Национальная экономика. Понятие национального богатства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 14:30, реферат

Краткое описание

Макроэкономика является весьма молодой наукой, которая интенсивно развивается, так как она рассматривает экономику страны в рамках национальных границ и поэтому широко востребована практиками. Системная трактовка курса предполагает выявление главных элементов национальной экономики: ее структуры, благосостояния народа, экономического потенциала, валового национального и внутреннего продукта, системы макроэкономических пропорций, противоречий экономики, форм макроэкономической нестабильности и путей ее локализации.

Содержание работы

1. Предмет макроэкономики.
2. Особенности макроэкономического анализа.
3. Модель круговых потоков.
4. Национальная экономика. Понятие национального богатства.

Содержимое работы - 1 файл

macroeconomika-yakimchuk2011.doc

— 1.77 Мб (Скачать файл)

   Процесс оптимизации потребительских межвременных предпочтений смоделирован на рис. 3.7. Сочетание потребления в первом и во втором периоде, максимизирующее полезность потребителя при заданном бюджетном ограничении, достигается в точке А, где кривая безразличия (U3) касается линии бюджетного ограничения. При этом наклоны этих линий в точке А совпадают (MRS = 1 + г), т.е. в этой точке потребитель распределяет потребление между двумя периодами таким образом, чтобы предельная норма замещения была равна сумме единицы и реальной ставки процента.

   В 1950-х гг. Франко Модильяни использовал модель межвременного выбора И. Фишера для дальнейшего исследования функции потребления, обратив внимание на то, что уровень располагаемого дохода колеблется на протяжении жизни человека, и что сбережения позволяют потребителям перераспределять доход с периодов, когда его уровень высок, на периоды, когда он низок.

   Такое толкование поведения потребителей заложило основу гипотезы жизненного цикла, согласно которой текущее потребление человека зависит не только от его текущего располагаемого дохода, но и от ожидаемого дохода в течение всей его жизни. Из многих причин, по которым уровень дохода на протяжении жизни человека колеблется, важнейшей является выход на пенсию. Он же является и сильным стимулом к сбережению части дохода к моменту выхода на пенсию с целью не допустить резкого снижения потребления в будущем.

   Так, представим, что потребитель предполагает прожить T лет, располагает богатством Wel и ожидает ежегодное получение располагаемого дохода Y до момента своего выхода на пенсию через R лет. Исходя из того, что потребитель желает поддерживать стабильный уровень потребления на протяжении всей своей жизни (Т лет), функция ежегодного потребления для него примет вид: С = (Wel + R·Y) / T, или C = (1 / Т) Wel + (R / Т) Y. При этом, если каждый потребитель придерживается таких же принципов при распределении своего дохода на протяжении жизни, то совокупная долгосрочная функция потребления будет похожа на индивидуальную и примет вид

C = ± Wel + ІY,

где ± – предельная склонность к потреблению по накопленному богатству,

І – предельная склонность к потреблению по доходу.

   Исходя из этого, средняя склонность к потреблению равна: apc = C / Y = ± (Wel / Y) + І, откуда видно, что в краткосрочном периоде, когда изменяется только текущий располагаемый доход, средняя склонность к потреблению будет убывать по мере его роста, а в долгосрочном периоде, когда пропорционально изменяются и богатство и располагаемый доход, средняя склонность к потреблению будет постоянной.

   В 1957 г. М. Фридмен, опираясь на модель межвременного выбора И. Фишера, предложил для объяснения поведения потребителей другую гипотезу – гипотезу постоянного дохода. В отличие от теории жизненного цикла, в которой подчеркивается, что доход имеет предсказуемую динамику на протяжении всей жизни человека, гипотеза постоянного (перманентного) дохода утверждает следующее. Люди в разные годы испытывают случайные и временные изменения в уровне своего дохода, вследствие чего их текущее потребление зависит не только от текущего располагаемого дохода, но и от ожиданий того, каким будет этот доход – постоянным или временным.

   М. Фридмен рассматривает текущий располагаемый доход (Y)потребителя как сумму постоянного дохода (YP), то есть дохода, который ожидается получать и в будущем (средний доход), и временного дохода (YT), то есть дохода, который не ожидается сохранить в будущем (случайное отклонение от среднего дохода): Y=YP+YT. При этом потребление зависит именно от постоянного дохода, поскольку потребители могут использовать свои сбережения и заемные средства для того, чтобы сглаживать колебания во временном доходе: С = ±YP, где ± имеет постоянное значение. Временный доход распределяется на всю оставшуюся жизнь. Таким образом, потребители тратят свой постоянный доход, но предпочитают откладывать временный доход.

   Исходя из этого, средняя склонность к потреблению будет зависеть от отношения постоянного дохода к текущему доходу: apc = C/Y = ±YP/Y = = ±YP/(YP+ YT). При этом в краткосрочном периоде, когда текущий доход временно превышает или, наоборот, становится меньше уровня постоянного дохода вследствие колебаний временного дохода, значение средней склонности к потреблению временно уменьшается или увеличивается. Это свидетельствует об убывании средней склонности к потреблению по мере роста текущего располагаемого дохода. В долгосрочном периоде, когда текущий доход в основном зависит от колебаний постоянного дохода, средняя склонность к потреблению будет постоянной.

