Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:58, контрольная работа
Одной из самых интересных и парадоксальных стран нашего времени является Япония. Причудливое переплетение древних восточных традиций и западных нововведений, полный разгром во Второй мировой войне, многочисленные экономические кризисы второй половины 20 века - все это не помешало Японии выйти сегодня на одно из первых мест в мире. Современная Япония - это не только центр древнейших традиций Востока, но и гигант экономического и научно-технического мира.
1 Введение 2
2 Последствия Первой мировой войны 3
3 Развитие японской экономики в 20-е годы 4
4 Влияние кризиса 1929—1933 гг. 7
5 Милитаризация экономики Японии 8
6 Заключение 11
7 Список литературы 12
Содержание
1 Введение 2
2 Последствия Первой мировой войны 3
3 Развитие
японской экономики в 20-е
4 Влияние кризиса 1929—1933 гг. 7
5 Милитаризация экономики Японии 8
6 Заключение 11
7 Список
литературы 12
Введение
Одной из самых интересных и парадоксальных стран нашего времени является Япония. Причудливое переплетение древних восточных традиций и западных нововведений, полный разгром во Второй мировой войне, многочисленные экономические кризисы второй половины 20 века - все это не помешало Японии выйти сегодня на одно из первых мест в мире. Современная Япония - это не только центр древнейших традиций Востока, но и гигант экономического и научно-технического мира.
Чтобы
понять, как Японии удалось выйти
на такой уровень экономического
развития, необходимо заглянуть в прошлое
и просмотреть отдельные этапы развития
страны. Одним из наиболее интересных
периодов её существования является период
превращения Японии в одну из лидирующих
стран мира, период перехода от аграрно-индустриальной
страны к индустриально-аграрной. Это
период между мировыми войнами (1918-1939),
период милитаризации экономики Японии.
1 Последствия первой мировой войны
Первая мировая война, сопровождавшаяся ростом японской промышленности и торговли, привела к укреплению позиций японского монополистического капитала, финансовой олигархии, возглавляемой крупными семейными концернами “дзайбацу”. В то же время она принесла новые бедствия, растущую нищету народным массам, что усугублялось хроническим кризисом полуфеодального сельского хозяйства, основанного на эксплуатации безземельных крестьян-арендаторов.
Участвуя в первой мировой войне на стороне Антанты, Япония не вела активных военных действий. Военные операции ограничились захватом германских владений в Шаньдунской провинции Китая (вместе с главным городом Циндао), а также принадлежавших Германии островов на Тихом океане: Маршалловых, Каролинских и Марианских. Воспользовавшись благоприятной обстановкой, японские империалисты в ультимативной форме предъявили в 1915 г. Китаю "21 требование", предусматривавшее установление военного и экономического диктата Японии над жизненными центрами китайской территории. Многие из этих требований (разрешение японцам вести промышленную и коммерческую деятельность в Китае; признание за Японией исключительных прав в кредитовании железнодорожного строительства; аренда ряда китайских территорий, железных дорог и предприятий; запрет аренды китайских портов и бухт другими державами) были приняты китайским правительством и вошли в состав заключенного в том же году кабального японо-китайского договора.
Наряду с прямыми территориальными захватами Япония сумела добиться значительного улучшения внешнеторговых позиций. Пользуясь монопольным положением на азиатских и дальневосточных рынках, временно покинутых европейскими предпринимателями, она увеличила свой экспорт в эти районы мира в 3 раза. К концу войны доля Японии во внешней торговле Китая составляла чуть меньше 50% (доля Англии - 17,1%, США - 12,8%). Почти в пятикратном размере возросли и японские заграничные инвестиции.
Военные поставки и внешнеэкономическая экспансия дали сильный толчок развитию промышленности. Объем ее продукции в военные годы вырос более чем вдвое. Почти в 3 раза увеличился выпуск чугуна и стали. К концу войны японское судостроение вышло на третье место в мире. В рассматриваемый период значительно улучшилась техническая оснащенность японских предприятий. Следовательно, главным экономическим итогом военных лет было превращение Японии из аграрно-индустриальной страны в страну индустриально-аграрную.
Война
обогатила японскую буржуазию. Увеличение
в 2,5 раза капиталов акционерных обществ
говорит об этом весьма ясно. Трудящимся
же война принесла лишь рост налогов и
удлинение рабочего дня. Вдвое выросли
цены. Реальная заработная плата понизилась
на 1/3. Ухудшилось и положение крестьян.
Среди них продолжался процесс обезземеливания,
росло число арендаторов и полуарендаторов.
Уплачиваемая натурой арендная плата
достигла в ряде мест 60-70% урожая риса.
