Китай в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:19, контрольная работа

Краткое описание

Успехи экономического развития Китая выражаются в росте объемов промышленного производства и занятии ведущих позиций в мире по производству многих видов продукции. Китай является мировым лидером в производстве угля, стали, цемента, зерна, мяса, хлопка, находится на ведущих мировых позициях по добыче нефти, производству электроэнергии. В середине 90-х гг. КНР - третья в мире держава по объему годового производства ВНП (исходя из паритета покупательной способности национальных валют).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Внешнеполитические ресурсы Китая 4
2. Внешнеполитические цели Китая 8
3. Внутренние и внешние проблемы Китая 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Содержимое работы - 1 файл

Мировая экономика контрольная Радмир готовые1.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

     Отношения Китая с Евросоюзом менее политизированы. Торговля между Европой и КНР  является наиболее динамично развивающимся сегментом мировой экономики (в рамках АСЕМ – форума «Азия – Европа») и удваивается каждые 5-6 лет. Связку с Евросоюзом Китай противопоставляет связи США с Японией. Вместе с тем в Европе с опасением воспринимают растущий экономический вес Китая, в частности, имея в виду количество контрафактной продуции, поступающей из этой страны (по имеющимся данным, Китай в этом вопросе – чемпион мира).

     Откладывая  актуализацию глобальных внешнеполитических целей, Китай в настойщее время добивается следующих стратегических региональных целей:

     - признание мировым сообществом территориальной целостности Китая,  включая его права на Тайвань, Тибет, Синьцзян;

     - международное признание «особых» прав КНР на акваторию Южно-Китайского моря (где пересекаются нефтяные интересы девяти ее соседей по региону);

     - распространение преобладающего влияния на Юго-Восточную Азию;

     приемлемое  для Китая решение территориальных  вопросов с соседними государствами (здесь речь идет прежде всего об Индии, отношения с которой, несмотря на объявляемые «годы индийско-китайской дружбы», носят по оценкам обеих стран,  характер стратегического соперничества; в краткострочной перспективе страны не намерены обострять отношения, придерживаясь «вялотекущей нормализации»);

     - обеспечение поддержки соседними государствами позиций КНР в спорах с США и другими странами Запада;

     фактическое утверждение «особых отношений» между КНР и Монголией;

     - приобретение де-факто «особого положения» в Центральной Азии;

     исключение  шансов вступления других стран в  антикитайские коалиции и военного противостояния с Китаем;

     - навязывание другим странам торгово-инвестиционной политики, благоприятной для Китая;

     - признание странами региона ведущей региональной роли КНР, выражающейся в виде неформальных, но обязательных консультаций с Пекином перед принятием важных внешнеполитических решений;

     - обеспечение согласия других стран принимать китайских иммигрантов;

     - закрепление «особых прав» китайских меньшинств за рубежом и признание права Пекина на их защиту;

     - распространение китайского языка в Азии, обеспечение двуязычия в зарубежных районах компактного проживания этнических китайцев .

     В регионе Юго-Восточной Азии Китай  создал такой задел влияния, к  которому не смогло приблизиться ни одно другое государство регионального уровня. Причем этот задел создан так корректно и осторожно, что это не вызвало открытого противодействия других государств и тем более образования антикитайской коалиции. Ни одно стратегическое решение в регионе теперь уже не может быть эффективно осуществлено без неформального одобрения КНР.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Внутренние и внешние проблемы Китая.

 

     В настоящее время наибольшее острыми  являются внутренние проблемы развития КНР.

     Социально-экономические  проблемы. В нашей стране Китай  воспринимается почти исключительно  как страна, в высшей степени удачно проводящая рыночные реформы и демонстрирующая выдающийся пример динамичного развития. Однако немногие знают о трудностях и проблемах этого развития.

     Китайское «экономическое чудо» затрагивает  лишь около 1/10 населения страны, в  основном в ее юго-восточной части, где сосредоточены основные производственные мощности страны (экономический комплекс Шанхая, провинций Цзянсу и Чжэцзян). Концентрация грандиозных экономических и финансовых средств на ограниченной территории неизбежно означает сдерживание развития остальных регионов страны. В результате глубокая социально-экономическая дифференциация, сложившаяся исторически, стала сочетаться с процессом, воспроизводящим отсталость центральных и западных районов.  Почти миллиард китайцев в центральных и западных районах страны живет не намного лучше, чем в XIX в.  Среднемесячный заработок в КНР составляет $ 34-40, а почасовая заработная плата в промышленности  – 59 ам. центов (для сравнения: в Индии – 43 цента, в Таиланде – 85, Малайзии – 278, Турции – 346) . Китай прочно держится в списке стран с самыми низкими среднедушевыми доходами. В 2005 г. ВВП на душу населения составлял всего 1.7 тыс.долл. в год, а в США этот показатель достиг 42 тыс.  Удельный вес населения Китая, причисляемого по меркам Всемирного Банка к среднему классу  не превышает 5% . 

