Шведская экономическая модель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

Шведская модель – экономический феномен, возникший в ХХ веке, показавший всему миру, как относительно малая аграрная страна, найдя правильный механизм модернизации экономики, смогла превратиться в одну из наиболее развитых и стабильных промышленных держав. Сохраняя внешнеполитический нейтралитет на тот момент целых полтора века, избегая конфликтов в социуме и найдя пути быстрой индустриализации и проведения реформ, Швеция в течение лишь нескольких десятилетий добилась беспрецедентных результатов. Картина шведского всеобщего благополучия очень рознилась с тем, что происходило в то время в остальном мире, где возрастали социальные противоречия и политическая нестабильность.

Содержание работы

Оглавление
1. Характеристика шведской экономической модели
2. Шведский мебельный гигант – компания IKEA
2.1. Хронология развития
2.2. Экономическая политика
2.3. Вывод
3. Особенности антикризисной политики Швеции
Заключение
Список литературы:

Содержимое работы - 1 файл

Шведская экономическая модель.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

Небольшой государственный долг также сыграл позитивную роль. После кризиса, возникшего в  1990-е гг., правительство Швеции старалось поддерживать профицит бюджета в течение 14 лет, и приняла курс на сокращение, уменьшение национального долга. Если в 1994 г. уровень госдолга добрался до своего пика, он составил более 61% ВВП, то  в последующие  годы долг был сокращен вдвое. В течение продолжительного периода такая политика позволила правительству стимулировать экономику предоставлением налоговых льгот  в кризисной ситуации.

Благоприятным же фактором послужило и то, что была сохранена  собственная национальная валюта – шведская крона. В 1990-х гг., в кризис шведской экономики, правительство поставило цель к поддержанию стабильного курса кроны. Но затем крону отпустили в свободное плавание. Тем самым в нынешний кризис это сыграло положительную роль. Параллельно с тем, как снижалась на шведские товары степень спроса, снижался спрос на шведскую крону. Следовательно, курс обмена кроны падал вниз, что удешевляло шведские товары  для заграничных потребителей и, в конце концов, спрос на шведскую продукцию возвратился на прежний уровень. Тем самым было смягчено внешнее влияние посредством автоматического механизма подстройки обменного курс.

Но воздействия современного кризиса 2007-2009 гг. Швеции не удалось избежать в полной мере. Например, было приостановлено функционирование межбанковского рынка кредитов, а чтобы восстановить его, требовалось вмешательство правительства Швеции и Риксбанка с комплексом антикризисных мер. Как и в большинстве других стран, кризис также  привел к тому, что резко сократились возможности самофинансирования банков, при выпуске долговых ценных бумаг на международных рынках капитала. Нона внутреннем рынке продолжались выпуски облигаций  и они стали самым важным источником финансирования кредитов корпоративным клиентам и населению.

Для того чтобы сгладить экономический спад, восстановить стабильность финансов и преодолеть последствия кризиса, правительство Швеции осуществило комплекс мер:

                  поддерживало кредитования предприятий:

1.                  поддерживало экспортные кредитные агентства

2.                  увеличивало кредитования предприятий

3.                  осуществляло отсрочку налоговых выплат

 

                  поддерживало неплатежеспособные банки за счет:

1.                  cстабилизационного фонда

2.                  государственных органов

3.                  законодательной базы

 

                  осуществлялось вливание капитала в платежеспособные банки

Поддержание уровня занятости на рынке труда, антикризисными правительственными мерами подразумевалось введением гибкого графика работы и уменьшением издержек по оплате  труда (сокращались бонусы). Для повышения мобильности рынка труда были достигнуты значительные улучшения, она: осуществляла требования социальной безопасности, помогала в подборе работников определённой квалификации, а также обеспечивала информацию о вакансиях на рынке труда и осуществляла её прозрачность.

3.1    Взгляд на Шведскую модель с современной точки зрения

В этом пункте нам бы хотелось показать тенденции развития экономики Швеции за последние годы.

Экономика Швеции в третьем квартале 2008 года сократилась на 0,1 процента, сообщает AFP со ссылкой на данные Национального статистического бюро. Кварталом ранее ВВП страны также сократился на 0,1 процента. Таким образом, экономика Швеции вступила в фазу рецессии.

Объем промышленного производства в феврале 2009 года упал на 18,4% относительно того же месяца 2008 года, что стало рекордным снижением с начала отслеживания этих данных в 1986 году.