Высокие цены на этот основной продукт
питания обогащали помещиков, богатых
крестьян, но оказывались настоящим бедствием
для пролетарских масс города и деревенской
бедноты. Под влиянием событий Великого
Октября в Японии начался подъем массового
рабочего и крестьянского движения. Его
размаху способствовало резкое увеличение
цен на продовольствие. Рис в сравнении
с довоенным периодом вздорожал в 6 раз.
В августе 1918 г. в Японии вспыхнули «рисовые
бунты», сразу принявшие общенациональный
характер. В этом движении протеста приняло
участие около 10 млн. человек - рабочие,
крестьяне, ремесленники, студенты. Движение
длилось 2 месяца и было жестоко подавлено.
2 Развитие японской экономики в 20-е гг.
Завершение первой мировой войны ухудшило внешнеэкономические позиции Японии. Крупнейшие империалистические державы не могли примириться с возрастанием ее роли в Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке. На китайском рынке японцев вновь стали теснить конкуренты, в первую очередь монополии США. Решения Вашингтонской конференции (1921-1922 гг.) обязывали Японию признать принцип "открытых дверей" в торговле с Китаем, что ставило крест на ее монопольных притязаниях. Бесславно окончилась и интервенция против Советской России. Японцы вынуждены были покинуть и северную часть острова Сахалин.
Ослабление внешнеторговых позиций отрицательно сказалось на экономическом развитии Японии. В 1920-1921 гг. страну поразил мировой экономический кризис. Японский экспорт упал на 40%, импорт - на 30,9%, уровень промышленного производства снизился на 20%. Кризис показал, насколько непрочными являются последствия военного бума, заставил японских промышленников срочно перестраивать экономику сообразно с условиями мирного времени.
После этого в стране начался период промышленного подъема. Повысился удельный вес индустрии в национальном доходе. В 1929 г. продукция одной лишь обрабатывающей промышленности оценивалась в 7,7 млрд. иен (3,5 млрд. иен в сельском хозяйстве). Ведущая роль по-прежнему принадлежала хлопчатобумажной отрасли, дававшей более 40% объема промышленного производства. Фабричное изготовление хлопчатобумажных тканей развивалось весьма интенсивно. Подорвав только в начале XX в. ручное ткачество, оно к концу 20-х гг. уже успешно конкурировало на мировом рынке с английским Ланкаширом. Непрерывно возрастала роль тяжелой индустрии. В 1929 г. она давала уже свыше 30% продукции обрабатывающей промышленности. В годы промышленного подъема завершается становление машиностроения как особой отрасли. Для роста крупной фабрично-заводской промышленности Японии, особенно тяжелой, большое значение имела эксплуатация сырьевых ресурсов Кореи и Маньчжурии.
В ходе промышленного подъема 20-х гг. в стране неуклонно развивался процесс концентрации производства. В 1929 г. на крупные предприятия (50 и более занятых) приходился 61% всей продукции промышленности. При этом каждый пятый японский рабочий трудился на крупнейшем предприятии с числом занятых свыше тысячи. Концентрация производства опиралась на концентрацию капитала. По данным налоговых ведомств, доля акционерных компаний с капиталом свыше 5 млн. иен возросла за период 1918-1929 гг. с 2,7 до 3,6% общего числа этих компаний, а в сумме капитала их - с 56,3 до 65,1%. В конце 20-х гг. 388 компаний (с капиталом у каждой свыше 10 млн. иен) по уровню концентрации капитала практически мало чем уступали крупным корпорациям Запада. Позиции высококонцентрированного капитала усиливались также и в банковском деле. С 1914 по 1929 г. общая сумма вкладов в коммерческие банки возросла в 6,2 раза (с 1,5 до 9,3 млрд. иен), количество же банков сократилось с 1593 до 878.
Процессы концентрации производства и капитала многократно усиливали роль японских монополий. Во время войны и после нее в Японии завершается формирование монополистических объединений в форме семейных концернов - дзайбацу. В отличие от монополий Запада дзайбацу возникли не только вследствие капиталистической конкуренции и концентрации капитала, но и на базе пользования особыми торгово-промышленными привилегиями, дарованными государством отдельным торговым, ростовщическим или самурайским кланам. Теснейшая связь монополистических привилегий с родовыми, семейными узами делала японские концерны во многом несхожими с монополиями западного образца. Акции дзайбацу не имели широкого хождения.
Отличительной чертой деятельности дзайбацу была их универсальность. Концерн Мицуи вырос из старинной торгово-банковской фирмы. Концерн Мицубиси в 20-х гг. контролировал около 120 компаний общим капиталом в 900 млн. иен, имел в своем составе железнодорожную, электротехническую компании, компании в металлургической, горнорудной, судостроительной, бумажной промышленности. Концерн Сумитомо тоже был многоотраслевым. Объединение Ясуда сначала было крупным банкирским домом, но затем под его контроль попали многие промышленные предприятия.
