «Происходит ли в России становление того слоя, который в западных странах принято называть "средним классом"
Введение 2
1. Наличие среднего класса в России 3
2. Ценности и ценностные представления 9
3. Методология и методика изучения ценностных представлений 13
4. Экспериментальная дифференциация видов ценностных представлений 15
Заключение 18
Список используемой литературы: 19
Оглавление:
Наблюдаемые в обыденной жизни в последние два-три года факты показывают, что в России начал появляются слои населения, которые уже нельзя безоговорочно отнести ни к богатым, ни к бедным. Покупки современных товаров длительного пользования западного образца, проведение свободного и отпускного времени свидетельствуют о том, что этот слой не живет только "сводя концы с концами". Поэтому все чаше в среде экономистов, социологов и политологов возникают вопросы: «Происходит ли в России становление того слоя, который в западных странах принято называть "средним классом". Если да. то каков его размер, состав, кто является его референтной группой? Если его нет, то в чем причины этого отсутствия, какие условия нужны для его оформления?
Эти
вопросы стали предметом активн
Такой общественный интерес к данной теме не случаен. Формирование среднего класса рассматривается практически всеми исследователями как реальный положительный результат экономических реформ, как доказательство того, что экономические и политические реформы, преобразуя экономику и социально-политическую систему, формируют адекватную ей социальную структуру.
Если оценивать вышедшие в последнее время публикации с точки зрения ответа на главный вопрос: "Идет ли в России формирование среднего класса или нет?", то приходится признать, что позиции авторов противоположны. Часть из них считают, что реформы пока не привели к формированию среднего класса. Другие авторы оценивают ситуацию более оптимистично, считая, что есть некоторый слои, пока еще немногочисленный, который можно рассматривать как прообраз среднего класса.
Выражая ту или иную позицию, авторы чаше всего используют объективные показатели, характеризующие материальное благосостояние, возможность вести предпринимательскую деятельность, позиции на рынке труда, стабильность положения. Реже используются субъективные показатели (оценки респондентами своего социального статуса, положения, принадлежность к той или иной социальной группе). Представления о социальной стратификации, среднем классе достаточно новы для массового сознания. С развитием гласности, открытости нашего общества они проникли сначала в научный обиход, а затем, через СМИ — в массовое сознание. Данные показывают, что еще в 1991 т. самоидентификация людей с каким-либо слоем (высшим, средним. низшим) было делом необычным для массового сознания. Тогда продолжали существовать другие идентификационные категории (рабочий класс, интеллигенция, служащие и т.п.).
Изменение социальной структуры, появление в ней принципиально новых слоев общества (новая буржуазия, новая бюрократия, предприниматели, свободные профессионалы, "челноки", безработные, криминальные группы и др.) остро поставило перед новыми и традиционными общностями вопросы об осознании их собственной индивидуальной и групповой идентичности, месте в социальной иерархии, социальном престиже.
Без самоидентификации, без субъективных оценок своего статуса, статуса окружающих людей и представителей разных социальных групп вряд ли можно говорить о формировании новой стратификационной системы, а вместе с ней — о становлении новых идентификационных систем, позволяющих осознать индивидуальные и групповые интересы в быстро изменяющемся обществе. Поэтому не менее важно исследовать формирование среднего класса с позиции того, существует ли в общественном сознании представление о "среднем классе" как таковом, какие социальные группы его наполняют, какие категории людей идентифицируют себя со средним классом, каковы их объективные характеристики социально-экономического положения.
Такой подход к изучению процессов формирования среднего класса условно можно назвать "субъективным". Его суть состоит в том, что объект изучения (средний класс) выделяется на основе самоидентификации людей сданным социальным слоем. Иначе говоря, границы среднего класса задаются теми, кто сам себя считает принадлежащим к среднему классу.
Эксперты-обществоведы признают, что несущей опорой всей конструкции современных демократических обществ является средний класс. При недостаточном развитии и малом весе этой социальной страты вряд ли можно вести речь о полноценной демократии. Тем интереснее результаты одного исследования об эволюции среднего класса в России, проведенного российскими специалистами. Кратко их можно обобщить следующим образом.
