Современная экономическая мысль в трудах нобелевских лауреатов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Премия памяти Альфреда Нобеля по экономике – это самая престижная премия в области экономических наук.
Она была учреждена в 1968 г. по инициативе Шведского банка в честь 300-летия его основания. Лауреат Нобелевской премии по экономике объявляется 12 октября; церемония вручения премии проходит ежегодно в Стокгольме 8 декабря. От лауреата требуется выступление с так называемой «Нобелевской мемориальной лекцией», которая публикуется затем Нобелевским фондом в особом томе вместе с лекциями Нобелевских лауреатов по другим наукам.

Содержание работы

Введение
1. Список лауреатов, таблица.
2. Премия 2007г. «Теория оптимальных механизмов»
3. Премия 2008г. «Анализ структуры торговли и размещения экономической активности»
4. Премия 2009г. «Исследования в области экономической организации»
5. Премия 2010г. «Исследования рынков с моделями поиска»
Заключение
Список использованных сайтов

Содержимое работы - 1 файл

лауреаты нобелевской премии Введение.doc

— 331.00 Кб (Скачать файл)

В 1988 г. профессор  Л. Гурвич вышел в отставку, но с 1989 г., являясь почетным профессором экономики им. Куртиса Карлсона, продолжал читать в осеннем семестре аспирантский курс по экономике. 

Эрик  Маскин.

Эрик Маскин родился в Нью-Йорке, 12 декабря 1950 г., в нерелигиозной еврейской семье, и вырос в Альпах, Нью-Джерси. Окончил среднюю школу в Тенафли, Нью-Джерси в 1968 году и поступил в Гарвардский университет, где он получил AB в математике и доктора наук в области прикладной математики. После того как он получил докторскую степень, Маскин отправился в Кембриджский университет в 1976 году, где он был научным сотрудником колледжа в Кембридже. Преподавал в Массачусетском технологическом институте с 1977-1984 и с 1985-2000 в Гарвардском университете, где он был Луи Беркман профессор экономики. В 2000 году он переехал в Институт перспективных исследований в Принстоне, Нью-Джерси.  
Маскин работал в различных областях экономической теории, как теория игр, экономика стимулов, и теория контрактов. Он особенно хорошо известны его работы по механизму дизайн / теории реализации и динамические игры. В настоящее время его научно-исследовательских проектов включают сравнение различных избирательных правил, изучение причин неравенства и изучения формирования коалиции. Он является членом Американской академии искусств и наук, эконометрического общества, и Европейского экономического сообщества, и член-корреспондент Британской академии. Он был президентом эконометрического общества в 2003 году.
 

Майерсон  Роджер.

Майерсон Роджер, родился в 1951 г., Бостон, американский ученый. В 1976 г. получил степень доктора философии за исследования по прикладной математике в Гарвардском университете. В 1976–82 гг. Майерсон был доцентом экономики Высшей школы управления «Келлог» Северо-Западного университета (Эванстон, штат Иллинойс, США), в 1982–2001 гг. — профессором экономики Северо-Западного университета. С 2001г. Майерсон — профессор экономики Чикагского университета.

Главная область научных интересов Майерсона  — теория механизмов распределения, в разработке которой Майерсон, наряду с профессорами Л. Гурвичем и Э. Маскином, сыграл основную роль.

Другое  направление научных исследований Майерсона — теория игр. Он разработал основные методические принципы теории игр, проблемы неприятия и распределения риска. Майерсон — автор статей и нескольких книг: «Теория игр: анализ конфликта» (1991, Гарвард); «Вероятностные модели принятия экономических решений» (2005). Майерсон — лауреат премии Гуггенхайма за 1983 г. и премии Фонда Альфреда П. Слоуна за 1984–86 гг. Член Американской академии искусств и наук, с 2003 г. — президент Эконометрического общества. 

Леониду Гурвичу, Эрику Маскину, Роджеру Майерсону удалось создать теорию, помогающую выявлять эффективные торговые механизмы и схемы регулирования экономики, а также определять, насколько в той или иной ситуации необходимо вмешательство государства. Ученые заложили основы теории оптимальных механизмов и объяснили процесс оптимального распределения ресурсов, за что в 2007 г. им была присуждена премия Шведского банка по экономическим наукам в память Альфреда Нобеля «за создание основ теории оптимальных механизмов». По сути дела, трое лауреатов внесли коррективы в классическую теорию Адама Смита. Давно известно, что она действует только в идеальной среде, однако там, где встречаются какие-либо ограничения, рыночные механизмы перестают работать, например, если конкуренция ограничена или государство намеренно вмешивается в экономику.

