Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 23:03, реферат
Чем успешнее бизнес — тем здоровее общество, а чем здоровее общество — тем успешнее бизнес. Эта взаимозависимость проста, очевидна, выгодна для всех, но, к сожалению, нельзя сказать, что она уже воплотилась в реальности. Лозунг бизнеса второй половины ХХ века «расти или умри!» принес и обществу, и компаниям не только блага, но и немало бед (например, экологических), вину за которые почти всецело возлагают на бизнес. В одних случаях обвинения справедливы, в других — нет. Так, Nestlé, крупнейший в мире поставщик бутилированной воды, — главная мишень глобальных дебатов об истощении запасов пресной воды, хотя компания потребляет всего лишь 0,0008% ее мировых запасов.
Общественность пытается воздействовать на корпорации с помощью сотен и сотен различных организаций, движений, инициатив, чаще проигрывая, иногда одерживая верх. Впрочем, ирония в том, что будь победы над бизнесом внушительными, в конечном итоге они не принесли бы обществу ровным счетом никакой пользы — ибо чем слабее бизнес, тем слабее общество.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА
РВУЗ
«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РЕФЕРАТ
На
тему: Влияние общественности на работу
компаний и ответственности.
Выполнила:
Студентка группы Б-09
Шалверова Амиде Эмиралиевна
Проверил преподаватель:
Абибуллаева
Джемиле Серверовна
Симферополь,
2012 год
ВВЕДЕНИЕ
Чем успешнее бизнес — тем здоровее общество, а чем здоровее общество — тем успешнее бизнес. Эта взаимозависимость проста, очевидна, выгодна для всех, но, к сожалению, нельзя сказать, что она уже воплотилась в реальности. Лозунг бизнеса второй половины ХХ века «расти или умри!» принес и обществу, и компаниям не только блага, но и немало бед (например, экологических), вину за которые почти всецело возлагают на бизнес. В одних случаях обвинения справедливы, в других — нет. Так, Nestlé, крупнейший в мире поставщик бутилированной воды, — главная мишень глобальных дебатов об истощении запасов пресной воды, хотя компания потребляет всего лишь 0,0008% ее мировых запасов.
Общественность
пытается воздействовать на корпорации
с помощью сотен и сотен различных организаций,
движений, инициатив, чаще проигрывая,
иногда одерживая верх. Впрочем, ирония
в том, что будь победы над бизнесом внушительными,
в конечном итоге они не принесли бы обществу
ровным счетом никакой пользы — ибо чем
слабее бизнес, тем слабее общество. То
есть все та же очевидная взаимозависимость,
только со знаком «минус». Но реалистично
ли преодолеть столь вредное для всех
противостояние? Идея корпоративной социальной
ответственности (КСО), собственно, и позволяет
переосмыслить взаимоотношения, сложившиеся
между бизнесом и обществом, направив
их в более конструктивное русло.
Влияние общественности на работу компаний и ответственности.
Идее корпоративной социальной ответственности несколько десятков лет. Разговор о том, что обязательства корпораций перед обществом не должны ограничиваться экономическими и правовыми рамками, зашел еще в 60-70-х — тогда в годовых отчетах и рекламных кампаниях все чаще стало фигурировать слово «экология». В 80-е пришло время социальных аудитов. Аналитики начали оценивать деятельность компаний еще и с точки зрения этичности их поведения по отношению к сотрудникам, клиентам, инвесторам и поставщикам.
Но повсеместное распространение идея КСО получила относительно недавно, где-то в средине 90-х. Тогда в обществе достаточно сильно проявились антикорпоративные настроения — как реакция на решение компании Shell UK затопить в Северном море нефтяную вышку «Brent Spar», на опубликованные в ряде авторитетных изданий материалы о неэтичных бизнес-подходах (например, использовании детского труда и практике «sweat shops1»), практикуемых в странах «третьего мира» некоторыми известнейшими корпорациями (в частности, Nike). Апогей общественного негодования пришелся на начало 2000-х — тогда разразились всем известные корпоративные скандалы и вышла в свет книга Наоми Клайн «No Logo» (с подзаголовком в русском издании «Люди против брендов»), в считанные недели побившая все мыслимые и немыслимые рекорды продаж.
Упреждая возможный удар по своей репутации, стремясь противостоять давлению различных общественных групп, имеющих большее или меньшее отношение к бизнесу, корпорации заявляли о своей ответственности перед обществом. Понятие «корпоративная социальная ответственность» вошло в обиход практически всех крупных компаний мира. Тем же, которые не имели проектов КСО в своем арсенале, становилось все сложнее флиртовать с Уолл-стрит и склонять инвесторов к браку.
Правда,
что именно входит в понятие «корпоративная
социальная ответственность», не совсем
понятно и до сих пор. Некоторые специалисты
говорят, что оно употребляется в столь
разных контекстах, что, по сути, утратило
какое-либо конкретное значение, «став
всем для всех». Это и этичный бизнес вообще,
и обязательства перед обществом.
Существуют
две различные точки зрения на
то, как следует вести себя организациям
в отношении с их общественной
средой, чтобы считаться социально
ответственными. Согласно одной из
них, организация социально
В начале XX века некоторые руководители бизнеса выражали уверенность в том, что корпорации обязаны использовать свои ресурсы таким образом, чтобы общество оказывалось в выигрыше. Занимавшийся производством стали Эндрю Карнеги, к примеру, вложил 350 млн. долл. в социальные программы и построил более 2000 публичных библиотек. Джон Д. Рокфеллер пожертвовал 550 млн. долл. и основал фонд Рокфеллера. Доктрина капиталистической благотворительности, согласно которой прибыльные организации должны жертвовать часть своих средств во благо общества, была рассмотрена Карнеги в работе «Евангелие процветания», опубликованной в 1900 г.