   Итак, Дж. М. Кейнс предполагал, что в функции потребления предельная склонность к потреблению принимает значение от нуля до единицы; средняя склонность к потреблению снижается по мере роста дохода, а текущий располагаемый доход является основным фактором, влияющим на потребление. Дальнейшие исследования функции потребления, проведенные Ф. Модильяни и М. Фридменом, были основаны на микроэкономической модели поведения потребителя И. Фишера, объясняющей то, как потребитель выбирает уровень потребления для настоящего времени и для будущего, достигая наивысшего возможного уровня благосостояния на протяжении жизни. Разработав теорию жизненного цикла и гипотезу постоянного дохода, Ф. Модильяни и М. Фридмен разрешили противоречия, возникшие относительно функции потребления, выявив дополнительные факторы, влияющие на уровень потребления в долгосрочном и краткосрочном периоде: накопленное богатство; ожидаемый будущий доход; постоянный доход; случайный доход; ставка процента

4.       Инвестиции.

 

 

 

 

 

 

Наряду с ожидаемым уровнем потребления вторым элементом эффективного совокупного спроса (чистых расходов) являются текущие инвестиции. Только тогда, когда эти компоненты соответствуют друг другу и достигают необходимого уровня, наступит состояние полной занятости.

   В кейнсианской модели инвестиции – это привлечение сбережений для создания новых производственных мощностей (предприятий, зданий, оборудования, инфраструктуры и т.д.), т.е. инвестиции с целью расширенного воспроизводства. Следовательно, к инвестициям в данной модели относятся только вложения в физический капитал, тогда как вложения в фиктивный (ценные бумаги, нематериальные активы – торговые марки, патенты, лицензии), в человеческий и технологический капитал не учитываются. Источник инвестиций – это сбережения, т.е. располагаемый доход за вычетом расходов на личное потребление: S= Yd – C.

   Отличия инвестиций от сбережений состоят в следующем: сбережения осуществляются домашними хозяйствами, а инвестиции – фирмами; сбережения способствуют уменьшению совокупного спроса, а инвестиции – его увеличению; сбережения – это «утечки» потребления, т.к. они не участвуют в кругообороте доходов и расходов, а инвестиции – это «инъекции», компенсирующие «утечки» потребления и дополняющие его.

   В кейнсианской модели график инвестиций является горизонтальной линией в системе координат «расходы-доходы», т.к. они не зависят от уровня дохода. Прирост инвестиций означает параллельное смещение прямой вверх из положения I1 в положение I2 (рис. 3.8).

  В краткосрочном периоде к факторам, влияющим на инвестиции, относятся следующие.

1. В кейнсианской модели в отличие от классической объем инвестиций зависит от ожиданий инвесторов – ожидаемой нормы чистой прибыли от инвестиций или предельной эффективности капитала, рассчитываемой как соотношение ожидаемой выручки от капиталовложений к соответствующим затратам. Чем она больше, тем больше вероятность осуществления инвестиций в данную сферу производства. Однако по мере того как наиболее прибыльные из них будут заниматься инвесторами, капиталовложения будут осуществляться во все менее эффективные отрасли.

2. Реальная ставка процента по займам как альтернативная возможность получения дохода, которая в отличие от классической модели не зависит от объемов производства, а определяется на денежном рынке. Если она больше ожидаемой нормы чистой прибыли, то инвестиции не будут осуществлены, т.к. инвестору выгоднее разместить сбережения в банке, предоставить кредит или купить ценные бумаги; если она меньше – капиталовложения будут сделаны в производственные мощности. Следовательно, функция спроса на инвестиции имеет отрицательный наклон и может быть представлена как

I = Ia + Ir(r),

где Iа – автономные инвестиции, независимые от размера реального процента;

Ir(r) – индуцированные инвестиции, зависящие от реального процента;

i – реальная процентная ставка (рис. 3.9). На графике, если процентная ставка увеличивается с i1 до i2, то инвестиции уменьшаются с I1 до I2. Однако совокупный доход будет зависеть именно от изменения автономных инвестиций, т.е. от сдвига графика функции спроса на инвестиции вверх или вниз (рис. 3.9).

3. Уровень налогообложения. Чем он больше, тем меньше инвестиции.

4. Темпы инфляции. Чем они больше, тем меньше инвестиции.

   В долгосрочном периоде к факторам, влияющим на инвестиции, относятся факторы, меняющие величину автономных инвестиций и приводящие к сдвигу графика спроса на инвестиции (например, с I к I’, рис. 3.9). К ним относятся: технологические изменения; моральный и физический износ основных фондов; налоги; рост стоимости оборудования; ожидания инвестора относительно рентабельности предприятия; инноваций и другие.

   Изменения инвестиций под воздействием перечисленных факторов в краткосрочном периоде приводят к изменению эффективного спроса, в то время как объем совокупного предложения остается неизменным. В долгосрочном периоде изменения инвестиций вызывают не только изменение совокупного спроса, но и совокупного предложения.

