Этические проблемы аборта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 10:51, статья

Краткое описание

И.В.Силуянова - профессор, доктор философских наук, заведующий кафедрой биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета, заместитель председателя Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московской Патриархии.

Содержимое работы - 1 файл

Этические проблемы аборта.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Этот принцип ставит под сомнение "право женщины  на собственное тело", допускающее, что плод есть лишь часть материнской  ткани. "Это не ее тело; это тело и жизнь другого человеческого  существа, вверенного ей материнским  заботам для кормления" [ 25 ].

К каноническим относится  суждение Василия Великого (IV-V вв. н.э.): "Умышленно погубившая зачатый  в утробе плод подлежит осуждению  как за убийство" Однако оценка аборта как нарушения ветхозаветной  заповеди "не убий" - одно из оснований  его христианского осуждения. К мысли об еще одном основании приводит св. Иоанн Златоуст. Он пишет, что плодоизгнание "нечто хуже убийства... так как здесь не умерщвляется рожденное, но самому рождению полагается препятствие" [ 26 ].

Что может быть "хуже убийства"? Очевидно то, что приводит к убийству, что является его основанием. Это - нарушение "первой и наибольшей заповеди" - заповеди Любви. Максим Исповедник различает пять видов любви: "ради Бога", любовь "по причине естества, как родители любят чад", "ради тщеславия", "из-за сребролюбия", "вследствие сластолюбия". Из этих видов любви на второе место Максим Исповедник помещает любовь "по причине естества". Аборт - это нарушение заповеди любви, причем в самой ее человечески-глубинной сути - через убийство матерью своего дитяти. Даже животный мир, к сравнению с которым так часто прибегает натурализм, не знает аналогов подобного действа, свидетельствуя о его противоестественности.

Аборт - это "препятствие  рождению". Но рождение - это "выход  из материнской утробы", которая  в христианской семантике является не просто анатомическим термином. Смысл этого слова в христианской традиции, как полагает С.Аверинцев, чрезвычайно широк и значим: это и "милосердие", и "милость", и "жалость", и "сострадание", и "всепрощающая любовь" [ 27 ]. С.Аверинцев считает, что символика "чревной" и "теплой" материнской любви особенно характерна для грекославянского Православия, в отличие от смыслов этого понятия в античности, и сохраняется "в образе девственного материнства Богородицы" до сих пор.

Особое почитание Богородицы в Православии проявляет себя в величаниях церковных песнопений, в наименованиях явленных икон Божией Матери. П.Флоренский дает одно из самых полных их перечислений: "Истинная Животодательница", "Нечаянная радость", "Умиление", "Отрада или Утешение", "Сладкое Лобзание", "Радость всех радостей", "Утоли мои печали", "Всех скорбящих радость", "В скорбях и печалях утешение", "Заступница усердная", "Взыскание погибших", "Умягчение злых сердец", "Избавление от бед страждущих", Милостивая Целительница", "Путеводительница", "Истинный живоносный Источник" [ 28 ].

Каждое название иконы  Богоматери - это буква в алфавите православной нравственности, первой заповедью которой является "заповедь любви". Принятие и допущение аборта как естественной практики культуры, без определенных морально-нравственных ограничений и разъяснений - это симптом морального кризиса культуры.

Врач, как принципиальный со-участник жизни человека с момента  его рождения до смерти, сегодня  имеет возможность свободно обсуждать фундаментальные проблемы человеческой жизни. Определить отношение к ним ему поможет и моральная традиция отечественного врачевания, и принципы Всемирной Медицинской Ассоциации, которая в 1983 году принимает специальную декларацию о медицинских абортах:

"1. Основополагающий моральный принцип врача - уважение к человеческой жизни с момента ее зачатия.

2. Обстоятельства, противополагающие  интересы потенциальной матери  интересам ее неродившегося ребенка,  ставят врача перед необходимостью  выбора: сохранить беременность или преднамеренно ее прервать.

3. Неоднозначность  выбора определяется разными  религиозными и нравственными  позициями, причем любое из  решений требует уважения.

4. Определение отношения  к этому вопросу и правил  его решения в данном государстве  или общине лежит вне компетенции медицины; врачи должны лишь обеспечить защиту своим пациентам и отстоять собственные права в обществе.

5. В тех странах,  где медицинские аборты разрешены  законом, компетентные специалисты  могут делать их на легальном  основании.

6. Если личные убеждения  не позволяют врачу рекомендовать  или сделать медицинский аборт,  он должен перепоручить пациентку  компетентному коллеге.

7. Исполнение положений  настоящей Декларации Генеральной  Ассамблеи Всемирной Медицинской  Ассоциации не является обязательным для тех ассоциаций-членов, которые не присоединятся к ней" [ 29 ].

Информация о работе Этические проблемы аборта