Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 07:24, контрольная работа
Мы живём в обществе и связаны с ним тысячами нитей. Любые отношения в общественной жизни: экономические, политические, семейные, дружеские – это, в конечном счёте, отношения конкретных людей или групп. Человек и как отдельный индивид, и как родовое, общественное существо не может жить, не общаясь с другими людьми.
Казалось бы, если общение так универсально в человеческой жизни, то, что может быть проще общения? Однако простое с виду нередко оказывается на самом деле самым сложным по существу. Это утверждение можно в полной мере отнести к феномену общения. Ведь именно в общении, как в фокусе, как в капле воды отражены основные характеристики человеческого бытия.
Содержание:
Введение 3
1 Культура общения: общение как форма социальной активности личности. Образ жизни и общение 5
2 Понятие о внешней и внутренней культуре человека. Вежливость и хорошие манеры. Традиции и деловое общение 11
3 Золотое правило нравственности 18
4 Роль понимания, сочувствия, сопереживания в общении 20
Заключение 22
Список использованной литературы: 24
В том случае, если экстраверт не слишком вмешивается в чужие дела, не слишком напорист и не слишком поверхностен, он может быть ярко выраженным полезным членом общества.
Интроверсия поддаётся наблюдению не так легко. Интроверт не столь доступен, он как бы находится в постоянном отступлении перед объектом, пасует перед ним. Он держится в отдалении от внешних событий, не вступая в связь с ними, и проявляет отчётливо негативное отношение к обществу, как только оказывается среди изрядного количества людей. В больших компаниях он чувствует себя одиноким и потерянным. Его нельзя отнести к разряду общительных людей. Свои лучшие качества он приберегает для себя. Для него характерны завистливость, обидчивость и раздражительность. Интроверт в размышлениях и раздумьях о самом себе находит сущее удовольствие. Его взаимоотношения с другими людьми делаются теплее только в условиях гарантированной безопасности. У него ограниченное число друзей и знакомых.
Несмотря на все эти особенности, интроверт ни в коем случае не является социальной потерей. Его уход в себя не представляет окончательного самоотречения от мира, но являет поиск успокоения, в котором уединение даёт ему возможность сделать свой вклад в жизнь общества.
Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то культура поведения раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами. Например, требование уважения к людям применительно к повседневному поведению выражается в правилах вежливости, деликатности, в такте, предупредительности, в умении беречь чужое время и т. п. Верность принятым на себя обязательствам с точки зрения культуры поведения означает аккуратность в выполнении обещаний и возвращении позаимствованного, своевременность и точность в осуществлении договоренности и др. Честность по форме своего проявления совпадает с прямотой, искренностью.
В широком плане в понятие «культура поведения» входят все области внешней и внутренней культуры человека: этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах, культура быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы, организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления (умение одеваться, украсить жилище), эстетические свойства присущей человеку мимики и пантомимики, выражений лица и телодвижений (грация). Особо выделяют культуру речи, умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. В известном смысле к культуре поведения можно отнести культуру труда, способность правильно организовать рабочее время и место, найти целесообразные приемы и операции для достижения максимально полезных результатов и получения высокого качества производимой продукции. В человеке должно быть органическое единство эстетического и этического, духовного и внешнего. В классовых обществах манера вести себя, одеваться и обладание изысканным эстетическим вкусом служили внешним признаком принадлежности к «высшему кругу», в то же время внешняя культура часто не соответствовала внутреннему облику человека. Вежливость и вообще соблюдение определенных правил в обществе, основанном на принципах эгоизма, часто скрывали за собой взаимное равнодушие и отчужденность, безразличное или даже пренебрежительное и враждебное отношение к людям. Поэтому этикет, принимая в основном характер чисто внешнего ритуала, не основывался на действительно гуманном отношении к людям.
Слово “этикет” французского происхождения и означает “ярлык”, “этикетка”. В европейских языках в т.ч. и в русском, оно стало общепринятым, употребляется для обозначения внешних форм культурного поведения.
Этикет – это “установленный порядок поведения, формы обхождения в каком-либо общении”. Первоначально этикет обозначал правило дворцового церемониала при французском королевском дворе, затем распространился в аристократических кругах.
"По
одежде встречают, по уму
Итак, что же все-таки необходимо, чтобы правильно общаться? Надо, в первую очередь уважать собеседника, слушать его с возможным вниманием, не перебивая и давая высказаться.