   При этом существуют два принципиальных отличия между классической и кейнсианской моделями в понимании инвестиций и сбережений: во-первых, в классической модели потребление определялось как остаток от суммы, из которой делались сбережения; в кейнсианской модели вследствие склонности людей к сбережению оно определяется как остаток от располагаемого дохода за вычетом потребления; во-вторых, в классической модели сбережения являются функцией процентной ставки, а равновесие между ними и инвестициями определяется благодаря ее гибкости; в кейнсианской модели инвестиции зависят от процентной ставки, а сбережения – от располагаемого дохода, т.е. они определяются различными факторами и осуществляются разными субъектами: сбережения – домохозяйствами, а инвестиции – фирмами.

   Изменение любого из компонентов автономных расходов (государственных расходов, налогов, сбережений, инвестиций, чистого экспорта и т.д.) всегда приводит к изменению национального дохода на величину большую, чем первоначальный рост расходов, что привело к возникновению такого понятия, как мультипликатор. В частности, мультипликатор инвестиций – это коэффициент, показывающий соотношение величины изменения равновесного дохода к соответствующей ей и вызвавшей ее величине изменения расходов на инвестиции.

МУЛЬТИПЛИКАТОР

   Понятие мультипликатора впервые было введено в экономическую теорию Р.Ф. Каном в его статье «Отношение внутренних инвестиций к безработице». Основное положение, из которого он исходил в этой статье, заключается в следующем: если принять, что склонность к потреблению, а также некоторые другие условия в гипотетических обстоятельствах заданы, и если представить себе, что монетарные органы или какие-либо другие государственные органы примут меры, направленные на стимулирование или замедление инвестиций, то изменения в величине занятости окажутся функцией от изменений в сумме чистых инвестиций. Р. Кан видел свою цель в том, чтобы установить общие принципы, с помощью которых можно исчислить количественное отношение между приростом чистых инвестиций и вызываемым им приростом совокупной занятости.

   Эффект мультипликатора инвестиций позволяет объяснить, каким образом крайне малые изменения инвестиций (сдвиг графика спроса на инвестиции – рис. 3.8) позволяют гораздо в большем объеме изменить совокупный доход, а, следовательно, и занятость.

   Абстрагируясь от чистого экспорта, государственных расходов и автономного потребления, можно представить совокупный доход как сумму потребления (C) и инвестиций (I), вследствие чего условие равновесия примет вид: Y = Ia + С (У) = Ia + mpc·Y или Ia = Y (1 – mpc), следовательно: . Соответственно, мультипликатор инвестиций имеет вид:  и принимает значения больше 1. Исходя из этого мультипликатор тем больше, чем больше предельная склонность к потреблению и чем меньше предельная склонность к сбережению (чем круче линия S на рис. 3.8).

   С другой стороны, совокупный доход можно представить и как сумму потребления (C) и сбережений (S), вследствие чего доход примет вид: Y = S(Y) + С (Y). Следовательно, равновесие достигается при Ia + С (Y) = S(Y) + С (Y) или Ia = S(Y), т.е. на пересечении графиков сбережений и инвестиции (точка В1 на рис. 3.8). Это одна из двух интерпретаций равновесия в кейнсианской модели, предполагающая равенство сбережений и инвестиций, а также нахождение точки равновесия на пересечении их графиков. Вторая интерпретация будет рассмотрена в параграфе 3.5.

   В отличие от классической модели, где связь между сбережениями и инвестициями устанавливается через ставку процента, в кейнсианской модели равенство сбережений и инвестиций является результатом изменения совокупного дохода. Инвестиции вызывают рост совокупного дохода, что способствует увеличению сбережений в объеме, соответствующем этому изменению. Если же сбережения превышают инвестиции, то доход будет постепенно уменьшаться до тех пор, пока сбережения не будут соответствовать инвестициям.

   При изменении автономных инвестиций на величину Iа (на рис. 3.8 – сдвиг графика инвестиций с I1 r I2) равновесие в экономике сместится в точку В2 и национальный доход изменится в том же направлении, но на большую величину (с Y1 до Y2), обусловленную величиной мультипликатора инвестиций. Таким образом, эффект мультипликатора приводит к совершенствованию совокупного спроса, но не влияет на совокупное предложение. Увеличение инвестиционных расходов вызывает рост доходов инвесторов, что, в свою очередь, влечет рост их расходов на потребление. Увеличение потребления приводит к росту эффективного спроса, что ведет к росту дохода. Этот цикл многократно повторяется и постепенно угасает в точке, в которой сбережения компенсируют возникший прирост инвестиций.

Пример действия эффекта мультипликатора

   Предположим, что национальный доход (Y) равен 1000, предельная склонность к потреблению (mpc) – 0,25, а первоначальный объем автономных инвестиций – 100. Исходя из эффекта мультипликатора такой прирост инвестиций увеличит национальный доход на Y = [1/ (1-0,25)]Ч100 =133, т.е. несколько больше, чем на 100. Почему это произойдет?

Информация о работе Национальная экономика. Понятие национального богатства