       Культивируемая площадь страны  – 13,4%. Крестьяне, составляющие 60% населения, имеют мизерные наделы  – от 0.15 до 0.3 га – являющиеся  главным источником их существования  .  Одним из главных факторов  социально-экономического неравенства горожан и крестьян является игнорирование властью на протяжении почти четверти века интересов сельского хозяйства, деревни, крестьянства.

     Власть  подчинила всю жизнь общества и государства интересам форсирования темпов экономического роста на основе всемерного расширения экспортного производства. На протяжении большей части периода  «реформ и открытости» органы власти обеспечивали прикрепление горожан к предприятиям, крестьян – к земле. В 2000-е гг. после смягчения, а в ряде мест отмены раздельной регистрации горожан и крестьян население начало мигрировать из неразвитых провинций в развивающиеся районы. Приток иммигрантов из сельской местности резко обострил конкуренцию на рынке труда. В результате возросла безработица, которая составляет  по неофициальным данным 20-22% трудоспособных граждан .

     Нищета  на одном полюсе контрастирует с  богатством на другом. Китай занял  второе место в Азиатско-Тихоокеанском  регионе по числу богатейших людей. Почти все они – жители приморских провинций.

     Глубокая  дихотомия между современными и традиционными секторами экономики не только порождает пропасть между отдельными слоями населения Китая, но и создает макроэкономические трудности - риск неспособности экономики страны «переварить» интенсивный приток иностранных инвестиций.

     Итоги экономического развития страны за последнюю  четверть века показывают, что их невозможно оценить как однозначно положительные. Цена, которую общество заплатило  и продолжает платить за форсированные  темпы экономического роста, оказалась  чрезмерно высокой.

     Экологические проблемы. Как и в большинстве  развивающихся стран, особенно с  высокими темпами роста, охрана окружающей среды в КНР отнюдь не приоритетна, скорее действует принцип «сначала развитие, потом экология». Результатом  стали кислотные дожди, водный кризис, опустынивание и эрозия почв. По имеющимся данным, только 60% сельского населения имеют возможность потреблять воду, соответствующую санитарным стандартам.

     Китай не присоединился к Киотскому  протоколу 1997 г. о сокращении выбросов «парниковых газов» (прежде всего речь идет об углекислом газе СО2). Между тем КНР  - абсолютный мировой лидер по данному показателю.

     По  некоторым данным, экологическая  ситуация в Китае едва ли не самая  худшая в мире. Даже официальные  лица этой очень закрытой страны начинают понемногу признавать, что если рост китайского ВВП считать с учетом ущерба, нанесенного окружающей среде, то он будут составлять не 8-14, а 1-3% в год.

     Поскольку экологические проблемы трансграничны по своей сути, ухудшение обстановки в среде обитания в КНР прямо затрагивает интересы России. Это не только контрабандная торговля российской древесиной, достигающая половины ее импорта в Китай, но и повторяющиеся загрязнения приграничных рек (р. Амур и др.). С сожалением приходится отмечать вялую реакцию китайских властей на эти нарушения.

       Энергетические проблемы. Китайская  экономика крайне ресурсоемкая. Поэтому Китай остро нуждается  в энергоносителях при нынешних  темпах его экономического роста.  В 2004-2005 гг. на долю Китая пришлось 4-5 % мирового ВВП. При этом удельный вес страны в мировом потреблении первичных энергоресурсов составил примерно 12 % . Собственные  энергетические ресурсы Китая складываются из угля (одно из крупнейших в мире месторождений), в меньшей  степени - нефти и газа. Поскольку рентабельность использования угля невысока, а разведанные запасы жидкого углеводорода недостаточны для обеспечения внутреннего рынка,  упор делается на их импорт.