Современное российское общество претерпевает быстрые изменения. Последнее десятилетие ХХ в. было для России периодом беспрецедентной трансформации всех основных общественных институтов, социальной структуры и стратификации общества. За это время были созданы важнейшие институты рыночной экономики, возникло многообразие форм собственности и возродился новый для России советского времени экономический тип активности - предпринимательство. Вместе с тем не удалось сформировать такую социальную стратификацию общества, которая отвечала бы потребностям функционирования рыночной системы. Ее главный порок - отсутствие массового среднего класса - подлинного мотора экономического развития страны.
Отсутствие массового среднего класса не позволяет снизить высокий конфликтный потенциал в обществе. Слабо развиваются неформальные институты, соответствующие рыночной экономике и демократическому общественному устройству. Распространение в обществе неформальных институтов также определяется ростом среднего класса - массового носителя идей рыночной экономики, ценностей демократического, либерального общества.
В социологии к среднему классу относят ту часть общества, которая располагается между элитой и основной массой рабочего класса, т.е. сюда не включаются крупные собственники и малоквалифицированные служащие. К нему принадлежат научные и инженерно-технические работники, не занимающие высоких постов, управленческий, административный персонал, работающая по найму интеллигенция, городские и сельские собственники, в том числе крестьяне и фермеры, рабочие высокой квалификации, работники сферы обслуживания и др.
Средние слои современных западных стран порождены индустриальным обществом. В нем стандартизованные высокотехнологические предметы потребления обеспечивают рост уровня и качества жизни наиболее массовой и экономически активной части населения. Свои социальные функции средний класс в состоянии выполнять только в том случае, если он материально состоятелен: владеет мелкой или средней собственностью, приносящей доход, располагает интеллектуальным или профессиональным капиталом, востребованным в данном обществе. Экономический тип поведения представителей среднего класса ориентирован на рыночную форму ведения хозяйства, где постоянно происходит оценка профессиональных и деловых качеств, и большее материальное вознаграждение получает более успешный участник экономической деятельности. Стиль жизни, система ценностей среднего класса ориентированы на семейное благополучие, индивидуальное развитие и совершенствование. Политические ориентации определяются демократическими принципами, законопослушностью и требованиями к государству соблюдать права человека.
"Традиционные", или "старые", средние слои объединяют мелких частных собственников (сфера мелкого и среднего бизнеса, фермеры и т.д.). "Новые" средние слои включают лиц, владеющих интеллектуальной собственностью, навыками сложной трудовой деятельности: менеджеров, экспертов-интеллектуалов, лиц свободных профессий, служащих, высококвалифицированных рабочих и т.д. Принадлежность к собственникам отнюдь не исключает наличия достаточно высокого образования, в том числе и высшего профессионального. Вместе с тем у "старых" и "новых" слоев прослеживается существенная специфика в ценностных ориентациях, в соотношении традиционализма и новаторства. Если "старые" слои - оплот устоев и стабильности, то "новые" - прогресса и развития. Но вместе с тем между этими слоями среднего класса не существует непреодолимого барьера - они как два сообщающихся сосуда. Социальная близость этих групп обусловливает реальную возможность горизонтальной и вертикальной мобильности как внутри них, так и между ними.
В
современных обществах с
Все эти характеристики объясняют, почему формирование среднего класса стало актуальной проблемой для России, ставшей на путь рыночных преобразований в экономике, развития демократических прав и свобод граждан.
В ходе проведенных в 1998 и 2002 гг. социологических опросов были получены ответы на более чем 100 вопросов. В каждом опросе участвовала примерно тысяча респондентов. Для социологического изучения феномена среднего класса в переходном обществе, каким является сейчас Россия, был применен комплекс критериев с тем, чтобы выделить такую группу, которая экономически активна и располагает соответствующим капиталом (финансовым, материальным, социальным), позволяющим успешно реализовывать себя в новых экономических условиях.