По спектру промышленного производства менее всего спад затронул выпуск продукции повседневного спроса (-5,6%) и энергетику (-3,6%); в производстве же товаров длительного пользования и капитальных отраслях промышленности сокращение выпуска превысило 24%. При этом помесячное сравнение данных о промпроизводстве показывает некоторую стабилизацию падения экономики - февральский показатель производства промышленных товаров на 2,3% хуже январского, в то время как январь был хуже декабря 2008 года на 2,4%.

В 2008 году дефицит госбюджета Швеции достиг 135 миллиардов крон. Он снизился почти наполовину и достиг 65 миллиардов в 2009 году. Такой прогноз был сделан Управлением государственного долга Швеции. В 2008 году государственный бюджет Швеции насчитывал более 100 миллиардов профицита, то есть ”плюс”. Нынешний ”минус” достиг 135 миллиардов. Столь быстрый переход от плюса к минусу объясняется резким спадом конъюнктуры и другими причинами. Растущая безработица, например, вела к снижению налоговых поступлений в госказну. Продажа госпредприятий принесла в 2008 году более 50 миллиардов крон дополнительно. В 2009 году никаких крупных актов приватизации государственных предприятий не было. По прогнозам Института конъюнктуры Швеции уровень безработицы в Швеции практически достиг 8%. Такого серьезного положения в стране не было после экономического кризиса 90-х годов прошлого века. Тогда было сокращено 50 000 человек. Сейчас предполагается сокращение рынка труда более чем на 100 тысяч рабочих мест.

Для противостояния спаду и глобальному финансовому кризису Еврокомиссия разработала общеевропейский план стимулирования экономики, на финансирование которого потребуется 200 миллиардов евро. Одним из наиболее важных положений документа, является временная "гибкость" Маастрихтских соглашений, согласно которой любое государства не будет оштрафовано, если дефицит его бюджета превысит три процента от ВВП. План спасения экономики ЕС и еврозоны предполагает увеличение инвестиций в инфраструктуру, в использование возобновляемых источников энергии, а также пособий по безработице. Кроме того, государства будут снижать налоги на добавленную стоимость и предоставят гарантии по обязательствам своих банков.

Газета The Local сообщает, что самое негативное влияние кризиса ощущали на себе молодые люди, а также он отрицательно повлиял на рынок труда в целом. Столь мрачные показатели ничуть не удивили генерального директора службы занятости Анжела Бермудез Сванквист. В интервью информационному агентству TT она сказала: «Конечно, не Швеция создала кризис, но наше агентство приложило все усилия, чтобы сократить негативное влияние экономического спада».

В 2009 году в Швеции исчезли 250 000 видов работ, так как мировая потребность в различной промышленной продукции и в сфере услуг продолжает снижалась быстрыми темпами.

Шведская экономика упала до уровня более чем пятидесятилетней давности по причине снижения спроса на шведские товары и роста безработицы в стране.

1 апреля Андерс Борг в Стокгольме сообщил репортерам о том, что в соответствии с новым прогнозом самая крупная экономика Северного региона в 2009 году сократилась на 4,2%. Это более чем в пять раз превышало декабрьский прогноз (0,8%). По словам министра финансов, безработица в Швеции поднилась до отметки в 8,9% в 2009 году, 11,1% - в 2010 и достигнет своего пика в 2011 - 11,7%.

"Мы относимся к странам, которые очень сильно зависят от экспорта, поэтому кризис ударил нас так же сильно как Германию и Финляндию.  Падение рынка труда оказалось более глубоким, чем мы прогнозировали", - цитирует слова Андерса Борга агентство Bloomberg.

По словам министра, дефицит бюджета Швеции в 2009 году составил 2,7% ВВП. В 2010 году этот показатель вырос до 3,8%, а в 2011 году - снизится до отметки в 3,1%.

В соответствии с прогнозом Минфина Швеции, цены на потребительские товары в 2009 году упали на 0,4%, в 2010 году поднялись на 0,3%, а в 2011 - вырастут на 0,8%.

Финансовый кризис оставил без работы большое количество людей - компании по всему миру пытаются сократить издержки за счет увольнения "лишнего" персонала.

Для Европы проблема массовой безработицы становится все более острой проблемой: найти работу в марте 2009 года не могли уже 20 миллионов европейцев. Это на четыре миллиона больше, чем в том же месяце прошлого года.

В целом, в 16 странах еврозоны уровень безработицы в третьем месяце 2009 года поднялся на 0,2%, достигнув рекордно высокого с ноября 2004 года показателя в 8,9%. А для всех 27 государств ЕС показатель вырос в марте по сравнению с предшествующим месяцем до 8,3% с 8,1%.

