Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:31, реферат
Каждая страна располагает определенным количеством природных богатств, исторически накопленным интеллектом людей.
Первым аргументом в пользу обмена результатами хозяйственной деятельности между двумя такими странами будет различие условий производства: в одной стране есть то, чего нет в другой, но без чего не может развиваться современная промышленность. Это относится и к предметам личного потребления.
Неравномерность развития. Как в период становления капиталистического способа производства, так и при зрелых его формах положение отдельных стран внутри подсистемы и в мировом хозяйстве менялось в силу неравномерности их экономического развития. Она проявляется прежде всего в неодинаковости темпов развития всех составных элементов подсистемы — макроэкономик, отраслей, предприятий. Это определяется тем, что любая система включает в себя неоднородные элементы, которые связаны между собой, но обладают относительной самостоятельностью и испытывают воздействие различных факторов и условий.
Неравномерность экономического развития имеет многомерное измерение. Расхождения в темпах роста могут либо увеличивать, либо выравнивать уровень развития страны в той или иной подсистеме. До второй половины XX в. среди промышленно развитых стран преобладала тенденция усиления неравномерности экономического развития. В 1890—1913 гг., в частности, уровень расхождения в производительности труда, являющийся самым важным фактором повышения роста производства, по отношению к ведущей стране (США) в среднем составил 0,43. Данная тенденция усилилась в 1913—1950 гг., когда уровень расхождения повысился до 0,57. Только в пяти случаях происходило сближение уровней производительности труда — у Канады и Финляндии в 1890—1913 гг., Норвегии, Швеции и Швейцарии — в 1913 —1950 гг, но этот процесс был очень умеренным.
Центры силы. В течение прошлого века ведущие позиции в мировой экономике занимали США, которые определяли технический прогресс и в значительной степени — динамику мирового производства.
Выдвижение США в качестве экономического лидера произошло главным образом в результате их усилий по увеличению капиталовложений, развитию внутреннего рынка. Уровень производственных вложений с 1880 г. в США был в два раза выше, чем в Британии, бывшей в то время ведущей экономической силой в мире. К началу XX в. он достиг почти 16% ВВП.
В американской экономике сложились гигантские корпорации с профессиональным управлением, которые уделяли большое внимание нововведениям, что способствовало институционализации исследовательских работ. В ведущих университетах были созданы исследовательские отделы, в которые приглашались известные ученые из Европы. В 1921 г. в США на исследовательские цели использовались 0,2% ВВП.
Исследователи
выделяют ряд факторов, предопределивших
успех американского
Важную роль сыграло и играет увеличение масштабов рынка как за счет развития его структуры, так и увеличения территорий. В 1818 г. к США была присоединена Флорида, в 1840— 1850 гг. — захвачена 1/3 территории Мексики, в 1867 г. к ним перешли Аляска и Алеутские острова.
Наряду
с усилением ведущих позиций
США прошлый век ознаменовался
неравномерным укреплением
Выдвинувшиеся вперед по экономической мощи страны добивались приведения своей политической роли в соответствие с возросшим экономическим потенциалом, что неизбежно вело к борьбе за передел сфер влияния. Сдвиги в соотношении сил приходили в противоречие со сложившимся экономическим и территориальным разделом мира. Основным способом территориального передела было применение военной силы.
Тенденция к выравниванию уровней развития. Во второй половине XX в. механизм действия неравномерности приобрел ряд новых черт. В тот период усилился процесс сближения уровней производительности труда по отношению к ведущей стране. Коэффициент сближения уровней производительности труда составил 2,11 в 1950—1973 гг., понизившись до 1,32 в 70—80-е годы. Важнейшим итогом этого процесса явилось относительное ослабление позиций США в индустриальной подсистеме мирового хозяйства. Существенно сократился их удельный вес в ВВП, в промышленном производстве, торговом обороте и заграничных инвестициях.
Резко возрос экономический потенциал Японии, превратившейся во вторую экономическую державу мира. После поражения во Второй мировой войне она оказалась отброшенной примерно на четверть века назад, но, развиваясь самыми высокими темпами, за короткий срок обогнала Британию, Францию и Германию. Быстрое развитие других стран привело к ослаблению доминирующих позиций американского центра силы среди индустриальных стран Запада и мира в целом.
В конце прошлого века отмечалось определенное увеличение различий в уровнях экономического развития индустриальных стран. В 50—60-е годы разрыв между крайними десятью странами уменьшился с 5,1 до 2,4, однако в дальнейшем возросшая цикличность производства, имевшая различную глубину и продолжительность в отдельных странах, несколько увеличила дифференциацию. Вместе с тем в группе промышленно развитых стран сохранялась относительная стабильность положения отдельных стран по уровню развития. Об этом свидетельствует состав стран, входящих в нижнюю группу. В 50-е годы в нее входили Португалия, Греция и Япония, в 60-е годы — ЮАР, Португалия. Греция, в 90-е годы — ЮАР, Португалия, Греция. Из низшей группы удалось подняться вверх только Японии.
На динамичное соотношение сил между центрами деловой активности оказывает влияние «вторая экономика», под которой понимается комплекс зарубежных предприятий ТНК. С 1960-х годов зарубежное производство ТНК стало одним из основных средств борьбы за внешние рынки. Размеры американской «второй экономики» более чем в 2—3 раза превосходят объем подобного производства Германии, Франции, Италии, Японии, исключая Британию. Внедрение ТНК в национальные хозяйства других стран дает странам базирования ТНК определенные экономические и политические рычаги влияния на конкурентов.
