Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 07:12, контрольная работа
В послевоенный период на фоне бурного развития мирового хозяйства отдельные страны продемонстрировали феноменальные достижения в эконо-мической и социальной сферах. С определенным временным лагом в мировой экономике появилось западногерманское "чудо", итальянское, японское, и, на-конец, "чудо" новых индустриальных стран (Южная Корея, Тайвань, Синга-пур, Сянган (Гонконг), Таиланд, Аргентина, Бразилия, Мексика и др.).
Введение 2
1. Основные черты новых индустриальных стран. 4
2. Анализ показателей экономического роста новых индустриальных стран за последние 30 лет. 8
3. Сравнительный анализ азиатской и латиноамериканской моделей новых индустриальных стран. 13
Заключение. 17
Список использованной литературы 20
Новые индустриальные страны (НИС) — группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошёл качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой. В ходе мирового промышленного развития из общей массы государств выделилась группа новых индустриальных стран (НИС). 70—80-е годы XX в. для этих стран были характерны более высокими темпами хозяйственного развития, превышающими аналогичные показатели других развивающихся и промышленно развитых стран.1 Следовательно, НИС нельзя отнести ни к одной из существующих групп стран: развивающихся, развитых, государств с переходной экономикой. Они заняли особое положение в мировом хозяйстве и составили новую самостоятельную группу.
Общепринятая классификация развивающихся стран и территорий позволяет выделить 3 группы.
Наименее развитые государства.
Страны со средним уровнем развития.
Страны, имеющие особо благоприятный режим экономического развития, так называемые новые индустриальные страны (НИС).
Во всех случаях провести четкую границу между принадлежностью стран к той или иной группе представляется достаточно сложным, т.к. каждая страна имеет свои индивидуальные особенности. К группе НИС относится ряд государств Юго-Восточной Азии: Тайвань, Гонконг, Южная Коре, Сингапур, Малайзия, Таиланд; Латинской Америки— Мексика, Бразилия, Аргентина, государства Ближнего и Среднего Востока — арабские НИС.
Особое место принадлежит государству Сингапур, которому в 1995 г. первым из государств Юго-Восточной Азии по решению ОЭСР был присвоен статус «индустриально развитого». В условиях политической стабильности и экономического роста в течение 3 десятилетий Сингапур превратился из небольшого перевалочного порта в богатую страну. За годы ускоренного развития в НИС начала складываться «особая экономическая модель», в рамках которой ведущей отраслью хозяйственного развития стала обрабатывающая промышленность, характерны использование высоких технологий, высокая производительность труда и относительно низкие затраты производства. Модернизация экономики проходит в области структурной перестройки всех звеньев технологической цепочки — от сырьевых отраслей к наукоемким производствам.
Большое влияние на формирование современной структуры экономики НИС оказали зарубежные инвестиции. Среди промышленно развитых стран главными инвесторами по объему прямых инвестиций оказались США и Япония. За 20 лет НИС получили более 40% прямых капиталовложений в развивающиеся страны. Особая притягательность НИС для развитых рыночных стран объясняется рядом причин и обстоятельств. Прежде всего, НИС изначально избрали путь рыночных преобразований. Отдельные группы НИС (например, латиноамериканские) обладают значительным сырьевым потенциалом, достаточно дешевой рабочей силой, что особенно важно при размещении тех или иных производств на их территориях, имеют достаточно развитый внутренний рынок. Наконец, ряд НИС оказался в сфере не только экономических, но и политических интересов великих держав. В 70—80 гг. в противовес «коммунистическому влиянию» странам Юго-Восточной Азии была оказана огромная экономическая помощь и военная поддержка. Немалую роль сыграло и географическое положение этих стран на перекрестке великих торговых путей. Начиная с 80-х гг. значительно возросло влияние НИС на ход мировой торговли, на экспортно-импортные операции с различными странами. Наиболее развитые из них могут стать крупными партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что особенно важно и для нас в условиях формирования зон свободного предпринимательства российского Дальнего Востока. Из НИС прежде всего выделяются страны – «драконы». Во всех этих странах наиболее общими чертами экономической политики являются:
долгосрочное планирование развития экономики в целом;
стимулирование развития свободного рынка и частного предпринимательства;
эффективное использование прямого и косвенного государственного вмешательств в рыночные отношения.
