Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:33, контрольная работа
На сегодняшний день дискуссии вокруг проблемы роли денег в экономике государства между кейнсианцами и представителями монетаризма не исчерпаны. В сфере управления экономикой разные страны мира руководствуются не только монетаримом или кейнсианством. Одни государства успешно выходят из кризисов и регулируют экономику на базе кейнсианства, другие – на основании идей монетаризма. Но знание идей монетаризма и кейнсианства в сочетании с знанием исторических особенностей своей страны – необходимое условие для формирования экономических и политических программ глав государств.
ВВЕДЕНИЕ
КЕЙНСИАНСТВО
МОНЕТАРИЗМ
СОВРЕМЕННЫЙ МОНЕТАРИЗМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Калужский филиал
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»
на тему «Сравнение трактовки роли денег в экономике в кейнсианстве
и современном монетаризме»
Исполнитель:
_____________________________
специальность: Финансы и кредит
группа: ФНО
№ зачетной книжки:
Руководитель:
____________________________
Калуга 2009
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
КЕЙНСИАНСТВО
МОНЕТАРИЗМ
СОВРЕМЕННЫЙ МОНЕТАРИЗМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Деньги прошли длительный путь эволюции. История развития денег является составной частью истории рыночной экономики. Выражая стоимость товарного мира, деньги на протяжении экономической истории принимали те формы, которые диктовал достигнутый уровень товарных отношений. Каждому историческому периоду соответствует своя преобладающая теория денег.
Такие денежные теории, как кейнсианство и монетаризм, получили развитие в основном в начале-середине прошлого столетия.
На сегодняшний день дискуссии вокруг проблемы роли денег в экономике государства между кейнсианцами и представителями монетаризма не исчерпаны. В сфере управления экономикой разные страны мира руководствуются не только монетаримом или кейнсианством. Одни государства успешно выходят из кризисов и регулируют экономику на базе кейнсианства, другие – на основании идей монетаризма. Но знание идей монетаризма и кейнсианства в сочетании с знанием исторических особенностей своей страны – необходимое условие для формирования экономических и политических программ глав государств.
Вплоть до тридцатых годов XX века среди экономистов господствовало мнение, что с помощью механизма свободного ценообразования экономика автоматически стремится к равновесию, когда совокупный спрос равен совокупному предложению. Считалось, что безработица является по сути отражением слишком высокой заработной платы. В этих условиях свободный рынок, по мнению представителей классической школы, должен заставить цену рабочей силы снижаться до тех пор, пока на рынке труда не восстановится равновесие. Точно такой же механизм, считали они, действует и на всех других микрорынках, что гарантирует общее равновесие экономической системы в сочетании с полной занятостью. Предположение о том, что заработная плата может быстро измениться, чтобы обеспечить полную занятость на рынке труда, — это отличительная черта классической модели регулирования национального производства. Дальнейшее развитие этих идей нашло свое отражение в теории монетаризма, основным идеологом которой в послевоенные годы был американец Милтон Фридмен — лидер так называемой чикагской экономической школы.
Первая мировая война, подорвав хозяйства европейских стран, выдвинула США на роль лидера капиталистического мира. Воюющим странам были нужны разнообразные товары, которые уже не производила их промышленность, переведенная на военные рельсы. Эти товары можно было купить у единственной большой индустриальной невоюющей страны – у США.
Война требовала огромных затрат. Занять необходимые деньги можно было у США. В результате за годы войны США превратились из должника европейских стран в их кредитора.
Благоприятные условия сохранились для США и в послевоенные годы. Разоренная Европа нуждалась в продовольствии, промышленных товарах, в оборудовании для восстановления своей промышленности.
В 1920-1921 гг. американская экономика пережила небольшой спад, после которого начался промышленный подъем 20-х годов, получивший название эпохи «просперити» (процветания).
Однако это подъем имел и существенные недостатки. Во-первых, за 9 лет подъема, с 1921 г. по 1929 г., производство выросло всего только на 26%. Во-вторых, и это главное, в период подъема сохранились недогрузка производственных мощностей и массовая безработица, т.е. такие явления, которые прежде были показателями кризиса. Недогрузка производственных мощностей составляла 19%, а безработных было около 2 млн. чел.
