Правоспособность гражданина –предпринимателя в сфере хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 20:07, контрольная работа

Краткое описание

Для участия в предпринимательской деятельности гражданин должен обладать правоспособностью и дееспособностью.

Содержание работы

1. Правоспособность гражданина –предпринимателя в сфере хозяйственной деятельности. Регистрация предпринимателя. Имущественная ответственность гражданина-предпринимателя 3
2. Форма, содержание, стороны, значения договора коммерческой концессии в сфере осуществления предпринимательской деятельности 11
Ситуация №57 22
Список литературы 25

Содержимое работы - 1 файл

предпр право 13 вар.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

   По  признаку очередности удовлетворения требований кредиторов индивидуального  предпринимателя в случае признания  его банкротом за счет принадлежащего ему имущества, на которое может быть обращено взыскание, устанавливается следующий порядок (ч. 3 ст. 25 ГК РФ):  

   - в первую очередь удовлетворяются  требования граждан, перед которыми  предприниматель несет ответственность  за причинение вреда жизни  или здоровью, путем капитализации  соответствующих повременных платежей, а также требования о взыскании алиментов;  

   - во вторую очередь производятся  расчеты по выплате выходных  пособий и оплате труда с  лицами, работающими по трудовому  договору, в том числе по контракту,  и по выплате вознаграждений по авторским договорам;  
     -в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов, обеспеченные залогом принадлежащего индивидуальному предпринимателю имущества;  
   - в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;  

   - в пятую очередь производятся  расчеты с другими кредиторами  в соответствии с законом. 

   С точки зрения сохранения или утраты требованиями кредиторов своей юридической  силы, их можно классифицировать по двум группам:         

   1. Требования, сохраняющие юридическую силу:

   - сохраняют силу требования граждан,  перед которыми лицо, объявленное  банкротом, несет ответственность  за причинение вреда жизни  или здоровью, а также иные  требования личного характера (ч. 4.2 ст. 25 ГК РФ);  
    - требования кредиторов по обязательствам, не связанным с осуществлением индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности и не заявленным при осуществлении процедуры банкротства, сохраняют юридическую силу после завершения этой процедуры (ч. 2 ст. 25 ГК РФ);  

   2. Требования, утрачивающие  юридическую силу:    

   - после завершения расчетов с  кредиторами индивидуальный предприниматель,  признанный банкротом, освобождается  от исполнения оставшихся обязательств, связанных с его предпринимательской  деятельностью, и иных требований, предъявляемых к исполнению и учтенных при признании предпринимателя банкротом (ч. 4.1 ст. 25 ГК РФ).   Таким образом, законодатель установил для индивидуального предпринимателя юридическую (имущественную) ответственность в полном объеме. Из совокупного смысла содержаний ч. 3 ст. 23, ч. 1 ст. 24 и ч. 1 ст. 69 ГК РФ вытекает, что имущественная ответственность индивидуального предпринимателя наиболее близка таковой участника полного товарищества, коммерческого юридического лица, организационно- правовая форма которого предполагает неограниченную солидарную ответственность по своим обязательствам.   

   Единство  принципов несения юридической  ответственности субъектами предпринимательства  восполняет существенный пробел закона в содержании субъективных прав и обязанностей этих лиц, создает юридические основы единообразия правового статуса в сфере предпринимательской деятельности и вместе с другими, уже существующими факторами (единый регистрационный порядок, единый срок исковой давности) утверждает действительный характер равенства субъектов предпринимательства, субъектов гражданского права.

  1. Форма, содержание, стороны, значения договора коммерческой концессии в сфере осуществления предпринимательской деятельности
 

   Договор коммерческой концессии является самостоятельным видом гражданско-правовых договоров. Одним из наиболее значимых критериев, позволяющих отграничить договор коммерческой концессии от других видов договоров, является особая цель договора коммерческой концессии - предоставление пользователю разработанной правообладателем технологии ведения предпринимательской деятельности по реализации товаров (работ, услуг), включая права на использование принадлежащих правообладателю  средств индивидуализации участников гражданского оборота и других объектов исключительных прав, в обмен на долю в доходах, получаемых  пользователем от использования такой технологии. По договору коммерческой концессии передается право на фирменное наименование, а не само фирменное наименование, поскольку фирменное наименование неотчуждаемо от владеющего им субъекта, за исключением случаев реорганизации субъекта. При этом по договору коммерческой концессии обычно передается право на вспомогательную часть фирменного наименования, то есть оригинальное название, индивидуализирующее субъекта, указываемое после основной части фирменного наименования (организационно-правовой формы юридического лица).