Отличительная
примета японских дзайбацу состояла
в их исключительно тесной связи с государством.
Государство, как и прежде, играло роль
крупнейшего предпринимателя, причем
и в машиностроении, и в судостроительной
промышленности. Технический уровень
казенных заводов, как правило, был выше,
чем частных. За 1887-1940 гг. правительство
обеспечило не менее 2/3 всех инвестиций
в экономику страны. Львиная их доля была
передана концернам. Владея акциями на
общую сумму в 1/2 млрд. иен, крупнейший
помещик страны император (микадо) делил
с концернами Мицуи и Мицубиси доходы
от японской внешней торговли и судоходства.
Государственно-
3 Влияние кризиса 1929—1933 гг.
Обогативший дзайбацу промышленный подъем сменился кризисом перепроизводства. Еще в. 1927 г. страну поразил финансовый кризис, сопровождавшийся банкротством ряда банков. Затем и на Японию обрушился мировой экономический кризис 1929-1933 гг., резко упал японский экспорт (к 1931 г. почти в 2 раза). Поскольку на экспорт шло около 20% валового национального продукта Японии, падение производства оказалось весьма значительным. За 1929-1931 гг. продукция сельского хозяйства сократилась на 40%, промышленности - на 32,2%. Сокращение производства сильней всего затронуло угольную, металлургическую, хлопчатобумажную промышленность и судостроение. Число безработных достигло невиданного доселе уровня - 2,5-3 млн. человек.
Особенно тяжелый спад переживало сельское хозяйство. Сокращение экспорта стало настоящей катастрофой для шелководства. Аграрный кризис привел к тому, что цены на сельскохозяйственные продукты с 1921 по 1931 г. упали на 47%, на шелковичные же коконы они уменьшились в 3,5 раза. В стране крайне обострились социальные противоречия: количество забастовок в промышленности, арендных конфликтов в деревне резко возросло.
Выход из кризиса японская буржуазия стала искать в активной милитаризации экономики, в переходе к новым аннексиям, в общей фашизации режима. Причины этого следует искать прежде всего в своеобразии хозяйственного развития Японии , в военно-феодальном характере японского империализма.
Монополии, закабаляя мелкое производство, препятствовали преодолению сложившегося отставания промышленности.
В большинстве же отраслей, обслуживающих традиционные внутренние рынки (мелкая металлообработка, изготовление национальной одежды и обуви, японской бумаги, фонарей, зонтов, керамических изделий), к началу 30-х гг. еще не был завершен промышленный переворот и производство пребывало на мануфактурной стадии.
Из этого отставания в экономическом развитии проистекала особая агрессивность японского милитаризма, в котором, как указывал В. И. Ленин, с монополией "особого удобства грабить инородцев, Китай и пр." всегда была связана "монополия военной силы", отчасти заменявшая, отчасти выполнявшая "монополию современного, новейшего финансового капитала".
Еще в 1927 г. генерал
Танака, занимавший тогда пост премьер-министра,
представил японскому императору секретный
меморандум, где указывал на необходимость
для Японии проводить в Восточной Азии
политику "крови и железа", завоевать
десяток стран.
4 Милитаризация экономики Японии
В 1931 г. Япония оккупировала Маньчжурию, в 1933-1935 гг. заняла ряд провинций на Севере Китая, а в 1937 г. начала открытую войну против китайского народа. В стране формировался режим военной диктатуры фашистского типа.
Военные расходы легли тяжелым бременем на плечи японского народа. В 1937-1938 гг. они составили 70-80% всех бюджетных расходов. Государственный бюджет Японии начиная с 1933 г. ежегодно сводился с многомиллиардным дефицитом, который покрывался эмиссией необеспеченных бумажных денег.
Военно-инфляционная конъюнктура помогала государству стимулировать развитие отраслей, связанных со снаряжением армии и флота. За 1931-1938 гг. при общем росте промышленной продукции в 1,6 раза продукция металлургии увеличилась в 10 раз, машиностроения - в 6,7, химической промышленности - в 3,2, газовой и электротехнической - в 2,1 раза. В этот период в особую отрасль выделилось производство грузовиков и самолетов. К 1939 г. производство оружия и военных материалов по сравнению с 1925 г. выросло почти в 5 раз. Милитаризация экономики способствовала резкому подъему тяжелой промышленности. За 1929-1938 гг. ее доля в общем объеме производства увеличилась с 32,2 до 60,8%-, тогда как доля текстильной промышленности уменьшилась с 41,4 до 20,2%.
Перевод
японской экономики на военные рельсы
проходил под знаком всемерного усиления
государственно-