Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 01:36, реферат
Первая статья Конституции гласит, что Россия является федеративным государством, а это предопределяет существенную степень децентрализации и деконцентрации власти, то есть наличие субъектов власти, имеющих собственную компетенцию и ресурсы, в пределах которых они самостоятельны. Это положение ни кем не оспаривается, но не все разделяют необходимость дальнейшей децентрализации и деконцентрации власти. Россия так велика и многообразна, что региональное управление также недостаточно эффективно - об этом красноречиво говорит количество дотационных регионов.
собственные доходы местных бюджетов (установленные Налоговым кодексом поступления по местным налогам и местным надбавкам к региональным налогам) должны в основном соответствовать расходам, необходимым для решения вопросов местного значения, по которым все расходные полномочия закреплены на органами местного самоуправления;
Бюджетным кодексом за местными бюджетами могут быть закреплены минимального гарантированные нормативы отчислений от федеральных налогов для решения вопросов местного значения и частично - для реализации конституционных гарантий, финансовое обеспечение и финансирование которых закреплено федеральными законами за органами местного самоуправления;
законами субъектов Российской Федерации за местными бюджетами могут, а в установленных федеральным законодательством случаях и порядке - должны, закрепляться отчисления от федеральных налогов (в том числе - по душевому принципу) для реализации конституционных гарантий, финансовое обеспечение и финансирование которых закреплено федеральными законами за органами местного самоуправления.
В свою очередь авторы Доклада ЦСИ ПФО «Полномочия, функции и предметы ведения в стратегической перспективе развития государственности»-2002 исходят из понимания того, что основой для рациональной организации процесса политико-правового (законодательного и договорного) и управленческого разграничения компетенций конкретных органов государственной власти и местного самоуправления должно быть установление стратегических принципов разграничения не только предметов ведения и полномочий, но и функций между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Определение подобных основополагающих принципов находится в тесной связи с концепцией развития федеративных отношений.
Они полагают, что при разграничении предметов ведения, полномочий и функций органов власти должны соблюдаться следующие стратегические принципы:
неприкосновенность Конституции на ближайшую перспективу;
правовые нормы, наделяющие органы власти и местного самоуправления полномочиями, должны толковаться как императивные, т.е. как обязанность власти перед населением;
единство инфраструктурного (связанного с «общими функциями»), ресурсного и правового (стандарты и социальные гарантии) обеспечения;
расширительное толкование угроз безопасности, включение в их состав прогнозируемых угроз, т.е. любые «вызовы времени», на которые требуется ответ в рамках стратегических функций президентской власти;
разграничение полномочий - это способ создания условий для более глубокого взаимодействия соответствующих органов власти и управления;
приоритет федеральных
законов при определении
разграничение полномочий должно происходить на двух функциональных уровнях, которые должны быть взаимно увязаны: на уровне «деятельных функций» субъектов власти и на уровне функций нормативного регулирования исполнения первых функций.
Действующее сегодня законодательство не содержит принципов и механизмов разграничения расходных полномочий. В результате в бюджетной системе Российской Федерации существует большое количество “необеспеченных мандатов” (прежде всего, в сфере предоставления социальных пособий и льгот, а также за счет централизованного установления заработной платы в бюджетной сфере), размывающих ответственность органов власти разных уровней за выполнение возложенных на них функций и вызывающих хроническую несбалансированность региональных и местных бюджетов. Сокращение, а в перспективе - полная ликвидация “необеспеченных мандатов” является основополагающей предпосылкой для повышения эффективности функционирования органов государственной власти и местного самоуправления.
Несбалансированность,
в свою очередь, препятствует распространению
на уровень субъектов и
Результаты работы Комиссии могут и должны быть переведены в формат конкретных законодательных инициатив, увязанных в единую систему с широким спектром реформ в сфере государственного строительства, развития местного самоуправления, социально-экономической модернизации страны.
Разграничение полномочий в системе публичной власти - это только часть работы по формированию системы управления развитием страны в целом. Другими словами, разграничение полномочий - это необходимое, но недостаточное условие для достижения главной цели государственного управления: повышения эффективности системы публичной власти и формируемой на ее основе системы публичного управления. Разграничение полномочий позволяет лишь обеспечить функционирование государственной системы, т. е. сохранить достигнутый уровень, но не обеспечивает ее развитие.
Необходимо формирование
специальной системы
Разграничение и взаимодействие - две важнейших составляющих одного и того же процесса развития.
Механизмами, обеспечивающими взаимодействие, например, могут быть публично-правовые договора и соглашения, специальные переговорные технологии и процедуры, включающие целый комплекс мероприятий по согласованию интересов сторон, представляющих федеральные, региональные и местные интересы, а также интересы экономических субъектов. Отечественный опыт все еще небогат этими процедурами, он только складывается, но отдельные образцы механизмов взаимодействия уже разработаны и реализуются.
Осуществление новой стратегии территориального развития страны требует не только активизации региональной политики федерального центра, но и совершенствования всех институциональных и правовых, экономических и организационных механизмов федеративных отношений.