Теория механизмов распределения, которую разработали  ученые, углубила понимание того, как  необходимо формировать оптимальные  механизмы с учетом индивидуальной заинтересованности и частной информации. С помощью этой теории можно отделять ситуации, где работают рыночные механизмы, от тех, где эти механизмы не действуют. «Сегодня эта теория, — говорится в мотивировке Королевской академии наук, — играет ведущую роль во многих областях экономической науки, а также в некоторых сферах политологии».

Леонид Гурвич, создавать свою теорию оптимальных механизмов в 50-е годы ХХ в. и описал ее в своем труде «Оптимальность и информационная эффективность распределения ресурсов», вышедшем в 1960 г. Механизм, в его понимании, — это игра, участники которой обмениваются сообщениями друг с другом или с «центром сообщений», а заранее заданные правила определяют исход игры (читай, распределение ресурсов) для каждого набора сообщений. Он исследовал получающиеся в ходе обмена сообщениями равновесные состояния, целью был отбор тех решений, которые являются оптимальными для всех участников игры.

Раньше для  анализа оптимального распределения  ресурсов использовалась теория рынков, недостатком которой является то, что предлагаемые ею рецепты эффективно работают лишь в идеальных условиях, которых сложно или невозможно достичь в реальной жизни. Теория оптимальных механизмов ставит вопрос иначе: она не ищет путь справедливого распределения, а занимается поиском самого эффективного механизм в данных условиях. Интересно, что разработанная Гурвичем теория работает даже тогда, когда участники игры не знают, сколько за нужные им ресурсы дают соседи. Система, организующая аукцион, пытается как можно полнее удовлетворить запросы каждого. При этом свои оценки товаров или услуг участники игры направляют в систему тайным образом. Получившееся распределение в результате оказывается максимально близким к справедливому.

Именно Л. Гурвич ввел в экономическую науку фактор стимулов отдельных людей, которые собственно и определяют результаты их деятельности, будь то производители или потребители. Теперь в это трудно поверить, но полвека назад такие факторы в экономических моделях просто не учитывались. В одних случаях сам рынок автоматически приводит к формированию тех или иных стимулов для его участников, например, когда постоянно растет спрос на какие-то товар или услугу, а за ним и цена. В других случаях эти стимулы обществу необходимо создавать заново, в том числе методами государственного регулирования, например, привлекая некими льготами частный капитал в некоммерческие, но социально значимые проекты (от строительства бесплатных автодорог до финансирования фундаментальной науки). Или другой пример: такая форма организации бизнеса, как общество с ограниченной ответственностью, когда акционеры не отвечают по обязательствам компании своим собственным имуществом, ставшее основой современной индустриальной экономики, возникла отнюдь не сама по себе, а в результате действия неких рыночных сил. Нет, она вполне рукотворна и появилась в законодательстве штата Нью-Йорк еще в начале ХIХ в. Так какие стимулы сработают в тех или иных случаях лучше, чем другие, а какие неприемлемы? Этим и занимается та область экономической науки — оптимизация экономических механизмов, основоположником которой почти полвека назад стал Леонид Гурвич.

Двенадцать лет  спустя Гурвиц значительно упростил анализ, введя так называемый «принцип откровения», сужающий и ограничивающий поле исследования. Вслед за этим Маскин и Майерсон свели принцип откровения к уже известному экономистамравновесию по Нэшу (названному в честь Джона Нэша, о жизни которого снят популярный фильм «Игры разума»). Майерсон потратил на разработку этого принципа более семи лет активной работы. Маскин, в частности, получил свою долю Нобелевской премии за то, что подступился к еще не разрешенному вопросу — что делать, если у того или иного экономического механизма несколько равновесных состояний, и можно ли создать такой механизм, для которого все такие состояния являлись бы оптимальными. В отличие от математики, которая не всегда приложима к реальным задачам, от экономических теорий ждут конкретных решений. Игры Л. Гурвица помогают участникам аукционов купить или продать тот или иной предмет как можно выгоднее для себя.

