Проблемы энергосбережения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 21:13, статья

Краткое описание

Прежде чем подойти к понятию энергосбережение, я хотела бы остановиться на термине энергоэффективность, мотивируя это тесной взаимосвязью понятий и общей для них проблематикой.
Энергоэффективность — рациональное использование энергетических ресурсов — достижение экономически оправданной эффективности использования ТЭР при существующем уровне развития техники и технологии и соблюдении требований к охране окружающей среды.

Содержимое работы - 1 файл

Проблемы энергосбережения в России.docx

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Для потребителей энергии это оказалось также чрезвычайно выгодным:

  • по энергосервисным соглашениям 85% средств от экономии оставалось в распоряжении потребителей;
  • как правило, потребители получали организационную и методическую поддержку от энергокомпаний при проведении мероприятий;
  • кредитный рейтинг потребителя существенно возрастал, что открывало ему доступ к получению дешевых кредитов;
  • часть сэкономленных средств потребители совместно с энергокомпаниями могли направлять на новые мероприятия энергосбережения на очень выгодных для себя условиях.

Один из примеров результатов проведенных  работ:

В 1992 г. Тихоокеанская  Компания потратила 170 миллионов долларов на помощь Потребителям в энергосбережении. Инвестиции, сделанные в течение одного года принесли 300-400 миллионов чистой прибыли, из которых 85% досталось потребителям, 40 миллионов поступило в энергокомпанию. В дальнейшем доля прибыли от энергосбережения для энегокомпаний была была повышена до 30%, что никаким образом не повлияло на заинтересованность потребителей в дальнейшем энергосбережении.

Несколько позже подобным образом стимулирование энергосбережения в связке "Энергетик-Потребитель" было осуществлено в Западной Европе. Результаты были практически такими же.

В России проведена  реформа электроэнергетики. Выделены в отдельный бизнес производители  электрической энергии, передача энергии  по сетям, оптовая и розничная  продажа энергии. Во многом организационная  структура электроэнергетики стала  похожа на сложившуюся систему взаимоотношений  в энергетике США.

Ситуация, сложившаяся  с организацией энергосбережения в  нашей стране во многом подобна проблемам, с которыми столкнулись американцы 25 лет тому назад и европейцы  чуть позже. Принятым Законом РФ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" вводится ряд новых  правил, открывающих возможности  реализации вышеупомянутых подходов:

  • введение достаточно подробного описания деятельности энергосервисных компаний, основной задачей которых является реализация проектов повышения энегоэффективности;
  • в обязанности компаний, поставляющих энергию и энергоресурсы теперь входит установка приборов учета у Потребителей и предложение им проведения энергосберегающих мероприятий (в т.ч. оказание методической поддержки);
  • введена возможность формирования цен и тарифов регулируемыми организациями и энергокомпаниями с учетом долгосрочных соглашений по проведению мероприятий повышения энергоэффективности у Потребителя;
  • открыта возможность проведения торгов по проектам снижения энергопотребления при формировании государственного и муниципального заказа.

К сожалению, такой мощной и осознанной работы региональных энергетических комиссий, направленной на энергосбережение, как  в приведенном примере, у нас  не наблюдается. Экономика США отличается своими либеральными подходами к  рынку. Тем не менее, при формировании условий ведения бизнеса весьма жестко и оперативно используются методы административного давления, создающие  условия и выгоды в нужных для  страны направлениях.

Основные  барьеры для энергосбережения в  России:

  • Недостаток мотивации. Мягкие бюджетные ограничения и изъятие получаемой экономии в бюджетном и тарифном процессах. Например, если в школе или в больнице был сэкономлен какой-то объем энергоресурсов, то бюджет эту экономию изымет.
  • Недостаток информации. Информационное и мотивационное обеспечение подготовки и реализации решений часто игнорируется.
  • Недостаток финансовых ресурсов и «длинных» денег. Требования к окупаемости проектов по повышению энергоэффективности и снижению издержек существенно более жесткие, чем требования к проектам с новым строительством. Обычно в России проблемы дефицита решаются за счет наращивания производства, а не за счет повышения энергоэффективности. Конечно, мы медленно движемся в сторону энергосбережения – пока это не вошло в нашу культуру и не стало правилом.
  • Недостаток организации и координации. Имеет место на всех уровнях принятия решений.

Когда мы говорим  об энергоэффективности, у нас нет материального ощущения ресурса энергоэффективности. При постройке атомной электростанции можно видеть: вот она – АЭС, при освоении нефтяного месторождения – вышки, качающие нефть. А вот ресурс эффективности очень сильно распределен. Поэтому к данному ресурсу многие относятся с большим недоверием. Называются огромные цифры экономии, но потребитель не понимает и не ощущает, из чего эти цифры могут складываться.

Нельзя оставить без должного внимания и особенности  менталитета:

  • Ориентация на ценности выживания: «задача – выжить, а не самовыразиться».
  • Индивидуализм. Этнографами были проведены специальные исследования и оказалось, что жители нашей страны – самые большие индивидуалисты. Поэтому нам трудно формировать устойчивые коалиции для обеспечения интересов отрасли повышения энергоэффективности, где очень ограничена централизация.
  • Высока дистанция от власти. Централизованное планирование и огромное влияние монопольных структур – не самая лучшая среда для устойчивого повышения энергоэффективности.
  • Избегание неопределенности. Мы живем и работаем в условиях неопределенности, действуем по стереотипам, в которых не укоренился рациональный стиль поведения. Эффект от мер по повышению энергоэффективности воспринимается как менее гарантированный. Например, многие полагали, что цены на нефть и газ всегда будут высокими, и, исходя из этого, строили свои инвестиционные планы. А когда цены снижались, инвестиционные программы и планы многих предприятий сворачивались. То есть неопределенность в ТЭК выше, чем в повышении энергоэффективности.
  • Низкая долгосрочная ориентация. Неспособность (или нежелание) решать стратегические задачи заставляет действовать по принципу «Пока гром не грянет…».
  • Готовность поговорить, но не готовность делать.

Ставшая донельзя актуальной проблема энергосбережения упирается в старую как мир проблему изменения сознания, которое должно предшествовать любому изменению в той или иной прикладной сфере.

 

Список использованных материалов: 

    1. «Энергоэффективность России: скрытый резерв», - отчет подготовленный группой Всемирного банка в тесном сотрудничестве с Центром по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ).
    2. «Энергия - Потребитель - Экономия. Как найти баланс интересов?», - 11.01.2010, Коваль Сергей Петрович, статья ресурса http://portal-energo.ru/ в рубрике: Аналитика / Организация энергосбережения / Мотивация к энергосбережению.
    3. «До и после лампочки», - 27.11.2009, Татьяна Зыкова, «Российская газета».
    4. «Вопросы экономики. Российский ресурс энергоэффективности: масштабы, затраты и выгоды», - 2009г, И.А. Башмаков.
    5. «Потенциал энергосбережения в России», - И.А. Башмаков, журнал «Энергосбережение» №1/2009.

Информация о работе Проблемы энергосбережения в России