Роль минерально-сырьевой базы в развитии металлургии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:27, контрольная работа

Краткое описание

Минерально-сырьевой комплекс России до 90-х годов развивался как составная часть единого союзного комплекса. Распад СССР привел к разделению комплекса на части. Комбинаты, добывающие руды, оказались оторванными от предприятий переработки и обогащения первичного сырья. Так, руды Сарылахского золотосурьмяного месторождения, расположенного в Якутии, в советские времена обрабатывались в Киргизии, на Кадамжае. Сейчас кооперация прекратилась.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Современное состояние минерально-сырьевой базы………………………….5
2 Экспортная ориентация минерально-сырьевой базы…………………………13
3 Оценка влияния минерально-сырьевой базы на экономику страны………....19
4 Особенности мультиплицирующего воздействия в различных странах…….25
Заключение………………………………………………………………………...28
Список литературы………………………………………………………………..29

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая по экономике отрасли.doc

— 266.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Таблица 2

    Список 20 крупнейших российских экспортеров (по объему экспорта в 2002-2003 гг.)3

Название предприятия

(регион)

Отрасль Объем экспорта за год, млн. дол. Количество  стран-импортеров
 
     
 
     
 
     
2002 2003  
     
1 «Газпром»* Нефтяная и  нефтегазовая 10409,4 15933,1 21
2 НК «ЛУКойл»* Нефтяная и  нефтегазовая 2931,0 5713,8 35
3 НК «ЮКОС»* Нефтяная и  нефтегазовая 2548,2 5247,5 35
4 Тюменская нефтяная компания* Нефтяная и  нефтегазовая 1236,3 3477,5 26
5 «Татнефть» (Татарстан) Нефтяная и  нефтегазовая 953,4 2629,5 20
6 «Норильский никель» * Цветная металлургия 1835,5 2246,9 10
7 «Русский алюминий»* Цветная металлургия 2451,1 2161,6 17
8 «Сургутнефтегаз»* Нефтяная и  нефтегазовая 750,6 1700,5 10
9 «Сибнефть»* Нефтяная и  нефтегазовая 950,1 1699,9 27
10 НК «Роснефть»* Нефтяная и нефтегазовая 752,6 1294,5 12
11 «Северсталь» (Вологодская  обл.) Черная металлургия 875,5 1067,1 91
12 НГК «Славнефть»* Нефтяная и  нефтегазовая 480,1 1018,1 14
13 «Алроса» («Алмазы  России - Саха») (Республика Саха) Цветная металлургия 730,3 877,4 8
14 ОАО «Новолипецкий  металлургический комбинат» (Липецкая обл.) Черная металлургия 619,0 866,0 71
15 АНК «Башнефть»* (Башкирия) Нефтяная и  нефтегазовая 639,9 858,7 15
16 ОАО «Магнитогорский  металлургический комбинат» (Челябинская  обл.) Черная металлургия 679,0 849,2 67
17 «Онако»* (Оренбургская обл.) Нефтяная и  нефтегазовая 413,5 681,6 11
18 «Сиданко»* Нефтяная и  нефтегазовая 331,7 662,3 9
19 «Итера»* Нефтяная и  нефтегазовая 1252,5 657,1 8
20 ТВЭЛ* Машиностроение 362,0 571,0 12

    * Компании-холдинги, консолидированные данные по всем предприятиям холдинга. 

    О потенциале экспортоориентированных предприятий можно судить также по косвенным показателям активности продвижения товара на внешние рынки, географии поставок. Антидемпинговые процессы, происходящие в настоящее время во многих странах мира, ограничили возможности для экспорта российского металла, и теперь российским металлургам приходится продавать свою продукцию чуть ли не в розницу. Наиболее широкая география поставок черного металла (91 страна) - у ОАО «Северсталь».

    Ресурсная ориентация российского экспорта обусловлена низкой конкурентоспособностью продукции машиностроения и перерабатывающих отраслей, а также снижением спроса на сырье внутри страны. В результате экономика России оказалась зависимой от экспорта узкого круга товаров, прежде всего топливно-сырьевой группы, и от импорта целого ряда жизненно важных продуктов, таких как продовольствие, медикаменты, импортные компоненты для отечественного производства.

    Таким образом, изменения внешнего спроса на ресурсы оказывают негативное влияние на внутренний потребительский и инвестиционный спрос в России. С другой стороны, увеличиваются диспропорции между конечным спросом на ресурсы и производством, так как при критическом сокращении капитальных вложений и государственных закупок конечный спрос определяется в основном экспортом.