В 1929 г. начался самый сильный в истории капитализма мировой экономический кризис. Начался он в США, и промышленное производство здесь сократилось вдвое. Число безработных увеличилось до 17 млн. чел. Тысячи семей безработных выбрасывались на улицу. У тех, кто остался на работе, заработная плата снизилась на 35-50%
Правительство, чтобы остановить падение цен на сельскохозяйственные продукты, организовало их скупку и уничтожение. Были уничтожены миллионы зерна, кофе, сахара, риса.
В годы кризиса обанкротилось 40% банков Америки.
Кризис был такой катастрофой, что экономисты стали говорить о конце капитализма, о том, что в прежнем виде капиталистическая экономика не может продолжать существование. В это время рождаются новые экономические теории – рецепты спасения и перестройки хозяйства. Пожалуй, наиболее важной, из них стала теория английского экономиста Дж. М. Кейнса.
В 20-30-х годах XX в. Дж. Кейнс выступил с рядом работ по экономическим вопросам, но особую известность получили его главные труды: «Трактат о деньгах» (1930 г.) и «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.).
Содержание своей концепции Дж. Кейнс изложил в книге «Общая теория занятости, процента и денег», вышедшей в 1936 г. Главная идея теории Кейнса сводится к отрицанию саморегулирования рыночной экономики.
Кейнс и его последователи в поисках выхода из трудностей Великой депрессии 30-х годов, вновь обратились к макроэкономической теории. Объект анализа был перенесен с деятельности фирм на изменение агрегатных величин. В центр их анализа, вместо денег и цен, были поставлены доход и занятость. В отличие от своих предшественников – сторонников рыночной экономики и невмешательства в нее государства – Кейнс доказал, что в современных ему условиях не действует закон Сэя, согласно которому любое увеличение продукции автоматически порождает эквивалентное увеличение расходов и доходов, причем в размерах, способных поддержать экономику в состоянии полной занятости. Сущность кейнсианской теории состоит в признании возможности «равновесия в условиях безработицы», в показе того, что в конкурентной экономике не существует механизма, гарантирующего полную занятость. В этой теории содержится продуманная критика внутренних восстановительных сил рыночного механизма и обоснование перехода к активному государственному регулированию экономики, гораздо более многообразному, чем традиционные меры политики «доступного кредита» и прогрессивного налогообложения. Государственное регулирование включало также широкие бюджетные расходы, которые увеличивали совокупный спрос. Выплаты по социальному страхованию (введение пособия по безработице и др.) тоже повышали спрос. Все это существенно изменило распределение денежных доходов.
До Кейнса считалось, что сбережения населения, как важный элемент их доходов, уравниваются с инвестициями подвижной процентной ставкой. Кейнсианство исходит из иной идеи, согласно которой уравнивание сбережений и инвестиций происходит скорее благодаря колебаниям уровня производства или дохода, чем вследствие изменения уровня процента. Чтобы достигнуть экономического равновесия при полной занятости, необходимо обеспечить определенный уровень дохода (зарплаты, ренты, процента, прибыли). Кейнс доказал, что для этого недостаточно частных инвестиций, необходимы также государственные инвестиции, которые через выведенное им правило мультипликатора, приводят к увеличению общего объема производства, росту доходов и занятости. Сбережения в большей мере реагируют на изменение дохода, чем на колебания процентной ставки, а инвестиции, напротив, в большей степени реагируют на колебания процентной ставки, нежели дохода. Если инвестиции слабы, то и уровень дохода вследствие действия мультипликатора низок, а при низком уровне дохода сбережения также малы. Кроме того, высокий уровень дохода порождает высокий уровень сбережения, а процентная ставка должна в этом случае снизиться, чтобы стимулировать планируемые инвестиции эквивалентного размера.
Кейнс исходил из предположения о негибкости (в сторону понижения) заработной платы на том основании, что рабочие подвержены «денежной иллюзии»: они не захотят работать при пониженной денежной зарплате, но будут работать при более низкой реальной заработной плате, вызванной ростом цен. Он был сторонником умеренной инфляции.