Влияние
ведущих центров экономической
активности через движение капитала,
внешнюю торговлю, валютные отношения
распространяется на весь мир. Несмотря
на разнонаправленное перекрещивание
их интересов, с известной долей условности
можно говорить о преобладающем влиянии
США на Латинскую Америку, ЕС — на Африку,
Японии — на страны АСЕАН. Вместе с тем
нужно отметить, что влияние центров на
мировой воспроизводственный процесс,
на мировую политику асимметрично, что
объясняется их разными экономическими,
политическими и военными весами. Германия
и Япония в основном выступают как региональные
силы. Они сами находятся в сфере интересов
американского капитала, в определенной
системе военно-политических соглашений.
Бесспорна военная гегемония США, которые,
располагая в мире подавляющим военным
превосходством, создали глобальную сеть
военных баз и объектов, включая территорию
Западной Европы и Японии.
Основные модели хозяйственного устройства развитых стран
Исторические особенности, различное сочетание или набор факторов экономического роста определили типы хозяйственного устройства развитой подсистемы мирового хозяйства.
Факторы производства используются в разных условиях, определяемых соотношением различного рода политических и социально-экономических сил в их взаимоотношениях. Сюда входят отношения государства и предпринимательства (структурная, промышленная, научно-техническая политика, стратегия обеспечения конкурентоспособности и экономической безопасности), организация функционирования рынка, национальные особенности хозяйственной деятельности, систем внутрифирменного управления, трудовые отношения, структура предпринимательства, включая различные образования, кланы, выступающие элементами координации.
У каждой социально-экономической силы свои ценности: у государства — власть, контроль, распределение функций; у коммун, сообществ, классов — сопричастность, солидарность; у организаций — партнерство, согласие; у кланов — принадлежность, вера, взаимные обязательства, выгода, доверие. Все эти силы взаимосвязаны, оказывают влияние друг на друга.
Структура и особенности взаимодействия различных хозяйственных институтов, организация экономических процессов, составляя основу хозяйственных механизмов, придают национальным экономикам определенные характерные черты. Вместе с социально-культурной и политической обстановкой они создают среду, которая влияет на динамику экономического роста и развития. Все вместе это формирует неповторимость хозяйственных систем. При этом развитие факторов производства, разность скоростей развития отдельных стран во многом зависят от форм, методов, инструментов регулирования процесса общественного воспроизводства. Именно хозяйственный механизм воспринимает все сдвиги в факторах производства и дает простор их развитию. Будучи управляющей подсистемой экономики, хозяйственный механизм на национальном уровне действует в рамках общества и модифицируется под влиянием социокультурных условий и политико-правовых институтов.
Исходя
из роли отдельных элементов
Либеральная модель. Ее примером выступает хозяйственная практика США. Она характеризуется превосходством частной акционерной собственности над государственной и доминированием частных решений в сфере производства, инвестирования, сбыта, использования рабочей силы. Конкуренция и акционерный капитал физически и юридически заставляют управляющих максимально увеличивать прибыли. Правительство в ряде случаев играет активную роль в макро- и микроэкономических процессах. Национальные и местные органы власти регулируют частный сектор через законодательство и административными мерами в целях содействия конкуренции, смягчения провалов рынка или защиты интересов определенных групп.
Американская практика в области использования рабочей силы имеет свои отличительные черты: отсутствие массовой рабочей партии, практику заключения трудовых соглашений на уровне предприятий, устойчивость экономического индивидуализма при доминировании крупных компаний в экономике.
Низкий уровень объединения наемных рабочих, децентрализованная структура профсоюзного движения, фрагментарный характер трудовых отношений не способствуют развитию единства рабочей силы.
Коллективные соглашения заключаются на трехлетний срок. Темп изменения заработной платы закладывается в контракт исходя из условий, сложившихся на момент его заключения, поэтому любые макроэкономические изменения не отражаются на динамике заработной платы. Трудовые соглашения заключаются не в один период в разных компаниях и отраслях, а распределяются на протяжении трехлетнего цикла.
Под действие системы коллективных трудовых соглашений в США попадает менее 18% рабочей силы, ниже, чем в странах ОЭСР. Одной из примечательных черт положения рабочей силы является длительный фактический рабочий день и значительные разрывы в уровнях заработной платы. В отличие от других стран, растущий разброс в уровнях заработной платы там напрямую зависит от уровня образования.
Модель хозяйственного механизма данного типа называется также дарвинистской, или англо-саксонской. Для нее характерны доминирование частных предприятий, стремящихся максимизировать краткосрочные прибыли для инвесторов, низкий уровень профсоюзного движения, децентрализованные переговоры по заработной плате, ограниченное трудовое законодательство. Помимо США эта система распространена в Канаде и Британии.
Либерально-
Эта
модель хозяйственного механизма с
определенными отличиями
Корпоративистская модель. Эта модель представляет собой систему регулируемого рынка, где отмечаются интенсивные формы государственного участия. Этот тип имеет два подвида — демократический, или социал-реформистский, и иерархический.
Демократический корпоративизм преобладает в странах, где долгое время у власти находились правительства социал-демократов, довольно высок уровень государственного предпринимательства, в частности, в Швеции, и в меньшей степени в других Северных странах, в Австрии. В этой системе осуществляется содействие экономическому росту и общему социальному благосостоянию посредством координации общественных и частных интересов через совокупность национальных институтов и согласовании между ними в отношении процессов на рынке капитала, материальных ресурсов и рабочей силы.
Информация о работе Особенность экономики промышленно развитых стран