    Разрушительное  воздействие энергетических монополий  на национальное производство сужает внутренний рынок, что компенсируется усиливающейся ориентацией топливно-сырьевого комплекса на внешних потребителей. Эта ориентация проявляется как в прямой форме - экспорт газа, нефти и нефтепродуктов, так и в косвенной - экспорт энергоемких изделий основной химии, металлургии, промышленности строительных материалов. Ценовое давление и ориентация на вывоз - вот главные факторы, определяющие самодостаточность отраслей топливно-энергетического комплекса.

    В металлургическом комплексе наблюдается  жесткая дифференциация предприятий: крупные открытые акционерные общества - Магнитогорский, Новолипецкий и Орско-Халилов-ский металлургические комбинаты, «Северсталь», Братский и Красноярский алюминиевые заводы и др. открыли для себя внешние рынки. И естественно, что снижение платежеспособного спроса российских потребителей повлекло сокращение присутствия этих гигантов на внутреннем рынке. Предприятия спецметаллургии и дальнейшего передела остались не только без заказов, но и без сырья. Внутреннее потребление металла сильно упало. Отрасль превратилась в анклав, слабо связанный с остальной российской экономикой. Фактически металлургический комплекс страны включен в независимую систему финансирования, которую образуют и зарубежные кредиторы, толлингеры, «карманные» банки и так далее.

    Вопреки распространенному мнению, конкурентоспособность  основной массы российских сталелитейных  компаний на рынках Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Америки условная. Если внутренние цены на сырье, транспорт и энергию поднимутся до мировых, можно прогнозировать падение российского экспорта по следующим причинам.

1.   Большая часть крупных комбинатов расположена в центре России, то есть до портов - тысячи километров. А иностранцы давно строят комбинаты возле портов.

2.   Наши комбинаты за редким исключением очень старые, например, Кузнецкий меткомбинат. Более половины выплавляемой на нем стали производится в мартеновских печах.

    По  указанным причинам при прочих равных мы проигрываем в себестоимости. Это повлечет сокращение российского  экспорта. Действительно, ведь дефицит  металла международным рынкам не грозит: текущие поставки распределены по всему миру и могут быть восполнены за счет выведения местных производств на полную мощность. Сохранить конкурентоспособность сталелитейные компании смогут лишь в результате контроля над основными статьями издержек.

    Группа  «ЕвразХолдинг» для решения данной задачи приобрела достаточно крупные пакеты акций компании «Куз-нецкуголь», шахты «Распадская» и некоторых других. Тем самым практически не только «закрыла» свою потребность в коксе и углях для его производства, но и нормализовала закупочную политику.

    Анализ  состояния экспорта позволяет сделать следующие основные выводы.

    В условиях тотальных неплатежей экспорт, безусловно, был гарантией финансовой состоятельности. Однако даже в среднесрочной  перспективе ориентация только на международные  рынки становится существенным фактором риска. Примером тому - нефтяная отрасль.

    В структуре экспорта остается и, по-видимому, еще долгое время будет сохраняться  высокая доля сырья и топливно-энергетических ресурсов при более низкой доле перерабатывающих отраслей. По прогнозу на 2008 г. добыча газа вырастет на 11,6% по отношению к 2005 г., а доля его экспорта составит 32,8%. Соответственно добыча нефти, включая газовый конденсат, вырастет на 5,6%, а доля ее экспорта составит 41,4%; угля - на 17,6%, при экспорте 7,7%; производство автомобильного бензина - на 41,3%, при экспорте 21%; дизельного топлива - на 32,5%, при экспорте 45,1% и т. д.

    3 Оценка влияния минерально-сырьевой базы на экономику страны 

    Начавшееся  межотраслевое взаимодействие предприятий  минерально-сырьевого комплекса  выдвинуло задачу количественной оценки данного процесса. Для этого наиболее целесообразно использовать методологию межотраслевого баланса в различных ее модификациях и методологию оценки межотраслевых взаимодействий. В результате разработана новая методика оценивания мультипликативного эффекта воздействия минерально-сырьевого сектора на другие отрасли. Эта методика реализуется в многофакторных эконометрических моделях, позволяющих учитывать динамику межотраслевого взаимодействия различных отраслей. Используя многофакторные регрессионные зависимости, можно выстраивать прогнозы влияния процессов взаимодействия минерально-сырьевого комплекса с другими отраслями на валовой продукт и отраслевую структуру экономики.

    Основными экзогенными переменными в моделях  выступают физические объемы добычи нефти, газа, угля; производство чугуна, стали и стальных труб; производство алюминия, меди, никеля; объем производства электроэнергии. В качестве показателей динамики соответствующих отраслей используются индексы физического объема производства относительно предыдущего года.