Другим случаем  поиска оптимальных механизмов является работа государства с монополиями. Майерсон с некоторыми другими учеными, в частности, предположил, что надзорные органы и монополисты — участники игры Гурвица, причем у надзорных органов нет полной и достоверной информации о реальной себестоимости продукции монополиста. У Майерсона получилось, что у антимонопольщиков всегда есть выбор между обложением монополистов рентой и стимулированием эффективного уровня производства.

Как и всякая уважающая себя теория, теория оптимальных  механизмов применима вне сферы, где она изначально появилась. Ее можно использовать для анализа  голосований, но, что гораздо важнее, теория позволяет учитывать такие ситуации, в которых деньги не главное. Например, оптимальные механизмы могут хорошо зарекомендовать себя в случае, когда приоритетом для правительства при проведении сделки или аукциона является общественное благо. Знали бы об этом авторы российской приватизации, к которой эта теория также применима, и российская экономика, возможно, была бы устроена чуть лучше.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Премия 2008г. Пол Кругман.

«Анализ структуры торговли и размещения экономической активности» 

Американский  экономист Пол Робин Кругман  родился 28 февраля 1953 года в Нью-Йорке. Учился в Йельском университете. Доктор философии (1977) Массачусетского технологического института.

Преподавал в  Йельском университете (1977 - 1980), Калифорнийском университете (кампус в Беркли), Лондонской школе экономики, Стэнфордском университете (1994-1996); Массачусетском технологическои институте (1996-2000). С 2000 года - профессор Принстонского университета.

Пол Кругман  - экономист с мировым именем, создатель новой теории международной торговли. Он выступает за государственный контроль над потоками спекулятивного капитала.

С 1979 года Пол  Кругман является участником исследований в Национальном бюро экономических исследований.

С 1986 года входит в наблюдательный совет Института международной экономики (Institute of International Economics).

С 1988 года - член Группы тридцати, международной организации, объединяющей финансистов и экономистов. Цель группы: углубленное изучение финансовых и экономических проблем; анализ последствий решений принятых в этом секторе на общественную и частную сферы.

С 1992 года является членом Американской Академии искусств и науки, Почетный член мюнхенского Центра экономических исследований (1997).

Пол Кругман - автор многих книг и научных исследований. Основные его работы:

Стратегическая  торговая политика и новая международная  экономическая теория" (1986);

Международная экономика: теория и политика" (1988, в соавторстве с М. Обстфельдом);

Торговая политика и структура рынка" (1989); "Пространственная экономика: города, регионы и международная торговля" (1999, в соавторстве с М. Фуджита и Э. Венейблсом).

Пол Кругман  с 2000 года ведет аналитическую колонку  в газете «Нью-Йорк таймс».

Он награжден  медалью Дж. Б. Кларка (1991). Лауреат премий Адама Смита (1995), Ректенвальда (2000) и принца Астурийского (2004).

Лауреат Нобелевской  премии в области экономики 2008 года.