Ускоренное развитие прогнозируется в Индии, Китае, Турции, Египте, Чили. В структуре промышленной продукции большое место стала занимать наукоемкая продукция. На мировом рынке высокой конкурентоспособностью обладае
Резюмируя глобальные и региональные особенности социально-экономического развития НИС, необходимо отметить, что здесь протекают процессы, характерные для стран с развитой рыночной экономикой: концентрация производства и капитала, слияние промышленного и банковского капитала, образование международных монополий.
НИС имеют активные позиции в международном разделении труда, в борьбе за рынки сбыта. Наиболее выражены 2 основные тенденции:
интенсивное развитие за счет оптимального взаимодействия внутреннего экономического, сырьевого, научного и людского потенциалов с внешними инвестициями;
активная интеграция с развитыми странами, охватывающая крупные экономические регионы и имеющая свое конкретное экономическое лицо.
В рамках модели новых индустриальных стран сложились две модели экономического развития, постоянно конкурирующие между собой на мировом рынке товаров и услуг. Это «азиатская» и «латиноамериканская» варианты развития экономик.
Латиноамериканские НИС значительно опережают восточноазиатские НИС по многим экономическим показателям. К примеру, по объему производимого ВВП с Бразилией может отчасти соревноваться Южная Корея (как лидер стран - «драконов»), а остальные новые индустриальные экономики азиатского региона уступают ей в 5-6 раз. С другой стороны, по уровню подушевого ВВП Сингапур почти в 9 раз превосходит Бразилию, но в тоже время Сингапур в 50 раз уступает ей по численности населения.
Движение по траектории социально – экономического развития в двух основных новых индустриальных регионах мира оказалось различным в силу региональной специфики, народного менталитета, стартовых условий и реализации плана «догоняющего» развития. Отличаются и результаты развития форсированного экономического «прорыва» азиатских и латиноамериканских НИС. Для восточноазиатских НИС еще в 70-е 80-е годы XX века были характерны относительно более высокие темпы роста, которые существенно, порой многократно превышали показатели подавляющего большинства развитых и развивающихся стран. Эти феноменальные результаты были достигнуты, несмотря, на заметное повышение цен на нефть и другие сырьевые ресурсы в конце 90х гг. XX века (а пионеры ново индустриального развития в Азии не располагали собственными ресурсами сырья и энергоносителей) и на мировые экономические спады. Вплоть до крупных финансовых потрясений в Юго-Восточной Азии 1997-1998 годов, а позднее - и в других регионах, азиатские НИС демонстрировали самые высокие в мире темпы хозяйственного развития.
Согласно принятой оценке, на протяжении 1960-1990 годов среднегодовые темпы развития экономики азиатского региона в целом составляли свыше 5%, в то время как в Европе - примерно 2%. Но и в НИС Латинской Америки среднегодовые темпы прироста ВВП в 1950-1995 годы были ниже, чем в Восточной Азии: 5,2% - в Бразилии, 4,8% - в Мексике, 2,6% - в Аргентине.
По оптимистическим прогнозам, при сохранении докризисных темпов экономического роста к 2010 году Восточная Азия могла бы перегнать по объему производимого ВВП Западную Европу, а к 2020 году — Северную Америку. Беспрецедентный хозяйственный прогресс в этом регионе Азии в течение последних десятилетий обеспечил возрастание совокупных экономических показателей развивающегося мира в целом, что способствовало снижению доли развитых стран в производстве мирового валового продукта примерно с 72% в 1953 году, до 59% в 1990-ом году и 52,8 в 1997-ом году, а также — соответствующему повышению удельного веса развивающихся государств, а в 1990-е годы с 32,6 до 43,2%. В 1996-1997 годы в канун азиатского кризиса Япония, Республика Корея, Китай и Индонезия входили в число первых 12-ти, а еще ряд стран Восточной Азии, наряду с Бразилией и Мексикой, - в группу первых 20-ти крупнейших экономик мира. На протяжении последних десятилетий развивающиеся страны достаточно высокими темпами наращивали объемы производимой промышленной продукции, и в 1997 году впервые превзошли по их совокупному показателю развитую часть мирового хозяйства. При этом в совокупном объеме промышленного производства развивающихся стран в конце 1990-х на долю НИС приходилось около 30 %, в том числе удельный вес восточно – азиатских стран составлял 18 %, а латиноамериканских- 12%.
