Кризис Бреттон-вудской валютной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

В работе рассматриваются исторические предпосылки к переходу, а затем и смене Бреттонвудской валютной системы, ее функционирование и итоги.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ БРЕТТОНВУДСКОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Эволюция мировой валютной системы
1.2. Влияние второй мировой войны
1.3. Кризис мировой валютной системы и создание Бреттонвудской системы
2. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БРЕТТОНВУДСКОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМ
2.1. Девальвации западноевропейских валют
2.2. От американоцентризма к полицентризму в валютной сфере
2.3. От «долларового голода» к «долларовому пресыщению»
2.4. Распад валютных зон
3. КРИЗИС БРЕТТОНВУДСКОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ
3.1. Факторы возникновения кризиса
3.2. Формы проявления кризиса Бреттонвудской валютной системы
3.3. Этапы развития кризиса
3.4. Переплетение валютного кризиса с энергетическим и мировым экономическим кризисом
3.5. Особенности и социально-экономические последствия кризиса Бреттонвудской валютной системы

Содержимое работы - 1 файл

NIR.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

 

        2. ПРОБЛЕМЫ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БРЕТТОНВУДСКОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ

       2.1. Девальвации западноевропейских  валют.

       Экономическое превосходство США и слабость их конкурентов обусловили господствующее положение доллара, который пользовался  всеобщим спросом. Опорой долларовой гегемонии служил также «долларовый голод» — острая нехватка долларов, вызываемая дефицитом платежного баланса, особенно по расчетам с США, и недостатком золотовалютных резервов. Он отражал в концентрированном виде тяжелое валютно-экономическое положение стран Западной Европы и Японии, их зависимость от США, долларовую гегемонию.

       Дефицит платежных балансов, истощение официальных  золотовалютных резервов, «долларовый  голод» привели к усилению валютных ограничений в большинстве стран, кроме США, Канады, Швейцарии. Обратимость валют была ограничена. Ввоз и вывоз валюты без разрешения органов валютного контроля были запрещены. Официальный валютный курс носил искусственный характер. Многие страны Латинской Америки и Западной Европы практиковали множественность валютных курсов — дифференциацию курсовых соотношений валют по видам операций, товарным группам и регионам.

       В связи с неустойчивостью экономики, кризисом платежных балансов, усилением  инфляции курсы западноевропейских валют по отношению к доллару  снизились: итальянской лиры в 33 раза, французского франка в 20 раз, финской марки в 7 раз, австрийского шиллинга в 5 раз, турецкой лиры в 2 раза, фунта стерлингов на 80% за 1938-1958 гг. Возникли «курсовые перекосы» — несоответствие рыночного и официального курсов, что явилось причиной многочисленных девальваций. Девальвация — официальное снижение курса бумажных денег по отношению к золоту (серебру или иностранной валюте) или уменьшение золотого содержания денежной единицы, и иногда сопровождающееся обменов старых денежных знаков на новые. Среди них особое место занимает массовая девальвация валют в 1949 г., которая имела ряд особенностей.

  1. Это снижение курсов было проявлением локального валютного кризиса, возникшего под влиянием мирового экономического кризиса, который в 1948-1949 гг. поразил в основном США и Канаду и болезненно отразился на пострадавшей от войны экономике стран Западной Европы.
  2. Девальвация 1949 г. была проведена в известной мере под давлением США, которые использовали повышение курса доллара для поощрения экспорта своих капиталов, скупки по дешевке товаров и предприятий в западноевропейских странах и их колониях. С ревальвацией (процесс, обратный девальвации) доллара увеличилась долларовая задолженность стран Западной Европы, что усилило их зависимость от США. Повышение курса доллара не отразилось на экспорте США, занимавших монопольное положение на мировых рынках в тот период.
  3. Курс национальных валют был снижен непосредственно по отношению к доллару, так как в соответствии с Бреттонвудским соглашением были установлены фиксированные валютные курсы к американской валюте, а некоторые валюты не имели золотых паритетов.
  4. Девальвация была проведена в условиях валютных ограничений.
  5. Девальвация носила массовый характер; она охватила валюты 37 стран, на долю которых приходилось 60—70% мировой капиталистической торговли. В их числе Великобритания, страны Британского содружества, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Западная Германия, Япония. Только США сохранили золотое содержание доллара, установленное при девальвации в 1934 г., хотя его покупательная способность внутри страны снизилась вдвое по сравнению с довоенным периодом.
  6. Снижения курса валют колебалось от 12% (бельгийский франк) до 30,5% (валюты Великобритании, других стран стерлинговой зоны, Нидерландов, Швеции и др.).

