Теневая экономика занимает в России 20%

Автор работы: f*****************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 14:13, статья

Краткое описание

Глава Росстата Александр Суринов, заявил, что на долю теневой экономики в России приходится порядка 20%. При этом он отметил, что для ведомства в данном случае не имеет значения, где находится та или иная часть экономики, главная задача – правильный подсчет ВВП главного макроэкономического показателя России.

Содержимое работы - 1 файл

Теневая экономика занимает в России 20.docx

— 28.87 Кб (Скачать файл)

Теневая экономика занимает в России 20%

Темы: МакроэкономикаЭкономика

Глава Росстата Александр Суринов, заявил, что на долю теневой экономики в России приходится порядка 20%. При этом он отметил, что для ведомства в данном случае не имеет значения, где находится та или иная часть экономики, главная задача – правильный подсчет ВВП главного макроэкономического показателя России.

"По нашим  оценкам, она стала расти, начиная  с конца третьего квартала  прошлого года, когда начались  кризисные явления, когда ухудшилась  ситуация на рынке труда. Я  думаю, что примерно пятая часть  экономики сейчас находится в  тени", - сказал Суринов в интервью "Российской газете", опубликованном в пятницу, передает РИА Новости.

Глава Росстата выделил пять проблемных областей в  подсчете экономических показателей: запрещенная деятельность, скрытоепроизводство, неформальная деятельность (репетиторство и т.д.), личное подсобное хозяйство населения и слабость статистического наблюдения.

Суринов признал, что в ходе учета уровня теневого бизнеса возникают сложности с объективной экономической статистикой. "Эта проблема есть у статистиков всех стран мира", - подчеркнул он. 

Россия также плетется в конце, занимая 130-е место в  «черном списке»: уровень теневой  экономики составляет 48,6% ВВП. 

По  данным Госкомстата России, на сегодняшний  день доля так называемой теневой  экономики (или скрытой и неформальной легальной экономической деятельности, учитываемой в границах производства) в общем объеме произведенного валового внутреннего продукта (ВВП) страны составляет более 20%. Эти официальные данные серьезно расходятся с оценками ряда экспертов. Так, по некоторым оценкам, доля теневой экономики достигает 40% от ВВП. Такие расхождения во многом можно объяснить разницей в подходе к оценке теневой экономики. Например, в состав теневой экономики зачастую включаются доходы от нелегальной экономической деятельности (наркобизнеса, проституции и т.п.), а также от неэкономических видов деятельности (рэкета, грабежей, печатания фальшивых денег и др.). Такой подход нам кажется нецелесообразным. Кстати, в статистических исследованиях большинства стран доходы от нелегальных криминальных видов деятельности не включаются в состав такого показателя, как ВВП, поскольку их очень сложно оценить статистически, а методология наблюдения за этими видами деятельности еще не отработана. Доходы же от неэкономических видов деятельности вообще не должны включаться в состав этого показателя, поскольку не способствуют созданию нового продукта или услуги. Так, грабеж или рэкет не создает новую стоимость, а лишь перераспределяет ее между разными собственниками.

ПОНЯТИЕ СКРЫТОЙ И НЕФОРМАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В различных  исследованиях и документах встречаются  несколько терминов, обозначающих на практике довольно близкие по смыслу и часто пересекающиеся понятия, которые тем не менее несколько различаются между собой. Это скрытая (или теневая) деятельность, неформальная деятельность и нелегальная деятельность. Эти термины используются, в частности, в руководстве по построению системы национальных счетов, а также в документах МОТ.

Скрытая экономическая  деятельность включает в себя в большинстве  случаев экономическую деятельность, разрешенную законом, но скрываемую или преуменьшаемую по объему с целью  уклонения от уплаты налогов, социальных взносов или выполнения определенных административных обязанностей или предписаний по охране труда, выполнению санитарных и других норм. Эта деятельность может осуществляться практически во всех отраслях экономики. Примером может служить подпольное производство алкоголя.

