Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 21:13, доклад
Самым актуальным вопросом, который возник сразу после введения единой европейской валюты, стал вопрос о том, сможет ли она преодолеть свой первый по-настоящему серьезный кризис. В течение первых десяти лет ее роль постоянно увеличивалась, что в конце концов привело к присвоению евро статуса новой международной валюты. Помимо того, что на сегодняшний день более четверти всех золотовалютных резервов в мире хранится именно в евро, выпуск еврооблигаций впервые за всю историю превзошел по объему выпуск облигаций, номинированных в долларах США.
Европейский Валютный Фонд. Спасти евро
Самым актуальным вопросом, который возник сразу после введения единой европейской валюты, стал вопрос о том, сможет ли она преодолеть свой первый по-настоящему серьезный кризис. В течение первых десяти лет ее роль постоянно увеличивалась, что в конце концов привело к присвоению евро статуса новой международной валюты. Помимо того, что на сегодняшний день более четверти всех золотовалютных резервов в мире хранится именно в евро, выпуск еврооблигаций впервые за всю историю превзошел по объему выпуск облигаций, номинированных в долларах США. Однако все это наблюдалось в период самого сильного экономического подъема в западноевропейских странах за всю историю их существования.
Но проблема всех капиталистических стран как раз заключается в этом самом «пока все хорошо». То есть проблемы решаются, но причины их появления остаются. И сейчас, во времена самого сильного кризиса со времен Великой Депрессии, евро должен будет дать ответ на главный вопрос – способен ли он его преодолеть?
Для стран-членов еврозоны введение единой валюты означало потерю независимости в области финансовой и монетарной политики. Единственным органом, который имел право их осуществлять, был Европейский Центральный Банк. ЕЦБ и до сих пор следит за макроэкономической ситуацией в странах, преимущественно за показателями внешнего государственного долга, дефицита бюджета и инфляции. Однако одних его усилий в настоящее время попросту недостаточно для того, чтобы хоть как-то повлиять на ситуацию.
Очевидно, что для спасения евро и восстановления прежней стабильности необходимо создание чего-то нового, определенного финансового механизма, который мог бы помочь не только объединить усилия стран в процессе решения проблем, но и осуществлять меры по финансовому оздоровлению экономик.
В самый разгар долгового кризиса Греции, когда национальная экономика загнана на грань дефолта, Еврокомиссией (совместно с Францией и Германией) было принято решение о создании Европейского Валютного Фонда, который должен вводить жесткие требования и ограничения для стран еврозоны. Однако не все страны поддержали данное решение и одобрили создание нового надзорного органа. По их мнению, в уже сложившейся европейской конъюнктуре участие какого-либо нового механизма будет неуместно.
Идея о создании ЕВФ неоднократно обсуждалась на различных форумах и саммитах и рассматривалась как реальная возможность повлиять на долговой кризис Европы. Страны-лидеры еврозоны, Германия и Франция, выступили инициаторами данного проекта, который нацелен не на точечное и одномоментное разрешение проблем государственного долга Греции или других стран, а на формирование долгосрочной стабильности в регионе.
Основные задачи Фонда – банковский и финансовый надзор, ввод новых правил, требований и ограничений – словом, он должен осуществлять дисциплинарные и контрольные функции. Среди других целей его деятельности можно выделить такие, как:
Своевременно принимать необходимые финансовые меры;
Брать на себя функции ЕЦБ по вопросам монетарной политики;
Разработать и усовершенствовать механизмы краткосрочного кредитования;
Создать совместно с правительствами программы финансовой помощи;
Взаимодействовать с международными финансовыми организациями.
Но самое интересное – специфика деятельности Фонда очень похожа на ту, которую осуществляет МВФ в течение последних 20 лет в условиях мировой экономической нестабильности (фактически она сводится лишь к сокращению бюджетных расходов, уменьшению заработной платы и повышению налогов). Но возникает закономерный вопрос – если МВФ уже помогает странам еврозоны и активно участвует в разрешении их проблем, то зачем еще раз дублировать надзорные функции и создавать новый институт, который будет иметь перед собой точно такие же цели?
Страны, выступившие за создание ЕВФ, говорят об обратном. Роль МВФ, безусловно, очень велика, но даже в совокупности с Европейским Центральным Банком ее недостаточно, необходим новый институциональный механизм, прежде всего, для придания инвесторам уверенности в будущем улучшении экономической ситуации, а самим странам – в правильности своих действий. В настоящее время ЕВФ – это один из наиболее реальных и полноценных инструментов для спасения Еврозоны в целом и евровалюты в частности.