Были использованы три критерия: среднее место по самооценке в социальной стратификации, средний уровень материального благосостояния, а также наибольшая массовость. Оказалось, что в 1998 г. такая группа включала 11% численности населения страны, а к 2002 г. она сократилась до 7,4%. Это - буквально "средняя" прослойка населения, но претендовать на то, чтобы считаться средним классом общества, она не может, поскольку не отвечает его качественным критериям. Ее можно условно назвать "средней массой". Сравнение "средней массы" со всем массивом опрошенных, который по своим основным параметрам представляет общество, показало, что, большинство в ней составляют женщины, она смещена в сторону более молодых (до 35 лет) людей - 76,2% численности. Уровень образования в группе весьма близок к уровню образования всего массива, и в этом смысле она представляет население всей страны. Наконец, распределение респондентов по типу поселения показывает, что более одной трети рассматриваемой группы сосредоточено в малых городах и рабочих поселках, тогда как из общего массива здесь проживала лишь четверть опрошенных. Меньше в этой группе и жителей крупных городов.
Анализ профессионального состава "средней массы" показал, что здесь почти нет предпринимателей, но значима доля бухгалтеров, работников сферы быта, услуг, снабжения и сбыта, занятых на небольших частных предприятиях и в государственном секторе. Доля технических специалистов, рабочих, гуманитарной интеллигенции близка к численности в основном массиве. По отношению к реформам "средняя масса" настроена пессимистично, слабо поддерживает рыночные экономические преобразования. Оценки ближайшего и отдаленного будущего также не отличаются оптимизмом, "средняя масса" охвачена смятением и унынием. К "средней массе" относится население, имеющее не слишком сильные позиции в общественной иерархии. У нее своя ниша в обществе, а ее поведение и ценностные ориентации позволяют измерить, насколько глубоки социально-экономические и политические изменения в стране, оценить, в какой мере проводимые преобразования затрагивают глубинные пласты жизни населения.
Для более точного представления о среднем классе в современной России применялись три других критерия, позволяющие оценивать качественные характеристики опрашиваемых: самоидентификация, уровень доходов и статус профессионала (его дает специальное образование). Применение этих критериев позволило выделить группу, которую можно отнести к среднему классу. Ее общая численность в 2002 г. составила 14% населения России. Четыре года назад выделенный по таким же признакам средний класс составлял 9,4%. Ежегодный прирост в 1% - неплохой результат для российских условий.
Внутренняя неоднородность среднего класса как социальной группы объясняется различиями в уровне доходов. Здесь объединены и те, кого можно отнести к "обеспеченным", и те, о которых можно сказать, что они уже "зажиточные". Это разделение в современных условиях очень существенно и определяет попадание в нижний или верхний слой среднего класса: сейчас нижний слой составляет 2/3, а верхний - 1/3 среднего класса. Нижний слой, или как его можно назвать "российский средний класс" (поскольку он в большей мере несет на себе особенности трансформационного процесса и наследует черты советского периода), включал 6% опрошенных в 1998 г. В 2002 г. численность "российского среднего класса" увеличилась на 3,9% и составила 9,9% населения страны.
В составе этой группы за четыре года произошли значительные изменения. Если раньше в ней преобладали мужчины, то теперь женщин на 17,2% больше. Это связано с тем, что женщины более инерционны в вопросе смены места работы, продолжают трудиться на государственных предприятиях и в учреждениях, в то время как многие мужчины покинули государственный сектор, стремясь к большим заработкам, и вследствие этого переместились в другие социальные слои. По-прежнему в этом слое сосредоточены наиболее активные возрастные группы (от 25 до 44 лет), они составляют почти 54%. Доля лиц старшего и пенсионного возраста в два раза ниже, чем в целом по стране. В нижнем слое среднего класса меньше жителей села, но больше жителей Москвы и средних городов.
Несмотря на то, что нижний слой среднего класса не может претендовать на соответствие среднему классу западных стран по уровню материального благосостояния, он располагает значительным социальным капиталом, прежде всего образованием, сохраняющим высокую значимость в общественно важных областях - науке, образовании, здравоохранении, на государственных предприятиях, не подлежащих приватизации. Сейчас в нижней части среднего класса концентрируются профессиональные группы, которые в условиях рыночных отношений понесли наибольшие социальные потери - рабочие промышленности, техническая и гуманитарная интеллигенция. Предприниматели составляют здесь только 12% опрошенных, немало их занимается мелким челночным бизнесом.
Информация о работе Экспериментальная дифференциация видов ценностных представлений