       Обесценение валют вызвало удорожание импорта  и дополнительный рост цен. В результате девальвации 1949 г. оптовые цены повысились в сентябре 1950 г. в Австрии на 30%, в Великобритании и Финляндии  — на 19%, во Франции — на 14%. Неизбежным следствием девальваций было снижение жизненного уровня.

       США использовали принципы Бреттонвудской системы (статус доллара как резервной  валюты, фиксированные паритеты и  курсы валют, конверсия доллара  в золото, заниженная официальная  цена золота) для усиления своих позиций в мире. Страны Западной Европы и Японии были заинтересованы в заниженном курсе своих валют в целях поощрения экспорта и восстановления разрушенной экономики. В связи с этим Бреттонвудская система в течение четверти века способствовала росту мировой торговли и производства. Однако послевоенная валютная система не обеспечила равные права всем ее участникам и позволила США влиять на валютную политику стран Западной Европы, Японии и других членов МВФ. Неравноправный валютный механизм способствовал укреплению позиций в США в мире в ущерб другим странам и международному сотрудничеству. Противоречия Бреттонвудской системы постепенно расшатывали ее.

 

        2.2. От американоцентризма  к полицентризму  в валютной сфере.

       Экономические, энергетический, сырьевой кризисы дестабилизировали Бреттонвудскую систему в 60-х годах. Изменение соотношения сил на мировой арене подорвало ее структурные принципы. С конца 60-х годов постепенно ослабло экономическое, финансово-валютное, технологическое превосходство США над конкурентами. Западная Европа и Япония, укрепив свой валютно-экономический потенциал, стали теснить американского партнера. На страны «Общего рынка» в 1984 г. приходилось 36,0% промышленного производства стран ОЭСР (США — 34,3%), 33,7% экспорта (США — 12,7%). Удельный вес США в золотых резервах уменьшился с 75% в 1949 г. до 23%. Одновременно доля стран ЕЭС в золотых резервах возросла до 38%, в валютных — до 53% (США — 10,8%).

       Доллар  постепенно утрачивает монопольное  положение в валютных отношениях. Марка ФРГ, швейцарский франк, другие западноевропейские валюты и японская иена соперничают с ним на валютных рынках, используются как международное платежное и резервное средство. Если доля доллара в официальных валютных резервах постепенно снижалась (с 84,5 до 73,1% в 1973—1980 гг.), то соответственно повышалась доля марки ФРГ (с 6,7 до 14%), японской иены (с 0 до 3,7%), швейцарского франка (с 1,4 до 4,1%). Исчезла экономическая и валютная зависимость стран Западной Европы от США, характерная для первых послевоенных лет. С формированием трех центров партнерства и соперничества возник новый центр валютной силы в виде ЕЭС, соперничающего с США и Японией.

       2.3. От «долларового  голода» к «долларовому  пресыщению».

       Поскольку США используют доллар для покрытия дефицита платежного баланса, это привело к огромному увеличению их краткосрочной внешней задолженности в виде долларовых накоплений иностранных банков. «Долларовый голод» сменился «долларовым пресыщением». Избыток долларов в виде лавины «горячих» денег периодически обрушивался то на одну, то на другую страну, вызывая валютные потрясения и бегство от доллара.