Первые акции такого рода заложили основы подхода, который до сих пор является объектом споров. Еще одним сторонником рассматриваемой концепции стал Роберт Э. Вуд, глава фирмы «Сиро. В годовом отчете за 1936 г. Вуд упомянул «те широкие социальные обязательства, которые невозможно выразить математически, но можно считать тем не менее имеющими первостепенное значение». Вуд имел в виду сильное косвенное влияние общества на организацию, функционирующую в данном обществе. Он утверждал далее, что нелегко измерить количественно или интерпретировать экономически затраты — выгоды для общества, вызываемые социальной ответственностью бизнеса. Среди руководителей деловых предприятий Вуд одним из первых признал «многослойность широкой публики» (выделив, например, потребителей, местные общины, держателей акций и работников), обслуживаемой фирмой. Он был также защитником подхода к. решению социальных проблем не столько с государственных, сколько с менеджерских позиций.
Взгляды Вуда и других его сторонников в дальнейшем не получили особой поддержки. Чтобы понять, почему эти люди не оказали заметного влияния на позиции и практику бизнеса в то время, нужно вспомнить, что это был за период. Во время Великой Депрессии 30-х гг. главной заботой американских предприятий было элементарное выживание. Важнейшими и решающими для этого были экономические факторы. В это время почти все американцы и не ждали от бизнеса ничего иного, кроме прибыли и рабочих мест..
Согласно мнению профессора Ли Престона, концепции социальной роли бизнеса начали постепенно изменяться в 50-х гг. Отчасти это было обусловлено развитием сотрудничества между бизнесом и правительством во время второй мировой и последовавшей за нею в 50-е гг. «холодной войной». В этот период был создан Комитет по экономическому развитию, в который вошли наиболее видные представители делового мира. Хотя цель комитета заключалась в консультировании правительства по экономическим и коммерческим вопросам, значение комитета оказалось существеннее, поскольку таким путем расширялось участие делового мира в решении проблем социальной и государственной политики.
Именно в 50-х гг. появился первый основательный труд на темы социальной ответственности. В книге «Социальная ответственность бизнесмена» Хоуард Р. Боуэн рассмотрел, как концепция социальной ответственности может быть распространена на бизнес, а осознание более широких социальных целей при принятии деловых решений может приносить социальные и экономические выгоды обществу.
Споры
о роли бизнеса в обществе и общества
в бизнесе подстегнули события 60-х и 70-х
гг. В отношении 60-х гг. Джекоби указывает,
что в общественном мнении появилась оппозиция
миру бизнеса. В разных сферах общества
проявился активный интерес к таким вопросам,
как гражданские права, война во Вьетнаме,
равноправие женщин, загрязнение среди
отходами промышленности и состояние
среды обитания в целом, а также консьюмеризм
—движение потребителей. В 70-е и 80-е гг.
па первый план вышли разоружение, атомная
энергетика, избавление от голода стран
третьего мира, защита флоры и фауны и
торгово-экономические отношения с ЮАР.
Противоположные по своему характеру выводы из того, что следует понимать под концепцией социальной ответственности, порождены спорами о целях организаций. С одной стороны, есть люди, рассматривающие организацию как экономическую целостность, обязанную заботиться только об эффективности использования своих ресурсов. Поступая таким образом, организация выполняет экономическую функцию производства продукции и услуг, необходимых для общества со свободной рыночной экономикой, обеспечивая одновременно работу для граждан и максимальные прибыли и вознаграждения для акционеров.
Согласно этой точке зрения, активно поддерживаемой лауреатом Нобелевский премии Милтоном Фридменом, истинная роль бизнеса состоит «в использовании его энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли при условии, что он придерживается правил игры... (и) участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману».
С
другой стороны, есть мнение, согласно
которому организация — это нечто
большее, чем экономическая целостность.
Согласно этой точке зрения современная
организация является сложной частью
окружения, включающего множество
составляющих, от которых зависит
самое существование
Согласно
этой точке зрения, организации несут
ответственность перед
Социальные
ожидания в отношении бизнеса с годами
менялись, а эти изменения, в свою очередь,
внесли вклад в представление общества
о роли бизнеса. Здесь важно сделать различие
между юридической и социальной ответственностью.
Под юридической ответственностью понимается
следование конкретным законам и нормам
госрегулирования, определяющим, что может,
а чего не должна делать организация. По
каждому вопросу существуют сотни и тысячи
законов и нормативов, — к примеру, сколько
токсичных веществ может содержаться
в промышленных стоках- как исключить
дискриминацию при найме на работу; каковы
минимальные требования по безопасности
продукции; какого типа товары можно продавать
другим странам. Организация, подчиняющаяся
всем этим законам и нормативам, ведет
себя юридически ответственным образом,
однако, она не обязательно будет также
считаться и социально ответственной.
Споры о роли бизнеса в обществе, в результате влияния его на компании породили многочисленные аргументы за и против социальной ответственности.
Аргументы в пользу социальной ответственности
1. Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы. Социальные действия предприятий, улучшающие жизнь местного сообщества или устраняющие необходимость государственного регулирования, могут быть в собственных интересах предприятий в силу выгод, обеспечиваемых участием в жизни общества. В обществе более благополучном с социальной точки зрения благоприятнее условия и для деятельности бизнеса. Кроме того, даже если краткосрочные издержки в связи с социальным действием высоки, в долгосрочной перспективе они могут стимулировать прибыль, поскольку у потребителей, поставщиков и местного сообщества формируется более привлекательный образ предприятия.
Информация о работе Влияние общественности на работу компаний и ответственности