Неформальная  экономическая деятельность осуществляется в основном на законном основании  индивидуальными производителями  или так называемыми некорпорированными предприятиями, т.е. предприятиями, принадлежащими отдельным лицам, домашним хозяйствам, которые часто не оформляются в установленном порядке, основаны на неформальных отношениях между участниками производства (производителем и потребителем) и могут (полностью или частично) производить продукты или услуги для собственного потребления или на продажу (производство продукции сельского хозяйства в личных подсобных хозяйствах, продажа товаров на вещевых и смешанных рынках отдельными гражданами, индивидуальное строительство жилья, частный извоз, оказание бытовых услуг населением по ремонту бытовых изделий, услуг частных парикмахеров и др.). Часто неформальная деятельность бывает основана на вторичной занятости, во многих случаях ею занимаются непрофессионально. Неформальная экономическая деятельность, как правило, бывает распространена в развивающихся странах. В России значительное распространение она имеет в сельском хозяйстве (личные подсобные хозяйства), торговле (так называемое челночничество или продажа товаров с рук), строительстве и в ряде других отраслей.

Нелегальная экономическая  деятельность является незаконной, т.е. она охватывает те виды производства товаров или услуг, которые прямо  запрещены существующим законодательством. В настоящее время к таким  видам деятельности относятся, например, производство и продажа наркотиков, производство и продажа в обход  установленным правилам оружия, проституция, контрабанда. Так как законы могут  меняться, границы нелегального производства также находятся в движении. Так, с принятием закона о разрешении продажи оружия частным лицам  часть этого бизнеса перестала  быть нелегальной и перешла в  регулярный, официальный сектор экономики.

В каждом из перечисленных  случаев речь идет об экономической  деятельности, т.е. о деятельности с  целью получения экономической  выгоды от производства товаров или  услуг и их последующей реализации на рынке, конечного потребления  или валового накопления в собственном  домашнем хозяйстве, за исключением  производства бытовых услуг, потребляемых в собственном домашнем хозяйстве, если они не оказываются оплачиваемой прислугой. Все эти виды деятельности, согласно рекомендациям системы национальных счетов (СНС), должны включаться в границы производства и учитываться при расчете стандартных экономических показателей.

Экономическая деятельность возможна, только если на производимые товары и услуги существует определенный платежеспособный спрос  на рынке. Рекомендуя включать незаконные виды деятельности в границы производства, СНС делает четкое различие между сделками, которые осуществляются с общего согласия покупателей и продавцов (например, продажа наркотиков, краденых товаров) и включаются в границы производства, и другими видами деятельности, которые не входят в границы производства, когда сделки осуществляются без взаимного согласия (например, вымогательство, кража).

Можно назвать  достаточно большое число операций с финансовыми и нефинансовыми  активами, которые не являются по сути своей экономическими. Например, подделка банковских документов является по существу кражей денег и не может быть квалифицирована как производство какого-либо товара или оказание услуги. Рэкет, с определенной степенью условности, можно принять как своеобразную «услугу», но он не основан на принципе добровольности, поэтому его также нельзя относить к экономическим операциям. Эти операции не учитываются при расчете макроэкономических показателей и не влияют на их величину.

С другой стороны, хотя такие неэкономические операции, как воровство или грабеж, не создают  новой стоимости и не означают увеличения внутреннего продукта национального  богатства, они ведут к их перераспределению. Перераспределительные операции также имеют значение в экономике, и хотя их нельзя отождествлять с экономическими операциями, тем не менее в аналитических целях результаты подобных действий необходимо учитывать.

Экономические операции осуществляются не только на стадии производства, но и на стадиях  образования и распределения  доходов, а также использования  доходов для целей конечного  потребления и накопления. Соответственно, проявления скрытой экономической  деятельности бывают также на каждой из перечисленных стадий.