 

        2.4. Распад валютных  зон.

       Во  время второй мировой войны и  после ее окончания были оформлены  валютные зоны: стерлинговая и долларовая на базе соответствующих довоенных  валютных блоков, зоны французского франка, португальского эскудо, испанской песеты, голландского гульдена. Сохраняя основные черты валютных блоков, валютные зоны отражали новые явления, связанные с усилением государственного регулирования валютно-финансовых и торговых отношений между их участниками.

       Во-первых, межгосударственные соглашения приобрели  важную роль в оформлении и функционировании валютных зон, особенно зоны французского франка. Например, Валютный комитет  зоны франка (централизованный руководящий  орган) координирует и направляет валютно-экономическую политику этой группировки. Валютно-экономическая политика стерлинговой зоны разрабатывалась и координировалась казначейством и Банком Англии.

       Во-вторых, в отличие от валютных блоков внутренний механизм валютных зон характеризовался единым валютно-финансовым режимом, единой системой валютных ограничений, централизованным пулом золотовалютных резервов, которые хранились в стране-гегемоне, льготным режимом валютных расчетов внутри группировки. Распространение одинакового валютного контроля на все страны — участницы валютной зоны придало ей официальный характер.

       В-третьих, международные экономические соглашения участников группировки обычно заключались страной, возглавлявшей зону. Механизм валютных зон был направлен против экспансии иностранного капитала. По мере кризиса колониальной системы внутри валютных зон усилились центробежные тенденции, которые впоследствии привели к распаду стерлинговой, долларовой и других зон и существенным изменениям валютно-финансового механизма зоны французского франка, которая сохранилась в модифицированном виде.

 

        3. КРИЗИС  БРЕТТОНВУДСКОЙ ВАЛЮТНОЙ  СИСТЕМЫ

       3.1. Факторы возникновения  кризиса.

       С конца 60-х годов наступил кризис Бреттонвудской валютной системы. Ее структурные принципы, установленные в 1944 г., перестали соответствовать условиям производства, мировой торговли и изменившемуся соотношению сил в мире. Сущность кризиса Бреттонвудской системы заключается в противоречии между интернациональным характером МЭО и использованием для их осуществления национальных валют, подверженных обесценению (преимущественно доллара).

       Причины кризиса Бреттонвудской валютной системы  можно представить в виде цепочки  взаимообусловленных факторов.

  1. Неустойчивость и противоречия экономики. Начало валютного кризиса в 1967 г. совпало с замедлением экономического роста. Мировой циклический кризис охватил экономику Запада в 1969-1970, 1974-1975, 1979-1983 гг.
  2. Усиление инфляции отрицательно влияло на мировые цены и конкурентоспособность фирм, поощряло спекулятивные перемещения «горячих» денег. Различные темпы инфляции в разных странах оказывали влияние на динамику курса валют, а снижение покупательной способности денег создавало условия для «курсовых перекосов».
  3. Нестабильность платежных балансов. Хронический дефицит балансов одних стран (особенно Великобритании, США) и активное сальдо других (ФРГ, Японии) усиливали резкие колебания курсов валют соответственно вниз и вверх.
  4. Несоответствие принципов Бреттонвудской системы изменившемуся соотношению сил на мировой арене. Валютная система, основанная на международном использовании подверженных обесценению национальных валют — доллара и отчасти фунта стерлингов, пришла в противоречие с интернационализацией мирового хозяйства. Это противоречие Бреттонвудской системы усиливалось по мере ослабления экономических позиций США и Великобритании, которые погашали дефицит своих платежных балансов национальными валютами, злоупотребляя их статусом резервных валют. В итоге была подорвана устойчивость резервных валют.