Пренебрежительное отношение к этикету, нежелание следовать ему – показатель недостаточного культурного развития человека, затрудняющего его взаимоотношения с другими людьми. Соблюдение же этикетных правил создает атмосферу дружелюбия, уважительности, доверия, теплоты, особого психологического климата, преодолевающего отчужденность людей.
Участники общения выбирают и используют различные способы, средства, формы, методы, приемы, правила, нормы, которые в своей совокупности составляют так называемую «техническую сторону общения».
Область «техники общения» чрезвычайно разнообразна. Она включает в себя всю, так сказать, анатомию человеческого общения, включая и характер условий, обстановку общения.
По существу все нормы и правила общения можно условно разделить на этикетные (стереотипные) и неэтикетные (нестереотипные, или творческие). Нравственные проблемы «техники общения» наиболее наглядно и емко можно проследить на анализе этикетного общения.
Конечно же, деление общения на этикетное и неэтикетное весьма относительно, ибо в реальном общении и в выполнении этих этикетных норм постоянно присутствуют элементы, чуждые шаблонам, стереотипам, носящие в определенной степени творческий характер. И, наоборот, любое общение в той или иной степени регламентировано и связано с определенными нормами и правилами этикета, по крайней мере, речевого этикета. Более того, одни и те же элементы этикета, но в «разном исполнении», могут нести и разное нравственное содержание: даже «буквальное» следование правилам этикета может иметь негативную нравственную окраску. Исполнение этикетных норм имеет конкретно-ситуативный характер: этикетная норма должна вписываться в аксиологические, антропологические и прагматические параметры конкретной ситуации общения. Вот именно поэтому одно знание этикетных норм еще не делает человека культурным и не гарантирует высокую культуру и этику общения: нужно еще и уметь их применить в той или иной конкретной ситуации.
К примеру, о том, что в Турции принято принимать гостей в бане, в Латинской Америке разговоры о жаре считаются дурным тоном, в Японии принято постоянно извиняться перед гостями за то, что им нечем угостить гостей (даже, если стол ломится от яств).
В Японии, Индии, Пакистане, Восточной Азии принята «неконтактная культура». Так японец может коснуться другого человека лишь тогда, когда он полностью теряет контроль над собой, или в состоянии агрессивности. В японском этикете, как известно, нет рукопожатий, но есть поклоны с потупленным взором: смотреть прямо в глаза (так же как и во многих южных странах) неприлично.
Почитание старших в одних культурах реализуется в знаках, подчеркивающих их возраст, а в других в том, что их якобы не замечают. В одних культурах принцип гостеприимства реализуется в знаках особого почтения к гостю, а в других - в том, чтобы гость «чувствовал себя как дома».
Латиноамериканцы, итальянцы, арабы представляют образцы «контактной культуры», контактного общения, что выражается, в частности в формах приветствий (рукопожатия, поцелуи), в близкой дистанции общения и т.п. Если человека пригласили на чай в мусульманский дом, то невежливо уходить после первой, или второй чашки чая, но третья чашка - признак того, что хозяева просят о завершении визита. Двумя руками до сих пор пожимают руку, приветствуя, таджики, которые считают, что протянуть одну руку - признак неуважения или невоспитанности.
Этикет как «арифметика общения» помогает ориентироваться в ситуациях общения, но иногда и он преподносит немало казусов, в которых можно разобраться только при знании алгебры общения - культуры и этики общения. Этикет, в частности, предписывает как правильно прощаться, но и здесь не обходится без разногласий, которые порой приобретают любопытный, даже интригующий характер: «Если общество многочисленно, можно ни с кем, кроме хозяев, не прощаться. Это называется всюду, кроме Англии, «уйти по-английски», в Англии такое правило называют «уйти по-французски».
Если человеку неизвестно, какая этикетная форма применяется в данном конкретном случае и если он не хочет обидеть своих партнеров по общению, то правильнее будет просто извинится и спросить: «Как это принято у вас?», «Может быть я делаю это не совсем так, но делаю это совершенно искренне» и т.д. Этикетные правила нужно выполнять по возможности творчески. Так, например, если вежливые «спасибо» и «пожалуйста» повторять однообразно, слишком часто и монотонно, то ценность их может незаметно девальвироваться и поэтому формы благодарности можно и нужно разнообразить (поблагодарить можно, в частности, и интонацией и жестом и взглядом). Но всегда важно и при выполнении любой формы этикета, что выполнять ее следует достойно: даже здороваться также нужно уметь достойно, а не просто пробурчать что-то невнятное.