Объем скрытых  доходов является важной характеристикой  скрытой экономики. Доходы скрываются чаще всего с той же целью, что  и большинство производственных операций, — уклонения от налогов. Они могут быть получены как от незаконной, так и от вполне законной, но скрытой или преуменьшаемой деятельности, а также от занятости в неформальном секторе. Доходы домашних хозяйств, получаемые ими от занятости в неформальном производстве, обозначаются в СНС как «смешанные доходы», т.е. первичные доходы, в которых смешиваются признаки предпринимательской прибыли и доходов наемных работников.

В принципе не только производство и образование доходов, но и использование доходов, т.е. расходы на конечное потребление  и накопление, может быть характеристикой  развития теневой экономики в  том случае, если использование идет из источников, которые не являются официально зарегистрированными. Например, стоимость товаров, покупаемых на черном рынке. Хотя само по себе потребление, если речь не идет об определенных видах  запрещенных товаров и услуг, не является незаконным, его доля в  объеме потребления может быть значительной, и это говорит о степени  развития черного рынка как явления.

Таким образом, следует рассматривать неучтенную экономику (см. табл.1) как совокупность скрытой, неформальной и нелегальной экономической деятельности в той интерпретации, в какой об этом говорилось выше. Теневая экономика не понимается в макроэкономической статистике как синоним криминальной, хотя определенные виды незаконных операций, если они попадают под определение экономической деятельности, должны быть включены в ее состав. На практике, однако, большинство стран, в том числе и Россия, пока не учитывают собственно незаконную деятельность при расчетах ВВП. Большая часть производства, включаемого согласно данному определению в состав теневой экономики, является вполне законной, но его размер либо сознательно преуменьшается производителями, либо информацию о нем невозможно получить обычным путем, поскольку производственные единицы не регистрируются в силу своей неформальной организации.

Таблица 1
НЕУЧТЕННАЯ  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Неэкономич. 
криминальные 
действия, ведущие к 
перераспределению 
национального 
богатства
Незарегистрированное 
производство продуктов и 
услуг
Скрытые доходы
скрытое производство скрытый предприним. доход воровство
неформальное  производство скрытая оплата труда грабежи
нелегальное производство доход от неформальной деятельности мошенничество
«смешанный  доход» ......  
 

При расчете  доли теневой экономики в ВВП страны Госкомстат исходит из соотношения с ВВП доходов от скрытой и неформальной экономической деятельности, разрешенной законом. Такой подход соответствует рекомендациям международных организаций.

Понятие скрытого и неформального производства в  статистике отличается от показателей  теневой экономики, применяемых  для целей определения налогооблагаемой базы.

По данным Госкомстата  за 1997–1998 годы (см. табл. 2), в российской промышленности на долю скрытой и неформальной деятельности приходится немногим менее 8% добавленной стоимости (компонент ВВП на уровне отраслей). В строительстве этот показатель превышает 13%, что вызвано значительной долей частного строительства на селе, на транспорте — 20% (из-за значительной доли услуг частных предпринимателей — владельцев легкового и грузового автотранспорта). В сельском хозяйстве доля теневого сектора превышает 90% добавленной стоимости, и это объясняется тем, что подавляющее большинство сельхозпродукции производится в России не в сельхозпредприятиях, а в частных хозяйствах населения. Велика доля официально неучитываемых услуг и в торговле (розничной, оптовой и внешней), где от налогообложения укрывается 61% добавленной стоимости.

Таблица 2
  Объем скрытой 
и неформальной 
деятельности в 
ВДС  отрасли в 
% к ВВП
Удельный  вес 
скрытой и 
неформальной 
деятельности в 
ВДС отрасли  
(в %)
  1997 1998 1997 1998
Все отрасли экономики 19,8 22    
Промышленность 1,9 2,1 7,3 7,8
Сельское  хозяйство 4,4 4,6 77,8 92,8
Строительство 0,8 0,9 10,3 13,6
Транспорт 1,9 1,7 20,5 20,7
Торговля  и общественное питание 
(включая оптовую торговлю 
продукцией производственно- 
технического назначения, 
внешнюю торговлю)
8,2 10 57,6 61
 

Статья  подготовлена на основе разработок 
Управления национальных счетов Госкомстата России 
январь 2001 г.