       Право владельцев долларовых авуаров обменивать их на золото пришло в противоречие с возможностью США выполнять  это обязательство. Их внешняя краткосрочная  задолженность увеличилась в 8,5 раза за 1949-1971 гг., а официальные золотые резервы сократились в 2,4 раза. Следствием американской политики «дефицита без слез» явился подрыв доверия к доллару. Заниженная в интересах США официальная цена золота, служившая базой золотых и валютных паритетов, стала резко отклоняться от рыночной цены. Межгосударственное регулирование этой цены оказалось бессильным. В итоге искусственные золотые паритеты утратили смысл. Это противоречие усугублялось упорным отказом США до 1971 г. девальвировать свою валюту. Режим фиксированных паритетов и курсов валют усугубил «курсовые перекосы». В соответствии с Бреттонвудским соглашением центральные банки были вынуждены осуществлять валютную интервенцию с использованием доллара даже в ущерб национальным интересам. Тем самым США переложили на другие страны заботу о поддержании курса доллара, что обостряло межгосударственные противоречия. Поскольку Устав МВФ допускал лишь разовые девальвации и ревальвации, то в ожидании их усиливались движение «горячих» денег, спекулятивная игра на понижение курса слабых валют и на повышение курса сильных валют. Межгосударственное валютное регулирование через МВФ оказалось почти безрезультатным. Его кредиты были недостаточны для покрытия даже временного дефицита платежных балансов и поддержки валют.

       Принцип американоцентризма, на котором была основана Бреттонвудская система, перестал соответствовать новой расстановке сил с возникновением трех мировых центров: США — Западная Европа — Япония. Использование США статуса доллара как резервной валюты для расширения своей внешнеэкономической и военно-политической экспансии, экспорта инфляции усилило межгосударственные разногласия и противоречило интересам развивающихся стран.

  1. Активизация рынка евродолларов. Поскольку США покрывают дефицит своего платежного баланса национальной валютой, часть долларов перемещается в иностранные банки, способствуя развитию рынка евродолларов. Этот колоссальный рынок долларов «без родины» (750 млрд. долл., или 80% объема еврорынка, в 1981 г. против 2 млрд. долл. в 1960 г.) сыграл двоякую роль в развитии кризиса Бреттонвудской системы. Вначале он поддерживал позиции американской валюты, поглощая избыток долларов, но в 70-х годах евродолларовые операции, ускоряя стихийное движение «горячих» денег между странами, обострили валютный кризис.
  2. Дезорганизующая роль транснациональных корпораций (ТНК) в валютной сфере: ТНК располагают гигантскими краткосрочными активами в разных валютах, которые более чем вдвое превышают валютные резервы центральных банков, ускользают от национального контроля и в погоне за прибылями участвуют в валютной спекуляции, придавая ей грандиозный размах. Кроме общих причин существовали специфические, присущие отдельным этапам развития кризиса Бреттонвудской системы.

       3.2. Формы проявления  кризиса Бреттонвудской  валютной системы.

  • «валютная лихорадка» — перемещение «горячих»  денег, массовая продажа неустойчивых валют в ожидании их девальвации  и скупка валют — кандидатов на ревальвацию;
  • «золотая лихорадка» — бегство от нестабильных валют к золоту и периодическое повышение его цены;
  • паника на фондовых биржах и падение курсов ценных бумаг в ожидании изменения курса валют;
  • обострение проблемы международной валютной ликвидности, особенно ее качества;
  • массовые девальвации и ревальвации валют (официальные и неофициальные);
  • активная валютная интервенция центральных банков, в том числе коллективная;
  • резкие колебания официальных золотовалютных резервов;
  • использование иностранных кредитов и заимствований в МВФ для поддержки валют;
  • нарушение структурных принципов Бреттонвудской системы;
  • активизация национального и межгосударственного валютного регулирования; усиление двух тенденций в международных экономических и валютных отношениях — сотрудничества и противоречий, которые периодически перерастают в торговую и валютную войны.

Информация о работе Кризис Бреттон-вудской валютной системы