При этом ожидается, что в этом году в странах Союза будет потеряно примерно 3,5 миллиона рабочих мест, тогда как наниматели считают, что этот показатель будет намного выше - примерно на уровне 4,5 миллиона.

        Что касается 2010 года, то в 2010 году Швеция заняла второе место в рейтинге наиболее конкурентоспособных экономик мира, обогнав США и Сингапур. Согласно отчету по глобальной конкурентоспособности 2010-2011, подготовленному Всемирным экономическим форумом, Швецию опережает только Швейцария, которая возглавляет список второй год подряд. Как сообщается в докладе международной организации, Швеция поднялась на две позиции, оттеснив со второго места на четвертое Соединенные Штаты Америки. Сингапур, по-прежнему, занимает в рейтинге третье место. Северные соседи Швеции также оказались в первой двадцатке – Финляндия на седьмом, Дания – на девятом, а Норвегия – на 14-м месте.

Главный экономист Конфедерации шведских предприятий (Svenskt Naringsliv) Стефан Фольстер (Stefan Folster) объясняет такой результат исследования стабильным ростом, государственным финансированием и устойчивостью шведской экономики. Однако на основании рейтинга невозможно спрогнозировать дальнейшее развитие, предупреждает он.

"К сожалению, нет никакой связи между рейтингом и будущим ростом. В таких исследованиях уделяется много внимания макроэкономическим факторам, но почти не берутся в расчет условия для развития малого бизнеса", - пояснил Фольстер в интервью агентству новостей "TT news".

По некоторым категориям рейтинга, в числе которых - доступность технологий, деловая этика, а также расходы на частный сектор, Швеция занимает лидирующие позиции. Тем не менее, скандинавские страны теряют очки рейтинга в таких показателях как высокие ставки налогов, жесткие налоговые рамки и ограничения на рынке труда.

Рейтинг основан на анализе общедоступных статистических данных и результатах опроса руководителей компаний. Исследование проводится каждый год Всемирным экономическим форумом совместно с ведущими исследовательскими институтами и компаниями. В этом году в нем приняло участие 13.500 предпринимателей из 139 стран мира.

Кроме того, Швеция сегодня имеет чрезвычайно высокие показатели по числу крупных мультинациональных концернов и известных товарных марок в пропорции к численности своего населения: «Вольво», «Сааб», «Эриксон», «АстраЗенека», «Электролюкс», «Икеа», «Хеннес и Мауриц», «Хассельблад», — вот лишь некоторые из них.

Хотя сырьё и облагороженные сырьевые материалы составляют значительную часть шведского экспорта, будущее шведской экономики связано преимущественно с наукоёмкими отраслями промышленности. В этом Швеция может воспользоваться преимуществами своего передового технологического развития, развитой инфраструктуры и высокого общего уровня образования населения. К числу таких высокотехнологичных отраслей промышленности относятся информационная технология и биомедицина, области, в которых Швеция уже давно принадлежит к числу мировых лидеров.

Помимо них, сегодня всё чаще называют третью шведскую отрасль будущего — «промышленность впечатлений»: новый собирательный концепт, обозначающий такие соотносимые креативные отрасли, как дизайн, музыка, мода, художественная промышленность, гастрономия, медийные отрасли, реклама, туризм — области, в которых Швеция за какое-то десятилетие пережила революцию, которая привлекла внимание всего мира и принесла стране значительные экспортные доходы.

 

 

Заключение

Шведский опыт имеет весьма положительную роль, и его возможности для применения в России,  эту трансформацию просто необходимо провести за счет того, что усилить текущий контроль за  деятельностью банков, широко применять стресс-тесты для имитации кризисных явлений, чтобы банки могли оценить свои способности выхода из кризисных ситуаций, а также ввести более жесткие нормативы банковской деятельности, которые, на рынке банковских услуг, будут ограничивать расширение кредитных организаций.

Для банковской системы России шведский опыт, безусловно, играет важную роль в построении эффективной системы, которая будет управлять рисками. Во-первых, это региональные банки, для которых эта задача связана с повышением конкурентоспособности, с выживанием, и возможностями расширить спектр услуг. Комплексная система риск менеджмента в банках России находятся на стадии  развития: многие банки испытывают необходимость в повышении качества оценки рисков, в создании системы, которая сможет  управлять операционными рисками. Что касается Шведского подхода, то он заключается в том, чтобы этот процесс не был «пущен на самотек». Каждый раз необходимо контролировать и координировать этот процесс со стороны Центрального Банка и надзорных органов. Такой контроль будет способствовать не только ускорению формирования систем риск менеджмента, но и сделает ее настолько эффективной, что она сможет легко противостоять банковским кризисам.

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Шведская экономическая модель