   Договор коммерческой концессии получает на практике все большее распространение. Привлекательность такого договора можно объяснить двумя основными причинами: во-первых, объемностью предмета договора (широтой комплекса передаваемых прав), во-вторых, своего рода данью моде в деловом мире, поскольку коммерческая концессия представляется аналогом широко распространенных в международной практике отношений с установившимся названием "франчайзинг".

   В соответствии со ст. 1027 Гражданского кодекса  Российской Федерации (далее - ГК РФ) по   договору  коммерческой  концессии  одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) право использовать в предпринимательской деятельности  комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и/или коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак (ТЗ), знак обслуживания и т. д. Пользователь в соответствии с этой статьей должен оплачивать правообладателю вознаграждение. По договору коммерческой концессии вознаграждение может выплачиваться в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором (ст. 1030 ГК РФ). Наиболее распространенная форма вознаграждения - фиксированная сумма в виде единовременного платежа (иногда такую форму оплаты называют паушальным платежом) в сочетании с периодическими платежами в форме отчислений процентов от оборота (за вычетом НДС и налога с продаж) ежемесячно или ежеквартально (роялти).

   Сторонами договора  коммерческой концессии  являются правообладатель - лицо, которому принадлежат права на объекты интеллектуальной собственности, составляющие бизнес-концепции, в том числе брэнд, и пользователь - лицо, которое заинтересовано в ведении предпринимательской  деятельности под маркой (брэндом) и в соответствии с концепцией правообладателя. В литературе, особенно экономической, для обозначения сторон договора используют также заимствованные из западной практики термины. Правообладателя называют франчайзор, а пользователя - франчайзи или концессионер.    

   В роли как пользователя, так и правообладателя  согласно п.3 коммент. ст. могут выступать  только коммерческие организации и  граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Это неоправданно ограничивает сферу применения коммерческой концессии. В частности, предпринимательскую деятельность могут в случаях, предусмотренных п.3 ст.50 ГК, осуществлять и некоммерческие организации. Представляется возможным применение по аналогии правил о коммерческой концессии и к договорам с участием этих лиц.

Гражданин, осуществляющий предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица с нарушением требований о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем.

Суд может  применить к таким сделкам  правила об обязательствах, связанных  с осуществлением предпринимательской  деятельности , в частности о договоре  коммерческой  концессии  (п.4 ст.23 ГК).  

Сторонами договора коммерческой концессии согласно российскому законодательству могут  быть как независимые, так и аффилированные между собой лица.

   Договор может быть заключен на определенный срок или без указания срока (п. 1 ст. 1027 ГК РФ), причем в письменной форме, в противном случае будет считаться ничтожным (п.1 ст. 1028 ГК РФ). Договор коммерческой концессии на использование объекта, охраняемого в соответствии с патентным законодательством, подлежит регистрации в Патентном ведомстве, иначе договор также считается ничтожным (п. 2 ст. 1028 ГК РФ). В отношениях с третьими лицами стороны договора коммерческой концессии вправе ссылаться на него лишь с момента регистрации.

   Договор коммерческой концессии, пожалуй, - один из самых сложных документов такого рода, и стороны данного вида правоотношений (при всей его привлекательности на первый взгляд) сталкиваются с существенными трудностями как на этапе заключения договора, так и в ходе исполнения обязательств.

   Из  ст. 1027 ГК РФ следует, что существенными  условиями договора следует считать  передачу прав на фирменное наименование и/или коммерческое обозначение и охраняемую коммерческую информацию. Это достаточно привлекательно, так как отпадает необходимость регистрации договора (договор коммерческой концессии подлежит регистрации в указанном ведомстве только при использовании объекта, охраняемого в соответствии с патентным законодательством).

   Однако, несмотря на разрешение указанной выше статьей передачи прав на фирменное  наименование и коммерческое обозначение, такая передача становится проблематичной в связи с наличием или отсутствием других положений закона, относящихся к этим правам. Автор позволяет себе обозначить проблематику тезисно, поскольку рассматриваемая проблема уже затрагивалась в некоторых изданиях.