П. Кругман показал  роль государственного регулирования  и протекционизма в условиях рыночной экономики, когда это регулирование повышает эффективность мирового и внутреннего рынка и когда причиняет вред. В области методологии экономического анализа и исследований Кругман отдал предпочтение математическому моделированию и применил его как к выработке практической политики в экономике, так и к проблемам международной торговли. 
Большое внимание ученый уделял изучению причин кризисов, влиянию монополизма на конкурентоспособность участников рынка, причин несостоятельности фундаментальных экономических процессов, монетарной политике. Классическая теория рыночного капитализма считала, что каждая страна должна отдавать предпочтение производству тех товаров, которые требуют меньше затрат по сравнению с другими странами. Равновесие рынка в этом случае достигается специализацией каждой страны на производстве товаров, которые ей обходятся дешевле, и взаимовыгодном товарообмене. 
Влияние конкуренции, как регулятора рыночной экономики, в такой модели рынка не зависит от размера предприятий, обязательным условием является только большое количество фирм, конкурирующих между собой. Чем больше различие между торгующими странами, тем выше их стремление к товарообмену и, наоборот, чем меньше различий между странами, тем вероятнее, что они будут конкурентами на мировом рынке. Кругман показал зависимость удельных издержек на производство от величины предприятия. Чем больший объем производства, чем крупнее предприятие, тем меньший у него удельный уровень затрат. Следовательно, крупные предприятия могут вытеснять мелкие с рынка и постепенно превращаться в монополистов. 
Построение реальной и простой модели монопольной конкуренции с минимальным количеством предположений позволило Кругману показать экономические последствия этого явления. Модель Кругмана включала только фактор труда и определяла, при каком объеме производства будет сохраняться равновесие рыночной системы. 
Для потребительского спроса характерно, что доход потребителя не затрачивается на один товар, а распределяется на широкий ассортимент товаров. Поэтому предпочтительнее расширять ассортимент, а не концентрироваться на одном товаре, издержки на который минимальны. Увеличение ассортимента значительно больше обеспечивает рост полезности, чем увеличение объема, а полезность товара на рынке – один из основных факторов конкурентоспособности предприятия. 
Предприятие, получившее на рынке положительный результат, привлекает к входу на рынок других подобных предприятий. Таким образом, на рынке возникает большое количество предприятий, конкурентоспособность которых определяется полезностью ассортимента выпускаемых ими товаров, что способствует расширению ассортимента на рынке. Предприятия – монополисты, которые на первоначальном этапе получают сверхприбыль за счет значительного превышения монопольной цены на товар над затратами на его производство, постепенно утрачивают потребительскую полезность на рынке, что приводит к перепроизводству данного вида товара и снижению цены на него. 
Модель монополистической конкуренции Кругмана позволяет определить, какой уровень производства продукции фирмы, при какой широте ее ассортимента и при каком уровне оплаты труда обеспечивается равновесие на рынке. В макроэкономической системе, т.е. при определении равновесия рынка в масштабах страны, модель позволяет определить необходимый ассортимент и объем производства товаров экономической системой страны для достижения заложенных в модель подушевого потребления и заработной платы работников. 
Эта модель приемлема для применения в условиях анализа экономики страны без учета товарообмена с другими странами. Она применима и для двух стран с подобными экономиками, отличие модели в этом случае заключается только в росте числа потребителей, предприятия каждой из двух стран получают потребителей этих стран, остальные параметры модели не меняются. Модель показывает, что даже такая простая кооперация в международной торговле приводит к росту объема производства предприятий этих стран, расширению ассортимента и повышению заработной платы персонала предприятий. В этом случае модель предполагает, что ассортимент товаров в каждой из двух стран уникальный.  
Развитие этой модели позволило перейти к новой модели международной торговли и новой экономической географии. Кругман проанализировал процессы перемещения рабочей силы и производства в похожих регионах. Вначале рассматривается модель, в которой имеются 2 региона, экономика которых включает одинаковое фермерское сельское хозяйство и уникальную монопольную промышленность. Фермеры в такой системе перемещаться не будут, у рабочих есть возможность менять регион. Регион, в который переместится большее число рабочих, получит большее число потребителей на внутреннем рынке. Цена товара на внутреннем рынке будет меньше цены такого же товара во втором регионе в связи со снижением затрат на транспортировку. В большем регионе будет производиться больший ассортимент товаров предприятиями этого региона, а в меньшем будет увеличиваться импорт. Предприятия будут преимущественно размещать производство в большем регионе. Зарплаты персонала промышленных предприятий в большем регионе начнет опережать зарплату во втором регионе, что приведет к еще большему перемещению рабочих в больший регион. 
Больший регион, в конечном итоге, превратиться промышленный центр, а меньший — в сельскохозяйственный. Эта новая модель была названа «центр – периферия». На этой простой модели Кругман показал, что существует критическая ситуация, при которой развитие экономики может пойти по принципу «центр – периферия». Это послужило пусковым механизмом развития новой экономической географии. 
Кроме работ по новой экономической географии Кругман построил модель валютного кризиса, которая предсказала нынешний финансовый кризис 2008года, модель международной торговли одинаковыми товарами, которая помогает разработать стратегическую торговую политику. В настоящее время Кругман анализирует факторы, влияющие на социально-экономическое неравенство, разрабатывает модель общего равновесия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Современная экономическая мысль в трудах нобелевских лауреатов