     Политические  проблемы.   Они могут быть разделены  на три категории. Во-первых, это  проблемы сепаратизма, особенно обострившиеся в последнее время в связи с выступлениями за независимость в Тибете. Другие регионы, отмеченные сепаратистскими настроениями – уйгурская территория и внутренняя Монголия.

     Во-вторых, на местном уровне социально-экономические проблемы вызывают  раздражение и протест населения. Ответ властей часто сопряжен с использованием механизмов репрессивного аппарата.  

     В-третьих, существует нарастающее противоречие между рыночной экономикой Китая  и авторитарным политическим режимом  страны, которому не вылилось пока в серьезный кризис благодаря повышенному вниманию, которое руководство страны уделяет этой проблеме. Единственное за последние десятилетия крупное антиправительственное  выступление – протест пекинских студентов на площади Тяняньмынь в 1989 г., подавленное властями с использованием военной силы. В остальном политическая ситуация достаточно стабильная. Этому способствуют такие меры правящей элиты, как непротивление и даже поощрение дискуссий в обществе по вопросам модели реформ  (хотя Коммунистическая партия Китая – КПК-  держит их под своим контролем), включение в ряды КПК  зарождающегося среднего класса предпринимателей и интеллигенции.

     Компартия Китая хорошо усвоила уроки развала  Советского Союза и КПСС. Пекин  отверг проведение шоковой терапии путем радикальных политических реформ и заимствует опыт политического устройства у стран восточной Азии, в частности, Сингапура. Речь идет о так называемой демократии участия, которая подразумевает   лидерство авторитарной партии при небольшом расширении народного участия в политическом процессе, а также руководстве при помощи норм права.

      XVII съезд КПК 2007 г. предпринял  попытки решения внутренних проблем  Китая. Поставлена цель построения  к 2020 г. «общества среднего  достатка» на основе увеличения к этому времени уровня ВВП на душу населения в четыре раза по сравнению с показателями 2000 г. Однако дотичь этой цели можно, лишь изменив экономическую политику. По мнению китайского руководства, экономика должна постепенно отходить от сформировавшейся в 1990-е гг. экспортно-ориентированной модели, направленной на увеличение вывоза дешевых товаров из КНР и привлечение иностранных инвестиций в развитие производства за счет использования сравнительно дешевой рабочей силы. Вместо этого на съезде поставлена задача «увеличить капиталовложения в инновации и сделать упор на совершение прорыва в области ключевых технологий». Фактически речь идет о том, чтобы устранить зависимость Китая от импорта передовых технологий. Для этого предложено увеличить финансирование фундаментальных исследований, а также ускорить доведение их результатов до производства путем создания цепочек, объединяющих вузы, НИИ и предприятия.  Кроме того, была поставлена задача усилить социальную направленность политики, направленную на смягчение противоречий, обострившихся в период ускоренных реформ предшествующего периода. Наконец, концепция развития Китая не обходит вниманием и еще одну крайне важную  проблему – борьбу с загрязнением окружающей среды.

     Внешние проблемы. Сюда относится, прежде всего, мировой энергетический кризис, сопровождающийся длительным ростом цен на нефть. Ситуация усугубляется тем, что Китай поздно – в период высоких цен на нефть – приступил к созданию национального резервного нефтяного фонда и диверсификации источников поступления энергоресурсов. Цепочка последствий в этом случае может выглядеть так: рост цен на нефть и бензин в условиях продолжающегося «автомобильного бума»; рост инфляции; удорожание и, как следствие, падение темпов роста (или сокращение) экспорта и соответственно темпов роста ВВП, сверхмерно завязанного на внешние рынки.

     Промежуточным фактором риска, имеющим как внутриполитическое, так и международное звучание, является тайваньская проблема. Схема  кризиса весьма очевидна: провозглашение Тайванем независимости – война – международные санкции против Китая – кризис экспортного производства, отток иностранного капитала – инфляция, товарно-сырьевые дефициты – сокращение ВВП – социальный взрыв – кризис внутри КПК… Если, конечно, Китай пойдет на военные действия, о чем он, впрочем, недвусмысленно дает понять. Объективно выходом для китайского руководства является максимально возможное сохранение нынешнего статус-кво и поддержка тех политических сил на Тайване, прежде всего партии Гоминьдана, которые придерживаются тех же позиций и обещают не поднимать вопрос о независимости в течение ближайших 50 лет.

Информация о работе Китай в мировой экономике