 
 
 

При этом, по оценке ведомства, в 2006-2008 годах на теневую экономику пришлось от 14 до 16 процентов ВВП.

В начале сентября Росстат пересмотрел данные по российскому  ВВП за последние несколько лет. В частности, ведомство повысило оценку роста экономики в I полугодии 2010 года с 4 до 4,2 процента по сравнению  с тем же периодом предыдущего  года. Как пояснил Суринов, в новых расчетах ведомство учло итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи, а также совместно с Центробанком изменило методику учета услуг финансовых посредников.

17. Российская федерация 
Паритет покупательной способности на душу населения $15.100 
Теневая экономика (52.0%)

Сборы НДФЛ в  Петербурге в июле 2010 года по сравнению  с июлем прошлого года упали на 10%. Председатель городского комитета финансов Эдуард Батанов считает, что причиной может быть, в том числе, увод зарплат в теневой сектор. Неужели началось?! 

Увеличения  доли теневого сектора в России ждали еще в 2008 году из-за растущего давления на бизнес со стороны касты чиновников. Затем наступил кризис, и предполагалось, что предприятия массово уйдут в серую зону.

Теперь пришла еще одна волна страхов, вызванная  тем, что с 2011 года будет резко  повышен объем страховых взносов (бывший ЕСН) – с 26% до 34%, а также  общим закручиванием гаек: усилением  контроля зернового рынка из-за засухи, разговорами о регулировании  цен в связи с увеличением  инфляции и т.д.

В июле Всемирный банк опубликовал очередное исследование доли теневой экономики в мире (см. график). Последние обработанные данные заканчиваются 2007 годом. Россия – по-прежнему в конце списка. У нас 130-е место среди 151 страны, а доля «тени» медленно, но верно выросла с 45,1% в 1999 году до 52% в 2007 году. Это – между Габоном и Арменией, лучше Украины, но хуже Казахстана. 

В целом, рейтинг  предсказуем: чем более развита  экономика, тем выше страна в списке. Так, на первом месте Швейцария c 9,1% «тени», а на втором – США c 9% (страны отсортированы в рейтинге не по 2007 году, а по среднему уровню тени за 1999–2007 годы). Интереснее всего некоторые исключения. 

Например, ряд  стран с низким уровнем экономической свободы, видимо, успешно справляется с теневой экономикой авторитарными методами: Китай (10-е место – 14,3%), многие исламские государства, в частности, Иран (28-е место – 20,5%).  Зато ряд сравнительно молодых демократий с высоким уровнем экономической свободы ушли в глубокую тень. Особенно выделяется Грузия. В рейтинге свободы у нее 26-е место из 179, а в рейтинге тени – последнее 151-е место (почти 3/4 экономики в тени).

Данные последнего исследования НИСИПП дают более свежую информацию о теневом секторе за 2005–2009 годы, правда, только в малом бизнесе. В целом, он продолжил понемногу сокращаться. Роста тени из-за кризиса не произошло. Однако НИСИПП исследовал серый сектор на легальных предприятиях, и в его поле зрения не попадали абсолютно «черные» фирмы, которых, как показывает доклад ВБ, около половины. Результат ожидаемый: многие эксперты предсказывали, что предприятиям уже однажды вышедшим на свет, в дальнейшем трудно увести зарплаты обратно в тень. Однако из-за кризиса упала рентабельность бизнеса – как белой, так и скрытой его части (см. график).

Примечательно, что постепенное сокращение доли тени происходило неравномерно. На молодых предприятиях оно почти  не менялось, зато доля тени на предприятиях, существующих долгое время, значительно снизились. Если разбить компании по обороту, то серый сектор резко сократился только на предприятиях с оборотом 50–100 млн руб. – с 30% в 2005 году до примерно 5% в 2009 году. На остальных он остался практически неизменным. Чем меньше предприятие, тем больше доля серых операций: в компаниях с оборотом до 1 млн руб. тень может превышать 45%. 

Информация о работе Теневая экономика занимает в России 20%