Если же сравнивать масштабы промышленного производства в НИС и в мире в целом, то доля НИС Восточной Азии возросла с 6,5 % в 1990 году до 8,5 % в 1997 г. а доля государств Латинской Америки практически не изменилась, равняясь примерно 5,7-6,2 %
Как полагают российские эксперты, достаточно высокий уровень производительности труда в НИС Восточной Азии был предопределен такими факторами, как применение сравнительно передовой техники и технологии, довольно высокий уровень автоматизации производства, наличие высококвалифицированных кадров, использование современных методов управления производством, способность модернизируемой экономики эффективно применять научно-технические достижения, а также воспринимать и адаптировать разнообразные инновации.
В ряде стран азиатского региона опережающими темпами по сравнению с производительностью труда происходил рост заработной платы. Так, в 1970-1985 годы здесь отмечалось ощутимое увеличение индекса номинальной заработной платы - на 8,8-14,6 % в год. По темпам увеличения этого показателя восточноазиатские НИС часто оказывались впереди государств развитой зоны мирового хозяйства.
Ускоренное хозяйственное развитие позволило восточноазиатскими НИС первой волны обеспечить и другие достижения в социально-экономической сфере. На протяжении ряда лет здесь поддерживался один из самых низких в мире уровень безработицы и сравнительно невысокие темпы инфляции.
В период осуществления форсированной модернизации произошли довольно заметные изменения в товарной структуре экспорта НИС.
За 1970-1995 годы удельный вес вывоза технической продукции в экспорте новых изделий Гонконга увеличился в 2,3 раза, Тайваня - в 2,9, Сингапура - в 5,7, Южной Кореи - в 7,2 раза. Однако наиболее заметно этот показатель возрос в НИС «второй азиатской волны»: в Индонезии - в 22,7 раза, Малайзии - в 31,3 раза и Таиланда - в 31,5 раза.
Повысился удельный вес высокотехнологичных изделий, к которым сейчас относится продукция таких отраслей, как фармацевтическая, производство компьютеров, научное приборостроение, электротехническое машиностроение, авиа космическая. Так, их доля 1 общей стоимости вывоза продукции обрабатывающей промышленности Гонконга в 1997-1998 годах составляла 21%, Республики Корея 27, Таиланда -31, Сингапура - 59%.
В государствах латиноамериканского региона этот показатель был ниже: в Бразилии - 7-9, в Мексике - 18-19 процентов, а в США он равнялся 33 процентам, в Великобритании - 28.
На протяжении десятилетий модернизации происходили весьма ощутимые изменения также в позициях НИС Восточной Азии в качестве поставщиков на мировой рынок готовой промышленной продукции. В современном мировом хозяйстве они заняли нишу крупнейших производителей и экспортеров автомобильной и бытовой техники, электроники, продукции судостроения и химической промышленности. Так, удельный вес НИС Азии в мировом экспорте готовых промышленных изделий в 1970-1998 годах повысился в 6,5 раз. Латиноамериканские НИС, несмотря на высокие результаты, все уступают восточно-азиатским «тиграм». Доля Мексики по этим товарам возросла с 0,44 до 2,17 процента, т.е. почти в пять раз. Схожим образом развивалась ситуация в сфере экспорта машин и оборудования. Отставание латиноамериканских НИС от восточноазиатских по долевому участию в мировом экспорте указанных товаров оказывалось весьма заметны.
Несколько отставая от НИС Латинской Америки по объему ВВП, то есть и долевому участию в мировом производстве, восточно – азиатские НИС играют более видную роль в современной мировой торговле и отчасти - международном движении капитала. У занимающих весьма солидное положение в мировом производстве ВВП и несколько более скромное — в сфере выпуска промышленной продукции.
Все это подтверждает вывод об относительной успешности избравших стратегию сбалансированного экспорто – ориентированного развития НИС Восточной Азии, а также более широких перспективах их участия в современных мирохозяйственных связях и дальнейшей эволюции мирового экономического сообщества в целом.