«Техника общения», несомненно, не ограничивается только строго регламентированными этикетными нормами. Органически вплетаясь в этикетные формы динамичного, поведенческого характера важнейшее место в «технике общения» занимают элементы речевого этикета, которые перманентно переходят в неэтикетное, нестереотипное, нерегламентированное общение. Рассматривая этикетную «технику общения» дифференцированно, в ней можно выделить два слоя: вербальный (связанный с речевыми формами) и невербальный (бессловесный). Бессловесное, или «немое» общение - это язык мимики, жестов, движений, взглядов и т.д. Как известно, все основные человеческие чувства, потребности, мотивы, оценки могут быть выражены этим «общечеловеческим» языком. Разумеется, понимание этого языка самым тесным образом связано с умением правильно интерпретировать знаки этого языка, так как эти знаки, как принято говорить, полисемантичны: разные знаки могут иметь сходный смысл и сходные знаки могут иметь разный смысл. Любое общение - это восприятие мимики, пантомимики, взглядов, поз, жестов, движений, изменения дистанции и т.п. Значимость бессловесных знаков в процессе общения меняется и порой приобретает другие смыслы в зависимости от изменения их сочетаний; на большом расстоянии между партнерами по общению те же жесты воспринимаются совершенно иначе, чем на расстоянии одного или двух метров (они могут приобрести и отрицательное звучание).
У каждого человека складывается своя индивидуальная, неповторимая манера общаться, своя система использования средств, приемов и способов, свой стиль общения, который у взрослого человека по существу сложно изменить, разве что косметически подкорректировать, с учетом той или иной ситуации. Стиль общения детерминируется всем комплексом антропологических и социокультурных характеристик личности. «Техника общения», ориентированная на гуманистические нравственные ценности связана, на наш взгляд, с выполнением следующих условий:
«Золотое правило» - общее этическое правило: поступайте по отношению к другим так, как Вы хотели бы, чтобы другие поступали по отношению к Вам. «Золотое правило» предполагает возможность встать на место другого человека: я к себе могу отнестись как к другому, к другому - как к себе. Такое отношение и есть основа связи между людьми, которая называется любовью. «Золотое правило» нравственности - основа нравственного поведения личности, концентрированное выражение принципа гуманизма, осознанное человечеством с древнейших времён. В современном его значении «золотого правила» нравственности начинает использоваться в XVIII в.
Изначально, в условиях родоплеменной общности, действовал универсальный обычай кровной мести («око за око, зуб за зуб» - законы обычного права; на Руси - Закон русский), талион, содержание которого сводится к идее равного воздаяния: «возмездие по отношению к представителю др. рода должно быть равно причинённому им ущербу тебе или членам твоего рода». Этот жёстокий обычай ограничивал вражду родов, вводил её в определённые рамки, ибо требовал строго равного воздаяния. В талионе отражена спаянность рода и отчуждённость межродовых взаимодействий.
Талион - (лат. talion, oт talio - возмездие, равное преступлению, от talis - такой же), которое в развернутом виде гласит: «душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (Книга Исхода, 21:24-26). В философски обобщенной форме правило талиона гласит: «В ответ на нанесенный ущерб поступай по отношению к окружающим (чужим) так, как они поступают по отношению к тебе и твоим сородичам». Правило талиона регулировало действия, ответные на совершенное зло. Действия, ответные на совершенное добро, определялись правилом благодарности. Если правило талиона детализировалось и градуировалось под разные ситуации, то правило благодарности всего лишь требовало отвечать добром на добро.
Заповедь любви - другая проекция золотого правила - в сторону содержательно наполненной и ценностно определенной («прогрессивной») формы. Это формула заповеди любви, которая в христианском учении известна как сдвоенная заповедь любви к Богу и любви к человеку.
Итак, талион, золотое правило и заповедь любви совокупно образуют первичное нормативное содержание морали и характеризуют его следующим образом. Все эти правила регламентируют отношение человека к другому: талион ограничивает меру ответного зла, которым допустимо отвечать на зло со стороны другого; золотое правило устанавливает равенство и взаимность во всех отношениях к другому и устанавливает источник стандарта, по которому надо относиться к другому; заповедь любви указывает на необходимость заботливого и любовного отношения к другому.