Одним из намерений Кейнса было опровержение мнения, согласно которому снижение заработной платы, если оно возможно, может увеличить эффективный спрос. Он исходил из того, что спрос на труд и уровень занятости определяется реальной, а не денежной зарплатой; снижение денежной зарплаты всегда сопровождается эквивалентным снижением реальной зарплаты и падением совокупного спроса. Кейнс был убежден в том, что гораздо важнее относительный уровень денежной зарплаты, чем абсолютный, что наиболее разумная политика состоит, в конечном счете, в поддержании устойчивого общего уровня денежной заработной платы. Таким образом, кейнсианство подошло к признанию потребности в осуществлении государством общего руководства экономикой, направленного на регулирование производства и занятости и перераспределение доходов.
Кейнсианская политика управления спросом способствовала повышению эффективности регулирования экономики и рынка труда. Однако ее эволюция привела к тому, что вместо увеличения или сокращения государственных расходов в зависимости от изменений потребности экономики эти расходы были установлены на высоком уровне.
Взгляды Дж. Кейнса
Взгляды Дж. Кейнса на современную ему экономику можно условно свести к одному основному положению: все проблемы экономического развития связаны с недостатком эффективного спроса. На недостаток спроса влияет ряд причин:
во-первых, тенденция к понижению предельной склонности к потреблению. При увеличении или уменьшении реального дохода общества размеры совокупного потребления изменяются в том же направлении, но с другой скоростью. Чем быстрее общество достигает уровня насыщения потребностей, тем привлекательнее становятся сбережения;
во-вторых, прогрессирующее уменьшение предельной эффективности капитала. Эта тенденция связана с тем, что в условиях превалирования склонности к потреблению уменьшается реализация созданного продукта по достаточно высоким ценам. В результате уменьшение склонности к потреблению снижает привлекательность капитальных вложений;
в-третьих, основной формой сбережений становятся наличные деньги, что уменьшает возможность инвестиций через кредитные отношения. При этом та часть активов, которую хозяйствующие субъекты желают сохранить в форме денег, зависит от того, насколько высоко они ценят свойство ликвидности.
Активы обладают ликвидностью, если их можно использовать как средство платежа, а их обладатель уверен, что номинальная стоимость таких активов не изменится. Наличные деньги и средства на текущих счетах в банках являются абсолютно ликвидными активами.
Богатства в форме ликвидных денежных активов
Люди сами выбирают, какую часть своей собственности им хранить в денежной форме, а какую — в вещественной. Если люди предпочитают относительно ликвидный портфель, то можно говорить об относительно большом спросе на деньги с их стороны. По этой причине Дж. Кейнс назвал свою теорию спроса на деньги теорией предпочтения ликвидности. Он выделил три причины, побуждающие людей хранить часть их богатства в форме ликвидных денежных активов.
1. Индивиды держат некоторую часть своих активов в форме денег для использования их в качестве средств платежа. Это обстоятельство Дж. Кейнс назвал трансакционным мотивом хранения денег.
2. Хранение части активов в ликвидной форме объясняется желанием обеспечить в будущем возможность распоряжаться определенной частью своих ресурсов в виде наличных денег. Дж. Кейнс назвал это обстоятельство мотивом предосторожности в сохранении активов.
3. В отличие от сторонников классической количественной теории Дж. Кейнс подчёркивает спекулятивный мотив хранения части активов в форме денег. Хозяйствующие агенты будут держать свои активы в ликвидной форме, если они считают, что владение активами в иной форме сопряжено со значительным риском. Если предположить, что индивиды могут держать свое богатство в двух видах активов (либо деньги, либо долгосрочные облигации), то напрашивается следующий вывод:
• преимущества облигаций перед деньгами состоят в том, что они приносят проценты. А также существует вероятность того, что процентная ставка на рынке ценных бумаг изменится, а значит, изменится и рыночная цена облигаций. Снижение нормы ссудного процента означает повышение курса облигаций, что обеспечивает держателям облигаций доход, обусловленный приростом капитала. И наоборот, повышение нормы ссудного процента означает снижение курса облигаций, что вызывает потери капитала их держателе.
Активы из облигаций в деньги
Совершенно естественно, что каждый инвестор будет стараться перевести свои активы из облигаций в деньги по мере того, как ссудный процент снижается относительно определённого уровня. Перейдя в этот момент на деньги, инвестор сможет избежать убытков от своего пакета облигаций в случае неожиданного повышения нормы ссудного процента.