    Модель  реализуется в три этапа, ее общая  схема представлена на рис. 2. На первом этапе с помощью статистических методов моделируются зависимости  объема производства электроэнергии, топливной промышленности, черной и  цветной металлургии от экзогенных переменных: добычи нефти и газа, производства чугуна и стали, алюминия и никеля. На втором — производится расчет регрессионных зависимостей составляющих валового внутреннего продукта: производства товаров, чистых налогов и промышленного производства от предопределенных переменных — производства электроэнергии, черной и цветной металлургии, топливной промышленности. На третьем этапе суммируются модельные компоненты валового внутреннего продукта в совокупный валовой продукт экономики. Таким образом, моделируется межотраслевое влияние импульса, задаваемого в добывающих отраслях, на другие отрасли и экономику в целом, а относительно простая структура модели дает наглядное представление о пути первоначального импульса.

    Однако  при моделировании в уравнения зависимости объемов производства товаров и индексов промышленного производства в целом не вошел показатель производства алюминия, который оказался значимым только при расчете динамики чистых налогов. Такое «поведение» алюминия в модели свидетельствует о ее адекватности реальной ситуации в алюминиевой промышленности России.

    

    Рис. 2. Принципиальная схема модели4

    Анализ  показал, что в 2000-2006 гг. произошло усиление структурных диспропорций в экономике России, создавших условия для работы металлургии независимо от общеэкономической ситуации в стране. Приоритет же получала та часть черной металлургии, которая в большей степени работала на потребности других стран, чем на национальную экономику. Одним из критериев эффективности развития предприятий была доля экспорта в структуре производства. Более того, в новом варианте Федеральной целевой программы предусмотрено дальнейшее увеличение доли экспорта в структуре товарной продукции черной металлургии с 48,8% (2000 г.) до 56% (2006 г.).

    Полученная  эконометрическая модель валового внутреннего продукта, величина которого определяется промышленным производством основных отраслей экономики, дает отклонения от реальных показателей ВВП в пределах 2%, производства товаров - 5%, объема чистых налогов - 4%. В полученных моделях все коэффициенты регрессионных уравнений значимы. Эконометрическая модель индекса промышленного производства в целом дает отклонение от действительного значения в пределах 2,8%. Величина ошибки модели существенно не изменяется в пределах моделируемого периода.

    Такой подход нельзя абсолютизировать, несмотря на необходимость поступления валюты в страну, что наглядно подтвердилось  отрицательным знаком в полученной модели. Экспортная ориентация металлургии  приводит к диспропорциям в структуре  производства и потребления металла. Под влиянием спроса на западных рынках и трансформации отечественного внутреннего спроса снижение объемов выпуска сопровождалось ухудшением качества и упрощением сортамента металла, в структуре выпуска значительно возросла доля первичных переделов при резком снижении удельного веса конечных производств. В структуре выпуска проката сокращается удельный вес сортовой конструкционной стали, уменьшается выпуск проката из специальных сталей, но растет производство катанки и арматурной стали.

    В результате усиливается сырьевая направленность российской металлургии. Экспорт сырьевых ресурсов и узкого спектра металлопродукции (при наличии собственных мощностей  по их переработке) подрывает основу отечественной металлургии и  отрывает динамику объемов производства отрасли от динамики экономики страны. Вне металлургии использование данной металлопродукции (слитки, заготовки) практически невозможно. Утрата мощностей конечных производств (вне зависимости от масштабов первичных переделов) приводит к необходимости импорта для удовлетворения потребности внутреннего спроса.

    Основные  потребители российского металла - страны Юго-Восточной Азии и Китай. Страны с высокими стандартами на металлопродукцию в основном импортируют  из России металлопродукцию базовых  переделов. Фактор качества в рамках данных экспортных поставок не имеет большого значения. В то же время отечественные потребители металла за последние годы существенно повысили требования к уровню качества. Это стало одной из причин расширения ввоза металла в Россию (в том числе из Италии, Германии, Японии и др.) после того, как внутренние цены достигли мирового уровня.

    Таким образом, экспорт черных металлов привел не столько к развитию металлургии, сколько к ее сдерживанию. Он негативно  сказывается на динамике валового внутреннего  продукта, что проявляется в структурной  несбалансированности предложения и внутреннего спроса на металлопродукцию. При неудовлетворенном спросе внутри страны предприятия отрасли переключились на внешний рынок - перестроили не только ассортимент, но и технологию. Постепенно предприятия все больше изолируются от национальной экономической и технологической среды и становятся анклавом мирового хозяйства на российской территории. Массовый разрыв внутренних связей на уровне предприятий, появление разнокалиберных анклавов и дезинтеграция экономики на уровне отраслей создают эффект распадающейся экономики.

Информация о работе Роль минерально-сырьевой базы в развитии металлургии