   Возникает, в частности, конфликт между нормами  общего характера ст. 54 ГК РФ, требованиями, содержащимися в п. 3 ст. 69, п. 4 ст. 82, п. 2 ст. 87. п. 2 ст. 95, п. 2 ст. 96, ст. 4 Закона РФ "Об акционерных обществах" и ст. 4 Закона РФ "Об обществах с ограниченной ответственностью", т. е. нормами, предписывающими в качестве обязательной части фирменного наименования указание на организационно-правовую форму коммерческой организации, и нормами ст. 1027 ГК РФ, определяющей право передачи фирменного наименования. Таким образом, говоря о передаче права на фирменное наименование, например 000 "Василек", в контексте существующих норм мы должны понимать передачу прав на фирменное наименование именно "ООО "Василек"", т. е. ПБЮОЛ "Иванов С.В", приобретая право, может указывать, например, на своей вывеске 000 "Василек", что не только нелогично, но и неправомерно. Кроме того, при отсутствии специального закона в части, не противоречащей ГК РФ, действует Положение о фирме (утверждено постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР и Совета Народных Комиссаров СССР от 22 июня 1927 г.), в котором раскрыто существо права на фирму: "право на фирму состоит в праве исключительного пользования фирменным наименованием в сделках, на вывесках, в объявлениях, рекламах, на бланках, на счетах, на товарах предприятия, их упаковке и т. п. Указанное право исключительного пользования распространяется на сокращенное фирменное наименование лишь при условии включения его в полное фирменное наименование". Смысл настоящего положения заключается в равенстве прав на фирму и на фирменное наименование.

   Что касается передачи коммерческого обозначения, то в отсутствии какой-либо регламентирующей нормы и соответственно возможности подтверждения наличия самого права основание для его передачи в настоящее время отсутствует. Обратим внимание на то, что положения, содержащиеся в Комментариях к ГК РФ, в части передачи прав на коммерческое обозначение законом не являются - они скорее отражают видение сути вопроса авторами Комментариев. Поэтому принимать Комментарии для обоснования своих действий мы не рекомендовали бы. Если все же договор заключается с передачей прав на использование фирменного наименования и коммерческого обозначения (что довольно часто встречается на практике), то необходимо предвидеть последствия для пользователя в случае утраты правообладателем указанных прав.

   В соответствии с п. 3 ст. 1037 ГК РФ при  прекращении принадлежащих правообладателю  прав на фирменное наименование и  коммерческое обозначение без замены их новыми аналогичными правами договор коммерческой концессии прекращается. В контексте этой статьи прекращение договора возможно только в случае одновременного прекращения прав на фирменное наименование и коммерческое обозначение. Согласно ст. 1039 ГК РФ при изменении правообладателем своего фирменного наименования или коммерческого обозначения договор коммерческой концессии действует в отношении нового фирменного наименования или коммерческого обозначения правообладателя, если пользователь не потребует расторжения договора и возмещения убытков. В случае продолжения действия договора пользователь вправе требовать соразмерного уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения. Таким образом, чтобы последствия были предсказуемыми, надо исходить из следующего. В соответствии со ст. 1032 ГК РФ правообладатель обязан:

   - использовать при осуществлении  предусмотренной договором деятельности  фирменное наименование и (или)  коммерческое обозначение правообладателя  указанным в договоре образом  (абзац 2);

   - соблюдать указания правообладателя, в том числе касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав (абзац 4).

   В соответствии с этими положениями  фирменное наименование и/или коммерческое обозначение могут быть положены в основу формирования фирменного стиля, включая оформление деловой документации, подачу рекламы, использование в фирменной одежде, оформление помещений и территории. Пользователь ведет свою деятельность на собственные средства, и соответственно расходы, связанные с копированием фирменного стиля правообладателя, могут значительно увеличить расходную часть, а смена фирменного наименования и/или коммерческого обозначения привести к неоправданным затратам, потере времени и частичной утрате репутации. При обосновании же убытков необходимо будет доказать причинно-следственную связь между изменением прав и возникшими убытками, что крайне сложно, если риски не будут распределены в рамках договора.

   Кроме того, достаточно высока вероятность возникновения споров с третьими лицами на предмет смешения используемого фирменного наименования и коммерческого обозначения с фирменными наименованиями и ТЗ третьих лиц, и поэтому ответственность правообладателя и пользователя по защите прав должна также предусматриваться договором.

Информация о работе Правоспособность гражданина –предпринимателя в сфере хозяйственной деятельности